Конструкт урока. Творчество П. И. Чайковского навеянное детскими воспоминаниями

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие. Тема: «Творчество П.И. Чайковского овеянное детскими воспоминаниями» (период жизни в Алапаевске).

Внеурочное занятие приурочено к 175-летнему юбилею со дня рождения композитора.

Цель: создание условий для участия детей в конкурсе « Волшебный мир Чайковского»

Задачи:

  • воспитывать гордость за национальное достояние своей страны;

  • развивать познавательный интерес в открытии новых знаний;

  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;

  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

Формирование УУД.:

Личностные:

  1. формирование чувства прекрасного и эстетических чувств младших школьников на основе знакомства с творчеством П.И. Чайковского;

  2. наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

Метапредметные:

  1. умение строить речевые высказывания о музыке;

  2. умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

  3. наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении проблемных задач.

Предметные

  1. умение анализировать музыкальное произведение (характер, настроение…)

  2. размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Планируемый результат:

Дети расширят информационный запас, необходимой для дальнейшего изучения предмета музыка.


Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности детей

1.Организационный.

Приветствие . (Исполняется приветствие «Добрый день ребята! Рада видеть вас!» на мелодию пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

П.И.Чайковского).

Исполняют приветствие «Добрый день учитель! Рады видеть вас!» на мелодию пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

2.Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

  • Чей портрет вы видите на слайде?

  • Как имя П.И. Чайковского связано с нашим городом, с Алапаевском.

  • Верно, в возрасте 9 лет Пётр вместе семьёй переехал в Алапаевск и здесь он прожил полтора года до поступления в училище правоведения. Сегодня здесь находиться дом - музей им П.И. Чайковского. Слайд 2

  • Кто основал этот музей?

Слайд 3

  • Какую знаменательную дату в этом году отмечает весь мир? Слайд 4

Ответы детей

-Портрет П. И. Чайковского

-П.И. Чайковский жил в нашем городе, будучи маленьким мальчиком

-В нашем городе располагается дом-музей П.И. Чайковского





Дети могут затруднятся с ответом.

-Основательница музея в городе Алапаевске Вера Борисовна Городилина

- В этом году мы отмечаем 175 лет со дня рождения П. И. Чайковского.

3.Мотивация к учебной деятельности






  • Ребята, сформулируйте, пользуясь подсказками на слайде тему урока. Слайд 5,6

  • Что вы хотите сегодня интересного узнать о музыке для детей написанной П.И. Чайковским?

  • Чему хотите научиться?

-«Музыка П.И. Чайковского для детей».



Ответы детей:

-Познакомимся с произведениями П.И.Чайковского для детей;

-Как эта музыка связана детским периодом П.И.Чайковского проведённого в Алапаевске;

-Слушать музыку П.И. Чайковского и определять её на слух;

-Исполнять музыку Чайковского.

4. Первичное усвоение новых знаний.



Слайд 7. В семье П.И. Чайковского воспитание основывалось на любви, строгости и ответственности. Все дети очень нежно относились друг к другу. День детей имел строгий распорядок, и программа дня исполнялась пунктуально, начиная с подъёма в 6 часов утра.

  • У вас на партах есть материал, который поможет в работе. Воссоздайте, распорядок дня детей дома Чайковских используя карточки. (Приложение №1)

Работать будете в группах. Распределите, кто за что в работе группы отвечает. Вспомним правила работы в группе.





Дети работают в группах, обрабатывают информацию, готовятся отвечать на вопросы, распределяют роли.

-Уважать мнения друг друга, уметь договариваться.

5 Первичная проверка понимания

-Я вижу готовность озвучить результаты вашей деятельности.

Слайд 8

Молодцы! Будучи уже композитором П.И. Чайковский гостил в имении своей сестры и мог без устали возиться со своими племянниками. Воспоминания о детстве послужили истоком появления «Детского альбома» для племянника Володи, где Петр Ильич воссоздал один из дней своего детства. В альбом входят 24 пьесы для форте-пиано - мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни…

  • Я предлагаю распределить названия пьес в распорядок дня.

