- Преподавателю
- Музыка
- Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету Слушание музыки
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету Слушание музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степкина С.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУДОД ___________________________________________
(наименование учреждения)
г……………….
«Согласовано» Принято
Начальник Комитета по культуре Педагогическим советом
________________ (____________)
(Подпись) ФИО Протокол № ______________
МП От «____» __________20____г.
«Утверждено»
Директор МОУДОД
_________(___________)
(подпись) ФИО
«_______» ________ 20___г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя дополнительного образования
музыкально - теоретического отделения
по предмету «Слушание музыки»
Отделение: инструментальное
Возраст детей: 7- 9 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель: зав музыкально - теоретическим отделом
преподаватель Степкина С.В.
г. Дубна
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начало XXI cтолетия - эпоха реформ в отечественном музыкальном образовании. Имея уже вековую историю, предмет «Слушание музыки» - часть комплекса дисциплин, посвященных изучению музыкального искусства.
Музыкальная деятельность ребенка представляет собой слушание и воспроизведение голосом или на инструменте музыкальных звуков, являющихся для него частью сложного музыкального мира. Как помочь ему понять и осознать эту особую реальность? С этой целью в детской школе искусств введено преподавание предмета «Слушание музыки», способствующий формированию целостного понимания мира, развивающий у учащихся эстетическое чувство - синестезия(способность к межсенсорному восприятию), поддерживает и развивает творческое начало, так необходимое каждому музыканту.
При прохождении материала могут возникнуть ассоциации с явлениями природы и психологическими состояниями человека, потому как содержание предмета ориентировано на музыкальное и интеллектуальное развитие детей. Поэтому дополнительная образовательная программа по данному предмету имеет художественно - эстетическую направленность.
Новизна программы в ее содержании. Она составлена с учетом особенностей восприятия детьми 7-8 лет музыкального и понятийного материала. Она предназначена для формирования культуры восприятия музыкального произведения на первоначальном этапе обучения в ДШИ. Такое изменение программы стало актуальным в силу следующих причин:
- дети, обучающиеся в режиме 1 занятия по сольфеджио в неделю лишены возможности научиться правильно воспринимать музыку;
-для учащихся, обучающихся на инструментальном отделении, крайне необходим определенный «багаж» музыкальных впечатлений с первых занятий в ДШИ;
Таким образом, чтобы развивать ребенка в соответствии с современными тенденциями музыкальной педагогики, педагогически целесообразным стало создание дополнительной программы по предмету «Слушание музыки» и введение данного курса в программу обучения. Такая практика стала возможной благодаря концентрированнoму методу подачи материала - знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно, теперь предлагается осуществлять единым блоком, что позволяет освободить учебные часы для изучения других тем и дает возможность формирования целостной системы подачи теоретического материала, более удобной для восприятия учащихся.
Основной целью настоящей программы является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащегося, воспитание культуры слушания музыкальных произведений;
-раскрытие музыкальных и творческих задатков ребенка;
-развитие у учеников музыкального слуха;
-воспитание у ученика умения осмысленно воспринимать и классифицировать средства музыкальной выразительности;
На практическое достижение данной цели направлены следующие задачи:
-
Развить у учащегося осознание музыкальных звуков как части особой реальности.
-
Увлечь и заинтересовать ребенка процессом слушания музыки.
-
Воспитать навыки:
- чувственно воспринимать характер музыки;
- эмоционально переживать эстетические чувства, возникающие при восприятии музыки;
- запоминать музыкальные впечатления;
- пользоваться личным слуховым опытом при восприятии музыки.
4.Дать начальные знания в области музыкального восприятия.
Данная рабочая программа составлена по методическому пособию Н.А.Царевой «Слушание музыки» (2002 г.) и адаптирована к условиям обучения детей в ДШИ «Рапсодия.
Ее отличительные особенности :
-
Каждый год имеет «ключевую» тему, которая объединяет несколько других тем и подтем так, чтобы можно было расширить изучение той или иной темы, не нарушая общего тематического построения курса.
Вопрос предлагаемого для изучения объема темы каждый преподаватель рассматривает самостоятельно.
-
1 год обучения демонстрирует способы показа тематического материала и объясняет влияние лада, темпа, ритма и фактуры на характер музыки.
