Методическая разработка по книге Г. П. Стуловой. Часть 1

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

по книге Г.П.Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».


Автор: Аверкина Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ,

г.Саров


Основные методические направления в процессе обучения пению.

Уровень общего развития учащихся проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходство различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Уровень специфического развития, т.е. вокального, характеризуется качествами воспроизведения, важнейшие из которых: тембр, интонация, звуковысотный и динамический диапазон голоса, дикция.

Выбор оптимального режима голосообразования у учащихся.

Методика вокальной работы строится на основе определенного представления о звучании детского голоса. Такие характеристики голоса, как звонкость, полётность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжения звучания относятся к представлению о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре.

Так как фальцетом можно снять практически весь диапазон голоса, а грудным регистром - лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике считается наиболее приемлемым, т. к. не допускает перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако, грудной регистр не обязательно должен быть напряженным, если он не выходит за пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом же пении возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона при различной нюансировке тембральной насыщенности. В целях расширения художественно-исполнительских возможностей дети и до мутационного периода могут и должны научиться сознательно использовать различные регистры своего голоса.

Выбор оптимального режима голосообразования определяется тремя основными факторами:

-индивидуальными особенностями данных голосов;

-этапом вокальной работы;

-условиями занятий (при индивидуальном и коллективном обучении).

В условиях индивидуальных занятий.

На I этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начинается с того регистрового режима, к которому проявляется склонность у ребенка от природы.

На П этапе вводится понятие о звукообразовании и звучании натуральных регистров. Формируется навык сознательного их использования в соответствующем им диапазоне: фальцетом на всем диапазоне, начиная с верхней тесситуры, а грудным - лишь в нижней его части.

На III этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить с фальцетного регистра к грудному через микстовый при постепенном тембральном обогащении его, начиная от очень легкого микста, близкого к фальцетному типу.

На IV этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.

Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто проводятся занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.

В условиях коллективных занятий.

С самого начала хор разделяется на две группы по признаку склонности к преимущественному использованию одного из крайних типов регистрового звучания. Такое разделение производится в результате индивидуального прослушивания.

Для начала работы требуется выбор такого оптимального режима, который был бы доступен для большинства поющих. Наиболее простой режим голосообразования - фальцет в средней, ближе к высокой тесситуре. Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых. На этом этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Для большинства детей это возможно на основе настройки их голосов на облегченное звучание, близкое к фальцетному типу, в средней, ближе к высокой тесситуре.

Дальнейшие этапы работы при коллективном обучении пению следуют по принципу: от чистых регистров к смешанным, которые идут по пути постепенного тембрального обогащения и овладения умением произвольно использовать различные регистры своего голоса.

Фальцетный тип голосообразования в дальнейшем используется как метод при разучивании произведений, т.к. при пении фальцетом голос меньше утомляется, а звуковысотная интонация становится точнее по сравнению с любым другим нефальцетным звукообразованием.

Постоянно петь чистым фальцетом до наступления мутационного возраста детям нецелесообразно, т. к. такой регистровый режим производит звук, бедный по тембру, и имеет ограниченный динамический диапазон. С физиологической точки зрения - это искусственное выключение из работы внутренней мышечной системы, заложенной в толще самих голосовых складок, которая работает лишь при грудном или смешанном режиме фонации, будет тормозить естественное ее развитие.

Чисто грудной голос имеет свои недостатки: ограниченный звуковысотный диапазон. Выход за его пределы сопровождается перенапряженностью в звуке голоса, что недопустимо. Чтобы исполнить песню, написанную в современных традициях, одного грудного регистра недостаточно, неизбежно потребуется регистровая перестройка. Чтобы она была более незаметной, необходимо владение смешанными регистрами в различной степени приближения к крайним типам: в верхней тесситуре используется легкий микст, ближе к грудному типу.

Критерий правильности выбора степени смещения регистров в соответствии с заданной высотой звука - отсутствием мышечных зажимов при голосообразовании и излишних перенапряжений в звучании голоса.

К выбору оптимального звучания голоса педагог должен подходить не только глядя в перспективу развития детского голоса, но даже в процессе одного урока: от легкого фальцетного в начале урока до более тембрового обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту, в конце его. В начале урока исполняются песни, требующие легкого тембрового звучания голоса, и лишь к концу его - песни, звучащие тембрально насыщеннее.

Основные принципы обучения пению.

1. Принцип воспитания и всестороннего развития.

Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.

Эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению зависит от направленности работы педагога на воспитание таких личных качеств в учащемся, как: доброжелательность к другому при оценке его недостатков; способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние, желание придти на помощь, чувства сострадания, чуткости к людям; а также их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.

2. Принцип сознательности и творческой активности учащихся.

Этот принцип включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а так же сознательное освоение знаний, умений и навыков. Возможности для этого - в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях на основе самоконтроля. Учащиеся должны уметь обнаруживать как достоинства, так и недостатки звучания голоса.

Этому способствует прослушивание и анализ вокального звучания. С этой целью в практику обучения введена серия устных и письменных заданий, в которых используется система вопросов, стимулирующая подобные умственные процессы учащихся.

На первом этапе эти вопросы связаны с воспитанием у детей эстетического отношения к звучанию голоса: красиво или некрасиво получилось, что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания, нравится ли и почему и пр.?

Вопросы следующего этапа работы относятся уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: какой тембр голоса, есть ли в звуке вибрато, чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование, близкая ли вокальная позиция и т.п. Все это наряду с воспитанием слуха формирует у детей и эмоциональное отношение к музыке.

3. Принцип перспективности.

Задача педагога обеспечивать развитие учащихся, а не ориентироваться только на достигнутый уровень. Это относится как к общему, так и к специфически вокальному развитию. В связи с этим в работу вводятся фрагменты из произведений, заведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе развития, но которые увлекают их своим содержанием. Отдельные интонации и фразы включаются в распевание малыми "дозами", исполняются в разных тональностях, вокализируя или со словами. Постепенно фрагменты укрупняются и через какое-то время сложное произведение становится доступным. На таких произведениях обычно и происходит рост исполнительских возможностей учащихся.

К подбору песенного материала мы стараемся подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможности детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, но без спешки.

4. Принцип систематичности.

Принцип систематичности в процессе обучения проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.

Известно также, что подвижность и гибкость голосов необходимо все время развивать и поддерживать, т.к. эти качества голосов легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях.

5. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимость соблюдения данного принципа обуславливается многообразием природных индивидуальных различий. Реализация принципа индивидуального подхода при коллективном проведении занятий идет по пути учета индивидуальных и возрастных возможностей учащихся, а также их личного певческого опыта и общего развития.

Индивидуальный контроль осуществляется следующими методами:

-визуального наблюдения в процессе коллективной работы;

-индивидуального прослушивания в группе;

-видеозаписи во время занятий, публичных выступлений.

6. Принцип посильной трудности.

Границы возможностей каждого ученика, даже в пределе одного возраста, разные, ибо выносливость голоса у каждого имеет свой предел. Со временем она развивается, но индивидуальные особенности учащихся остаются. Следует не допускать переутомления голоса, стараясь придерживаться правила: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически. Продолжительность занятия ограничивается первыми признаками утомления - снижением уровня внимания.

После каникул певческие нагрузки вводятся постепенно.

7. Принцип положительного фона обучения.

Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Основная задача педагога - заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. Техника пения усваивается легко и непринужденно тогда, когда дети сами хотят ее усвоить. Заинтересованность детей - основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность, серьезность.

8. Принцип единства художественного и технического развития учащихся.

Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники. Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.

Реализация данного принципа ведет к постепенному приобретению навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного, выразительного пения.

9. Принцип предшествования слухового восприятия какого- либо произведения его осознанию.

Введение нового понятия или термина опирается на слуховое восприятие, полученное ранее. Т. е. сначала выучивается какая либо интонация или песня, а затем методом анализа способов исполнения ее или вычленения отдельных элементов музыкального языка через серию вопросов, активизирующих мышление учащихся, вводятся новые понятия.

10. Основополагающим специфическим принципом в нашей вокальной работе с детьми является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

Управление певческим процессом за счет регулирования качества звучания голоса - самый эффективный путь развития певческого голоса. Так как способ деятельности голосового аппарата реализуется в качествах звука певческого голоса, целесообразно привлекать внимание ученика к результату этой работы _качеству голоса.

Добиваясь определенного качества звука, педагог может целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса качественными методами, ориентируясь на качество звучания голоса.

Система методов вокальной работы с детьми.

1. Метод сравнительного анализа.

В практике вокального воспитания детей широко применяется метод сравнительного анализа. Он используется в нашей работе с первых же уроков, когда дети должны дать свои первые эстетические оценки певческому звуку: красивый или некрасивый.

Сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся понимать и дифференцированно воспринимать отдельное правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух, художественный вкус. Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению.

