Конспект урока по музыке История российского гимна

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока музыки для 3 класса по программе «Планета знаний» по учебнику «Музыка» Т.И. Бакланова (1 четверть 3 урок)

Тема четверти: «В концертном зале»

Тема урока: «История создания Гимна

Разработан учителем музыки

МБОУ СОШ №4
Богатовой М.А.

Цель урока: Познакомить учащихся с историей написания Российского Гимна.

Задачи урока:

1) Дидактические (образовательные):

- приобретение основ музыкально - исторических знаний;

- знание мелодий гимнов;

2) развивающие:

-воспитать общественно-активную позицию школьника на примере истории гимна родной страны;

- развитие музыкальных способностей обучающихся;

3) воспитательные:

-воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

-пробудить в душе ребенка любовь к Родине и ее святыням.

Оборудование:

mp3 проигрыватель,записи песен, иллюстрации флагов, герба, гимнов страны, портрета А.Ф.Львова.









Ход урока.

В ком нет любви к стране родной -те сердцем нищие калеки.
(Т.Г.Шевченко)

Эпиграф: "Родина бывает разная, но у всех она одна". (З.Александрова)

Учитель встречает детей перед классом.

У: - "Мы с вами долго шли к этому уроку, и я хотела дождаться того момента, когда увижу, что вы готовы к разговору о нашей родной земле, о Родине. Сегодня этот миг наступил, и я прошу вас, дорогие ребята, быть активными, искренними и откровенными в своих рассуждениях-ответах. Сейчас зазвучит музыка, и вы войдете в класс. Прислушайтесь к ней".

Звучит песня "С чего начинается Родина". (Сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).

Дети садятся.

У: - "Вижу перед собой посерьезневшие, задумчивые лица, а ведь перед входом в класс у вас было совсем другое настроение! Так? А что же вдруг произошло? Что повлияло на вас?"

Д: - "Музыка, песня".

У: - "Какая она была по характеру?"

Д: - "Задумчивая, мягкая, спокойная".

У: - "А кто из вас был настолько внимательным, что услышал и вопрос, звучавший в песне! О чем он?"

Д: - "О Родине".

У: - "Вот сегодня мы с вами и поговорим о том, что значит для каждого из нас понятие "Родина", и из чего же для нас оно вырастает?"

Ребята объясняют, что для них значит слово "Родина". Подводя итог, учитель говорит:

У: - "Верно, ребята, все это можно назвать Родиной. Но у каждого государства есть такие святыни, которые все граждане этого государства свято чтут, хранят, оберегают. Эти святыни - символы государства. Что же это за символы?"

Д: - "Герб, флаг, гимн".

Учитель показывает ребятам иллюстрацию Герба.

У: - "Знаете ли вы, что изображено на Гербе нашего государства?"

Д: - "Двуглавый орел".

У: - "Взгляните, ребята, какой интересный по внешнему виду наш Герб, ведь он представляет собой образ сказочный, мистический. У орла две головы, одна смотрит на Запад, другая - на Восток, как бы оглядывая зорким взглядом необъятные просторы России. Это связано с тем, что история Российского Герба очень древняя. Он пришел к нам из Византии, когда русский царь Иван III женился на последней византийской принцессе Софье Палеолог и вместе с ней унаследовал символ могущества Византийского государства. В царской России двуглавый орел был олицетворением монархической, т.е. царской власти. В наше время этот герб символизирует мощь, силу и единство Российского государства".

Конспект урока по музыке История российского гимна

Учитель показывает ребятам иллюстрации Российских флагов

Конспект урока по музыке История российского гимна

. У: - "Интересна история Российского флага. Царь Петр I учредил Дворцовый штандарт императора в 1700 г., он представлял собой золотистое полотнище, на котором горделиво восседал двуглавый орел".

Учитель показывает детям иллюстрацию полотнища "Дворцового штандарта".

У: - "В 1858 году был введен черно-желто-белый флаг под названием Гербового народного флага. В 1873 году он переименован в национальный."

