• Преподавателю
  • Музыка
  • Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности»

Луковникова Г.В. - учитель музыки ГБОУ СОШ №417 г.Москва, 03.12. 2013г.

Цель мастер-класса:

- поделиться опытом по использованию методов системно-деятельностного подхода на уроках музыки и занятиях внеурочной деятельности.

Задачи:

- познакомить с методами и приемами, способствующими развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста;

- показать практическую значимость игровых форм на занятиях и целесообразность их применения.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Методы музыкального обучения:

1. Эмоционально-художественное «погружение»

2. Комплексное воздействие разных видов искусств

3. Метод сравнения и сопоставления.

4. Наблюдения за музыкой.

5. Музыкально-ритмической импровизации.

6. Вариантности впечатлений.

7. Обобщения.

8. Метод рефлексивной самоорганизации.

9. Проблемно-поисковый метод.

Виды деятельности на уроке (занятии):

1. Слушание произведений и рассуждение о музыке.

2. Вокально-хоровая работа, разучивание песен.

3. Музыкально-ритмические движения

4. Релаксация

5. Импровизация

6. Рефлексия

Материально-техническое и методическое обеспечение: ТСО, музыкальный, наглядный и дидактический материал, презентация, детские музыкальные шумовые инструменты, карточки ритма.

План проведения мастер-класса:

- проведение занятия с демонстрацией эффективных приемов работы;

- рефлексия (дискуссия по результатам мастер-класса)

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания или сопоставить свои формы работы с представленными на мастер-классе.

Пояснительная записка.

«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность»

Б.Шоу

Технология деятельностного метода направлена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Ведущей деятельностью детей на занятия является игра. Игра присутствует практически во всех видах музыкальной деятельности.

I. Проведение занятия с демонстрацией эффективных методов и приемов работы.

- Я проведу мастер-класс на примере занятия внеурочной деятельности «Хоровое пение» во 2-ом классе по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм».

1 этап. Организационно-подготовительный и диагностический

- Мы отправляемся в чудесную страну музыки на поезде. А поможет нам песенка «Веселые путешественники». (Метод эмоционально-художественного «погружения»)

- Молодцы, никто не потерялся, не отстал, а как вы думаете почему? (Деятельностный метод наблюдения, рассуждения «двигались согласованно, ровным шагом, потому что помогал ритм песенки, ритм песенки напоминает движение поезда)

- Мы приехали с вами страну Музыки. Давайте присядем на цветочной поляне и прислушаемся : «Здравствуйте ребята!» Это музыка приветствует вас. Давайте вместе ответим ей трезвучием: «Здравствуйте!»

- Еще раз споем приветствие с хлопками. (Повторение приветствия с хлопками)

- Вы заметили, что наши хлопки были разными. А какими? (Кроткими и длинными)

- Правильно! В музыке есть короткие и длинные звуки, они могут группироваться по- разному. И называются они, одним словом. Кто знает каким? (Ритм)

- Правильно! Ритм! И сегодня мы поговорим о ритме.

2.1 этап. Конструирующий. Вводная часть

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Проведем маленькое исследование: у сердца есть ритм?.. Послушайте ритм своего сердца. И у суток есть ритм - день и ночь. (Показ иллюстрации) И у земли есть ритм - осень, зима, весна и лето. (Игра «Лото») Они идут друг за другом поочередно - но зима и лето длинные, а весна и осень короткие. (Метод исследования, метод рефлексивной самоорганизации, наглядный метод)

- А теперь самостоятельно закончите фразу: « Ритм - это чередование …коротких и длинных звуков» (Метод волевой саморегуляции)

- Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность. Ритм это основа маршевой музыки. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, полька или марш. Что заставляет нас делать музыка вальса? ( Заставит нас плавно кружиться на счет раз-два-три) А что нам хочется делать под звуки польки? (Выполнять легкие поскоки на счет раз-два) Ну и что мы сделаем, услышав музыку марша?(Дружно шагаем на счет раз-два-три-четыре)

2.2. Слушание.

- Предлагаю поучаствовать в музыкальной викторине. Послушайте три пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Вам предстоит самим определить звучание марша, польки и вальса и найти отличия. (Используется деятельностные методы сравнения, сопоставления, наблюдения и рассуждения о музыке)

2.3. Ритмическая разминка

- В жизни все подчинено ритму. Отгадайте загадку:

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят: «Который час?»

Усатое Солнышко

Спряталось за стёклышко.

Шевелит усами

Зовут его (Часами.

