• Преподавателю
  • Музыка
  • «Формирование нравственно-патриотического стержня в детском сознании посредством музыкально-театрализованной деятельности»

«Формирование нравственно-патриотического стержня в детском сознании посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ништа Марина Владиславовна

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 74», г. Березники

«Формирование нравственно-патриотического стержня

в детском сознании посредством

музыкально-театрализованной деятельности»


«Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе»

А. Сент-Экзюпери

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И это прямым образом влияет на те стороны жизни семьи, социума, его информационное пространство, которые ответственны за формирование патриотического сознания. Дети не знают истории, не дорожат традициями своего народа, не ценят культуру, морально не готовы защищать Родину, у них не сформировано здоровое чувство долга перед Отечеством.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенку просто не говорят о благородных целях нравственного долга перед ближними, перед своей страной, природой. А подчас в семье слышны уничижительные отзывы в сторону наших властей, государства, условий жизни в стране и восхваление западных стран, их образа жизни. Все это откладывается в детском сознании, а через много лет получаем результат: юноша уклоняется от выполнения воинского долга. Но это не все. Нежелание служить отражается и на неспособности служить своей семье, быть ответственным за членов семьи.

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; к славным защитникам нашей Родины - к воинам Российской армии, к ветеранам Великой Отечественной войны.

Нравственно-патриотическое воспитание - это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город… Мы говорим детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Важным моментом в этом направлении является использование классической и народной музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Народные музыкальные произведения используются в слушании, пении, в ритмической деятельности ребят. В весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, с образцами устного народного творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, использовали народные мелодии в своем творчестве.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок.

Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду, где прославляются любовь к своей стране, к родному дому, уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Для ребёнка-дошкольника Родина - это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Поэтому немало песен, стихов, музыкально-драматических постановок у нас посвящено семье, родным Березникам, его выдающимся людям.

Теме семьи мы посвящаем музыкально-игровые мероприятия, конкурсные программы с участием родителей, где дети могут остро почувствовать, что такое сплоченность семьи и как важна взаимная поддержка. Традиционными стали мероприятия «Супер-мама»,«А ну-ка, бабушки»,«Мы желаем счастья вам»,«Березники многонациональные», «Моя семья»,«Я, ты, он она - вместе дружная семья».

Тема родного края в судьбе человека раскрывается:

- в знакомстве детей с народными традициями. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности и проявляется эта сила, чаще всего, во время праздников -календарных и христианских, которые не обходятся, конечно же без игры на народных музыкальных инструментах, хороводов, частушек, народных игр. («Коляда, коляда на пороге Рождества», «Пасхальные встречи», «Масленица», «Ярмарочные гуляния»);

- в воспевании природы, богатств Уральской земли: «Родной свой край люби и знай!»,«Россия - Родина моя»,«Край родной земля уральская».Цель музыкально-литературных композиций - вызвать нравственно-эстетические переживания, связанные с красотой музыки и поэзии, воспевающих природу. Исполнение стихов и песен местных поэтов (А. Решетова, И. Мальцевой) композиторов (Л. Вахрушевой, Г. Дагиной) о красоте родного края формирует эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.

- в формировании бережного отношения ко всему живому через концертную программу «За все на Земле мы в ответе», участие в акции «Чистый город - наше общее дело», через постановку мюзиклов.

Мюзикл «Лесные пожары», музыкально-хореографическая композиция «Белая цапля» были отмечены призами на городских, краевых и всероссийских конкурсах. Это самые глубокие по содержанию и эстетической наполненности работы. Оба сценария пронизаны общей идеей воспитания любви к Родине, к ее природным богатствам, формированию экологической культуры. Дети, исполняя песни о природе, создавая образы в драматизации, оживляя их танцами, сильнее проникаются чувствами всего живого на Земле.

Тема патриотизма, служения Родине раскрывается в праздниках, посвященных военным датам, Дню защитника Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. В рамках этой темы традиционны мероприятия: «Супер-папа», игра «Зарница», «Слава армии любимой - самой лучшей на земле», «Мы - защитники!»

Большое внимание уделяется теме Великой Победы. Ежегодно проводим музыкально-литературные вечера, праздничные программы «Поклонимся великим тем годам», «Великая Победа», «Спасибо, ветераны» и др.

В этот год 70-летия Великой Победы над фашистской Германией наш детский сад, конечно, большинство мероприятий проводит в ключе воспитания уважения к защитникам Родины и восхищения подвигами ветеранов Великой Отечественной войны и тыла, прадедов и прабабушек нынешнего поколения детей. Проект ряда мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы, называется «Будем помнить».

С воспитателями дети посещают практически все тематические военные выставки местных музеев - краеведческого им. Коновалова, книжной культуры «Алконост», музеев трудовой славы «Уралкалия» и «АВИСМЫ». Ходят к Вечному Огню. Недавно прошла выставка бумажных моделей военной техники, которые изготовили дети с родителями. Открыта выставка детских рисунков, посвящённых Дню Победы.

Есть у нас подшефные ветераны, к ним домой мы приходим с воспитанниками старшей и подготовительной групп, чтобы поздравить с Днём пожилого человека, с Днём защитника Отечества, с Новым годом и конечно, с Днём Победы. С детьми мы репетируем заранее музыкальную программу, они поют ветеранам, читают стихи, дарят самодельные сувениры, открытки. Нашим ветеранам это приятно до слёз, ведь некоторые из них одиноки, общение с детьми даёт им глоток свежего воздуха.

