- Преподавателю
- Музыка
- Великий колокольный звон. Звучащие картины
Великий колокольный звон. Звучащие картины
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасьева Л.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2 класс II четверть
Раздел III. «О России петь - что стремиться в храм».
Урок № 1
Тема: «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Цель: Познакомить с колокольными звонами России, их видами.
Задачи:
1. Обучающие: анализ колокольных и поэтических образов, развитие чувства художественного слова, умение делать самостоятельные выводы, расширение знаний в области истории Древней Руси;
-
Развивающие: формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, развитие исследовательских способностей (умение сравнивать);
-
Воспитательные: привлечение внимание учащихся к творчеству русских композиторов и поэтов, к роли колокольной музыки в жизни человека, воспитании е чувства любви к Родине.
Форма проведения урока: сообщение и усвоение новых знаний, беседа, поисковая ситуация.
Оборудование:
-
Эпиграф к уроку.
-
Понятия: колокольня, звонница, благовест, собственно звон, трезвон, двузвон, перебор, перезвон, Красный Лаврский перезвон, малиновый звон.
-
Стихи: В. Шамонин «Колокольня», Е. Санин «Русская тайна», А. Толстой «Благовест», Н. Рыленков «Все в тающей дымке».
-
Репродукции: И. Левитан картина «Вечерний звон»; храмы Кремля; Успенский собор, собор Благовещения, собор Архистратига Михаила, храм Иоанна Лествичника, храм Двунадесяти апостолов, храм Положения Ризы Божьей матери; Царь - Колокол.
-
Фрагменты опер: М. Глинка «Иван Сусанин» хор «Слався!», А. Бородин «Князь Игорь», М. Мусоргский «Борис Годунов», Н. Римский - Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже», «Псковитянка».
-
Фрагмент. С. Рахманинов. Поэма «Колокола».
-
Фрагмент. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» - хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой» (набат).
-
Песни: «Малиновый звон» сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова.
«Песенка о колоколах» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова.
Методы обучения: интегрированный
Организация урока: построение, вход под колокольный «Перезвон», музыкальное приветствие.
Ход урока.
На доске эпиграф к уроку:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
В. Шамонин.
I. Беседа. Подготовка к восприятию.
Колокольный звон (фон). Учитель читает стихотворение В. Шамонина «Колокола» - эпиграф к уроку.
Учитель: Ребята, что вы сейчас слышите на аудиокассете?
Дети: Колокольный звон.
Учитель: А как выдумаете колокольный звон это музыка или нет?
Дети: Музыка.
Учитель: Конечно же это музыка, но особая, духовная.
Колокольный звон - это мелодия, вынесенная за порог церкви, она одухотворяет окрестности храма, напоминает о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней; он возвещает о вере, жизни пронизанной ее светом и будит уснувшую совесть.
На протяжении всей беседы учителя с учащимися звучат разные колокольные звоны (фон).
Учитель: Ребята, что вы сейчас чувствуете, когда слышите колокольные звоны?
Дети: -Трепет
-
Волнение.
-
Призыв.
-
Приподнятое настроение.
-
Сердце замирает.
Учитель: А какой он по характеру?
Дети: - Возвышенный.
-
Торжественный.
-
Величественный.
-
Благозвучный.
-
Праздничный.
-
Захватывающий.
-
Певучий.
-
Звучный.
-
Мелодичный.
-
Тревожный, печальный.
-
Равномерный.
Учитель: Молодцы! Вы все сказали правильно.
Колокольный звон это целая наука, поэтому сейчас открываются специальные учебные учреждения, в которых обучают колокольному мастерству, а мелодии звонов записывают в нотные тетради.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала
Впервые колокола появились в 411 году, то есть в конце IV - начале V веков на Западе, а в Византию проникли только в IX веке, прежде их заменяли «била» - чугунные полосы, по которым ударяли молотком для оповещения о начале церковной службы. Постепенно возникли наборы колоколов разного размера, строя, силы и окраски звучания, для них стали строить специальные звонницы и колокольни.
Учитель показывает на иллюстрациях место расположения звонницы и колокольни.
Колокола появились на Руси в 988 году, когда киевский князь Владимир принял христианство.
Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность, но исследователи считают, что составилось оно следующим образом: «кол о кол», то есть от удара одного кола о другой - напоминает древние била и молот.
В давние времена колокольные звоны различали по стилю звучания, каждый имел свое название и применение:
Спасательный звон - служил для тех, кто в пути во время вьюг и метелей, давал им знак и направление, чтобы люди не потерялись.
Набатный звон - тревожный сигнал о бедствии (частые удары молота по «билам»). Оповещал об опасности, несчастье, сообщал о пожаре, созывал на вече (собрание).
Пограничный звон - встречали царей, патриархов, победителей в войнах.
Звонили во все колокола, когда вели на казнь преступников. В народе сложилась пословица: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь».
