Рабочая программа по музыке 6 специальный коррекционный класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического совета

от________________ протокол №____

председатель_______/Надейкина М.М./

директор МОУ СОШ д. Ручьи

___________/Прокофьева Л.В./

приказ № _____от ___________











Рабочая программа


по музыке 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида















Учитель : Пучкова И.Н.







2015-2016




Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, «Музыка и пение» 5 - 8 классов специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор Е.А.Евтушенко. М. Просвещение. 2015 г.

Программа рекомендована как курс по изобразительному искусству в 5 -7 классах коррекции Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.

Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года. В учебный комплект входят: книга для учителя, репродуктивный и литературный материал, аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи.

Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.

Цели и задачи учебного предмета

Цель программы - овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладо

Задачи:

воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Специальной задачей обучения пению является развитие чувства ритма, а т. ж. преодоление невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Особенности рабочей программы по предмету(общая характеристика)

Содержание учебного материала, соответствует Программе «Музыка и пение» автор Евтушенко в структуре программ для специальных образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В. Воронковой с поправками песенного репертуара, что предусмотрено авторами Программы.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого воздействия - убеждение и внушение.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными музыкальными произведениями звучат новые музыкальные сочинения.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение».

Объём материала для раздела «Музыкальная грамота» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Программа построена с соблюдением следующих принципов: художественность и культуросообразность содержания; коррекционная направленность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; оптимистическая перспектива обучения и воспитания; комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Межпредметные связи:

  • Музыка - русский язык - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;

  • Музыка - литература - умение излагать грамотным литературным текстом истории и жизнеописание творческих личностей, знание литературных произведений, связанных с музыкой, знание законов жанров;

  • Музыка - математика - точный отсчёт ритмических рисунков, логическое мышление при изучении форм произведения;

  • Музыка - география - знакомство с географическим расположением мест событий в музыкальном мире;

  • Музыка - история -умение соотнести исторические события с жизнью музыкального мира;

  • Музыка - ритмика - выполнение ритмических и танцевальных движений под музыку, знание танцевальных жанров;

  • Музыка - изобразительное искусствознание изображений портретов композиторов, их авторов, а также умение зрительного восприятия музыки.

  • Музыка - биология - знакомство с влиянием музыки на работу внутренних органов и организма в целом;

  • Музыка - трудовое обучение - выполнение практических заданий по изготовлению простых музыкальных инструментов

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей. Программа основана на материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:.

  • наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальных инструментах, использование аудиозаписи);

  • зрительно-двигательный (показ игрушек, ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);

  • совместные действия ребенка и взрослого;

  • подражание действиям взрослого;

  • жестовая инструкция;

собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого

В соответствии учебным планом в 5, 6, 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю

Приоритетные виды и формы контроля

Виды: контроля

  • Вводный

  • Тематический

  • Рубежный

  • Итоговый

Формы :контроля

  • Зачёт.

  • Опрос

  • Проверочная работа. Самостоятельная работа.

  • Тест.

  • Кроссворд.

  • Сочинение.

  • Сообщение.

Для успешного обучения и развития учащихся предусмотрены специальные упражнения:

  • работа по карточкам;

  • речевые разминки;

  • игровые упражнения.

Нормы и критерии оценок

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Знания и умения, учащихся по музыке и пению оцениваются:

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • чисто интонирует, самостоятельно исполняет выученные песни;

  • легко справляется с ритмическими заданиями;

  • понимает дирижёрские жесты учителя;

  • умеет слушать музыку и верно высказывается о ней;

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при интонировании допускает неточности, затрудняется исполнять самостоятельно выученные песни;

  • ритмические задания выполняет только по показу учителя;

  • умеет слушать музыку, но не совсем верно высказывается о прослушанном;

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • не запоминает мелодию и слова песен;

  • слушает музыку, но не умеет высказываться о прослушанном

Оценка «2»

по методике не рекомендуется,

Требования подготовки учащихся 6 класса

По окончании 6 класса, учащиеся смогут

Узнавать

  • наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;

  • жанры музыкальных инструментов: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;

  • музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

  • современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

Уметь:

  • исполнять вокально-хоровые упражнения;

  • выразительно исполнять песни различного содержания;

  • адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;

  • соотносить прослушанные произведения с определённым музыкальным жанром;

  • давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;

  • оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;

  • отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;

  • самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.

Содержание учебного предмета

1. «Истоки музыки» - 1час (Истоки музыки. Создание первых инструментов, песен)

2. «Народная музыка» - 2 часа (Народная инструментальная музыка. Народная вокальная музыка)

3. «М.Глинка» - 6 часов (Творчество М.Глинки. Опера «Иван СусанинОпера Иван Сусанин . Тема героев.Опера Иван Сусанин . Тема врагов.

Опера Руслан и Людмила. Положительные герои.Опера «Руслан и Людмила» Отрицательные героиСказочный мир музыки)

4. «П.И.Чайковский» - 7 часов (Творчество П,.Чайковского. Детский альбом. Времена года.Балет "Щелкунчик". Сюжет.Балет "Щелкунчик". Игрушечные образы.Балет "Лебединое озеро.