-
2 год обучения раскрывает способы музыкального развития и формирует понятие «Образное содержание произведения». Также в него добавлены темы 3 года обучения, которые несколько сокращены по времени прохождения. Поскольку некоторые темы совпадают с 1 годом традиционного курса «Музыкальной литературы» , нет необходимости знакомиться с ними на уроках «Слушание музыки». Благодаря такому подходу, у детей, обучающихся в ДШИ «Рапсодия» по 5-летнему курсу есть возможность познакомиться с полным объемом курсов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература».
-
Тема «Симфонический оркестр» предлагается для изучения на 2 год обучения.
5. Списки рекомендуемой литературы обновлены. В них включены учебники и пособия, изданные в период после 2000 года.
6. Составлена авторская подборка видео и аудио материалов, иллюстрирующий тематический материал.
Обучение по данной программе осуществляется с учащимися
от семи лет, обучающимися на инструментальном отделении по 5-летнему курсу. Срок реализации обучения - 2 года. В соответствии с этим подобраны формы и методы обучения.
Основной формой обучения является урок, который проводится в форме
гpyппового занятия. Группа формируется с учетом пола ребенка (мальчики
обучаются отдельно от девочек). Режим проведения занятий -1 раз в неделю.
Курс изучения предмета рассчитан в первом полугодии на 15 занятий,
и 17 -во втором полугодии. Продолжительность занятия - 40 минут, что
соответствует 1 академическому часу. Курс изучения предмета «Слушание музыки»
в каждом классе составляет 32 часа ,что соответствует 32 занятиям.
В результате занятий по предмету «Слушание музыки» дети должны уметь:
- активно воспринимать музыку: напрягать в определенный момент внимание, память и слуховой аппарат;
- со слуха воспринимать пройденные понятия;
- давать точные ответы на вопросы о пройденном материале;
-воспроизводить понятия из «Словаря Терминов»;
- активно участвовать в обучении;
- нарисовать музыкальный образ произведения;
-сочинить музыкальную тематическую картинку.
Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в устной и письменной практических формах деятельности. В 1 классе - краткие ответы на вопросы, подбор эпитетов; во 2 классе - характеристика образа на основе средств выразительности, определение приемов развития и характеристика динамического и эмоционально- образного развития; в 3 классе - выполнение небольших тематических работ.
Итоги обучения подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока. Итоговый контрольный урок является открытым для взаимопосещения. В конце курса проводится итоговая работа, выполняемая в течение целого урока. Основной задачей работы является охват тем курса целиком, демонстрация возможности воспринимать эмоционально - образный строй незнакомого произведения, проникать в содержательную сторону музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и на логику динамического развития. Аттестация знаний учащихся - среднее арифметическое из полученных в течение четверти отметок об успеваемости.
Учебно - тематический план
1 год обучения
Первое полугодие
Наименование тем
Количество
часов
Количество занятий
Тема 1.
Вводная беседа.
Характеристика музыкального звука.
3
3
Тема 2.
Метроритм, пульсация в музыке.
4
4
Тема 3.
Мелодический рисунок.
Выразительные свойства мелодического рисунка.
6
6
Контрольный урок.
2
2
Всего:
15
15
Второе полугодие.
Наименование тем
Количество
часов
Количество
занятий
Тема 4.
Интонация в музыке как совокупность всех элементов
музыкального языка
4
4
Тема 5.
Музыкально-звуковое пространство. Фактура.
Гомофония, полифония.
Тембр, ладогармонические краски.
5
5
Тема 6.
Сказочные сюжеты в музыке.
Творческое применение полученных знаний.
Закрепление пройденного теоретического материала на
новых музыкальных примерах.
4
4
Тема 7.
Голоса музыкальных инструментов.
3
3
Контрольный урок.
1
1
Всего:
17
17
2 год обучения
Первое полугодие
Наименование тем
Количество
часов
Количество занятий
Тема 1.
Музыкальный образ
1
1
Тема 2.
Средства создания музыкального образа
1
1
Тема 3.
Понятие «содержание в музыке»
1
1
Тема 4.
Представление о музыкальном герое
1
1
Тема 5.
Музыкальные стили
1
1
Тема 6.
Основные приемы развития в музыке
2
2
Контрольный урок.
1
1
Тема 7.
Вариационный способ развития тематизма.
1
1
Тема 8.
Мотивная работа
1
1
Тема 9.
Вариации. Подголосочная полифония.
Выразительные возможности вокальной музыки
1
1
Тема 10.
Программная музыка
1
1
Тема 11.
Комические образы в музыке и приемы их создания.
