Великий колокольный звон. Звучащие картины

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс II четверть

Раздел III. «О России петь - что стремиться в храм».

Урок № 1

Тема: «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Цель: Познакомить с колокольными звонами России, их видами.

Задачи:

1. Обучающие: анализ колокольных и поэтических образов, развитие чувства художественного слова, умение делать самостоятельные выводы, расширение знаний в области истории Древней Руси;

  1. Развивающие: формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, развитие исследовательских способностей (умение сравнивать);

  2. Воспитательные: привлечение внимание учащихся к творчеству русских композиторов и поэтов, к роли колокольной музыки в жизни человека, воспитании е чувства любви к Родине.

Форма проведения урока: сообщение и усвоение новых знаний, беседа, поисковая ситуация.

Оборудование:

  1. Эпиграф к уроку.

  2. Понятия: колокольня, звонница, благовест, собственно звон, трезвон, двузвон, перебор, перезвон, Красный Лаврский перезвон, малиновый звон.

  3. Стихи: В. Шамонин «Колокольня», Е. Санин «Русская тайна», А. Толстой «Благовест», Н. Рыленков «Все в тающей дымке».

  4. Репродукции: И. Левитан картина «Вечерний звон»; храмы Кремля; Успенский собор, собор Благовещения, собор Архистратига Михаила, храм Иоанна Лествичника, храм Двунадесяти апостолов, храм Положения Ризы Божьей матери; Царь - Колокол.

  5. Фрагменты опер: М. Глинка «Иван Сусанин» хор «Слався!», А. Бородин «Князь Игорь», М. Мусоргский «Борис Годунов», Н. Римский - Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже», «Псковитянка».

  6. Фрагмент. С. Рахманинов. Поэма «Колокола».

  7. Фрагмент. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» - хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой» (набат).

  8. Песни: «Малиновый звон» сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова.

«Песенка о колоколах» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова.

Методы обучения: интегрированный

Организация урока: построение, вход под колокольный «Перезвон», музыкальное приветствие.

Ход урока.

На доске эпиграф к уроку:

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

В. Шамонин.

I. Беседа. Подготовка к восприятию.

Колокольный звон (фон). Учитель читает стихотворение В. Шамонина «Колокола» - эпиграф к уроку.

Учитель: Ребята, что вы сейчас слышите на аудиокассете?

Дети: Колокольный звон.

Учитель: А как выдумаете колокольный звон это музыка или нет?

Дети: Музыка.

Учитель: Конечно же это музыка, но особая, духовная.

Колокольный звон - это мелодия, вынесенная за порог церкви, она одухотворяет окрестности храма, напоминает о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней; он возвещает о вере, жизни пронизанной ее светом и будит уснувшую совесть.

На протяжении всей беседы учителя с учащимися звучат разные колокольные звоны (фон).

Учитель: Ребята, что вы сейчас чувствуете, когда слышите колокольные звоны?

Дети: -Трепет

  • Волнение.

  • Призыв.

  • Приподнятое настроение.

  • Сердце замирает.

Учитель: А какой он по характеру?

Дети: - Возвышенный.

  • Торжественный.

  • Величественный.

  • Благозвучный.

  • Праздничный.

  • Захватывающий.

  • Певучий.

  • Звучный.

  • Мелодичный.

  • Тревожный, печальный.

  • Равномерный.

Учитель: Молодцы! Вы все сказали правильно.

Колокольный звон это целая наука, поэтому сейчас открываются специальные учебные учреждения, в которых обучают колокольному мастерству, а мелодии звонов записывают в нотные тетради.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала

Впервые колокола появились в 411 году, то есть в конце IV - начале V веков на Западе, а в Византию проникли только в IX веке, прежде их заменяли «била» - чугунные полосы, по которым ударяли молотком для оповещения о начале церковной службы. Постепенно возникли наборы колоколов разного размера, строя, силы и окраски звучания, для них стали строить специальные звонницы и колокольни.

Учитель показывает на иллюстрациях место расположения звонницы и колокольни.

Колокола появились на Руси в 988 году, когда киевский князь Владимир принял христианство.

Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность, но исследователи считают, что составилось оно следующим образом: «кол о кол», то есть от удара одного кола о другой - напоминает древние била и молот.

В давние времена колокольные звоны различали по стилю звучания, каждый имел свое название и применение:

Спасательный звон - служил для тех, кто в пути во время вьюг и метелей, давал им знак и направление, чтобы люди не потерялись.

Набатный звон - тревожный сигнал о бедствии (частые удары молота по «билам»). Оповещал об опасности, несчастье, сообщал о пожаре, созывал на вече (собрание).

Пограничный звон - встречали царей, патриархов, победителей в войнах.

Звонили во все колокола, когда вели на казнь преступников. В народе сложилась пословица: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь».