Мы заранее готовим вопросы ветеранам, чтобы наше посещение стало еще более содержательным. Старики рассказывают о том, как трудно было на войне, как тяжело и голодно в тылу. Как трудились в госпиталях, как мучились они сами или их матери, трудясь по 16 часов в колхозе и за отца, и за себя, чтобы прокормить детей. Какой кусочек хлеба в день давали по карточке. Как прятались от бомбежек в оккупированной территории. Как боялись фашистов. Как солдаты не спали по трое суток, чтобы совершить марш-бросок и снова в бой, как погибали их товарищи от осколков. Дети в такие моменты всем своим существом проникаются реалиями военного времени. И вы бы видели, как они, прощаясь, обнимают стариков!

В дальнейшем наши ребята более прочувствованно читают стихи о войне и о необходимости мира на планете. И на сцене, изображая моменты прощания с семьёй или привала после боя, они исполняют это не механически, как им сказали, а привносят свои чувства.

Итогом проекта «Будем помнить» стала музыкально-литературная композиция «Великой Победе посвящается».

В подготовке мероприятий подобного плана мне помогает воспитатель- хореограф Романова Тереза Петровна. Вместе с ней писали сценарий, подбирали репертуар, придумывали танцевальные композиции. Кроме того, неоценимую поддержку оказывают воспитатели, они закрепляют с детьми разученный на занятиях материал, рисуют декорации, помогают шить костюмы.

В итоге выступление наших ребят с музыкально-литературной композицией «Великой Победе посвящается» удостоено 1 места на краевом конкурсе «Театральный портал» и гран-при на городском конкурсе творчества дошколят «Уральская звёздочка».

Как мы готовились к этому мероприятию?

Начали, как я уже говорила, с «моральной подготовки», чтобы дети глубоко поняли, что такое была та война. И это не только беседы. Это прослушивание песен военных лет и песен советских композиторов о войне.

Стихи, посвящённые Дню Победы стали учить задолго до конкурсов. Самые проникновенные мы вставили в нашу композицию.

Сценки привала, прощания с семьёй, встречи после войны мы с детьми придумывали совместно. Ну, конечно, всё шлифовалось педагогами.

Занимались с вокалистами дополнительно и многократно.

Каждый педагог понимает, что хорошее выступление - это не просто обаяние ребенка, его чистый голос и артистизм. Определяющее значение имеют частые репетиции, отработка, каждого движения, интонации, реплик.

С солистами много работы и по подбору песен, и отработке звучания, интонаций, жестикуляции. Но постоянные занятия дают хороший результат.

А отработать всю композицию на большой сцене? Чтобы дети не испугались софитов, большого зала, в случае отключения микрофона не растерялись, слышали фонограмму, чтобы не сбились в рисунке в танце на большой площадке, знали, кто из какой кулисы выходит….Приходится несколько раз выезжать на репетиции в большие залы. Дети понимают, что такое серьёзный сценический труд и стараются не подводить, оправдывать надежды, труд, вложенный в них педагогами.

Мне приятно видеть, что они выступают достойно, на хорошем уровне. Радует, что многие мои воспитанники поступают учиться в музыкальные школы или театральные детские коллективы, поют в нашем знаменитом музыкальном детском театре «Росинка», занимаются в студии «Апельсин», уже будучи школьниками проявляют себя на высоких вокальных конкурсах. Ну а это - тоже формирование в детях любви к людям, которые в них много вкладывают, к делу, которое они вместе совершают и своим творчеством приносят радость ближним.

Вот с чего начинается Родина…

Организуя такие мероприятия, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Музыка учит любить, дорожить родным домом, страной, землей. Хорошая песня формирует патриота. Участие в тематических мероприятиях закладывает в детей чувство ответственности и гражданственности.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Воспитывайте в детях чувство патриотизма, сделайте мир чуточку добрее и искреннее.







Библиографический список:

  1. Ахметова Н. Н. «Люби и знай свой край». План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении. Методические разработки Часть 1, часть 2. Пермь, Издательство Пермского областного института повышения квалификации работников образования, 1999 г.

  2. Федотова А. М. «Пермский край - мой родной край». Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Пермь, Книжный мир, 2001 г.

  3. Ривина Е. К. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших с государственными символами. Аркти. Москва, 2002 г

  4. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. «Моя страна Россия». Москва. Просвещение. 2001 г.

  5. Мелихова Г. И. «География и ты Твои первые путешествия и открытия». Москва. Просвещение. 1998 г.

  6. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». Истоки. Издательский дом «Карапуз» /Москва 2001 г.

  7. Князева Н. А. «Маленький пермяк». Азбука краеведения. Пермь. Книжный мир. 2000 г.

  8. Цветкова И. В. «Экологический светофор». Москва. Педагогическое общество России. 2000 г.

  9. Родина Н. М. «Московский кремль». Издательский дом «Карапуз» Москва. 2002 г.

  10. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Программа «Детство». Издательство "Детство-пресс". Санкт-Петербург. 2000 г.

6


© 2010-2022