• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад «Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле и на уроке музыки»

Доклад «Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле и на уроке музыки»

Материал данной работы составлен мной для использования на уроках музыки и во внеурочной деятельности, где я раскрыл вокально-хоровые приёмы исполнения и разучивания произведений адаптированные к современной общеобразовательной школе. Материл систематически дополняется и используется в школьной практике.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад.


«Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле».



Пермяков Василий Вадимович, школа 122 г. Екатеринбург.


Хоровое пение так прекрасно и поистине безгранично эта область человеческой культуры. Целый океан возвышенных мечтаний и живых страстей и эмоций, стремлений человечества в творениях хоровой музыки.

Хоровые звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Мы знаем силу живой хоровой музыки, покоряющую власть мелодий, способной захватывать душу, особенно в исполнении детей.

В своей работе я пользуюсь такой формой воспитания как хоровое пение. Коллективное пение на уроке музыки позволяет каждому ребёнку в наиболее непосредственной форме проявить свою любовь к музыке.

Моя цель: формирование хорового коллектива, как исполнительской единицы. Но чтобы петь в коллективе, необходимо развитие вокально-хоровых навыков, которыми дети в начальной школе ещё не владеют.


  1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с не подготовленным голосовым аппаратом с проблемным слухом.

  2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой деятельности проявляется работа педагога - музыканта.

  3. Это квалификация педагога, который бы профессионально, со знанием дела, прививал детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы на хоре и индивидуальном пении.

Работа с хоровым коллективом организуется с учётом возрастных особенностей детей. Это даёт возможность использовать репертуар, доступный и интересный для каждого возраста и не превышать вокальных возможностей учащихся. При подборе песен, руководитель должен исходить из педагогических задач и считаться с детскими вкусами и интересами. Но у детей иногда формируются неправильные вкусы на музыку. Поэтому, нужно учить детей воспринимать высокохудожественные музыкальные произведения, путём включения таких произведений в репертуар, прослушивания в записи и на концертах.

В классном хоре должны петь все дети. Если ребенок, имея плохой слух, сильно отстаёт от общего уровня классного хора и в пении нарушается хоровой строй, выделяясь фальшивой интонацией, то ему следует объяснить, что первой его задачей должно быть преодоление главных недостатков его пения. Следовательно, надо следить за пением таких детей в классе на уроках, всячески поощряя даже малое продвижение вперёд. В этом случае данному ребёнку рекомендуется петь не громко, прислушиваясь к пению товарищей. Для этого я создал методику выявления голосовых данных.


Как выявить голосовые данные?


1. На первых уроках выясняется вкус ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует учесть, что иногда дети, исполняя любитель песню, поют не своим естественным голосом, а так называемым напетыми, искусственно подражая взрослым.


2. Определение подлинного голоса и его качества. Даётся одна и та же песенка и исполняется в различных тональностях для определения в каком регистре голос звучит более естественно.


3. Выявляется диапазон голоса (короткая попевка вверх и вниз от удобного звука). Если класс подвижный, то комплектуется класс по партиям.

С детьми необходимо проводить работу по развитию слуха и голоса на постепенно усложняющемся репертуаре. Помня об особенностях детского возраста, педагог должен прививать важнейшие вокально-хоровые навыки:

1. Правильная певческая установка (посадка): голова прямо, гортань в естественном положении.

2. Дикция (артикуляция):

- окончания (можно предупредить ошибки, выписав их на доске)

- распевы

- произносить тексты с разбором каждого слова

- шипящие, свистящие согласные

- проговорить текст в ритме песни

- вялый звук, зажатая нижняя челюсть

3. Чистота интонации:

- умение слышать себя, исправлять ошибки. Для развития этой способности полезно работать без сопровождения и на небольшой звучности.

4. Дыхание - это источник энергии для возникновения звука (для этого существуют различные дыхательные упражнения: вдох - на раз, выдох - 1,2,3)

5. Звуковедение: при работе над звуковедением недостатком является пение в нос, следовательно, прежде всего нужно потребовать формирование гласных, исключая смешивания их, активного дыхания и правильного направления звука через правильно открытый рот.

6. Ансамбль - одновременное начало пения, дыхания, одновременное произнесение окончаний слов и т.д.


Вокально-хоровые навыки необходимы для яркого, образного исполнения произведения. Они связаны между собой и вырабатываются в комплексе. Существует методика вокальной работы, куда входят основные методы:

1. «Показ» педагога - главный

2. Фонематический метод (пение гласных)

3. Вокализация

4. Показ видимых движений губ, челюсти, языка

5. мышечное ощущение (например: звук - мягкий, значит - «погладить кошечку»…)

6. естественное звучание голоса.

В своей работе я адаптировал применение вокально-хоровых приёмов и навыков, для общеобразовательной школы.

