Конспект урока на тему Народная песня

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Народная песня

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа. Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песен через собственное исполнение.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, презентация

Урок начать с видео р.н.п. «За окном черёмуха колышется» в исполнении Уральского хора.

-Сказать что у каждого народа свои традиции своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, музыкальные инструменты и, конечно же, свои песни. Трудно представить свою жизнь без народной песни. Как верный друг она шагает вместе с нами, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Ведь сколько прелести в народных песнях: В них русский дух, широкая, щедрая душа русского народа.

Народные песни сочинялись в то далёкое время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ. В те времена песни сочиняли самоучки, любители. Они были очень талантливы. Народные песни сочинялись в деревнях, затем в городах. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Мы говорим, что эта музыка написана в народном духе, народном характере. Главным музыкальным инструментом людей прошлого времени был - голос. Голос есть у каждого, им овладеть легче, чем каким-либо другим музыкальным инструментом. Поэтому в старину пели все - во время работы и во время отдыха. Поэтому песни сочиняли обо всех событиях, которые происходили на Руси. Из песен мы узнаём о жизни людей. Больше всего народных песен о родной природе, её красоте, раздолье.

Спросить у детей, какие они знают жанры русских народных песен? А это:

  1. Лирические (песни о природе, любви, женской доле)

  2. Исторические (связанные с историей России)

  3. Трудовые (о труде человека)

  4. Плясовые, хороводные.

  5. Колыбельные.

  6. Обрядовые (связанные с праздниками на Руси)

  7. Солдатские.

  8. Частушки.

-Так же есть музыка для детей: считалки, прибаутки, попевки, песни-игры, песни - пляски.

«Заинька» песня - игра-исполнение.

Особенности русских народных песен

  1. Исполнение без музыкального сопровождения - а - капелла.

  2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса

  3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство русских народных песен протяжные, распевные, с широкой мелодией.

  4. В мелодиях русских народных песен часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

  5. Для русских народных песен характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

  6. В народных песнях часто встречаются разные слоги: люли, люли, вайну-вайну, ди - да, ди-да, тыртыр и т.д.

Исполнение песен: «Мы пойдём погулять», «Жил у бабушки козёл», «Как по травкам»

-Мы стараемся с вами петь на два голоса. Сказать, что в двухголосном пении верхний голос называют партией сопрано, а нижний - партией альта .Самое трудное в двухголосном пении- умение чисто петь свою партию и в тоже время слышать звучание другого голоса ,партии, подстраиваться к ней, соразмерить силу звучания своего голоса с другими голосами.

Обработка песен

-Особой любовью и уважением пользовалось в народе мастерство расцвечивания - умение внести разнообразие не только в основную мелодию, но и в каждый её голос. Веками развивалось мастерство расцвечивания, т.е. творческой обработки песен. В России оно стояло на таком высоком уровне, что иностранцы, услышав впервые крестьянское многоголосное пение, не верили, что поют люди, которые не умеют писать и читать, думали, что слушают музыкантов - профессионалов.

Способов подбора голосов очень много:

1 способ - Втора: Второй народ называет голос, повторяющий мелодическую и ритмическую линию основного голоса, на две ступени ниже. Мелодия с второй образует параллельное движение голосов. Исполнение песни Посею лебеду.

2 способ - Подголоски: Это звуки на 1 или чаще всего на 5 ступени лада.

Исполнение песни «Во поле рябинушка стояла»

3 способ - С самостоятельным движением голосов. У каждого голоса есть своя самостоятельная мелодия.

4 способ - Канон. Поочерёдное вступление голосов с одной и той же мелодией и текстом.

Исполнение «Пастушьей песни»

5 способ - Трёхголосие. Исполнение трезвучия, слушание.

-Зачитать стихотворение - загадку:

Наряд её мягкий, чудесен,

Нет деревца сердцу милей,

И сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Спросить детей, о чём эта песня?

-Берёза - стройная, кудрявая, всегда её сравнивали с невестой, красивой девушкой. Её считали символом России символом Родины. Берёза воспета в поэзии, живописи и конечно в музыке.

Некоторые народные песни в разных местностях ,разными исполнителями поются с

изменениями мелодии и текста, как говорят - в разных вариантах.

Предложить исполнение русской народной песни «Во - поле берёза стояла» в двух вариантах:

а) простой вариант;

б) усложнённый вариант;

-Спросить у детей, какой вариант наиболее красивый, интересный.

Заключение: Песня - душа народа. И звучат песни над Россией и в радости за праздничным столом и в горести, оплакивая своих героев-сыновей и в великой вере о величии Руси - матушки. Незримой нитью протянулись красивые песни с древних времён до наших дней. Лучшими представителями народных песен были О.Воронец, Л. Рюмина, Л. Зыкина.

-А кто из современных исполнителей продолжает традиции народных песен?(Ответы детей)

-А есть ансамбль «Русская песня» под руководством Н. Бабкиной. И чтобы прочувствовать волшебную силу народной песни я предлагаю вам исполнить вместе песню « Уральская рябинушка»

© 2010-2022