Конспект урока по музыке История российского гимна

Демонстрируется Гербовый народный флаг, затем бело-сине-красный флаг

У: - " В то время, когда черно-желто-белый флаг был национальным, бело-сине-красный был коммерческим. А с 1883 года по 1917 именно он взамен черно-желто-белого стал считаться национальным. В наше время в России этот флаг было предложено сохранить и почитать национальным".

Далее учитель вместе с учащимися выясняет, что гимн - это торжественная хвалебная песня, принятая как символ государственного единства.

У: - " Первый гимн был написан в честь бога Гименея (бога брачующихся). По предложению царя Николая I в 1833 году был объявлен конкурс на сочинение государственного гимна России. В годы его царствования жили великие русские композиторы - Глинка и Даргомыжский. Они, безусловно, приняли участие в конкурсе. Но, к сожалению, сохранилась лишь музыка "Патриотической песни" Глинки, и то без слов. Но, слушая музыку этой песни, вы, ребята, сами догадаетесь, о чем хотел в ней поведать народу композитор".

Звучит "Патриотическая песня" М.И.Глинки.

У: - "Из скольких частей состоит песня? В какой форме выстроил композитор свое произведение? Какой характер музыки был в первой и третьей частях и в середине? О чем же хотел поведать композитор, когда сочинял такую музыку?"

Д: - "О величии земли русской, о славе народной".

У: - "Верно, ребята, ведь недаром называли Глинку "солнышком русской музыки". А кто всегда был главным героем его музыкальных произведений?"

Звучит отрывок из арии Ивана Сусанина. Дети отвечают на вопрос.

Д: - "Простой русский человек".

УКонспект урока по музыке История российского гимна: - "Поэтому неудивительно, ребята, что он назвал свою песню "Патриотической". Второй вариант гимна был написан А.Ф. Львовым".

Учитель демонстрирует портрет А.Ф.Львова и продолжает свой рассказ.

У: - "Он был генералом императорской свиты, музыкантом, скрипачом-виртуозом и пользовался расположением императора. Вот какой гимн на слова поэта Жуковского он сочинил."

 Звучит гимн "Боже, Царя храни".

У: - "Прослушав все гимны, царь отдаёт предпочтение гимну генерала Львова. Как вы думаете, ребята, почему? Чем же не угодил царю М.И.Глинка?"

 Ребята вспоминают о переименовании оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин" в "Жизнь за царя".

У: - "Гимн Львова Н.Ф. оставался музыкальным символом государства до 1917 года. С 1917 по 1944 г.г. гимном нашего государства был "Интернационал". А с 1944 по 1990 г.г. гимном СССР стала песня на слова С. Михалкова и музыку композитора Александрова. С приходом к власти Президента Б. Ельцина, вновь вспомнили о гимне Глинки, и на основе его "Патриотической песни" был создан гимн РФ, который с 23 ноября 1990 года исполнялся на всех государственных мероприятиях РФ. А скажите, ребята, знаете ли вы, каким образом люди, слушая гимн, выражают ему своё уважение?"

Д: - "Вставанием".

У: - "Но при исполнении гимна возникла проблема: ведь у гимна нет текста. В связи с этим Президент России объявляет конкурс на написание текста гимна на музыку Глинки. За организацию конкурса берётся поэт Илья Резник, и через средства массовой информации предлагает всем желающим принять участие в конкурсе, приводя в пример слова М.И.Глинки о том, что "на самом деле музыку пишет народ, а композиторы её только оранжируют." На конкурс было прислано 437 текстов. Из них отобрали пять. Из них больше всего мне понравился гимн на слова читателей АИФ".

 читель читает слова гимна читателей АИФ.

1 куплет

Под российским знаменем свободы,
В мире, дружбе, счастье и любви
Пусть объединяются народы,
И другого нет у нас пути.

Припев

Вечно будь добра и величава,
Вечно будь свободна и сильна.
Славься, Русь, могучая держава,
Славься, Русь, священная земля!

2 куплет

Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Процветай, свободная Россия, -
Я твоей судьбой горжусь.