Колокола прославляют имя Бога раздаваясь днем и ночью. И колокольный звон напоминает нам слова Вседержителя, которые были сказаны через пророка Исайю:

«На стенах твоих, Иерусалим,

Я поставил сторожей,

Которые не будут умолкать ни днем,

Ни ночью, напоминая о Господе».

(Исход. 62,6)

Не случайно, в древние времена, язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: «это голос христианского Бога слышан!»

Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Колокола это одна необходимых принадлежностей храма - памятники истории.

Учитель: Ребята, как Русь стала православной?

Дети: - князь Владимир повелел своим подданным идти в чужие земли и посмотреть как там молятся Богу.

- ходили к болгарам, к немцам.

- Греческие храмы и служба в них поразили своей красотой подданных князя Владимира «не знали мы - на небе или на земле прибывали».

- В 988 году князь Владимир принял христианство.

Учитель: Родилась Русь Святая с дивного пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Иисуса Христа - апостолом Андреем Первозданным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать Божия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий и множество церквей созиждет Бог».

Прошло время, князь Владимир и русские люди приняли крещение, а вместе с ним христианскую веру, стали возводить храмы, монастыри.

Защищали теперь от врагов не просто землю свою, но и веру православную. Сам Бог помогал воинам - защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?

Послушайте стихотворение Евгения Санина «Русская тайна».

Голосила набатом звонница,

Надрывались колокола:

На границе - чужая конница

Вражья сила на Русь пошла!..

Возвещали победу звонница,

Заливались колокола:

Посрамилась чужая конница,

Вражья сила под лед ушла!

Возвращались полки усталые

Шли за князем не по дворам.

Знали все, даже дети малые,

Что сначала им нужно в храм

Первым делом, гласят придания,

Богу слава, за дар побед,

А потом уж миг свидания

Радость жен, слезы вдовьих бед.

Русь Святая! Дни горевалые!..

Разве кто погубить нас мог,

Если все, даже дети малые,

Жили так: первым делом - Бог!

Работа над выделенными словами в стихотворении, закрепление понятий: набат, звонница.

Учитель: Ребята, в наше время, для чего предназначены колокола в церкви? Дети: - Созывают к богослужению.

  • Возвещают, что скоро начнётся служба в храме.

  • После венчания звучат колокола.

  • Оповещают людей о церковных праздниках.

Учитель: На звонницах (в арках крыльца), или колокольнях (башнях) находится несколько колоколов, они различны по величине и силе звука, у них есть названия:


  1. Праздничный.

  2. Воскресный.

  3. Полиелейный (торжественный).

  4. Простодневный (будничный).

  5. Малый колокол.

  6. Зазвонные (несколько маленьких колоколов разной величины).

Полюбив церковный колокольный звон люди соединили с ним все свои торжественные и печальные события, поэтому он указывает не только время Богослужения и выражает торжество Церкви, но служит и выражением радости, грусти, торжества, отсюда появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Виды звона и их названия.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

  1. Благовест

  2. Собственно звон

I. Благовест - равномерные удары в большой колокол, название получил от возвещения радостной, благой вести.

Слушаем фрагмент «Благовест» (аудиокассета), на фоне учитель читает стихотворение А. К. Толстого «Благовест».

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

От дела злого.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...

II. Собственно звон - это звон во все колокола. Он вмещает в себя несколько понятий колокольного звона:

  1. Трезвон (радость, торжество) - это звон во все колокола, затем перерыв, и второй звон во все колокола, снова перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды, или звон в три приёма.

Слушаем «Праздничный трезвон», «Великий праздничный трезвон» и «Пасхальный трезвон» (аудиокассета), на экране изображение храмов.

  1. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приёма.

  2. Перебор - это медленный звон поочерёдно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

  3. Перезвон - это звон поочерёдно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

Слушаем «Благовест - перезвон» (аудиокассета), на экране изображение храмов.

Особое место занимает Красный Лаврский перезвон.

В ночь под Пасху Красный Лаврский перезвон совершается по особому исстари существовавшему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле (храм Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий»). Для большей торжественности великого момента все московские храмы ждут, когда ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого. На первый его удар, подобно эхо, отзывается колокол Страстного монастыря, а затем сразу начинают звонить колокола всех московских храмов. Торжественно разносится, разрастается широкая звуковая волна, перекатываясь с Кремля за Москву - реку и разливается далеко вокруг...

Слушаем «Красный Лаврский перезвон», на экране изображение - храмы Кремля: Успенский собор, собор Благовещения, собор Архистратига Михаила, храм Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий», храм Двунадесяти (Двенадцати) апостолов, храм Положения Ризы Божьей Матери.

И, последний звон «малиновый» - самый звонкий. Звонкость колоколу придавал особый сплав с высоким содержанием меди и олова. О «малиновом» звоне сложена песня.

Слушаем «Малиновый звон» сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова.

Сквозь полудрему и сон слышу малиновый звон

Это рассвета гонцы - в травах звенят бубенцы.

Это средь русских равнин вспыхнули гроздья рябин.

Это в родимой глуши что-то коснулось души...