Многообразие комических интонаций. Частушки.
1
1
Контрольный урок.
1
1
Всего:
14
14
Второе полугодие.
Наименование тем
Количество
часов
Количество
занятий
Тема 12.
Народное творчество
1
1
Тема 13.
Народный календарь. Обычаи и традиции зимних
праздников
1
1
Тема 14.
Масленица. Весенне - летний цикл праздников
1
1
Тема 15.
Былины. Лирические протяжные песни
1
1
Тема 16.
Музыкальные жанры. Городские песни. Канты
1
1
Тема 17.
Марши. Понятие о маршевости
2
2
Тема 13.
Танцы и танцевальность
2
2
Тема 14.
Музыкальная форма. Тема. Период
1
1
Контрольный урок.
1
1
Тема 15.
Двухчастная форма
1
1
Тема 16.
Трехчастная форма
1
1
Тема 17.
Форма рондо
1
1
Тема 18.
Вариационная форма
1
1
Тема 19.
Симфонический оркестр
3
3
Контрольный урок.
1
1
Всего:
18
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения
I четверть.
Урок 1.
Тема: Вводная беседа о предмете.
Содержание:
Практические задания
- стихотворение о том, почему нужно слушать тишину;
- слушать тишину;
- беседа о том, как внимательно относиться к звуку, как необходимо сосредотачиваться;
- игра «Угадайка» (определить со слуха звучание 1 или 2 звуков);
- диалог о том, из чего состоит музыка: звуки, разные по своим свойствам и качествам.
- игра «Созвучия» (спеть Б53 и М53 по группам, сыграть аккордом в разных регистрах.
- изобразить на фортепиано горы, море, паровоз.
Слова для запоминания: записать в дневник.
Тишина, звук, созвучие, движение звуков, музыка.
Музыкальный материал: звуки ударных, перкуссии, на фортепиано.
Задание на дом: повторение слов в тетради.
Урок 2.
Тема: Характеристика звука.
Содержание:
Практические задания:
- характеристика звука: высота, длительность, регистр.
- прослушать в записи колокольный звон.
- беседа о колоколах.
- игра «Колокола» (изобразить под музыку движение колоколов телом и руками);
- изобразить на фортепиано игру колоколов.
Слова для запоминания: регистр, мелодия, аккорд.
Музыкальный материал:
- колокольный звон (аудиозапись);
- В.Моцарт, опера «Волшебная флейта», Тема волшебных колокольчиков;
- П.Чайковский, балет «Щелкунчик», Танец феи Драже.
Урок 3.
Тема: Характеристика звука.
Содержание:
Практические задания:
Характеристика звука:
- окраска (тембр);
- знакомство с тембрами цифрового ф-но: орган, клавесин, фортепиано.
- звукоряд, лад;
- пропеть I - II - III ступени мажора и
минора, сравнить окраску;
- громкость (динамика).
- прослушать аудиозапись музыки Мусоргского.
Слова для запоминания: тембр, мелодия, звукоряд, лад, динамика.
Музыкальный материал:
- П.Чайковский , «Детский альбом», Утренняя молитва, В церкви;
- М.П.Мусоргский, опера «Борис Годунов», колокольный звон из 2 картины пролога (аудиозапись);
- А.Вивальди, «Времена года», Осень, Весна.
- видео «Осень»
Урок 4.
Тема: Пульсация в музыке.
Содержание:
Практические задания:
- сравнение хода разных по размеру часов;
- сравнение пульса человека с пульсом музыки;
- музыкальная игра «Часы»;
- игра «Доли»;
Слова для запоминания: пульс, частота ударов, метр, доля.
Музыкальный материал:
- стихотворение «Шел я с папой по дорожке»;
- Б.Барток «Вечное движение»;
- Э Григ, «В пещере горного короля».
Урок 5.
Тема: Пульсация в музыке.
Содержание:
Практические задания:
- понятие о равномерности пульса - метра;
- изобразить постукиванием пальцев непрерывное движение ритма;
- ускорение и замедление темпа;
- прослушать мелодию «Частушек», стучать метр на ударных ;
- отличие 2 дольной пульсации от 3-дольной.
- изобразить хлопками пульсацию долей в 3\4.
Слова для запоминания: метр - это пульс музыки, у него ровные шаги.
Темп - скорость музыки, бывает медленная, средняя и быстрая.
Музыкальный материал:
- мультфильм «Болеро»;
- пьеса «Частушки» в аранжировке И.Клип.
