- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки в 4 классе тема урока Музыка родного края
Урок музыки в 4 классе тема урока Музыка родного края
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Багаева С.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 4 классе
Тема урока: « Музыка родного края»
Цель урока: углубить понимание художественного образа Родины- поэтического, музыкального и живописного,; расширить нравственно - эстетическое восприятие родной природы, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи: 1.Осмыслить художественный образ Родины, родного края в музыке.
2. Формировать у школьников мысли, чувства, переживания, которые возникают при соприкосновении с музыкой.
3.Развивать речь, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
4. Воспитывать эстетический вкус и интерес к предмету.
Оборудование: музыкальный центр; ПК; медиапроектор; презентация Power Point «Музыка родного края»
Методы:
Активный диалог, наблюдение, ассоциативный поиск, сопоставление, опережающее задание.
Тип урока: музыкальная гостиная
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя
Ребята, нашу жизнь постоянно сопровождает музыка. Музыка народная и авторская, классическая и современная.
- Что значит «народная», «авторская»? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим о музыке нашего родного края, будем слушать музыкальные произведения и исполнять их сами.
Озвучиваются цели и задачи урока
Тема сегодняшнего урока « Музыка родного края»
2. Мотивация
Песня родного края, лучше которого нет и не будет.Для каждого человека музыка возникает из звуков ранних лет.Песня детства, голос матери, щебетанье птиц, шум дождя, школьные годы, друзья. Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родного края.
Звучит песня «С чего начинается Родина» муз. В Баснера (слайды к мелодии)
3. Фронтальная беседа
-Ребята, какое настроение, какие чувства вызвала эта музыка?
-Это произведение вокальное или инструментальное? Объясните, почему так считаете.
- Народная или авторская?
- Ребята, а как вы понимаете слово Родина?
- родной край?
- что значит родной язык, родная речь?
- на каком языке разговариваем мы с вами?
- что вы можете рассказать о своем родном крае?
4. Сообщения учащихся о нашем поселке, , подготовленные заранее
5. Работа с музыкальным материалом
Красивый наш поселок и весной, когда цветут сады, и летом, утопающий в зеленом убранстве, а как красива золотая осень! Восхитительна природа вокруг нас. А вот у каждого из вас свой рассказ о родном уголочке. Как бы ни сложилась жизнь человека, где бы он ни жил, сколько б ему не было лет, в памяти у него на всю жизнь остается и запах цветов, и шуршанье листвы и звуки теплого грибного дождя. Мысленно человек возвращается в родные края, где прошло его детство.
а)
М. Таривердиев «Грусть моя» из кинофильма « Семнадцать мгновений весны»
( На фоне музыкального отрывка - иллюстрации с видами природы)
Это произведение волнует каждого человека, кто живет вдали от родных мест, ведь чувство Родины живет в каждом сердце.
-Какой характер у этого произведения? Какие чувства вызывает эта музыка?
- Вызывает ли это произведение чувства сопереживания?
- Ребята, а чем отличается наш поселок, наш город, наш край от других мест?
-Кто впервые приезжает в наши края, с удивлением восклицают: «Смотрите, горы! Горы!» А мы с улыбкой поправляем: «Это не горы, это терриконы». Терриконы находятся в тех местах, где добывают уголь, Добывают уголь шахтеры. Шахтеры смелые, отважные, трудолюбивые люди. Они спускаются глубоко под землю, чтобы «выдать на-гора» уголь, как его еще называют «черное золото». Над шахтой - высокое строение, на самой высоте всегда горит красная звезда, поэты сравнивают ее с рубином, дорогим камнем красного цвета. Эту звездочку видно очень и очень далеко. И называются эти строения - копры.
- Ребята, а у кого из вас в семье или родне (папа, дедушка, крестный, дядя) трудился или продолжает трудиться на шахте?
