Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стригуновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО

_________О. В. Водяницкая

Протокол № ___ от

«____»_________ 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора МБОУ

«Стригуновская СОШ»

__________И. Н. Бабич

«____»________ 2015г.

Принято

на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от

«___ » ______ 2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Стригуновская СОШ»

_________О. В. Твердохлеб


Приказ №______от

«____»_______ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке 1 - 4 классы

базовый уровень

срок освоения 4 года



с. Стригуны, 2015 год


2. Пояснительная записка

2.1. Название, автор, год издания предметной программы: примерной, авторской (на основе каких документов разработана рабочая программа по предмету);

Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана для обучающихся

4 класса МБОУ« Стригуновская СОШ» в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерной программы по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.- 4 -е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011 г. (стандарты второго поколения));

- на основе авторской программы по музыке (В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Музыка». 1 - 4 классы - изд. третье, переработанное - М.: Вентана - Граф, 2013г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ;

- инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИПКППС «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году»;

- на основе учебного плана МБОУ «Стригуновская СОШ»;

- на основе «Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Стригуновская СОШ» (приказ от 19 июня 2014 года №156);

Программа курса «Музыка» обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы.

2.2. Цели и задачи учебного предмета (общие цели уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета);

Цели курса: Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д,Б,Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование эмоционального восприятия музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и

эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального

  • искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями навыками в учебно-творческой деятельности ( пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитывать интерес, эмоционально-целостного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитывать чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развивать образно-ассоциативное мышление детей, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • воспитывать эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  • овладевать практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки , игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству.

воспитание эстетических чувств, интереса к музыкальному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• совершенствование эмоционально - образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптypa и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2.3. Изменения, внесенные в авторскую или примерную учебную программу и их обоснование;

Изменений нет.

2.4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (учебники, рабочие тетради, пособия входящие в УМК, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

В.О.Усачёва, Л.В..Школяр, В.А.Школяр «Музыка». Программа 1 - 4 классы - изд. третье, переработанное - М.: Вентана - Граф, 2013.

В.О.Усачёва,Л.В.Школяр: 1 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: - изд. второе доработанное - М.: Вентана - Граф, 2011;

В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс. - М.: Вентана - Граф, 2014.

В.О.Усачёва, В.А.Школяр: 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Вентана - Граф, 2013;

рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс. - М.: Вентана - Граф, 2014.

2.5 Рабочая программа по музыке рассчитана на 34 часа (1 час в неделю ).

В том числе на проведение итоговых работ.

2.6 Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основной формой организации учебного процесса является урок. На уроках используется групповая, индивидуальная работа и работа в парах.

Главной формой контроля в 4 классе является:

- выполнение тестового задания.

Стартовый контроль проводится в начале учебного года с целью проверки знаний учащихся за предыдущий учебный год

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс, и выполняет оценочную функцию.

Цель итогового контроля - определение способностей обучаемых.

Контроль

Вид работы

план

план

факт

стартовый

1. тест устно

1 1четв.

промежуточ

ный

1. тест устно

2 полугод.

итоговый

1. Практическое задание -тест

итоговая работа

4

Т год







3. Общая характеристика предмета

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкально культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных занятиях музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, её образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

4. Место предмета «Музыка» в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах - по 34 часа (всего 135 часов).

5. Ценностные ориентиры содержания предмета

«Музыка»

В основе учебников лежит системно - деятельностныий (компетентностный) подход, который предполагает форми­рование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка» («знаниевый» компо­нент):

• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учетом многонациональности России);

• развитие желания знакомиться с произведениями искусст­ва и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

• общекультурное и личностное развитие учащегося; фор­мирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предме­та (практика и восприятие);

• воспитание познавательной культуры в разных видах изо­бразительной деятельности (живопись, графика, скульп­тура, архитектура, декоративно - прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно - нравственное и интеллектуальное вос­питание в условиях интегрированного обучения и полиху­дожественного воспитания;

• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

• развитие основ научных знаний об окружающей действи­тельности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

• совершенствование индивидуальных способностей;

• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально - ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кру­гозора, эстетической культуры личности, интереса к худо­жественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «Музыка»

Личностные результаты:

  1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

  3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

  5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  8. Наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности , поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы её решения.