- Р.Паульс «Колыбельная»
Урок 6.
Тема: Метроритм.
Содержание:
Практические задания:
- сильные и слабые доли в музыке;
- выразительность ритмического рисунка.
- изобразить доли в музыке Генделя и Чайковского;
- простучать ритм песенки «Василек» и «Паровоз».
Слова для запоминания: сильная доля, слабые доли, размер музыки, чередование долей, количество долей, ритм.
Музыкальный материал:
- Гендель «Пассакалия»;
- П.Чайковский «Детский альбом», Болезнь куклы;
- М.Глинка , опера «Руслан и Людмила», марш Черномора;
- Н.А.Римский - Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане», Три чуда.
Урок 7.
Тема: Метроритм.
Содержание:
Практические задания:
- соотношение метра с ритмом
- изобразить 2 группами метр и ритм стихотворения;
- изобразить 2 руками метр и ритм песенки «Вышел зайчик погулять»;
- нарисовать ритм и иллюстрацию к песенке «Во поле березка стояла».
Слова для запоминания: метроритм, ансамбль, партия, соло, аккомпанемент.
Музыкальный материал:
- М.Мусоргский, «Картинки с выставки», Прогулка, Быдло;
- Р. Шуман, «Альбом для юношества», Дед Мороз.
Урок 8.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Кроссворд
Музыкальная викторина
II четверть.
Урок 1
Тема: Мелодический рисунок.
Содержание:
Практические задания:
- беседа о волнообразном строении мелодии;
- нарисовать «в воздухе» звуковысотную линию мелодии по фразам.
Слова для запоминания: строение мелодии, «волны» мелодического рисунка.
Музыкальный материал:
- пройденные пьесы Чайковского.
Урок 2
Тема: Мелодический рисунок.
Содержание:
Практические задания:
- беседа о волнообразном строении мелодии;
- нарисовать звуковысотную линию мелодии по фразам;
- при прослушивании хлопком отметить кульминацию в мелодии.
Слова для запоминания: строение мелодии, «волны» мелодического рисунка.
Музыкальный материал:
- Шуберт, «Ave Maria»;
- Бах- Гуно, «Ave Maria»;
- К.Сен - Санс «Лебедь»;
- Р.Шуман, «Грезы».
Урок 3.
Тема: Типы мелодического рисунка
Содержание:
Практические задания:
- типы мелодического рисунка
- передать с помощью пантомимы движение мелодии.
Слова для запоминания: мелодия - вюнок, мелодия - стрела, мелодия - пятно.
Музыкальный материал:
- Н.Римский - Корсаков, «Сказка о царе Салдане», Полет шмеля;
- Л.Бетховен, Соната 1, главная партия;
- С.Прокофьев, «Детская музыка», Дождь и радуга.
Урок 4.
Тема: Типы мелодического рисунка
Содержание:
Практические задания:
- типы мелодического рисунка
- нарисовать типы рисунка мелодии
Слова для запоминания: мелодия - пружина, галантные завитки мелодии, «скрытая стрела».
Музыкальный материал:
- С.Прокофьев, «Классическая симфония», гавот;
- В.Моцарт, «Турецкое рондо»;
- А.Хачатурян, «Андантино»;
- Вагнер, «Полет Валькирии».
Урок 5.
Тема: Типы мелодического рисунка
Содержание
Практические задания:
- беседа о сочетании песенности и танцевальности;
- беседа о сочетании маршевости и танцевальности
- записать характеристику мелодического рисунка пьесы с помощью предложенных эпитетов.
Слова для запоминания: песенная мелодия танца, танцевальные черты в песне, танцевальные черты в маршевой музыке, маршеобразное движение мелодии в танце.
Музыкальный материал:
- В.Моцарт, симфония №40, III часть, менуэт;
- В.Моцарт, соната A dur, III часть, рефрен.
- Видео «Новогодние песни».
Урок 6.
Тема: Речитатив
Содержание:
Практические задания:
- беседа о «секрете» речитатива;
- речитатив в мелодии песни;
- инструментальный речитатив;
- мастер речитатива - орган.
Слова для запоминания: речитатив, песенный и инструментальный речитатив, орган.
Музыкальный материал:
- А.Даргомыжский, «Старый капрал»;
- Ф.Шуберт, «Шарманщик»;
- И.Бах, Токката ре минор;
- М.Мусоргский, цикл «Детская», В углу, С няней.
