- Преподавателю
- Музыка
- Адаптированные рабочие программы по музыке для 6 К класса
Адаптированные рабочие программы по музыке для 6 К класса
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитанова А.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
ДЛЯ 6-К КЛАССА
НА 2014 - 2015 УЧ.Г
Автор-составитель программы -
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в "Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В.В. Воронковой.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
-оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-меди
ко-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых
характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем.
Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера
- рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.
6 класс
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Музыкальный материал для пения
I четверть
«Наташка-первоклашка» - муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» - муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» - муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова.
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» - муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» - муз. Е. Кры-латова, ел. Ю. Энтина.
// четверть
«Волшебная сказка» - муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» - муз. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева.
«Облака из пластилина» - муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» - муз. В. Казенина, ел. Р. Лаубе.
«Мы желаем счастья вам» - муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.
III четверть
«Воспоминание о полковом оркестре» - муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.
«Ты у меня одна» - муз. и ел. Ю. Визбора.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля, ел. Р. Рождественского.
«Варяг» - русская народная песня.
«Песенка про папу» - муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» - муз. М. Дунаевского, ел. Ю. Ряшенцева.
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» - муз. Дм. Покрасса, ел. Б. Ласкина.
IV четверть
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» - муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Наша школьная страна» - муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» - муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
«Священная война» - муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.
«Не дразните собак» - муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.
«Весенняя» - муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».
Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».
Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» - муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» - муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» - муз. А: Рыбникова, ел. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
несколько песен и самостоятельно исполнять их;
музыкальные профессии, специальности;
инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Учащиеся должны уметь:
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
инсценировать песни.
Календарно-тематическое планирование 6К класс
I четверть
№п/п
Тема
Дата
1
"Снова в школу мы идём". Разучивание песни "Наташка-первоклашка". Повторение -"Чему учат в школе"
05.09.2014
2
Работа над песней "Наташка-первоклашка". Повторение песни "Волшебник - недоучка"
12.09.2014
3
Разучивание песни "Любимый учитель". Повторение "Наташка - первоклашка", "Наша школьная страна".
19.09.2014
4
Работа над песней "Любимый учитель" .Повторение песен на школьную тему. Слушание: Роль музыки в жизни людей."
26.09.2014
5
"Песни из кинофильмов". Разучивание песни "Лесной олень". Слушание: Музыка, театр, киноискусство, анимация /значение музыки.
03.10.2014
6
Работа над песней "Лесной олень". Начало разучивания песни "Весёлый марш монтажников". Слушание: Значение музыки в быту.
10.10.2014
7
Работа над песнями "Весёлый марш монтажников" и "Лесной олень". Слушание: Характер музыки.
17.10.2014
8
"Вспомним песню". Пение песни "Из чего же." и песни "Детство". Повторение песни "Лесной олень". и "Весёлый марш монтажников".
24.10.2014
9
Пение песни "В Подмосковье водятся лещи". Музыкальная викторина "Угадай песню".
31.10.2014
II четверть
№п/п
Тема
Дата
1
"Идёт волшебница зима". Разучивание песни "Волшебная сказка зимы" муз. А. Морозова. Слушание: Картины природы в произведениях композиторов.
14.11.2014
2
Работа над дикцией, интонацией в песне "Волшебная сказка зимы". Начало работы над песней "Три белых коня". .Слушание: Картины природы в произведениях композиторов.
21.11.2014
3
Работа над чистотой интонирования и словами в песнях: "Три белых коня". и "Волшебная сказка "Слушание: Значение музыки в театре, кино.
28.11.2014
4
"Хорошо, что есть весёлая зима". Пение песни "Кабы не было зимы" .Повторение пройденных песен прошлого урока. Слушание: Роль музыки в раскрытии содержания произведения - "Вальс" Е.Дога.
05.12.2014
5
Работа над интонацией, дикцией, словами в песне "Кабы не было зимы". Пение песни "Новогодние игрушки". Слушание: Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, её самостоятельное значение.
12.12.2014
6
Начало разучивания песни "Зима (у леса на опушке) .Повторение песен прошлого урока. Слушание: Роль музыки в нашей жизни.