Колокола прославляют имя Бога раздаваясь днем и ночью. И колокольный звон напоминает нам слова Вседержителя, которые были сказаны через пророка Исайю:
«На стенах твоих, Иерусалим,
Я поставил сторожей,
Которые не будут умолкать ни днем,
Ни ночью, напоминая о Господе».
(Исход. 62,6)
Не случайно, в древние времена, язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: «это голос христианского Бога слышан!»
Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Колокола это одна необходимых принадлежностей храма - памятники истории.
Учитель: Ребята, как Русь стала православной?
Дети: - князь Владимир повелел своим подданным идти в чужие земли и посмотреть как там молятся Богу.
- ходили к болгарам, к немцам.
- Греческие храмы и служба в них поразили своей красотой подданных князя Владимира «не знали мы - на небе или на земле прибывали».
- В 988 году князь Владимир принял христианство.
Учитель: Родилась Русь Святая с дивного пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Иисуса Христа - апостолом Андреем Первозданным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать Божия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий и множество церквей созиждет Бог».
Прошло время, князь Владимир и русские люди приняли крещение, а вместе с ним христианскую веру, стали возводить храмы, монастыри.
Защищали теперь от врагов не просто землю свою, но и веру православную. Сам Бог помогал воинам - защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?
Послушайте стихотворение Евгения Санина «Русская тайна».
Голосила набатом звонница,
Надрывались колокола:
На границе - чужая конница
Вражья сила на Русь пошла!..
Возвещали победу звонница,
Заливались колокола:
Посрамилась чужая конница,
Вражья сила под лед ушла!
Возвращались полки усталые
Шли за князем не по дворам.
Знали все, даже дети малые,
Что сначала им нужно в храм
Первым делом, гласят придания,
Богу слава, за дар побед,
А потом уж миг свидания
Радость жен, слезы вдовьих бед.
Русь Святая! Дни горевалые!..
Разве кто погубить нас мог,
Если все, даже дети малые,
Жили так: первым делом - Бог!
Работа над выделенными словами в стихотворении, закрепление понятий: набат, звонница.
Учитель: Ребята, в наше время, для чего предназначены колокола в церкви? Дети: - Созывают к богослужению.
-
Возвещают, что скоро начнётся служба в храме.
-
После венчания звучат колокола.
-
Оповещают людей о церковных праздниках.
Учитель: На звонницах (в арках крыльца), или колокольнях (башнях) находится несколько колоколов, они различны по величине и силе звука, у них есть названия:
-
Праздничный.
-
Воскресный.
-
Полиелейный (торжественный).
-
Простодневный (будничный).
-
Малый колокол.
-
Зазвонные (несколько маленьких колоколов разной величины).
Полюбив церковный колокольный звон люди соединили с ним все свои торжественные и печальные события, поэтому он указывает не только время Богослужения и выражает торжество Церкви, но служит и выражением радости, грусти, торжества, отсюда появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Виды звона и их названия.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:
-
Благовест
-
Собственно звон
I. Благовест - равномерные удары в большой колокол, название получил от возвещения радостной, благой вести.
Слушаем фрагмент «Благовест» (аудиокассета), на фоне учитель читает стихотворение А. К. Толстого «Благовест».
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
От дела злого.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...
II. Собственно звон - это звон во все колокола. Он вмещает в себя несколько понятий колокольного звона:
-
Трезвон (радость, торжество) - это звон во все колокола, затем перерыв, и второй звон во все колокола, снова перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды, или звон в три приёма.
Слушаем «Праздничный трезвон», «Великий праздничный трезвон» и «Пасхальный трезвон» (аудиокассета), на экране изображение храмов.
-
Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приёма.
-
Перебор - это медленный звон поочерёдно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
-
Перезвон - это звон поочерёдно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
Слушаем «Благовест - перезвон» (аудиокассета), на экране изображение храмов.
Особое место занимает Красный Лаврский перезвон.
В ночь под Пасху Красный Лаврский перезвон совершается по особому исстари существовавшему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле (храм Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий»). Для большей торжественности великого момента все московские храмы ждут, когда ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого. На первый его удар, подобно эхо, отзывается колокол Страстного монастыря, а затем сразу начинают звонить колокола всех московских храмов. Торжественно разносится, разрастается широкая звуковая волна, перекатываясь с Кремля за Москву - реку и разливается далеко вокруг...
Слушаем «Красный Лаврский перезвон», на экране изображение - храмы Кремля: Успенский собор, собор Благовещения, собор Архистратига Михаила, храм Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий», храм Двунадесяти (Двенадцати) апостолов, храм Положения Ризы Божьей Матери.
И, последний звон «малиновый» - самый звонкий. Звонкость колоколу придавал особый сплав с высоким содержанием меди и олова. О «малиновом» звоне сложена песня.
Слушаем «Малиновый звон» сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова.
Сквозь полудрему и сон слышу малиновый звон
Это рассвета гонцы - в травах звенят бубенцы.