Урок 7.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Кроссворд
Музыкальная викторина
III четверть
Урок 1.
Урок 2.
Тема: Интонация в музыке.
Содержание
Практические задания
- беседа о роли интервалов, ритма, регистра в создании интонации угрозы и насмешки.
- интонировать детские стишки с интонацией угрозы, насмешки;
- импровизация песенки - угрозы;
- импровизация песенки - насмешки.
Слова для запоминания: интервал, интонация угрозы, интонация насмешки.
Музыкальный материал:
- стих
- стих
- В.Моцарт, опера «свадьба Фигаро», ария Фигаро «Мальчик резвый»;
- Н.Римский - Корсаков, сюита «Шехеразада», тема Шахриара
Урок 3.
Тема: Интонация в музыке.
Содержание
Практические задания
- беседа о роли гармонии, динамики, интервалов в создании интонации ожидания и скороговорки.
- читать стихи с неправильной интонацией и определять элементы речи, не соответствующие характеру;
- придумать подходящую ритмическую пульсацию для правильной передачи характера стиха.
Слова для запоминания: гармония, динамика, интонация ожидания, интонация скороговорки.
Музыкальный материал:
- М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», канон «Какое чудное мгновенье»;
- Рондо Фарлафа;
- Ф.Шуберт, «Лесной царь»;
- С.Прокофьев, «Болтунья».
Урок 4.
Тема: Интонация в музыке.
Содержание:
Практические задания:
- беседа о выразительности гаммы тон - полутон;
- знакомство с целотоновой гаммой как способе создания сказочного образа.
- играть мажорную и минорную гамму от любого звука по составу;
- играть целотоновую гамму от клавиш до, ре, ми вниз.
Слова для запоминания: выразительность интонации, строение мажора, строение минора, целотоновая гамма.
Музыкальный материал:
- Н.Римский-Корсаков, опера «Садко», Колыбельная Волховы;
- М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», целотоновая гамма в сцене похищения.
Урок 5.
Тема: Интонация в музыке.
Содержание:
Практические задания:
- разбор характеристик интонаций:
- М2 вверх - вздох;
- М2 вниз - угроза;
- Ч4 вверх - призыв;
- Ч4 вниз - зов.
- анализ интонаций в прослушиваемых произведениях;
- петь и играть ритм попевок с интонацией М2, М3,Ч4, изменяя акценты и направление движения.
Слова для запоминания: вздох, угроза, призыв, зов.
Музыкальный материал:
- Ф.Шуберт, «Шарманщик»
- гимн «Боже, Царя Храни».
Ответы на вопросы:
- на что похож напев певца ? - на рассказ
- на что похожи звуки скрипки? - на вздохи
- на что похоже звучание басов? - на пустоту, т.к. они звучат гулко и пусто
Урок 6.
Тема: Музыкально- звуковое пространство. Фактура.
Содержание:
Практические задания:
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 7.
Тема: Гомофония
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 8.
Тема: Полифония
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 9.
Тема: Тембр
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 10.
Тема: Ладогармонические краски.
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
IV четверть.
Урок 1.
Тема: Сказочные сюжеты в музыке
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 2.
Тема: Сказочные сюжеты в музыке
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
- видео «Музыкальные сказки»_1976 г.
Урок 3.
Тема: Творческое применение полученных знаний.
Закрепление пройденного теоретического материала на новых музыкальных примерах.
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 4.
Тема: Голоса инструментов народного оркестра
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
- видео «Ложкари»;
- видео №1-4, папка «Музыкальные инструменты».
Урок 5.
Тема: Голоса инструментов народного оркестра
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
- аудиозапись «Музыкальные инструменты».
Урок 6.
Тема: Голоса инструментов
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
- видео №5-12, папка «Музыкальные инструменты».
Урок 7.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Кроссворд
Музыкальная викторина
2 год обучения
I четверть
Урок 1
Тема: Музыкальный образ
Содержание: беседа введение
Практические задания
- определение связи музыкального образа с театрально - сценическим
- разбор вступления к опере «Золотой петушок» Римского- Корсакого
- музыкальная тема, способы ее изложения
- викторина по основным понятиям: звукоряд, лад, мелодия, гомофония, полифония, аккорд (см. Конкурс знатоков»)
- связь образа с программным замыслом композитора
- дать названия прослушанным произведениям
- как передать свои впечатления от звучания темы, целостно изображая образ и опираясь на выразительные средства музыкального языка
- составить рассказ о выразительных средствах, отвечая на поставленные вопросы плана
- нарисовать рисунок
Слова для запоминания: (записать в тетрадь) план рассказа о музыкальном произведении.