Известно, что поющий слышит себя иначе, чем со стороны, поэтому сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталонами помогает учащимся наиболее ярко услышать недостатки своего исполнения.

Метод сравнительного анализа используется также при прослушивании пения других учащихся или записей образцового исполнения детьми, мастерами вокала, разучиваемого репертуара. Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, улучшается и воспроизведение.

2. Метод развития вокального слуха и достижения наилучшего звучания голоса - направление внимания ученика при пении на его внутренние ощущения. Этот процесс можно представить следующей последовательностью действий ученика:

1)прежде всего, слуховое внимание (т.е слуховая активность);

2)сравнение и сопоставление различных образцов (т.е. умственные операции);

3)попытки воспроизведения (собственные действия);

4) анализ полученного звучания с точки зрения эстетической (чувственное восприятие);

5) внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона, заданного учителем (моделирование вокального движения в сознании);

6) новые попытки воспроизведения (повторные действия);

7)обобщение слуховых впечатлений и теоретические знания, которые всегда даются после слуховых впечатлений (осмысление);

8) введение понятия об явлении;

9) объяснение его механизма по принципу наглядности (слуховой и зрительной);

10) достижение искомого качества звучания в собственном исполнении (совершенствование навыка);

11) исполнение на основе постоянного самоконтроля.

Для развития вокального слуха крайне важен вопрос о слуховой и зрительной наглядности в процессе обучения пению.

Перечислим и остальные методы, используемые в нашей практике, все они не исключают, а взаимно дополняют друг друга:

3.Наглядный метод (слуховой и зрительный).

4. Словесные методы:

-беседа, обсуждение характеров музыки, способов исполнения;

-объяснение теоретических знаний, обобщения, введение новых понятий, специальной терминологии;

-образные сравнения, вызывающие ассоциации в процессе поиска новых мышечных ощущений при пении;

-оценки исполнения;

-анализ недостатков;

-вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

5.Метод повторения вокальных упражнений, песенного материала (вокальные, групповые, хоровые).

6.Движения под музыку, как метод удовлетворения потребности в двигательной активности детей является для них отдыхом от статического положения на уроке, внося разнообразие в занятия, вызывая интерес к музыкальной деятельности (драматизация песен; игровые действия; отражение ритма и высоты звуков; изобразительные моменты в процессе исполнения песен и пр.).

7.Метод осмысленного пропевания.

8.Концентрический метод.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он подразумевает:

1) плавное пение без придыхания;

2) при вокализации на гласную, должна звучать чистая фонема;

3) непринужденность и свобода голосообразования;

4) умеренно открывать рот при пении;

5) не делать никаких гримас и усилий;

6) петь не громко и не тихо;

7) уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;

8) петь звукоряд вниз и вверх ровным по силе звуком;

9) без portamento и некрасивых "подъездов" прямо попадать в ноту;

10) соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением;

11) нельзя допускать усталости, так как она, кроме порчи голоса, ничего не принесет.

9.Фонетический метод.

Это один из способов настройки детского голоса на тот или иной тип регистрового звучания.

В практической работе с детьми с целью достижения легкости, полетности и звонкости голосов нужно стремиться максимально приблизить вокальную позицию засчет унифицированного исполнения всех гласных "на полуулыбке". Целесообразность сохранения позиции рта "на полуулыбке" при произнесении всех гласных оправдана необходимостью закрепить близкую вокальную позицию, что на первом этапе работы является первоочередной задачей. Позже округление звука можно осуществлять и за счет губ, но при направленности внимания учащихся на сохранение близкой вокальной позиции. Добиться этого легче, если у детей уже сформированы понятие и вокально-слуховое представление о близкой и далекой вокальной позиции. А начинать работу с детьми с округления звука за счет губ нельзя, так как это приведет лишь к закруглению вокальной позиции голоса. То же самое произойдет, если рекомендовать детям петь "на зевке". Чрезмерно выраженный зевок приводит к перенапряжению зева и заглублению вокальной позиции звука.

Нахождению близкой вокальной позиции способствуют сенсорные согласные: "Р", "Л", "М", "Н", а так же "З". Согласная "Р" обычно произносится утрированно, что активизирует кончик языка и способствует ясной дикции в целом.

С самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато, в первых упражнениях делается ставка на вокализацию чистых гласных. Для устранения каких-либо недостатков в звуке используются различные слогосочетания. Вокализация на различных гласных (чаще всего "У", "Щ", "А") используется и при впевании песенного материала, что весьма целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.


© 2010-2022