( ответы учащихся)
б)
А сейчас послушаем песню «В чистом небе Донецком». Обратите внимание на характер произведения. К какому жанру его можно отнести.? Возникает ли желание подпевать?
( Слушание песни с показом слайдов)
Эта песня о ваших родных, о тех, кто живет и трудится в нашем крае.
Наш край называют шахтерским и степным краем. Потому что, куда ни глянь, за околицами наших поселков простирается степь. А как красива цветущая степь! Особенной скромностью и красотой отличаются степные цветы и как не заслушаться пением жаворонка!
- Ребята, а кто из вас был в степи или поле? Поделитесь своими впечатлением от увиденного, услышанного в поле, в степи.
(Рассказы детей).
- Видели ли вы эту маленькую птичку, которая поднимается высоко-высоко в небо и льется звонкая песня над родным краем?
7. Минутка истории музыки
М. И. Глинка - русский композитор, сочинил вокальное произведение, которое называется - «Жаворонок» на слова поэта Кукольника.
- Сколько в нем проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нем есть то, что отсутствует в партии голоса,- звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землей.
Слушание «Жаворонок» муз. М.Глинки (показ слайдов)
Комментарий учителя. Ребята, это вокальное произведение. Исполнял высокий женский голос.
У каждого в душе есть любимое место в родном краю: в лесу - знакомая тропинка, любимое деревце под окном, беседка в своем дворе… Так, малая родина у каждого своя, а Родина у всех у нас одна. ( Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными детьми)
8.Распевка с последующим исполнением песни
Высоко парит над землей жаворонок, и вы сейчас будете маленькими птичками и голосом изобразите высоту звуков.
Встаньте ровно, глубоко вдохните, спокойно выдохните.
Распевка 1«Высоко- низко»(с показом руки высоту звуков)
2 «Во поле береза стояла» (работа над звуковедением, чистотой интонирования)
Душа поэта, которого восхищала, окрыляла любовь к родной земле, к родному краю прошла через сердце поэта и вылилась песней.
Исполнение песни Д. Б. Кабалевского «Песня про родной край».
Напомнить детям о легкости исполнения. Пластические движения рук на вступление.
Песня народная и авторская песня причастны ко всем нравственным высотам своего народа, ко всем его трудовым и ратным подвигам и победам.Люди, живущие на своей земле, всегда готовы, когда потребуется, встать на защиту своей Родины, какой бы ни был страшный и грозный враг.
В годы Великой Отечественной войны,1941-1945г.г. проходили страшные, ожесточенные бои и на нашей родной земле. Миус- фронт, Саур-Могила... Мы помним имена героев-школьников из г. Краснодона, молодогвардейцев Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Олега Кошевого.
- Эти ребята и еще много таких же молодых и не очень, отдали свои жизни за мирное будущее, за всех нас. Давайте почтим их память минутой молчания.
Минута молчания.
Прошло немало времени с тех пор, 70 лет, как прогремели залпы Победы в Москве и 72 года освобождения нашего Донбасса. Много написано песен о войне, о тех страшных событиях, и о героях.
Слушание «Песня о Краснодонцах» с показом слайдов
-В той войне наш народ победил фашизм. И начал дружно восстанавливать разрушенные поселки, города, мосты, шахты. Люди, живущие на своей земле, стараются трудиться так, чтобы их Родина стала еще краше и лучше. А ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы хорошо учиться и вырасти достойными гражданами нашего государства. И только дружным и активным ребятам под силу все трудности.
Об этом и поется в песне « Настоящий друг» муз. Савельева ( хоровое исполнение песни с использованием элементов индивидуального пения и пения в дуете)
Напомнить о сильной доле, чтобы не выталкивали окончания в словах.
-
Итог урока.
Ребята делятся впечатлением о проведенном уроке, о том, что нового узнали, чему научились, о чём заставила задуматься музыка.
Завершается урок исполнением главной песней нашей школы-гимном Северной первой.