Приложение 2,3 Это поможет расширить ваши знания о жизни детей в доме Чайковских.

Ребята озвучивают и выкладывают распорядок дня детей семьи Чайковских на доске (интерактивная доска).











Дети распределяют названия пьес в соответствующие периоды распорядка дня детей семьи Чайковских. Каждая группа распределит не более двух периодов дня. (Названия периодов можно распечатать и раздать в группы. Приложение 4).

Озвучивают и оформляют доску (интерактивная). Слайд 9

6.Первичное закрепление.

А теперь пришло время прослушать пьесы из «Детского альбома» Музыкальная угадай - ка

  1. Определить какая пьеса звучит, и докажите это используя средства музыкальной выразительности. А подсказкой для вас будет опять распорядок дня. И так Утро. (Детям даётся для прослушивания 1 пьеса из «Детского альбома» без озвучивания названия).

Слайд 10

Действительно эта пьеса называется МАМА, и сейчас вы услышите её со словами (повторное слушание со словами).

  • Какие слова текста подчёркивают музыкальное звучание пьесы. Слайд 11

  1. А сейчас посмотрим мультфильм (приложение 5) и определим, какая из пьес «Детского альбома» звучит в нём. Подсказка - «Пока старшие учатся младшие играют» .Просмотр фрагмента мультфильма «Детский альбом» (фрагмент)

Слайд 12

  • (Физминутка) Будем маршировать вместе с деревянными солдатиками.

  1. Следующая подсказка « На прогулке» - Дети слушают пьесу и пытаются определить её название по образному восприятию Слайд 13

Вот какое замечательное и поучительное произведение для детей и о детях «Детский альбом», получилось у П.И. Чайковского по воспоминаниям детских лет







Дети слушают пьесу МАМА и пытаются самостоятельно определить её название, анализируя средства музыкальной выразительности (лад, темп, регистр, динамика…), характеризуя подходящими прилагательными.



Ответы детей:

Я так люблю тебя!

Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя.

-Определение «Марш деревянных солдатиков»





Выполнение движений за учителем (махи руками, повороты, маршировка под музыку «Марш деревянных солдатиков»)

Подобно предыдущему заданию дети, описывая музыку красивыми словами, и рассказывают, что музыка им нарисовала. (пьеса «Песня жаворонка»). Слайд14

Итоговое закрепление

  • Сочините историю о жизни маленького Пети в Алапаевске используя полученные знания.

Работа в группах. Составление коллективного рассказа.

7.Рефлексия

Вы сегодня познакомились с замечательным произведением нашего земляка композитора П.И. Чайковского «Детский альбом»

А теперь подведём итог нашего урока. Продолжите мою фразу



И в заключение нашего урока я предлагаю исполнить «Марш деревянных солдатиков» со славами, но сначала вспомните наше музыкальное приветствие. На мелодию, какой пьесы мы сегодня его пели?

Спасибо за работу.



На слайде даны незаконченные предложения, которые ребята используют для высказывания своих мыслей. Слайд 15. «Детский альбом» П.И. Чайковского, это не просто 24 пьесы это …

Я узнал…

Я понял…

Мне пригодится …

Я хочу рассказать о ….

Я получил удовольствие…

Работа помогла мне…

Я хочу послушать …

Исполняют «Марш деревянных солдатиков» со словами Слайд 16

Приложение к занятию:

Материал для самостоятельной работы





Приложение 1

РАСПОРЯДОК ДНЯ

УТРО

ЗАНЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

ПОКА СТАРШИЕ УЧАТСЯ, МЛАДШИЕ ИГРАЮТ

УРОК МУЗЫКИ И ТАНЦЕВ

НА ПРОГУЛКЕ

ПЕРЕД СНОМ

Таблица разрезается на карточки и выдаётся каждой группе

РАСПОРЯДОК ДНЯ (для проверки)