Малиновый звон на заре...

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён,

Как в этот малиновый звон.

IV. Беседа.

Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон», русская народная песня «Вечерний звон», стихотворение Н. И. Рыленкова «Все в тающей дымке...» даётся в сравнении.

На картине ребята видят изображение родной русской природы: тихая река, лесистый берег, расцвеченный красками осени, златоглавая церковь.

Учащимся не сообщается название картины, на уроке создаётся поисковая ситуация, чтобы дети самостоятельно смогли понять и почувствовать содержание картины учитель задаёт вопросы:

  1. Что изображено на картине?

  2. Какое настроение передано на картине?

  3. Какими живописными средствами запечатлел художник вечернюю природу?

  4. Безмолвна ли эта картина или в ней звучит какая-нибудь музыка?

После беседы ребята вместе с учителем дают название картины, которая подчёркивает замысел художника.

Слушаем русскую народную песню «Вечерний звон»

Учитель читает строки из стихотворения Н.И. Рыленкова «Всё в тающей дымке...»

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Учитель: Ребята, мы познакомились с разными произведениями искусства: живопись, музыка, поэзия. Всматривались, вслушивались, как вы думаете они схожи между собой по образному строю?

Дети: - Да.

Учитель: Ребята, где можно услышать колокольный звон?

Дети: - в церкви

- по телевизору

- в музыке.

Учитель: А ещё музыкальное эхо колоколов можно услышать в операх русских композиторов.

Слушаем фрагменты по выбору, учитель называет композитора и оперу. Задача детей - услышать колокольный звон и поднять руку.

  1. М. Глинка опера «Иван Сусанин» хор «Славься!»

  2. А. Бородин опера «Князь Игорь»

  3. М. Мусоргский опера «Борис Годунов»

  4. Н. Римский - Корсаков опера «Сказание о невидимом граде Китеже»

  5. С. Рахманинов опера «Псковитянка».

  6. С. Рахманинов «Колокола», поэма для симфонического оркестра хора и солистов, I часть: «Слышишь, сани мчатся».

  7. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», фрагмент: хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой» (набат).

Ни у одного из европейских народов нет такого многочисленного изображения звона в музыке, как у нас, причина этого лежит в глубокой духовности русского народа.

В XV веке в России появились заводы по отливке колоколов. В XVI веке в Москве насчитывалось во всех церквях пять тысяч колоколов, что в средней составляет на каждый храм по двенадцать колоколов.

Самым большим колоколом в мире и в настоящее время является Царь - Колокол. Он был отлит российскими мастерами отцом и сыном Иваном и Михаилом Моториными в 1733- 1735 годах. Вес Царя - Колокола 200 т 916 кг.

Судьба этого колокола очень печальна, так как он никогда не звонил и связано это с пожаром в 1737 году. Колокол находился в земляной яме, в которой проходил процесс отлития, над ямой был сооружён деревянный сарай для прикрытия колокола, когда пожар стали заливать водой, то от резкой смены температуры он дал много трещин.

Царь-Колокол, как удивительное произведение литейного искусства установлен на каменном постаменте у подножия колокольни «Ивана Великого» по проекту архитектора О. Монферана, строителя Исаакиевского собора и Александрийской колонны в Петербурге.

Сейчас самый большой в мире действующий колокол «Успенский», вес его 65 т 520 кг, находится на территории московского Кремля, на колокольне «Ивана Великого». Ударом в него даётся начало торжественному звону всем московским храмам в Пасхальную ночь.

Город чудный, город древний!

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы...

Кто, силач, возьмёт в охапку

Храм Кремля - богатыря?

Кто возьмёт златую шапку

У Ивана - Звонаря?..

Кто Царь - Колокол подымет?

Кто Царь - Пушку повернёт?

Шляпу кто, гордец, не снимет

У Святых в Кремле ворот?..

  1. Творческая работа.

Нарисовать колокол.

  1. Разучивание

«Песня о колоколах» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова,

см. Приложение.

  1. Закрепление нового материала

    1. Когда на Руси появились колокола и с чем это связано?

    2. Какие виды звона вы знаете?

    3. Чем они отличаются друг от друга?

    4. Назовите самый большой в мире колокол, который никогда не звонил, а является экспонатом?

    5. Кем был отлит Царь - Колокол?

    6. Назовите действующий самый большой в мире колокол, где он установлен?

    7. Назовите оперы, в которых звучит музыкальное эхо колокольного звона?

    8. Являются ли колокола памятниками нашей истории?

  2. Обобщение

Что нового вы узнали на уроке?

Ощутили ли вы радость от общения с колокольными звонами?

Учитель: В наше время, настоящий многоголосный хор колоколов сохранился лишь в отдельных местах - Новодевичий монастырь, Троице - Серьгиева лавра и в закрытых храмах Ростова.

IX. Итоги урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Посетить церковь, послушать колокольные звоны.

Выход из класса под колокольный «Перезвон».


© 2010-2022