Темы добра и злаП.И.Чайковский Урок-обобшение)

5. «Н.И.Римский-Корсаков» - 10часов (Творчество Н.И.Римского-Корсакова

НИ Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане

Три чудаНародные темыСказка о царе Салтане. Итоговый урокОпера «Садко.Былинные образы

Образы оперы в мультфильмах и сказках

Симфоническая сюита «Шахерезада»Музыка не имеет границ "Шахерезада" Восточные мотивы)

6. «С.Прокофьев» - 8 часов (С.ПрокофьевТворчество,биография

Кантата «Александр Невский Тема войны.Тема победы

Балет «Золушка».История создания

Темы добра и зла Темы горя и счастья)








Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата

по

факту

1. «Истоки музыки» - 1час

1

Истоки музыки

1

2. «Народная музыка» - 2 часа

2

Народная инструментальная музыка

1

3

Народная вокальная музыка

3. «М.Глинка» - 6 часов

4

Творчество М.Глинки. Опера «Иван Сусанин»

1

5

Опера Иван Сусанин. Тема героев

1

6

Опера Иван Сусанин. Тема врагов

1

7

Опера Руслан и Людмила. Положительные герои

1

8

Опера «Руслан и Людмила» Отрицательные герои

1

9

Сказочный мир музыки

1

4. «П.И.Чайковский» - 7 часов (1 час резервный)

10

Творчество П.И.Чайковского. Детский альбом

1

11

Времена года

1

12

Балет "Щелкунчик". Сюжет

1

13

Балет "Щелкунчик". Игрушечные образы

1

14

Балет "Лебединое озеро

1

15

Балет "Лебединое озеро. Темы добра и зла

1

16

Резервный урок - П.И.Чайковский Урок-обобщение

1

5. «Н.И.Римский-Корсаков» - 10часов (1час резервный)

17

Творчество Н.И.Римского-Корсакова

1

18

Н.И. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

1

19

Н.И. Римский-Корсаков Три чуда

1

20

НИ Римский-Корсаков Народные темы

1

21

Сказка о царе Салтане. Итоговый урок

1

22

Опера «Садко

1

23

Былинные образы

1

24

Образы оперы в мультфильмах и сказках

1

25

Симфоническая сюита «Шахерезада». Музыка не имеет границ

1

26

Резервный урок - "Шахерезада" Восточные мотивы (рисунок на тему сказок Востока)

1

6. «С.Прокофьев» - 8 часов (1час резервный)

27

С.Прокофьев. Творчество, биография.

1

28

Кантата «Александр Невский»

1

29

Кантата "Александр Невский" Тема войны

1

30

Кантата "Александр Невский" Тема победы

1

31

Балет «Золушка».История создания

1

32

Балет "Золушка" Темы добра и зла, горя и счастья

1

33

Прекрасный мир музыки. Итоговый урок

1

34

Резервный урок - Музыка в природе (экскурсия)

1

Итого: 34 часа (3часа резервных)

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

  1. Программа для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.-М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006 2. «Хрестоматия музыкального материала для 5 класса» (М.: Просвещение, 2010).

  2. Фонохрестоматия музыкальных произведений для 5 класса.Пособие для учителя «Методика работы с учениками «Музыка.5-8 классы» (М.: Просвещение , 2010).

  3. Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение в школе.

  4. Учебное пособие , Тверь, 1994.

  5. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис… д-ра пед.наук М., 1997.

  6. И зазвучала музыка во мне: сб. произведений Тверских самодеятельных композиторов. Тверь, 1990.

  7. Фольклор в воспитании детей. Зимние святки. Тверь - 1997.ТОИУУ.

Методические пособия для учителя

1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000

2.Г.П. Сергеева «Музыка. 5-7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

3.Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература,

1972.

3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.-7 М.: Просвещение, 2006.

4.«Музыка в 7классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.

5.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIIIвида: Сб.1.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 224 с

6.Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г

7.Учебник «Музыка. 6-7 класс», М., Просвещение, 2010г.

8.Учебники: Музыка: 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.: ил.

Музыкальные произведения.

1.М.Глинка: опера «Иван Сусанин», опера «Руслан и Людмила».

2. П.И.Чайковский: «Детский альбом», балет «Лебединое озеро».

3. Н.И. Римский-Корсаков: «Сказка о царе Салтане», опера «Садко», симфоническая сюита «Шахерезада».

4. С.Прокофьев: кантата «Александр Невский», балет «Золушка».

5.Русские народные песни, частушки.

Печатные пособия:

1.Комплект портретов композиторов.

2.Таблицы «Музыкальные инструменты», «Состав оркестра» «Основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Средства обучения:

Набор шумовых инструментов.

Интернет-ресурсы

1.Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : ru.wikipedia/org.wik

2.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

3.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

4.Классическая музыка-Режим доступа :classic.сhubrik.ru

5.Музыкальный словарь -Режим доступа: dic.academic.ru

6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

7.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.

ТСО:

1.DVD плеер;

2.Телевизор;

3.Компьютер.



© 2010-2022