Вокально-хоровые навыки в общеобразовательной школе.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

В основе выразительного пения, развитие слуха и голоса лежат вокально - хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является а)певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований - стоять или сидеть подтянуто, ненапряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Создание певческой установки - очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связанна с навыком б)певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие в)певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные - дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание:

Правила цепного дыхания:

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;

- брать дыхание незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык г)звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:

- перед возникновением звук должен быть оформлен в мысленно - слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Особенности атаки звука для детей:

Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов - дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Правила орфоэпии

Пишется

Произносится

Б, в, г, д, ж, з в конце слова

[п], [ф], [к], [т], [ж], [с]

О безударное

[а]

Д, з, з, з перед мягкими согласными

[д'], [з'], [c'], [т']

Я безударное

и]

Н, нн перед мягкими согласными

[н']

Ж и ш перед мягкими согласными

[ж], [ш]

Ж удвоенное (жж)

Ся, сь - возвратные частицы

[са], [с']

Чн, чт

[шн], [шт]

Ч и н, разделённые гласными

[ч] и [н]

Стн, здн

[сн], [зн]

Сш и зш

Сч и зч

К, тт (удвоенные согласные)

[к], [т]

Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним, что в итоге способствует протяжённости гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, так как в противном случае небрежность.

Детский ансамбль.

Понятие «ансамбль» означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в детском хоровом пении различают ансамбли динамический, ритмический и тембровый. Видный мастер хорового пения П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией голосов, партии - уравновешиваться в хоре, а дирижеру - регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Пение в ансамбле тесно связанно с хоровым строем - точным интонированием в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй). В работе над трудностями строя следует придерживаться правил интонирования ступеней лада:

I, V - интонируется в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к повышению;

IV - в миноре при движении мелодии вверх - с тенденцией к повышению; при движении вниз - с тенденцией к понижению; в мажоре - устойчиво;

II - интонируется высоко;

III - в мажоре интонируется высоко, в миноре - низко;

VI - в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре интонируется высоко;

VII - в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению; в натуральном миноре - с тенденцией понижению.

Такова работа в детском хоре в общеобразовательной школе.

Методика разучивания песни на уроке.

Работа над школьной песней - процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально - смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Всё это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи - научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические - научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки в этом случае формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, но я выявил основные моменты:

  1. краткое вступительное слово педагога;

  2. исполнение (показ) песни учителем;

  3. Беседа с детьми о песни;

  4. Чтение поэтического текста песни;

  5. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям а) по форме - крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии - яркие, выразительные напевные; в) ритму - весьма простые, чередование не более 2 - 3 видов длительностей; г) голосоведение - ясное естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Показ учителем песни лучше начинать со слов: « Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнание слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки и ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было лёгким и звонким по характеру звука, точным по интонации, чётким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведёт на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней вряд ли будет успешной.

Важный момент в работе учителя музыки - беседа о песне. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предлагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После её прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении (направлении) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объём этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, что бы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продуманно учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчётливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально - смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно - ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы преподавателю следует обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую чёткость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Не сложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно - чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты музыкальный слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы соединяющимися в предложения, предложения - в периоды.

При разучивании песни можно использовать нотную запись на классной доске или плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознательно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.

Примерные образцы учебных заданий при разучивании песни:

- прослушайте первый куплет песни, первую фразу;

- прослушайте, как фраза звучит на инструменте, когда учитель споёт её;

- кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»

- показывайте рукой направление мелодии;

- поём как один человек (решается задача - достижение унисона);

- спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;

- медленно поём со словами;

- прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

- округлите звук, дыхание берём через нос и т.д.

Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Формулируя задания, учитель должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание - это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приёмом это устранить.

Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Что бы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2 - 3 раза, предлагая послушать, как споёт один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть школьников оценивают пение поющих. Важно, что бы на уроке работали все дети, и особенно те, кто плохо поёт.

Затем разучивается второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяя их 3 - 4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единого звуковедения. Работа ведётся уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством её исполнения.

В процессе разучивания можно использовать не только показ учителя, но и пение хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля за певческим развитием детей рекомендуется приём пения «по цепочке», когда дети бережно передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе. С целью развития слухового контроля полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинения в целом. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начинать её разучивание с припева. Разучивание песни - процесс длительный, поэтому важен переход количества повторов в качество, от сложного, незнакомого - к простому и понятному, затем от простого - к прекрасному. Процесс разучивания песни включает последовательность трёх условных периодов: эскизного (ознакомление, разбор произведения), технологического (собственно разучивание, самый продолжительный по времени, когда возникают черты привычной, удобной лёгкости исполнения, фаза доведения исполнения до автоматизма, без напряжения), заключительного («впечатление», произведения, корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворённости).






В процессе работы я так же адаптировал и систематизировал упражнения вокально-хорового комплекса:


Тренировка слуха. "Кто дольше слышит звук".

Учитель играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время в классе стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.

Второй раз играет, все слушают (ученик мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: "А", "О", "У", "Э", "И" (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.

Обязательно после пения сравнивать их исполнение "красиво - некрасиво".

Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки:

  • мягкая - создающая условия для эластичной работы связок;

  • твердое - голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости);

  • придыхательное - голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).

Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать - сравнивать - оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.

Упражнение для формирования гласных:

Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: "А", "О", "У", «Э", «И". (Легато)_________________________________________________

Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте - одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.