  4. Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  7. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора обработки анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позитивными задачами и технологиями учебного предмета.

  9. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями).

  10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении фуекций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством копромисса и сотрудничества.

  15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

  16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  17. Умение работать в материальной базе и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями).

Предметные результаты.

1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2.Сформированность основ музыкальной культуры , в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образова­тельным процессом и системой оценки, используемой в образо­вательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты кон­кретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируют­ся учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио.

Характеристика, отражает отличительные индиви­дуальные особенности, не только связанные с освоением учеб­ных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

• успеваемость учащегося, его достижения в изуче­нии курса «Музыка», возможные труд­ности усвоения конкретного программного материала;

• уровень сформированности учебно-познавательной моти­вации, отношения к самостоятельной читательской дея­тельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний / достаточный, низкий);

В течение всех лет обучения ведётся портфолиио ученика.

С учетом спе­цифики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио включает следующие материалы:

• творческие работы ребёнка, выполненные как в виде ри­сунков, так и в других видах творческой деятельности - написании сочинения, эссе, поэтических пробах, создан­ных проектах и т. д.;

• различные награды (дипломы, похвальные грамоты, бла­годарности), полученные им за успехи во внеурочной дея­тельности;

• оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений, жизнь и творчество разных композиторов.

7. Содержание программы предмета «Музыка» 33 ч.

1 класс

Направления работы

Количество часов

Истоки возникновения музыки

9 ч

Содержание формы и бытования музыки

18ч

Язык музыки

6 ч

Содержание курса представлено следующими содержательными линиями: « Истоки возникновения музыки», «Содержание и формы бытования музыки», «Язык музыки».

I. Истоки возникновения музыки. ( 9 ч) Исследование окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

II.Содержание и формы бытования музыки.(18ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражён весь мир.

Многообразие многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых и(камерных) и крупных(синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.

III.Язык музыки.(6ч)

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки и как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).




2 класс (34 ч)

Направления работы

Количество часов

Всеобщее в жизни

Музыка интонируемого смысла

10ч

Тема и «развитие» - жизнь художественного образа

10ч

Развитие как становление художественной формы

34ч

I.Всеобщее в жизни и в музыке 9ч)

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства. Через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке сложности, богатства внутреннего мира .

II.Музыка - интонируемого смысла(10ч).

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

III. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа.(10ч)

Одно из основных понятий музыки «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер(частей) на основе тождества и контраста (Б,В,Астафьев), сходства и различия.(Д,Д,Кабалевский).

IV.Развитие как становление художественной формы.(5ч)

Форма ( построение музыки) формы как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.







3 класс (34 ч.)

Направления работы

Количество часов

Характерные черты

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской национальности

12ч

Истоки русского классического романса

6 ч

Комп Композиторская музыка для церкви

На Народная и профессионально - композиторская музыка в рус

русской музыкальной культуре

I.Характерные черты русской музыки.(9ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П,И,Чайковского, М.П.Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур России. Общее - интонационные корни.

II.Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской национальности.(12ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

III.Истоки русского классического романса.(6ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика(популярная), старинный романс.

IV.Композиторская музыка для церкви.(2ч)

V.Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре.(5ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.





4 класс(34ч)

Направление работы

Количество часов

Многоцветие музыкальной картины

Музыка мира через «призму» русской классики

Музыкальное общение без границ

10ч

Искусство слышать музыку

I.Многоцветие музыкальной картины (7ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

II.Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию, Японию, Испанию и Украину. «Русское» как характерное - через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

III.Музыкальное общение без границ.(10

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., обще и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

IV.Искусство слышать музыку (9)

Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

8. Тематический план предмета «Музыка» 1 - 4 классы

п/п

урока

Наименование раздела и тем

Количество

часов

1 класс

Истоки возникновения музыки 9ч

1

1

Дать представление об истоках музыки

1

2

2 - 3

Проблема рождения музыки. Образ музыки.

2

3

4

Урок -путешествие - образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки.