Музыкальный материал:
- Н.А.Римский - Корсаков, опера «Золотой петушок, вступление *
- Чайковский, «Детский альбом», утренняя молитва, Марш деревянных солдатиков, Болезнь куклы.
- Моцарт, Соната ля-мажор, Турецкое рондо.
- Прокофьев, балет «Золушка», гавот.
- Григ, сюита «Пер Гюнт», В пещере горного короля.
- Мусоргский, «Картинки с выставки», Быдло, Балет невылупившихся птенцов.
- С.Прокофьев, «Детская музыка», Утро
Задание на дом: повторение слов из тетради
Урок 2
Тема: Средства создания музыкального образа
Содержание:
Практические задания:
беседа 1
- как участвуют в создании музыкального образа - первичные жанры, фактура, лад, темп, штрихи,
ритм, метр, тембр.
- вопросы - тесты: с чем связано звучание темы - с речью, пением, движением, звукоизобразительностью, сигналом.
беседа 2
- пронаблюдать смену музыкальных образов при смене тематического материала по типам: сопоставление, дополнение, усиление предыдущего.
- отметить изменение элементов музыкальной речи и средств выразительности в новой теме.
Слова для запоминания:
- С чем связано звучание темы ? ( с речью, пением, движением, со звукоизобразительностью, с сигналом)
- Типы смены музыкальных образов? ( сопоставление, дополнение, усиление предыдущего).
Музыкальный материал:
- С.Прокофьев, «Ромео и Джульетта»: Джульетта - девочка, Танец рыцарей.*
- С.Прокофьев, балет «Золушка», Гавот
- С.Прокофьев. Детская музыка, Дождь и радуга.
- П.Чайковский, «Детский альбом», Болезнь куклы.
- М.Глинка, «Руслан и Людмила», марш Черномора.
- Григ, сюита «Пер Гюнт», песня Сольвейг.
Урок 3
Тема: Понятие «содержание музыки»
Содержание:
Практические задания:
Беседа 4
- первое знакомство с понятием «содержание музыки»
-выявить специфику музыкальной речи: воплощает мысли и чувства человека.
- прослушать 2 музыкальных примера, записать их название, композитора и что первичный жанр связан с музыкальным образом каждой новой темы
Слова для запоминания: содержание музыки, первичный жанр, музыкальный образ, новая тема.
Музыкальный материал:
- В.Моцарт, увертюра к опера «Свадьба Фигаро»*
- Г.Свиридов, музыка к повести А.Пушкина «Метель», Военный марш*
- А.Вивальди, 3 часть «Охота» из концерта «Осень»*
- Н.Римский - Корсаков, Полет шмеля
- С.Прокофьев, Детская музыка, Тарантелла, Пятнашки.
Урок 4
Тема: Представление о музыкальном герое
Содержание:
Практические задания:
Беседа 5
- понятие « герой» в различных музыкальных направлениях: рассказчик, персонаж, оратор, созерцатель и лирический герой.
- охарактеризовать музыкального героя, «расслышать его неповторимый голос»
Слова для запоминания: рассказчик, персонаж, оратор, созерцатель, лирический герой.
Музыкальный материал:
- М.Мусоргский, Картинки с выставки, Прогулка.
- М.Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», увертюра.*
- Р.Шуман, «Альбом для юношества», Пьеро, Арлекин.*
- И.Бах, Токката ре минор
- П.Чайковский, Детский альбом, Утренняя молитва,
Марш Деревянных солдатиков, Болезнь куклы, Новая кукла,
Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка,
Сладкая греза, В церкви ( вспомнить знакомые мелодии)
- Гречанинов, пьеса «Какое прекрасное утро» (ноты в беседе)*
- С.Прокофьев, Мимолетности №1, 17,10,11.*
Урок 5
Тема: Музыкальные стили
Содержание:
Практические задания:
Беседа 6
- познакомиться со стилями композиторов : П.Чайковского, С.Прокофьева, К.Дебюсси и И.Баха
- выявить особенности композиторских стилей П.Чайковского, С.Прокофьева, К.Дебюсси и И.Баха
Слова для запоминания: stilus - упражнение в писании, сочинение; impression - впечатление, музыкальная живопись.