Упражнение на нон легато:

Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ____ _____ ___

Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.

Упражнение на стаккато:

Линия из точек. (Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги ("ле-ле"), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги "динь-динь".

Упражнение на артикуляцию:

Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней.

Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении "А" и "О". Собранность губ "И" и "Ю". Округлость звучания гласной "Я", близкой по вертикальности к формированию "Ё".

Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.

Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных.

Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, "белого" звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных "О", "У". Согласных "К", "Г", "Х". Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных "О", "А" с согласными губными "Б", "П", "В", "Ф" или "Д", "Т", "Л", "З" приближает звук к зубам.

Для пения удобны три звука: "А", "О", "У". Гласная "А" обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный "О" способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.

Гласный "У" больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головой регистр, обеспечивает проточность. Однако "У" - самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный "У" очень полезен в сочетании легато и стаккато.

Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота- "животик прыгает").

Последовательность гласных:

"И, Э, А, О, У" - увеличивает размер ротовой полости.

"И, У, О, Э, А" - уменьшает напряженность голосовых мышц.

"А, О, Э, У, И" - повышает подсвязочное давление

Согласные в пении "Л", "Н", "М" - способствуют кантилену.

"Д", "Б", "Р" - четкость дикции.

Упражнение на недостаток - зажатость нижней челюсти.

К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных "А", "У", "О". Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов - дикция.

Дикция в пении

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является "перенесение" последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.

Приемы, способствующие правильному произношению слов:

  1. Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни.

  2. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе).

  3. Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению).

  4. Прочитать текст песни "по секрету" - шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.

  5. Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному).

Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно)
сол-ну-шко - сол-ныш-ко

Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) - листопат (поется). наряд - нарят.

Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:

  1. Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.

  2. В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

Комплекс регистрово-тембровых упражнений:

Упражнение 1.

Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок

"Сказочное заклинание": разные интонации - разные лады.

а) громким - страшным голосом злодея,

б) печально - жалобно, как сестрица Аленушка,

в) мышка-норушка.

Упражнение 2.

Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве - потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве - первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: "высокие", "средние", "низкие".

Упражнение 3.

Знакомство с песней.

Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах.

Например: где лает большая собака - а где щенок; мяукает кошка - котенок.

Упражнение 4.

"Угадай, сколько звуков играю" (1-2-3). Понятия "высокий - низкий". Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4)

Упражнение 5.

Пение звуков восходящих и нисходящих ("Хоровое сольфеджио" Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу.

а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви;

б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз);

в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен;

г) пение ручными знаками по лесенке;

д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).

Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).

Упражнение 1-2

Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди - ли

(составляются ритмы с карточками).

Длительности усложняются

Приложение 2

Учитывая небольшую ёмкость детских лёгких, учитель пения должен добиться хорошего распределения дыхания в упражнениях и песнях. Протяжные, напевные песни, при обдуманном их подборе / имея в виду постепенное развитие и укрепление дыхания / и умелой расстановке в них дыхания, являются прекрасным "воспитателем".

В песенках - упражнения для школьников всегда найдутся короткие мелодические фразы, легко исполняемые на одном дыхании.

Вот ряд певческих, игровых упражнений, в которых эффективно развивается дыхание по фразам и умение владеть цепным дыханием.

Дыхательные упражнения.

"Свечка". Певцы ставят палец перед ртом. Эта "свечка". Надо выпускать воздух так, чтобы "пламя свечи" не колыхнулось.

"Снайпер". Из соседнего дома "снайпер" стреляет по вашему окну. Надо мгновенно затушить "свечу", то есть весь воздух выкинуть из легких за максимально короткое время.

"Упрямая свечка". Один набор воздуха выдыхается в несколько приемов.

"Комарик". Певцы становятся в шахматном порядке, руки в стороны. Перед носом каждого со звуком "з-з-з" жужжит "комар". Звук произносится на выходе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся и в конце дыхания комар прихлопывается.

Во время дыхательных упражнений важно следить, чтобы дети делали ровно столько, сколько хватает у них дыхания. Всякий "пережим" отражается болезненно на связках.

Певческие упражнения на дыхание.

1. Для выработки единого вокального звучания разных гласных рекомендую петь такое упражнение:

Доклад «Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле и на уроке музыки».


2.Пение гласных с согласной "д" полезно для языка:

Доклад «Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле и на уроке музыки».


3.Для работы над певческим дыханием предлагаю такое упражнение:


Доклад «Применения мной вокально-хоровых навыков в школьном хоровом ансамбле и на уроке музыки».


Одновременно с дыханием развивается и артикуляция.

Размещено на









Литература


  1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-416с.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с:

  3. Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990.

  4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.

  5. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.- 19-21 с.

  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.

  7. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001.

  8. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., Издательский центр "Академия",2001г. 368

  9. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания школьников. М., Издательский центр "Академия",2002г.

  10. Сергеева ГЛ. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М., 2000.

  11. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2006.

12 Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988

14. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия»; 2001. - 232с.

15. Научно-методический журнал Музыка в школе №3 2010

16.Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.

17.Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989 год.

18.Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.

19.Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.

20.«Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.

21.Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.

22.«Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.

23.«Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.






© 2010-2022