Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с. Исянгулово

основная общеобразовательная школа д.Новопетровское муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

на заседании МО

Протокол № ____

от «___» _______ 2015 г.

Руководитель МО

_________Т.Ю. Ерофеева

Согласовано

Заместитель директора по НМР

_____________Е.Н.Алопина

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово

________ Р.Ч.Кинзябулатов

Приказ № _____

от «___»______2015г.




Рабочая программа по музыке для 5 класса

учителя первой квалификационной категории

Кошкиной Натальи Витальевны


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса разработана и составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Просвещение,2009;

  2. Примерные рабочие программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка» 5-7 классов, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой М., Просвещение, 2007;

  3. 3. Учебно - методического комплекса (учебники);

    1. Учебного плана МОАУ СОШ№2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год . Приказ №79 от 29.08.2015 год.

    2. «Положение о рабочей программе педагога» Приказ №77/3 от 28.08.2014год.

Общая характеристика учебного предмета

Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в

художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Место данного предмета в учебном плане


По программе «Музыка.5класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю, итого 35 часов в год.

Основное содержание предмета учебного плана ОУ


Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач:

  • личностное развитие ребенка:

  • реализация творческого потенциала;

  • готовность открыто выражать свое отношение к искусству;

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  • познавательное и социальное развитие ребенка:

  • приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры;

  • формирование целостной художественной картины мира;

  • воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе;

  • активизация творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

  • Коммуникативное развитие ребенка:

  • Формирование

  • умения слушать;

  • умения вести диалог;

  • умения встать на позицию другого человека;

  • умения участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

  • умения продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:

  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

  • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство".

  1. "Музыка и литература" - 17 часов

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Симфония-действо. Каната. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

Жанры русских народный песен, романс, дуэт, музыкальная форма, народное сказание, симфоническая миниатюра, программная музыка, симфоническая сюита, вокализ, песня без слов, баркарола, интерпретация, обработка, трактовка, программная симфония, симфония-действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, реквием, контраст интонаций, опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, литературный сценарий, музыкальный фильм.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: родство музыки и литературы, общность и различия музыкальной и литературной речи, программная музыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, народное творчество, профессиональное (композиторское) творчество, значение колокольного звона в жизни человека, оперное искусство, балетное искусство, синтетические виды искусства (театр, кино, телевидение), особенности жанра мюзикл.

  • Музыкальные термины: средства выразительности музыки, вокальная музыка (песня, романс, вокализ), инструментальная музыка (песня без слов, мелодия, ария, романс, серенада, баркарола, вальс, ноктюрн, полонез, баллада, мазурка, прелюдия, этюд), программная музыка (программная симфония, программная сюита), симфоническая музыка (серенада, народное сказание), опера (либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы), балет (солист-танцор, кордебалет), мюзикл, духовная музыка (Реквием);

  • Взаимодействие музыки с другими видами искусства;

  • Основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки;

  • Особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;

  • Основные жанры народных песен, их особенности;

  • Основные жанры вокальной профессиональной музыки;

  • Особенности русской народной музыкальной культуры;

  • Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки;

  • Жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада;

  • Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Стилевое многообразие музыки 20 столетия;

  • Особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками;

  • Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;

  • Особенности оперного жанра; Либретто - литературная основа музыкально-драматического спектакля; разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы;

  • Особенности балетного жанра, его специфику; имена лучших отечественных хореографов, танцоров;

  • Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении;

  • Особенности жанра - мюзикл; Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства;

  • Имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

Уметь:

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы;

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

  • Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

  • Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании;

  • Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации;

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом;

  • Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы;

  • Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя;

  • Определять характерные признаки музыки и литературы;

  • Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой теме;

  • Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов;

  • Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действа и т.п.;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на музыкальных инструментах - элементарных и электронных);

  • Передавать свои музыкальные впечатления в письменной и устной форме;

  • Самостоятельно работать в творческих тетрадях;

  • Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями;

  • Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы;

  • Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

  1. "Музыки и изобразительное искусство" - 17 (18) часов

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.

Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.

Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.

Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Органная музыка. Хор a capella, Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Средства выразительности музыки и изобразительного искусства, жанры музыкального и изобразительного искусства, песенность, церковное искусство, иконопись, знаменный распев, песнопение, унисон, пение a capella, солист, хор, духовная живопись, солист, орган, кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, выразительность и изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, мелодия, рисунок, колорит, романс, ритм, композиция, линия, пейзаж, палитра чувств, гармония красок, квинтет, прелюдия, колокольность в музыке и изобразительном искусстве, инструментальная сюита, мелодия, гармония, контраст, повтор, концертная симфония, фреска, орнамент, арфа, оркестр, портрет в музыке и изобразительном искусстве, жанровая сцена, натюрморт, скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер, симфония, эскиз, этюд, набросок, зарисовка, архитектура, хор a capella, органная музыка, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, композиция, форма, триптих, соната, импрессионизм в музыке и живописи, живописная музыка, симфоническая сюита, прелюдия, фортепианная сюита, джазовые ритмы, графика, гравюра, реквием, фортепианная миниатюра, язык искусства.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: родство музыки и изобразительного искусства, общность и различия музыкальной речи и языка изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, русское и западноевропейское духовное искусство, образы борьбы и победы в искусстве, жанр портрета в музыке и изобразительном искусстве, жанр пейзажа в музыке и изобразительном искусстве, жанр жанровой сцены в музыке и изобразительном искусстве, жанр батальной сцены в музыке и изобразительном искусстве, натюрморт в музыке и изобразительном искусстве, архитектура - застывшая музыка, древнерусское зодчество, фреска, полифония в музыке и живописи, импрессионизм в музыке и живописи, реквием в искусстве.

  • Музыкальные термины: средства выразительности музыки, духовная музыка (песнопение, знаменный распев, молитва, пение a capella, хоровое пение, колокольный звон, орган, органная музыка, полифония), жанры народной музыки (песня-плач, протяжная песня), инструментальная музыка (квинтет, инструментальная сюита, прелюдия, фуга, скрипка, каприс, арфа, инструментальный концерт, соната), симфоническая музыка (симфония, концертная симфония, главные темы, финал), кантатно-ораториальные жанры (кантата, смешанный хор, меццо-сопрано);

  • Возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфика средств художественной выразительности живописи и музыки;

  • Интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие;

  • Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст);

  • Жанр вокальной музыки - кантата.

  • Выразительные возможности музыки и изобразительного искусства;

  • Общее и различное в русском и западноевропейском искусстве;

  • Народные истоки русской профессиональной музыки; Колокольные звоны;

  • Выразительные возможности скрипки; имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

  • Имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

  • Полифония, фуга, органная музыка; выразительные возможности органа;

  • Особенности импрессионизма как художественного стиля;

  • Стилевое многообразие музыки 20 века;

  • Жанр реквием;

  • Имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, их произведения.

Уметь:

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира;

  • Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства;

  • Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонация, тем, образов в произведениях разных форм и жанров;

  • Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

  • Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке;

  • Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при из восприятии и исполнении;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений;

  • Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании;

  • Импровизировать в пении, игре, пластике;

  • Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства;

  • Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет;

  • Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами;

  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников;

  • Защищать творческие исследовательские проекты.

Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- индивидуальный, письменный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Музыка и литература

16 (17)

  • Что роднит музыку с литературой

1

  • Вокальная музыка

2

  • Фольклор в музыке русских композиторов

2

  • Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

  • Вторая жизнь песни

1

  • Всю жизнь мою нему родину в душе...

2

  • Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

  • Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

  • Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

  • Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

  • Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

  • Мир композитора.

1

2

Музыка и изобразительное искусство

17 (18)

  • Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

  • Небесное и земное в звуках и красках

1

  • Звать через прошлое к настоящему

2

  • Музыкальная живопись и живописная музыка

2

  • Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

2

  • Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

  • Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

2

  • Застывшая музыка

1

  • Полифония в музыке и живописи

1

  • Музыка на мольберте

1

  • Импрессионизм в музыке и живописи

1

  • О подвигах, о доблести, о славе

1

  • В каждой мимолетности вижу я миры

1

  • Мир композитора. С веком наравне

1

Итого

34 (35)

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса по данной программе


  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


Формы контроля



Тема

Всего часов

Контрольные работы

(общее количество часов)

Практическая часть

Тест

Письменный опрос

Практические работы

(работа по карточке)

1 четверть

Музыка и литература

12

2

1

5

2 четверть

Музыка и литература

5

1

3

3 четверть

Музыка и изобразительное искусство

6

2

3

4 четверть

Музыка и изобразительное искусство

11 (12)

1

1

4

Всего:

34 (35)

4

4

15

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение творческой тетради по музыке.

8.Проектная деятельность.

Баллы

Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

"5" - отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

"4" - хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

"3" - удовлетворительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

"2" - неудовлетворительно

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

-исполнение неуверенное, фальшивое.




Календарно-тематический план 5 класс


Планируемая дата

Фактическая дата

Тема урока

( тип урока)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные, УУД

Личностные УУД

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА -17 часов

1

05.09

Что роднит музыку с литературой?

( вводный)

1

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы

-симфония №4 П.И.Чайковского

-сюита «Пер Гюнт» Э. Грига

-«Жаворонок» М.И.Глинки, Н.Кукольника

- песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова

Знать понятия:

-что роднит музыку с литературой;

-о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Знать понятия:

-что роднит музыку с литературой;

-о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.