Музыкальный материал:
- С.Прокофьев, Мимолетность №17*
- К.Дебюсси, сюита «Детский уголок», Снег танцует*
- В.Моцарт, «Маленькая ночная серенада»*
- А.Вивальди, 3 часть из концерта «Осень»*
- Ф.Шопен, ноктюрн фа минор*
Урок 6
Тема: Основные приемы развития в музыке
Содержание:
Практические задания:
беседа 3
- понятие о структурной единице: мотив, фраза
- раздел «Знакомые мелодии»
- определить состав темы
р.н.п. «Как под горкой, под горой»
- основные приемы развития в музыке: повтор (точный и неточный),
секвенция, контраст
- определить на слух наличие повтора темы в примере
- спеть тональную секвенцию
- составление схемы - рисунка «Развитие в музыке»
- обозначить образ в пьесах Р.Шумана
- какие приемы развития использует композитор и как это отражается на характере музыки?
- первый опыт отслеживания музыкальной мысли в форме
- записать имена композиторов , страну и эпоху, сочинивших известные альбомы пьес для детей
Слова для запоминания: мотив, фраза, приемы развития темы, точный повтор, неточный повтор, секвенция, контраст, кульминация.
И.С.Бах, Германия, XVIII век;
Р.Шуман, Германия, XIX век;
П.Чайковский, Россия, XIX век;
С.Прокофьев, Россия, XX век.
Музыкальный материал:
- р.н.п. «Как под горкой» и игра «Мелодическое эхо»
- музыкальная импровизация «Повтори мотив, фразу с изменениями» (направление движения, ритм , лад, темп)
- Р.Шуман, «Альбом для юношества»: Смелый наездник, Веселый крестьянин, Дед Мороз, Сицилийская песенка, Первая утрата.
- И.С.Бах, «ХТК», прелюдия до мажор и прелюдия до минор.
- П.Чайковский, Детский альбом, Сладкая греза
Урок 7
Тема: Основные приемы развития в музыке
Содержание:
Практические задания:
Беседа 8,9
- понятие «музыкальное время»
- первый опыт восприятия крупной синтаксической единицы - периода
- понятие « приемы развития композиции»: период, суммирование, дробление.
- назвать признаки музыкального времени в примере
- сравнить разговорную и музыкальную речь на примере песен
- сравнить фразеровку в кантилене и речитативе
Слова для запоминания: музыкальное время, периодическая повторность - период, принцип суммирования и дробления.
Музыкальный материал:
- Бетховен, Соната №1, I часть (нотный пример)
- В.Моцарт, Фантазия ре минор (нотный пример)
- р.н.п «Во поле березка стояла», «Во кузнице», «Пойду ль я, выйду ль я»
- П.Чайковский, детский альбом, Марш деревянных солдатиков
- И.Дунаевский, песни «Капитан», «Веселый ветер»
- П.Чайковский, Времена года, Баркаролла
- В.Шаинский, Вместе весело шагать
- П.Чайковский, Детский альбом, Вальс
- песни: Полюшко, Эй, ухнем, Солнечный круг (нотные примеры
Урок 8.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Беседа 7: испытание
II четверть
Урок 1
Тема: Вариационный способ развития тематизма
Содержание:
Практические задания:
Беседа 10
- выделить особенности работы с темой на примере легких вариаций из
детского фортепианного репертуара
- познакомиться с основным способом варьирования темы: тема повторяется целиком. А не фрагментарно. При этом изменяются фактура, лад, динамика, темп.
Слова для запоминания: варьирование, вариация, изменение мелодического рисунка, фактуры, динамики, темпа.
Музыкальный материал:
- вариации на тему р.н.п. «Во поле березка стояла»» и «Во дворе -то калина» (ноты -ксерокс)
- Р.Шуман , «Пьеро» *
- Р.Шуман, «Арлекин» *
Урок 2.
Тема: Мотивная работа
Содержание:
Практические задания:
Беседа 11
- о воплощении действенного начала в классической сонате (сонатине)
Беседа 12
- прием интонационного сопряжения: соединение контрастных элементов в единую линию
Беседа 13
- жизнь музыкальных тем и интонаций от начала до конца произведения. Утверждение темы в Финале симфонии
Беседа 14
- мотивная работа в музыке Чайковского
- познакомиться с логикой развития: ядро - тема, степень ее изменения по принципу контраста и взаимодействия образов
- рассмотреть мотивную работу в песни «2 кота», партий в сонате Скарлатти
- услышать «мангеймскую стрелу» в сонате Моцарта
- услышать мотивную работу во фрагментах из балета «Щелкунчик»
Слова для запоминания: развитие мотива, соната, разработка
Музыкальный материал:
- песня « 2 кота» *
- Бетховен, соната фа мажор, (фрагмент) *
- Скарлатти, соната ?