У: - "Но, несмотря на такую активность народа, ни один текст так и не был принят. В своем развитии наше государство делает новый виток, и его раздирают разногласия. Не так давно Союз ССР распался, и всем новообразованным государствам стали нужны свои гимны. За этими гимнами новых государств стали появляться гимны городов. А есть ли песни посвящённые нашему городу?

 Дети отвечают на поставленные вопросы.

 Звучит песня С. Трафимова "Навашино".

У: - "А теперь вы, ребята, постарайтесь в стихах о родной земле, которые я задавала вам сочинить или подобрать, выразить свои чувства, которые были бы наиболее созвучны с вашим отношением к родной земле. Прочитайте мне их!"

 Дети читают отрывки из стихотворений и свои собственные стихи о родной земле.

Д: -

А.Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…

З.Александрова "Родина"

Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…

С.Михалков
Ты посмотри по сторонам:
Все это - наше, это - нам:
И горы, и луга…
На сотни верст - леса, поля,
И все - народная земля,
Где ни ступи нога!

Учитель подхватывает за ними следом:

У: -
"Вижу нивы и долины,
Вижу реки и моря,
Это - русские равнины,
Это - родина моя!"

У: - "Что так слышно, ощутимо во всех этих стихах? Что так настойчиво напоминает о себе, что звучит везде?".
Д: - "Музыка".

У: - "Так пусть же она, может быть, вот так зазвучит?".

 Учитель исполняет песню "Родные места" муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского.

У: - "О чем песня? Чем восхищаются авторы песни? Изменяется ли настроение в песне?"

 Дети отвечают на поставленные вопросы. Учитель предлагает ребятам разучить песню и просит детей постараться передать свои чувства, свое отношение к родной земле. Разучивается песня. После разучивания:

У: - "Хорошо вам было на душе, когда вы исполняли эту песню?"

 Дети делятся своими ощущениями, возникшими во время исполнения песни.

У: - "Посмотрите, ребята, все мы разные: и русские, и украинцы, и казахи, и немцы, а у всех в душе одно чувство - теплого отношения к родной земле. Потому что неважно, кто ты, важно, какой ты? А какое же чувство согревает теплом нашу душу?"

Д: - "Любовь".

У: - "Какое же важное открытие вы сделали сегодня для себя, ребята?! Вы сегодня сумели ответить на самый важный вопрос в своей жизни: "С чего начинается Родина?" Ведь как сказал великий украинский поэт Т.Г.Шевченко:

 Учитель открывает на доске слова Т.Г.Шевченко, читает их:

У: - "В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки!" Пускай же это светлое чувство любви к своей родной земле, этот огонек, который зажегся в вашем сердце, станет путеводной звездочкой на вашем жизненном пути!

Тяжелые времена вновь пришли на землю Российскую, и не все ее нынешние сыновья верно понимают, что любить свою Родину - это значит приумножать ее богатство и славу, а не обирать ее до последней нитки, и невольно просятся на уста слова молитвы…"

 Учитель читает слова "Молитвы" А.Гречанинова:

Господи, Боже,
Грешных спаси!
Сделай, чтоб лучше
Жилось на Руси!
Сделай, чтоб стало
Тепло и светло,
И чтобы весеннее
Солнце взошло!
Людей и птиц, и зверей
Прошу Тебя, обогрей,
Прошу, Боже мой!

У: - "Пусть в вашем сердце всегда живет великая любовь к родной земле."

 Звучит отрывок из хора "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки.

У: - "В канун 2001 г., следуя просьбам граждан России, Президент РФ В.В.Путин решает оставить Гимном России музыку А.Александрова с новым текстом С.Михалкова, помня, по-видимому, слова М.Глинки, что "музыку сочиняет народ". Так в канун Нового, 2001 года появился в конце концов Гимн у России! И хочется верить, что он будет на этот раз действительно народным".

 Дети встают. Исполняют Гимн РФ. После прослушивания учитель благодарит детей за внимание и говорит о том, что урок окончен.

Дети выходят под музыку песни "С чего начинается Родина?".


© 2010-2022