Рабочая программа для вокального кружка «Звонкие голоса»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура


Утверждено Согласованно

на заседании МО зам. Директора по УВР

от «__» _________2015 _________ Щукина М.В

от «__» _________2015









Рабочая программа

для вокального кружка

«Звонкие голоса»

(для учащихся общеобразовательной школы)

Срок реализации 1 год.








Составила: Витужникова О.Ю.

Учитель музыки и педагог

дополнительного образования

высшей категории








2015 год 

Содержание


1.Пояснительная записка 3


1.1 Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе 3

1.2 Цель и задачи учебного предмета 5

1.3 Срок реализации учебного предмета 5

1.4 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 6

1.5 Форма проведения аудиторных занятий 6

1.6 Методы и подходы обучения 7

1.7 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 8

II. Содержание учебного предмета 9


2.1 Учебно-тематический план 9

2.2 Содержание программы 9

2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением

основных видов деятельности обучающихся. 11

2.4 Годовые требования 16


III. Формы и методы контроля, критерии оценок 17


IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 18


V. Методическое обеспечение учебного процесса 18

















  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа для вокального кружка «Звонкие голоса» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Курс проводится в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.

Программа базируется на основных нормативных документах:

• Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

• Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.


  1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе


Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

В кружке вокального пения органически сочетаются воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Программа двух уровневая. В ней предусмотрены занятия с учениками начальной, средней и старшей школы. Требования к каждому уровню индивидуальны. Набор в вокальный кружок «Звонкие голоса» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться.

Пение - это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь.

От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развивать их. Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Правильная речь - это основа основ вокальной музыки.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Ансамбль - согласованность, стройность исполнения при коллективном пении и игре на музыкальных инструментах.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Детские голоса имеют высокое головное звучание по содержанию обертонов они беднее голосов взрослых особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью. Детский организм имеет свойство ослабленности, частым инфекционным заболеваниям.

Музыкально - ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.


1.2 Цель и задачи учебного предмета


Цель программы

Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

1.3 Срок реализации учебного предмета


Рабочая программа для вокального кружка «Звонкие голоса» предусмотрена на 1 года, продолжительность учебных занятий составляет: в начальных классах - 34 часа в год, в средних и старших классах - 34 часа в год.


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета


Учебный план вокального кружка «Звонкие голоса» составляет 68 часа аудиторных занятий из расчета: один час в неделю для учащихся начальной школы, и один час в неделю для учащихся средних и старших классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 мин в каждой группе. Группы делятся на две возрастные категории: первая группа - учащиеся младших классов, вторая группа - учащиеся средних и старших классов.

Количество обучающихся в группе от 2 до 8 человек.


  1. Форма проведения аудиторных занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов.

Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие - посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

Участники вокального кружка - постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- коммуникативное развитие.

2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

  1. Методы и подходы обучения


В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

А также и другие методы:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ;

Объяснение;

Инструктаж;

Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа;

Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение;

Контроль;

Самоконтроль;

Оценка;

Самооценка;

Вручение подарка;

Одобрение словом;

Методы поощрения:

Благодарность;

Благодарственное письмо родителям;

Устное одобрение.

Коррекционные методы:

Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

Работа над дикцией, ударением.

1.7 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


Основу школьного вокального кружка составляют:

  • специализированный кабинет;

  • Компьютер

  • фортепиано;

  • аккордеон;

  • музыкальные произведения в СД и DVD записях;

  • таблицы, плакаты с текстами песен;

  • портреты композиторов;

  • детские музыкальные инструменты

(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)




II. Содержание учебного предмета


2.1 Учебно-тематический план

Наименование (разделов, модулей) темы

Количество

часов

1

«Пение как вид музыкальной деятельности»

10

2

«Формирование детского голоса»

10

3

«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен»

8

4

«Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры»

6

Итого

34


2.2 Содержание программы


1. Пение как вид музыкальной деятельности (10 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2. Формирование детского голоса (10 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука

3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (8 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.

4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (6 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.


2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением

основных видов деятельности обучающихся.


Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Хар-ка

деятельности

учащихся

«Пение как вид музыкальной деятельности» (10 часов)

1-2

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении

Ученик научится

Понимать: правила пения.

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,

Ученик получит возможность научиться

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин-формационном материале.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

3-4

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

5-6

Строение голосового аппарата.


Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

7-8

Правила охраны детского голоса.

2

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

9-10

Вокально-певческая установка.

2

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.


Формирование детского голоса (10 часов).

11-12

Звукообразование.

2

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания

Ученик получит возможность научиться

Раскрыть творческое воображение фантазии,

Формировать высокой певческой форман дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

13-14

Певческое дыхание.

2

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

15-16

Дикция и артикуляция.

2

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии

17-18

Речевые игры и упражнения.

2

(по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия

19-20

Вокальные упражнения.

2

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен (8 часов).

21-22

Народная песня.

2

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Ученик научится

Освоение жанра народной песни, её особенностей

Ученик получит возможность научиться

Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем

Освоение классического вокального репертуара.

Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

23-24

Произведениями русских композиторов классиков.

2

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

25-26

Произведения современных отечественных композиторов.

2

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

27-28

Сольное пение.

2

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (6 часов).

29-31

Путь к успеху

3

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Ученик научится

Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса

Ученик получит возможность научиться

Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

32-34

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

3

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Итого 34

2.4 Годовые требования


1.Овладение основами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания.

2.Овладение основной громкостной динамикой (Р,F).

3.Овладение (посильное) правильной дикцией, артикуляцией.

4.Начало овладения основами музыкальной грамоты и сольфеджио.

5.Овладение основами культуры поведения на сцене.

6.Исполнение песен в унисон (вокальной группой) и индивидуальное.

7.Умение анализировать исполнение вокального произведения.

8.Воспитывать чувство прекрасного, музыкальный вкус, сопереживание выбранному образу.

9.Воспитывать активного участника в творческой жизни коллектива(концерты, фестивали, конкурсы и т.д.)

Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:

• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

• быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

• петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

• соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

• исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы.


III. Формы и методы контроля, критерии оценок.

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

• уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;

• степень выразительности исполнения;

• проявление творческой активности;

• учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива с концертами.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  • Музыкальный центр

  • Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)

  • Ноутбук

  • Экран

  • Мультимедиа проектор

  • Синтезатор


V. Методическое обеспечение учебного процесса


1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.

4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2007.

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.

Аудиоматериалы.

1. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».

2. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».

3. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».

4. «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина.

Электронные ресурсы

1. mp3sort.com/

2. s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. forums.minus-fanera.com/index.php

4. alekseev.numi.ru/

5. talismanst.narod.ru/

6. rodniki-studio.ru/

7. a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. lastbell.ru/pesni.html

9. fonogramm.net/songs/14818

10. vstudio.ru/muzik.htm

11. bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. notomania.ru/view.php?id=207

14. notes.tarakanov.net/

19


© 2010-2022