  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

2

3

4

12.09

19.09

26.09

Вокальная музыка

(Расширение и углубление знаний)

3

Песня- самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня-0душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку

- песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова

-песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана

Знать понятия: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной

Уметь называть основные жанры русских народных песен

-определять значение песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

5

6

03.10

10.10

Фольклор в музыке русских композиторов

(Сообщение и усвоение новых знаний)

2

Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

-«Кикимора» А.Лядова

- песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана

-«Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова

-«Снегурочка» опера Н.А.Римского-Корсакова, сцена проводы масленицы. -песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана

Знать понятия: программная музыка

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.


  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

7

17.10

Жанры инструментальной и вокальной музыки (Расширение и углубление знаний)

1

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

-«Вокализ» С.В.Рахманинова

-«Романс» Г.В.Свиридова

-«Баркарола» Ф.Шуберта;

-«Песнь венецианского гондельера» Ф.Мендельсона

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.


  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

8

9

24.10

31.10

Вторая жизнь песни

(Сообщение и усвое-ние новых знаний)

2

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

-«Фортепианный концерт №1» П.И.Чайковского

-фортепианная сюита « Песня Сольвейг» Э.Грига.

-романс « Осенней песенкислова» В.Серебренникова, В. Степанова

-песн «Родная земля» Я.Дубравина, Е. Руженцева

Знать понятия: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества.

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.


  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

10

07.11

« Всю жизнь мою несу родину в душе…» (Расширение и углубление знаний)

1

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

-симфония «Перезвоны» В.А.Гаврилина: номера «Весело на душе, «Молитва»;

-«Песня венецианских гондольеров Ф.Мендельсона

Знать значение колокольного звона в жизни человека

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

11

13

14.11

21.11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах(Расширение и углубление знаний)

2

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридова) и западного (Ф.Шопена, В.А.Моцарта) композиторов

-«Снег идет» Г.В.свиридова

-«Вальс си минор» Ф.Шопена

Знать

-что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

-основные события из жизни и творчества композиторов

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

14

28.11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (Расширение и углубление знаний)

1

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере. В основе оперы-литературное произведение

-опера «Руслан и Людмила М.И.Глинка

-опреа «Снегурочка» Н.А.Римского -Корскакова

Знать

Историю развития оперного искусства;

-понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь приводить примеры к понятиям

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

15

05.12

Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова « Садко» (Расширение и углубление знаний)

1

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко»

Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

16

12.12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (Расширение и углубление знаний)

1

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета-литературное произведение. Балет П.И.Чайковского « Щелкунчик»

-«Спящая красавица» П.И.Чайковского

-« Золушка» С.С.Прокофьева

Знать

История развития балетного искусства;

-поняти: балет, солост-танцор, кордебалет

Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

17

19.12

Музыка в театре, кино, на телевидении (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

-музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г.Гладкова

-музыка к драме «Пер Гюнт» Э.Грига

-песня «Песенка о словах»С.Старобинского, С.Вайнина

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

18

26.12

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (Расширение и углубление знаний)

1

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы

-мюзикл «Кошки» Э.Л.Уэббера

-«Песенка о прекрасных вещах» Р.Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»;

-Дж.Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт»

Знать

-историю возникновения мюзикла;

-чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их авторов

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО -17 часов

19

16.01

Что роднит музыку с изобразительным искусством? (Сообщение и усвое-ние знаний)

1

Жизнь-единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

-«Шехерезада» симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова

-картина «Книги и часы» неизвестного художника

-песня «Птица-музыка» В.Синенко, М. Пляцковского

Знать понятия что роднит музыку и изобразительное искусство

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

20

23.01

«Небесное и земное» в звуках и красках (Расширение и углубление знаний)

1

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западно-европейского искусства

-концерт 33 для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова;

-«Аве Мария» И.С,Баха, Ш.Гуно;

-«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского;

-«Аве Мария» Ф.Шуберта

Знать в чем выражается общность языка различных видов искусства

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.


  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

21

30.01

«Звать через прошлое к настоящему» (Расширение и углубление знаний)

1

Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

-опера «Александр Невский» С.С.Прокофьев»

-картина « Александр Невский» М. Нестерова

-песня «Баллада о солдате» В.Соловьева-Седого, М.Матусовского

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

-определять на слух основные части кантаты.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

22

23

06.02

13.02

Музыкальная живопись и живописная музыка (Расширение и углубление знаний)

2

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

-Романс «весенние воды» С.В.Рахманинова, Ф. Тютчева;

-романс «Островок» С.Рахманинова, К.Бальмонта.

-песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой

Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

-анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

24

20.02

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве (Расширение и углубление новых знаний)

1

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки

-«Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты

- песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

25

27.02

Портрет в музыке и изобразительном искусстве (Расширение и углубление новых знаний)

1

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве

-«Чаконо», соло для скрипки И.С.Баха;

-каприс№24, соло для скрипки Н.Паганини

-рапсодия на тему Паганини С.В.Рахманинова

-вариации на тему Паганини, В.Лютославского

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях

Уметь -сопоставлять скрипичную музыку с живописью

-анализировать, сравнивать произведения

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.


  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

26

05.03

Волшебная палочка дирижера (Расширение и углубление новых знаний )

1

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

-Симфония №5 Л.Бетховена

-опера « Александр Невский» С.С.Прокофьева»

-песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Знать понятия

Оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра

Уметь называть имена известных дирижеров

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

27

12.03

Образы борьбы и победы в искусстве (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Жизнь и творчество Л.Бетховена. образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

-симфония №5,№3 Л.Бетховена

- песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать;

-проводить интонационно-образный анализ музыки

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.


  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

28

19.03

Застывшая музыка (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура-застывшая музыка

-«Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты

-фрески собора Святой Софии в Киеве

- песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Знать отличия

католической и православной музыкальной культуры;

понятие а капелла

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

29

09.04

Полифония в музыке и в живописи (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Продолжение знакомства с творчеством И.С.Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха -орган. Маленькая прелюдия и фуга для органа И.С.Баха

-«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского

Знать понятия

Орган, полифония, фуга;

-основные события из жизни и творчества И.С.Баха

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.


  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

30

31

16.04

23.04

Музыка на мольберте (Сообщение и усвоение новых знаний)

2

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К.Чюрлениса. Расширение представлений о связи и взаимодействии музыки, изобразительного

искусства и литературы

-прелюдия для ф-но, «Море» симфоническая поэма М.Чюрлениса

Знать что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.


  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

32

30.04

Импрессионизм в музыке и живописи (Сообщение и усвое-ние новых знаний )

1

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

-«Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К.Дебюси

-прелюдии К.Дебюси

-песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева

Знать понятия

Импрессионизм, интерпретация, джаз

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

33

07.05

«О подвигах, о доблести, о славе…» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

-«Реквием» Д.Кабалевского, Р.Рождественского

- песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Знать понятия

Реквием

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет.


  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

34

14.05

«В каждой мимолетности вижу я миры…» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Образный мир С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского. Своеобразие их творчества

-«Мимолетности» №1,7,10 С.С.Прокофьева

-«Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского

-сюита «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского

-песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знать понятие интерпретация

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность и деятельность своих сверстников.

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • ;

35

36

21.05

28.05

Мир композитора (Урок -обобщение)

2

Обощение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

-песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова

Знать что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Музыка. 5 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).


  • «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2011г.

  • Фонохрестоматия для 5 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.

  • Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г.

  • Творческая тетрадь "Музыка. 5 класс", М., Просвещение, 2011г.

Список научно-методической литературы.

Список литературы.

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983.-112с.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.- М., Академия, 2002.-416с.

  4. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Ленинград, Музыка, 1989.-144с.

  5. Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева/. - М., Аст, 2002.-383с.

  6. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы.- М., Просвещение, 1982.-224с.

  7. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки.- М., Академия,1999.-320с.

  8. Детская музыкальная энциклопедия "Музыка".- М., Астрель АСТ, 2003.-449с.

  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Академия, 2000.-240с.

  10. Евтух Е. В. Интернет-ресурсы для учителя музыки: Методическая рекомендация. - Электронный ресурс. -7с. .

  11. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.- 176с

  12. Информационные технологии в образовании. - Интернет-ресурс physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  13. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.- М., Детская литература, 1972. -224с.

  14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., Просвещение, 1989.-192с.

  15. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., Просвещение, 1989.-191с.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru/

  1. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

  2. Детские электронные книги и презентации -viki.rdf.ru/

  3. Виртуальный музей музыкальных инструментов - music-instrument.ru/

  4. Сайт "Классическая музыка online" - classic-online.ru/

  5. Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства Google Art Project - googleartproject.com/ru/collections/

  6. Сайт "Классическая музыка" - classic.chubrik.ru/

  7. Интернет - ресурс "Мировая картинная галерея" - wga.hu/

  8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

Компьютерное программное обеспечение

  1. Операционная система Windows XP/ 7

  2. Офисный пакет программ Microsoft Office

  3. Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader

  4. Аудиоредактор Audacity

1


© 2010-2022