- У часов свой ритм - ровный. Под их тиканье мы можем спокойно уснуть, а можем утром сделать зарядку. Приготовьтесь делать ритмическую разминку. (Ритмическая разминка «Часики-Фиксики»)

2.4. Вокально-хоровая работа. Разучивание песен

- Ритм - это большое разнообразие ритмических рисунков. Есть на телевидении игра «Угадай мелодию». А я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай песню по ритму». Посмотрите на ритмические рисунки и скажите, к какой песенке они относится, а помогут вам картинки. ( Работа с карточками, демонстрация иллюстраций)

- Прохлопаем ритмический рисунок этих песен. ( «Во поле береза стояла», «Антошка», «В траве сидел кузнечик»).

- В этих песенках живут яркие образы - Березка, Антошка, Кузнечик. Само название определяет ритмический рисунок мелодии. А если подойти творчески, то можно обыграть любую песенку с движениями. И тогда эта песенка станет маленьким мини-спектаклем.

- Разучим детскую песенку-игру «У оленя дом большой». Нам предстоит нелегкая задача: петь мелодию, передавать ритмический рисунок песни, произносить слова и выполнять движения по тексту. И все это одновременно. Эта песенка-игра поможет нам определить, насколько у нас развито чувство ритма - Разучим слова песни

  1. У оленя дом большой, 2. Тук-тук, дверь открой,

Он глядит в своё окошко. Там в лесу охотник злой.

Зайка по лесу бежит Зайка, зайка, забегай

В дом к нему стучит! Лапу мне давай!

- А теперь проведем тестирование:

1. Кому удалось лишь только произносить слова - 1 хлопок

2. Кому удавались и слова и мелодия - 2 хлопка

3. Кому удавалось делать все одновременно - 3 хлопка ( Самооценка)

- Тому, кто оценил себя на три хлопка предлагаю выйти и закрепить свой успех.

(Активизация внимания, координация речи с движением, эмоциональное восприятие образов, индивидуальная работа и работа в группах, метод сравнения и рефлексии, комплексное воздействие разных видов искусств)

2.5. Релаксация.

- Мы выяснили, что ритм - это основа любой песенки или произведения. А как вы думаете, что проявилось раньше ритм или мелодия? (Высказывания детей). Если мы вслушаемся в звуки ветра, моря, ручья, шелест листьев, биение своего сердца. (Слушание фрагмента «Звуки природы»), то мы поймем, что в этих звуках уже есть и мелодия и ритм. «Мелодия без ритма - это, как знания без книг». (Показ презентации «Ритмы жизни») Ритм сопровождает нас повсюду: в узоре на крыльях бабочки, в срезе ствола дерева, в набегающей на берег волне, архитектурных сооружениях зданий, в мерном постукивании молота кузнеца, в строении солнечной системы, в быстром беге и строевом шаге. Даже у городов есть свой ритм. Ритм - основа танцевальных движений. У многих народов ритм - основа традиционной культуры

- Мы все еще в гостях у волшебницы Музыки. Давайте устроим маленький привал - отдых в шалаше, на несколько минут закроем глаза и представим себя наедине с Музыкой и Природой. (Релаксация. Эмоционально-художественное погружение)

2.6. Импровизация на музыкальных инструментах.

- Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д. Выскажите свое мнение. (У колыбельной песенки ровный, успокаивающий ритм, а у потешки-прибаутки подвижный, острый) Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нас, способен вызывать ответную реакцию. (Проблемно-поисковый метод)

- А какую реакцию у вас вызывает эта музыка. (Слушание вальса Ф.Шопена)

Так и просятся в руки музыкальные инструменты. Давайте поимпровизируем на тему «Собачьего вальса» Ф.Шопена на музыкальных инструментах. Придумайте свои варианты ритмического рисунка. (Творческая импровизация, самовыражение)

3 этап. Итог урока (занятия). Рефлексия

- Могла бы музыка существовать без ритма?

- Может ли ритм влиять на характер произведения? (Метод обобщения)

- Продолжите мою фразу по цепочке:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Мое настроение…

(Метод рефлексивной самоорганизации)

- Наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся с волшебницей Музыкой и скажем ей «Спасибо» и «До свидания!»

II. Дискуссия по результатам мастер-класса

Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических упражнений, которые я применяю на уроках музыки и занятиях внеурочной деятельности для развития чувства ритма у обучающихся.

Я использовала различные методы музыкального обучения. Все они направлены на развитие у детей самостоятельности и самодеятельности.

Системно - деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике : дети учатся умению рефлексировать, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»





Дополнительный материал

Частушки

Мы играли, как умели

Вместе танцевали

И на бубнах, и на ложках

И на барабане.

Сидит ежик на заборе, белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге - фуражка.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели,

Мы сказали: «Тишина»

В классе треснула стена.

Загадки

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

На лугу живет скрипач?

Носит фрак и ходит вскач!

(Кузнечик)

Рыжий он и конапатый,

Отговорками богатый:

Не хочу копать картошку,

Уберите прочь гармошку!

Мне б поесть. Ну где же ложка?

Говорил так кто? ..... (АНТОШКА)









© 2010-2022