Урок музыки в 4 классе тема урока Музыка родного края

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 4 классе

Тема урока: « Музыка родного края»

Цель урока: углубить понимание художественного образа Родины- поэтического, музыкального и живописного,; расширить нравственно - эстетическое восприятие родной природы, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи: 1.Осмыслить художественный образ Родины, родного края в музыке.

2. Формировать у школьников мысли, чувства, переживания, которые возникают при соприкосновении с музыкой.

3.Развивать речь, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

4. Воспитывать эстетический вкус и интерес к предмету.

Оборудование: музыкальный центр; ПК; медиапроектор; презентация Power Point «Музыка родного края»

Методы:

Активный диалог, наблюдение, ассоциативный поиск, сопоставление, опережающее задание.

Тип урока: музыкальная гостиная

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя

Ребята, нашу жизнь постоянно сопровождает музыка. Музыка народная и авторская, классическая и современная.

- Что значит «народная», «авторская»? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим о музыке нашего родного края, будем слушать музыкальные произведения и исполнять их сами.

Озвучиваются цели и задачи урока

Тема сегодняшнего урока « Музыка родного края»

2. Мотивация

Песня родного края, лучше которого нет и не будет.Для каждого человека музыка возникает из звуков ранних лет.Песня детства, голос матери, щебетанье птиц, шум дождя, школьные годы, друзья. Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родного края.

Звучит песня «С чего начинается Родина» муз. В Баснера (слайды к мелодии)

3. Фронтальная беседа

-Ребята, какое настроение, какие чувства вызвала эта музыка?

-Это произведение вокальное или инструментальное? Объясните, почему так считаете.

- Народная или авторская?

- Ребята, а как вы понимаете слово Родина?

- родной край?

- что значит родной язык, родная речь?

- на каком языке разговариваем мы с вами?

- что вы можете рассказать о своем родном крае?

4. Сообщения учащихся о нашем поселке, , подготовленные заранее

5. Работа с музыкальным материалом

Красивый наш поселок и весной, когда цветут сады, и летом, утопающий в зеленом убранстве, а как красива золотая осень! Восхитительна природа вокруг нас. А вот у каждого из вас свой рассказ о родном уголочке. Как бы ни сложилась жизнь человека, где бы он ни жил, сколько б ему не было лет, в памяти у него на всю жизнь остается и запах цветов, и шуршанье листвы и звуки теплого грибного дождя. Мысленно человек возвращается в родные края, где прошло его детство.

а)

М. Таривердиев «Грусть моя» из кинофильма « Семнадцать мгновений весны»

( На фоне музыкального отрывка - иллюстрации с видами природы)

Это произведение волнует каждого человека, кто живет вдали от родных мест, ведь чувство Родины живет в каждом сердце.

-Какой характер у этого произведения? Какие чувства вызывает эта музыка?

- Вызывает ли это произведение чувства сопереживания?

- Ребята, а чем отличается наш поселок, наш город, наш край от других мест?

-Кто впервые приезжает в наши края, с удивлением восклицают: «Смотрите, горы! Горы!» А мы с улыбкой поправляем: «Это не горы, это терриконы». Терриконы находятся в тех местах, где добывают уголь, Добывают уголь шахтеры. Шахтеры смелые, отважные, трудолюбивые люди. Они спускаются глубоко под землю, чтобы «выдать на-гора» уголь, как его еще называют «черное золото». Над шахтой - высокое строение, на самой высоте всегда горит красная звезда, поэты сравнивают ее с рубином, дорогим камнем красного цвета. Эту звездочку видно очень и очень далеко. И называются эти строения - копры.

- Ребята, а у кого из вас в семье или родне (папа, дедушка, крестный, дядя) трудился или продолжает трудиться на шахте?

( ответы учащихся)

б)

А сейчас послушаем песню «В чистом небе Донецком». Обратите внимание на характер произведения. К какому жанру его можно отнести.? Возникает ли желание подпевать?

( Слушание песни с показом слайдов)

Эта песня о ваших родных, о тех, кто живет и трудится в нашем крае.

Наш край называют шахтерским и степным краем. Потому что, куда ни глянь, за околицами наших поселков простирается степь. А как красива цветущая степь! Особенной скромностью и красотой отличаются степные цветы и как не заслушаться пением жаворонка!

- Ребята, а кто из вас был в степи или поле? Поделитесь своими впечатлением от увиденного, услышанного в поле, в степи.

(Рассказы детей).

- Видели ли вы эту маленькую птичку, которая поднимается высоко-высоко в небо и льется звонкая песня над родным краем?

7. Минутка истории музыки

М. И. Глинка - русский композитор, сочинил вокальное произведение, которое называется - «Жаворонок» на слова поэта Кукольника.

- Сколько в нем проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нем есть то, что отсутствует в партии голоса,- звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землей.

Слушание «Жаворонок» муз. М.Глинки (показ слайдов)

Комментарий учителя. Ребята, это вокальное произведение. Исполнял высокий женский голос.

У каждого в душе есть любимое место в родном краю: в лесу - знакомая тропинка, любимое деревце под окном, беседка в своем дворе… Так, малая родина у каждого своя, а Родина у всех у нас одна. ( Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными детьми)

8.Распевка с последующим исполнением песни

Высоко парит над землей жаворонок, и вы сейчас будете маленькими птичками и голосом изобразите высоту звуков.

Встаньте ровно, глубоко вдохните, спокойно выдохните.

Распевка 1«Высоко- низко»(с показом руки высоту звуков)

2 «Во поле береза стояла» (работа над звуковедением, чистотой интонирования)

Душа поэта, которого восхищала, окрыляла любовь к родной земле, к родному краю прошла через сердце поэта и вылилась песней.

Исполнение песни Д. Б. Кабалевского «Песня про родной край».

Напомнить детям о легкости исполнения. Пластические движения рук на вступление.

Песня народная и авторская песня причастны ко всем нравственным высотам своего народа, ко всем его трудовым и ратным подвигам и победам.Люди, живущие на своей земле, всегда готовы, когда потребуется, встать на защиту своей Родины, какой бы ни был страшный и грозный враг.

В годы Великой Отечественной войны,1941-1945г.г. проходили страшные, ожесточенные бои и на нашей родной земле. Миус- фронт, Саур-Могила... Мы помним имена героев-школьников из г. Краснодона, молодогвардейцев Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Олега Кошевого.

- Эти ребята и еще много таких же молодых и не очень, отдали свои жизни за мирное будущее, за всех нас. Давайте почтим их память минутой молчания.

Минута молчания.

Прошло немало времени с тех пор, 70 лет, как прогремели залпы Победы в Москве и 72 года освобождения нашего Донбасса. Много написано песен о войне, о тех страшных событиях, и о героях.

Слушание «Песня о Краснодонцах» с показом слайдов

-В той войне наш народ победил фашизм. И начал дружно восстанавливать разрушенные поселки, города, мосты, шахты. Люди, живущие на своей земле, стараются трудиться так, чтобы их Родина стала еще краше и лучше. А ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы хорошо учиться и вырасти достойными гражданами нашего государства. И только дружным и активным ребятам под силу все трудности.

Об этом и поется в песне « Настоящий друг» муз. Савельева ( хоровое исполнение песни с использованием элементов индивидуального пения и пения в дуете)

Напомнить о сильной доле, чтобы не выталкивали окончания в словах.

  1. Итог урока.

Ребята делятся впечатлением о проведенном уроке, о том, что нового узнали, чему научились, о чём заставила задуматься музыка.

Завершается урок исполнением главной песней нашей школы-гимном Северной первой.



© 2010-2022