19.12.2014
7
Работа над песней "Зима" и повторение песен пройденных. Муз. викторина: Угадай песню и спой.
26.12.2014
III четверть
№п/п
Тема
Дата
1
Повторение песен о зиме: "Пришла весёлая зима", "Кабы не было зимы" муз. Е. Крылатова, "Зима"(у леса на опушке). Слушание: Картины природы в музыке и в живописи.
16.01.2015
2
Тема: "Пусть всегда нам светит звезда "Надежда". Разучивание песни "Надежда" А. Пахмутовой. Повторение песни "Три белых коня" муз. Е.Крылатова. Слушание: Музыка,театр,киноискусство- Сага. "Я тебя никогда не забуду..." Из рок-оперы "Юнона и Авось" муз. А.Рыбникова.
23.01.2015
3
Работа над формированием лёгкого и певучего звучания голосов уч-ся. Пение песни " "Надежда". Начало разучивания песни "Ты у меня одна". муз. и сл. Ю.Визбора . Слушание:"Колыбельная Светланы".муз.Т.Хренникова. Из кинофильма "Гусарская баллада".
30.01.2015
4
Тема:"Посвящается защитникам Отечества." Разучивание песни "Погоня".муз. Я.Френкеля. Повторение песен "Ты у меня одна". и "Надежда". Слушание: Музыка и искусство- "Танец рыцарей".муз С.Прокофьего.
06.02.2015
5
Работа над песней "Погоня"- отработка слов, дикции, итонации Начало разучивания песни р.н. "Варяг". Слушание песни: "Матросская баллада".
13.02.2015
6
Работа над песней "Варяг". Повторение песни "Погоня". Слушание: С.Прокофьев. "Танец рыцарей".
20.02.2015
7
Тема: " Любимые песни в гостях". Разучивание песни "Песенка про папу". муз.В.Шаинского. Слушание:Е.Дога. "Вальс". из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь".
27.02.2015
8
Работа над песней "Песенка про папу". Повторение песни муз. Ю.Визбора "Ты у меня одна".знакомство с песней "Мы желаем счастья вам" муз.С.Намина. Слушание: Х.Глюк. "Мелодия". Из оперы "Орфей и Эвридика".
06.03.2015
9
Разучивание песни "Мы желаем счастья вам". Повторение песни "Ты у меня одна". Слушание: "Весенняя". муз. В.Моцарта.
13.03.2015
10
Работа над песнями "Мы желаем счастья вам". и "Ты у меня одна". Муз. викторина "Угадай мелодию".
20.03.2054
IV четверть
№п/п
Тема
Дата
1
Тема: "Наши любимые песни из т/фильмов". Разучивание песни "Крылатые качели" из т/ф "Приключение Электроника". Муз. Е. Крылатова. Повторение песни "Прекрасное далёко" из т/ф "Гостья из будущего". Муз. Е.Крылатова. Слушание: "Весенняя"-муз. В.Моцарта.
03.04.2015
2
Работа над дикцией, интонацией и словами в песне "Крылатые качели" .Знакомство с песней "Песенка для тебя".Муз. А.Рыникова. Слушание:"Я тебя никогда не забуду". Муз. А.Рыбникова.
10.04.2015
3
Работа над песнями "Песенка про тебя" и "Крылатые качели". Слушание: Э.Григ. "Песня Сольвейг".
17.04.2015
4
Тема: "Дню Победы посвящается". Пение песни "Священная война". Муз. А. Александрова. Слушание: "День Победы". Муз. Д. Тухманова.
24.04.2015
5
Работа над песней "Священная война" и пение песни "День Победы". "Бухенвальдский наббат". иуз.
08.05.2015
6
Тема : "Страна эта в сердце всегда".Разучивание песни "Наша школьная страна". Повторение песни "Крылатые качели"муз. Е.Крылатова. Слушание: "Школьный корабль" муз.
15.05.2015
7
Работа над песней "Наша школьная страна". Повторение песни "Песенка Красной шапочки". Слушание: "Музыкальный момент" муз. Шуберта.
22.05.2015
8
Повторение и пение песен по желанию детей. Муз. викторина "Отгадай и спой". Подведение итогов года.
29.05.2015