Музыкант Б. Окуджава - слушание.

1

4

5 - 6

Урок фантазия. Где взять песню?. Я хочу увидеть музыку- разучивание.

2

5

7

Урок фантазия. Где взять танец?

1

6

8

Урок сказка. Родина музыки. Маршевый порядок.

1

7

9

Обобщение проблематики четверти. Побуждать детей к размышлению.

1

Содержание и формы бытования музыки 18ч

8

10

Начинаем разговор о содержании музыки.

1

9

11

Проблема: можно ли , слушая музыку «видеть» её? Что это значит «видеть».И.С.Бах Прелюдия До мажор.

1

10

12 - 13

Исследование проблемы «как увидеть музыку». Дать потверждение того, что музыка может быть видимой. Около кола.. В. Усачёва - пение

2

11

14

Иследование проблемы как увидеть музыку. Предложить детям самим импровизировать музыку. Около кола.. В.Усачёва.

1

12

15

Исследование проблемы «как увидеть музыку».

1

13

16

Проблема «существует ли в музыке чистая изобразительность?».

1

14

17

Конкретизация проблемы: «существует ли в музыке чистая изобразительность?».

1

15

18

Введение в проблему «формы бытования музыки».

1

16

19

Исследование проблемы «формы бытования музыки».

1

17

20

Иследование проблемы «формы бытования музыки». Знакомство с жанром «Опера».

Вальс из балета С.С.Прокофьева «Золушка». Нечаянно…В.Усачёва.

1

18

21

Погружение в проблематику музыкального театра.

1

19

22

Музыкальный театр. Урок - размышление. На горах было Балканских. В.Усачёва- пение

1

20

23

Идём в театр. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

1

21

24 - 25

Рассуждаем о «чудесах» в музке и в жизни. Обобщение материала за четверть.

Урок - концерт.

2

22

26 - 27

«Чудеса» в музыкальном театре. Кострома - символ обновления жизни.

2

Язык музыки 6ч

23

28 - 29

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

2

24

30 - 31

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий - их роль в создании неповторимости выразительных возможностей.

2

25

32 - 33

Иследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок поэтического национального фольклора.

2

Итого за год 33ч

2 класс

Всеобщее в жизни и в музыке

1

1

«Три кита» - песня, танец, марш.

1

2

2

Наш гость - марш.

1

3

3

Виды марша.

1

4

4

Наш гость - танец.

1

5

5

Разновидности танцев.

1

6

6

Наш гость - песня.

1

7

7

Народная и композиторская песня.

1

8

8

Всреча музыкальных жанров.

1

9

9

Урок обобщения пройденного материала за четверть.

1

Музыка - искусство интонируемого смысла 10ч

10

10

Музыка и настроение.

1

11

11

Человеческая речь.

1

12

12

Музыкальная речь.

1

13

13

Зерно интонации.

1

14

14

Исполнительская интонация.

1

15

15

Что выражает музыка.

1

16

16

Как музыка передаёт характер человека.

1

17

17

Что изображает музыка.

1

18

18

Музыка и движение.

1

19

19

Музыка и природа.

1

20

20

Содержание музыки.

1

«Тема и развитие» - жизнь художественного образа 10ч

21

21

«Тема» -содержание и воплощение.

1

22

22

Сюжетное развитие.

1

23

23

Исполнительское развитие музыки.

1

24

24

Динамическое развитие.

1

25

25

Контраст в музыке.

1

26

26

Кульминация.

1

27

27

Мажор и минор.

1

28

28

Ладогармоническое развитие.

1

29

29

Темповое развитие.

1

Развитие как становление художественной формы 5ч

30

30

Связь элементов музыкальной выразительности и содержания.

1

31

31

Единство содержания и формы.

1

32

32

Простая музыкальная форма.

1

33

33

Простая 3-х частная форма.

1

34

34

Форма рондо, вариации.

1

Итого за год 34ч

3 класс

I.Характерные черты русской музыки 9ч

1

1

Путешествие на родину русского музыкального языка.

1

2

2

Едем в фольклорную экспедицию.

1

3

3

Как это бывает когда, песни не умирают.

1

4

4

Едем на север.