УТРО

  1. Утренняя молитва

  2. Зимнее утро

  3. Мама

ЗАНЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

  1. Итальянская песенка

  2. Старинная французская песенка

  3. Немецкая песенка

  4. Неаполитанская песенка


ПОКА СТАРШИЕ УЧАТСЯ, МЛАДШИЕ ИГРАЮТ

  1. Марш деревянных солдатиков

  2. Болезнь куклы

  3. Похороны куклы

  1. Новая кукла

  2. Игра в лошадки


УРОК МУЗЫКИ И ТАНЦЕВ

  1. Вальс

  2. Мазурка

  3. Полька


НА ПРОГУЛКЕ

    1. Песенка жаворонка

  1. Шарманщик поет

  2. Мужик на гармонике играет

  3. Камаринская

  4. Русская песня


ПЕРЕД СНОМ

  1. Нянина сказка

  2. Баба Яга

  3. Сладкая греза

  4. В церкви






Приложение 2

Утренняя молитва

Игра в лошадки

Зимнее утро

Мама

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Похороны куклы

Вальс

Новая кукла

Мазурка

Русская песня

Мужик на гармонике играет

Камаринская

Полька

Итальянская песенка

Старинная французская песенка

Немецкая песенка

Неаполитанская песенка

Нянина сказка

Баба Яга

Сладкая греза

Песенка жаворонка

Шарманщик поет

В церкви

Названия пьес разрезаются в виде карточек и выдаются каждой группе+ список всех пьес.

Приложение 3

  1. Утренняя молитва

  2. Игра в лошадки

  3. Зимнее утро

  4. Мама

  5. Марш деревянных солдатиков

  6. Болезнь куклы

  7. Похороны куклы

  8. Вальс

  9. Новая кукла

  10. Мазурка

  11. Русская песня

  12. Мужик на гармонике играет

  13. Камаринская

  14. Полька

  15. Итальянская песенка

  16. Старинная французская песенка

  17. Немецкая песенка

  18. Неаполитанская песенка

  19. Нянина сказка

  20. Баба Яга

  21. Сладкая греза

  22. Песенка жаворонка

  23. Шарманщик поет

  24. В церкви



  1. Утренняя молитва

  2. Игра в лошадки

  3. Зимнее утро

  4. Мама

  5. Марш деревянных солдатиков

  6. Болезнь куклы

  7. Похороны куклы

  8. Вальс

  9. Новая кукла

  10. Мазурка

  11. Русская песня

  12. Мужик на гармонике играет

  13. Камаринская

  14. Полька

  15. Итальянская песенка

  16. Старинная французская песенка

  17. Немецкая песенка

  18. Неаполитанская песенка

  19. Нянина сказка

  20. Баба Яга

  21. Сладкая греза

  22. Песенка жаворонка

  23. Шарманщик поет

  24. В церкви

  1. Утренняя молитва

  2. Игра в лошадки

  3. Зимнее утро

  4. Мама

  5. Марш деревянных солдатиков

  6. Болезнь куклы

  7. Похороны куклы

  8. Вальс

  9. Новая кукла

  10. Мазурка

  11. Русская песня

  12. Мужик на гармонике играет

  13. Камаринская

  14. Полька

  15. Итальянская песенка

  16. Старинная французская песенка

  17. Немецкая песенка

  18. Неаполитанская песенка

  19. Нянина сказка

  20. Баба Яга

  21. Сладкая греза

  22. Песенка жаворонка

  23. Шарманщик поет

  24. В церкви



  1. Утренняя молитва

  2. Игра в лошадки

  3. Зимнее утро

  4. Мама

  5. Марш деревянных солдатиков

  6. Болезнь куклы

  7. Похороны куклы

  8. Вальс

  9. Новая кукла

  10. Мазурка

  11. Русская песня

  12. Мужик на гармонике играет

  13. Камаринская

  14. Полька

  15. Итальянская песенка

  16. Старинная французская песенка

  17. Немецкая песенка

  18. Неаполитанская песенка

  19. Нянина сказка

  20. Баба Яга

  21. Сладкая греза

  22. Песенка жаворонка

  23. Шарманщик поет

  24. В церкви

Приложение 4

Утро



Занятия, в том числе иностранными языками















Пока старшие учатся, младшие играют…





















Урок музыки и танцев

















На прогулке









Перед сном





















© 2010-2022