- Моцарт, симфония 40, IV часть *
- Гайдн, симфония 103, I часть, экспозиция - развитие Главной и Побочной партий.
Урок 3.
Тема: Кульминация как этап развития тематизма
Содержание:
Практические задания:
Беседа 14
- познакомиться в разными способами достижения кульминации: поэтапное или единой волной на примере музыки Чайковского
- найти тип кульминации во фрагментах из балета «Щелкунчик»
и составить схему (см. типовую разработку стр.28)
Слова для запоминания: кульминация, подход по этапам, кульминация - волна.
Музыкальный материал:
- П.Чайковский, балет «Щелкунчик», танцы - Чай, Кофе, феи Драже, рост елки*, сцена сражения, Па-де-де*
- П Чайковский, Времена года, Баркаролла* + видео
- Шуберт, Лесной царь (тихая кульминация)
- Глинка, опера «Руслан и Людмила», увертюра
- Э.Григ, Утро
Урок 4.
Тема: Вариации. Подголосочная полифония.
Тема: Выразительные возможности вокальной музыки.
Содержание:
Практические задания:
Беседа 16
- понятия: имитационная и контрастная полифония.
Беседа 17
- принцип подголосочной полифонии в музыке Глинки
- услышать ядро и развитие
- понять период типа развертывания
- определить в кульминационном разделе фактурные и тональные средства развития кульминации
Слова для запоминания: тема-ядро, развертывание периода, имитация, изменения фактуры, тональные изменения.
Музыкальный материал:
- Глинка, опера «Руслан и Людмила», канон «Какое чудное мгновенье»
- Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», танец рыцарей
- Бах, партита №2*
- Мусоргский, Картинки с выставки, два еврея
- Прокофьев, Кантата «Александр Невский», Ледовое побоище
- Чайковский, Детский альбом, Старинная французская песенка
- Глинка, Камаринская
Урок 5.
Тема: Программная музыка
Содержание
Практические задания:
Беседа 20
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 6.
Тема: Комические образы в музыке и приемы их создания.
Многообразие комических интонаций. Частушки.
Содержание:
Практические задания:
Беседы 21- 25
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 7.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Беседа 15 - воспоминания
(кроссворд)
Беседа 19- музыкальная викторина
III четверть
Урок 1.
Тема: Народное творчество
Содержание:
Практические задания:
Введение
Беседа 1
Беседа 2
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 2.
Тема: Народный календарь. Обычаи и традиции зимних праздников
Содержание:
Практические задания:
Беседа 3
Беседа 4
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 3.
Тема: Масленица. Весенне - летний цикл праздников
Содержание:
Практические задания:
Беседа 5
Беседа 6
Беседа 7
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 4.
Тема: Былины. Лирические протяжные песни
Содержание:
Практические задания:
Беседа 8
Беседа 9
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 5.
Тема: Музыкальные жанры. Городские песни. Канты
Содержание:
Практические задания:
Беседа 10
Беседа 11
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 6,7.
Тема: Марши. Понятие о маршевости
Содержание:
Практические задания:
Беседа 12
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 8,9.
Тема: Танцы и танцевальность
Содержание:
Практические задания:
Беседа 13
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 10.
Тема: Музыкальная форма. Тема. Период
Содержание:
Практические задания:
Беседа 14
Беседа 15
Слова для запоминания:
Музыкальный материал
Урок 11.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Кроссворд
Музыкальная викторина
IV четверть
Урок 1.
Тема: Двухчастная форма.
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 2.
Тема: Трехчастная форма
Содержание
Практические задания
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 3.
Тема: Форма рондо
Содержание:
Практические задания:
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 4.
Тема: Вариационная форма
Содержание:
Практические задания:
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 5,6,7
Тема: Симфонический оркестр
Содержание:
Практические задания:
Слова для запоминания:
Музыкальный материал:
Урок 8.
Тема: Контрольный урок.
Содержание:
Практические задания:
Повторение пройденного материала
Кроссворд
Музыкальная викторина
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- дидактический материал: аудио и видеоматериалы.