Это средь русских равнин вспыхнули гроздья рябин.
Это в родимой глуши что-то коснулось души...
Малиновый звон на заре...
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон.
IV. Беседа.
Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон», русская народная песня «Вечерний звон», стихотворение Н. И. Рыленкова «Все в тающей дымке...» даётся в сравнении.
На картине ребята видят изображение родной русской природы: тихая река, лесистый берег, расцвеченный красками осени, златоглавая церковь.
Учащимся не сообщается название картины, на уроке создаётся поисковая ситуация, чтобы дети самостоятельно смогли понять и почувствовать содержание картины учитель задаёт вопросы:
-
Что изображено на картине?
-
Какое настроение передано на картине?
-
Какими живописными средствами запечатлел художник вечернюю природу?
-
Безмолвна ли эта картина или в ней звучит какая-нибудь музыка?
После беседы ребята вместе с учителем дают название картины, которая подчёркивает замысел художника.
Слушаем русскую народную песню «Вечерний звон»
Учитель читает строки из стихотворения Н.И. Рыленкова «Всё в тающей дымке...»
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Учитель: Ребята, мы познакомились с разными произведениями искусства: живопись, музыка, поэзия. Всматривались, вслушивались, как вы думаете они схожи между собой по образному строю?
Дети: - Да.
Учитель: Ребята, где можно услышать колокольный звон?
Дети: - в церкви
- по телевизору
- в музыке.
Учитель: А ещё музыкальное эхо колоколов можно услышать в операх русских композиторов.
Слушаем фрагменты по выбору, учитель называет композитора и оперу. Задача детей - услышать колокольный звон и поднять руку.
-
М. Глинка опера «Иван Сусанин» хор «Славься!»
-
А. Бородин опера «Князь Игорь»
-
М. Мусоргский опера «Борис Годунов»
-
Н. Римский - Корсаков опера «Сказание о невидимом граде Китеже»
-
С. Рахманинов опера «Псковитянка».
-
С. Рахманинов «Колокола», поэма для симфонического оркестра хора и солистов, I часть: «Слышишь, сани мчатся».
-
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», фрагмент: хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой» (набат).
Ни у одного из европейских народов нет такого многочисленного изображения звона в музыке, как у нас, причина этого лежит в глубокой духовности русского народа.
В XV веке в России появились заводы по отливке колоколов. В XVI веке в Москве насчитывалось во всех церквях пять тысяч колоколов, что в средней составляет на каждый храм по двенадцать колоколов.
Самым большим колоколом в мире и в настоящее время является Царь - Колокол. Он был отлит российскими мастерами отцом и сыном Иваном и Михаилом Моториными в 1733- 1735 годах. Вес Царя - Колокола 200 т 916 кг.
Судьба этого колокола очень печальна, так как он никогда не звонил и связано это с пожаром в 1737 году. Колокол находился в земляной яме, в которой проходил процесс отлития, над ямой был сооружён деревянный сарай для прикрытия колокола, когда пожар стали заливать водой, то от резкой смены температуры он дал много трещин.
Царь-Колокол, как удивительное произведение литейного искусства установлен на каменном постаменте у подножия колокольни «Ивана Великого» по проекту архитектора О. Монферана, строителя Исаакиевского собора и Александрийской колонны в Петербурге.
Сейчас самый большой в мире действующий колокол «Успенский», вес его 65 т 520 кг, находится на территории московского Кремля, на колокольне «Ивана Великого». Ударом в него даётся начало торжественному звону всем московским храмам в Пасхальную ночь.
Город чудный, город древний!
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы...
Кто, силач, возьмёт в охапку
Храм Кремля - богатыря?
Кто возьмёт златую шапку
У Ивана - Звонаря?..
Кто Царь - Колокол подымет?
Кто Царь - Пушку повернёт?
Шляпу кто, гордец, не снимет
У Святых в Кремле ворот?..
-
Творческая работа.
Нарисовать колокол.
-
Разучивание
«Песня о колоколах» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова,
см. Приложение.
-
Закрепление нового материала
-
Когда на Руси появились колокола и с чем это связано?
-
Какие виды звона вы знаете?
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
Назовите самый большой в мире колокол, который никогда не звонил, а является экспонатом?
-
Кем был отлит Царь - Колокол?
-
Назовите действующий самый большой в мире колокол, где он установлен?
-
Назовите оперы, в которых звучит музыкальное эхо колокольного звона?
-
Являются ли колокола памятниками нашей истории?
-
-
Обобщение
Что нового вы узнали на уроке?
Ощутили ли вы радость от общения с колокольными звонами?
Учитель: В наше время, настоящий многоголосный хор колоколов сохранился лишь в отдельных местах - Новодевичий монастырь, Троице - Серьгиева лавра и в закрытых храмах Ростова.
IX. Итоги урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Посетить церковь, послушать колокольные звоны.
Выход из класса под колокольный «Перезвон».