1

5

5

Едем на юг.

1

6

6

Специфика народной песни.

1

7

7

Функции и особенности народной песни.

1

8

8

Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков.

1

9

9

Единение народных песен в их характерных особенностях.

1

Народное музыкальное творчество энциклопедия

русской интонационности 12ч

10

10

Мелодизм напеность народной музыки.

1

11

11

Жанры народной музыки.

1

12

12

Исторические песни и былинный эпос.

1

13

13

Героико-патриотическая тематика.

1

14

14

Лирические песни.

2

15

15

Походные песни.

1

16

16

Календарные песни.

1

17

17

Частушки и страдания. Урок - концерт.

1

18

18

Плясовые наигрыши.

1

19

19

Народная песня в царских палатах.

1

20

20

Связь народной и композиторской музыки.

1

Истоки русского классического романса 6ч

21

21

Русский романс.

1

22

22

Крестьянская песня.

1

23

23

Городская лирика.

1

24

24

Старинный романс.

1

25

25

Городской салонный романс.

1

26

26

Лирический романс.

1

Композиторская музыка для церкви 2ч

27

27

Музыка в хоаме.

1

28

28

«Богородице Дево, радуйся».

1

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской 5ч

музыкальной культуре

29

29

Обработка народных песен.

1

30

30

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

1

31

31

Ритмические особенности в творчестве композиторов.

1

32

32

Картины народной жизни в тврчестве композиторов.

1

33

33

Обобщение материала пройденного за год.

1

Итого за год 34ч

4 класс

  1. Многоцветие музыкальной картины мира 7ч

1

1

Музыка стран мира.

1

2

2

Музыка западноевропейских стран.

1

3

3

Музыка средиземноморья

1

4

4

Музыка США.

1

5

5

Колыбельные песни разных стран.

1

6

6

Интонационные черты танцевальной музыки мира.

1

7

7

Танцевальная музыка народов мира.

1

II. Музыка мира сквозь «призму» русской классики. 8ч

8

8

Композитор и его стиль.

1

9

9

Восточные мотивы в русской классике.

1

10

10

Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского.

1

11

11

Музыкальное «путешествие» М.И.Глинки в Испанию.

1

12

12

Тема японской песни в творчестве Д.Б.Кабалевского.

1

13

13

Тема мира в музыкальных произведениях.

1

14

14

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

2

III. Музыкальное общение без границ 10ч

15

15

Музыка Украины и Белоруссии.

1

16

16

Вариации на тему славянских песен.

1

17

17

Музыка Чехии и Польши.

1

18

18

Музыка Венгрии, Болгарии, Молдавии.

1

19

19

Музыка народов Балтии.

1

20

20

Музыка Италии и Испании.

1

21

21

Музыка Норвегии.

1

22

22

Музыка Австрии и Германии.

1

23

23

Музыка Закавказья.

1

24

24

Музыка Средней Азии.

1

IV. Искусство «слышать» музыку 9ч

25

25

Композитор, поэт, исполнитель.

1

26

26

Симфонический оркестр и дирижёр.

1

27

27

Инструментальная музыка.

1

28

28

Вокальная музыка.

1

29

29

Симфония.

1

30

30

Концерт.

1

31

31

Опера.

1

32

32

Балет.

1

33

33

Хоровые формы. За семью печатями.

2

Итого за год 34ч




9. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

по предмету «Музыка»

Программно - методическое обеспечение

1. Программа под редакцией В.А.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр Начальная школа XXI века - М.:Вентана-Граф, 2013г. (стандарты второго поколения).

2. Учебник «Музыка 1,2,3,4 классы» для учащихся общеобразовательных учреждений, авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр.

3. Рабочая тетрадь «Музыка» 1,2,3,4 класс, под редакцией авторов: В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, 2011г.

Таблицы

1. Комплект портретов композиторов русских, советских и зарубежных

2. Плакаты по составу оркестров

3.Плакаты музыкальных деревянно-духовых, медно-духовых, струнных, клавишных инструментов.

4. Шумовые инструменты : трещотки, бубен.

Технические средства

1.Компьютер

2.Видеопроектор

3.Синтезатор








© 2010-2022