Музыка в баснях

Урок проводится в 5 классе, во второй четверти. Знакомство с личностью и музыкой А. Бородина, размышление над тайной красоты его мелодии продолжит линию встреч с великими мастерами классической музыки. Расширение представления о литературном жанре "басня", сопоставление литературно - звуковой композиции басни И.А. Крылова и квартера А.П. Бородина, подготовит учащихся к диалогу о красоте камерной, инструментальной музыки. Между прочим, посмеялся русский баснописец над незадачливыми музыкантами с ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе


Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: «Музыка в баснях»

Цель: Показать роль музыки в литературном жанре «басня»

Задачи:

  • воспитание слушательской культуры

  • развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения

  • познакомить с новыми понятиями «квартет», «струнный квартет»

  • воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

«Квартет№2» А.П.Бородина (1-е прослушивание)

«У лукоморья» - распевка-исполнение.

«…Идет направо - песнь заводит,

Налево сказку говорит»

У.: - Как вы понимаете эти слова из поэмы А.С.Пушкина?

Д.: - Русский народ и сказку складывать, и песню спеть был мастер.

У.: - Какая тема четверти?

Д.: - «Музыка и литература».

У.: - Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

- Что стало бы с только что исполненной песней и другими вокальными произведениями, если бы не было музыки?

Д.: - Стихи остались бы только стихами, никогда не стали бы песнями.

У.: - А какие ещё вокальные произведения остались бы только стихотворным текстом и никогда не исполнялись бы под музыку?

Д.: - Романсы, кантаты, оратории.

У.: - А звучит ли музыка на страницах книг?

Д.: - Многие сказки рассказывают о музыкантах и волшебной силе музыки.

«Чонгурист», «Музыкант - чародей».

У.: - В какой песне говориться о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо, как пища и кров?

«Волшебный смычок»- норвежская народная песня

1. Вокальная работа над песней, исполнение двух куплетов.

У.:-Отдаст музыкант свою скрипку? Почему?

2. Предложить протактировать, продирижировать аккомпанемент (при этом про себя необходимо исполнять слова песни)

3. Исполнение первого куплета песни с дирижёром ( дирижёра из детей).

4. Исполнение песни группой учащихся под звукозапись. При исполнении обратить внимание на создание ансамбля скрипки с вокалом. Поставить задачу внимательно вслушиваться в аккомпанемент.

У.: Мы с вами говорили о музыке в сказках. Какие вы знаете басни, в которых говориться о музыке и музыкантах?

Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. Такие басни писал русский баснописец И.А.Крылов. /Ученикам было дано заранее задание найти такие басни/.

«Осёл и соловей»

«Скворец»

«Кошка и соловей»

«Кукушка и петух» и др.

Вспомним очень интересную и для нас басню И.А.Крылова «Квартет».

У.: - Что же означает слово квартет? Кварта - это латинское слово означает цифру 4.

У.: - Какие слова с общим корнем «кварта» вы знаете?

Квартал - участок города, ограниченный с четырёх сторон улицами.

Квартал - это также четверть года.

Квартира - помещение с четырёх сторон ограниченное стенами.

У.: - Попробуйте сами найти определение: что такое квартет в музыке?

Квартет - музыка, в исполнении которой участвуют 4 любых музыканта. Важно только, чтобы инструменты подходили друг к другу.

4 трубы;

Рояль, скрипка, виолончель, певец;

Арфа, флейта, кларнет, скрипка;

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты.

У.: - Назовите струнные инструменты симфонического оркестра.

Д.: - Скрипка, аль, виолончель, контрабас.

У.: - Струнный квартет - 2 скрипки, аль, виолончель.

Струнные квартеты сочиняли: В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

«Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет,

Достали нот, баса, альта, две скрипки…»

У.: - Какой из струнных инструментов И. А.Крылов назвал басом?

Виолончель - самый низкий - «басовый» инструмент в квартете. Посмотрим, что же получилось./Слушание записи/.

У.: - Понравилось, как играли музыканты?

- Почему не понравилось? И ноты есть, и прекрасные музыкальные инструменты?

- А что нужно для того, чтобы олучилось?

Д.: - Способности. Талант. Умение. Если человек талантливый, но ленивый, - у него всё равно ничего не получиться.

У.: - В чём заключается мораль всей басни?

Д.: - «А вы, друзья, как ни садитесь. -

Всё в музыканты не годитесь!»

У.: - Только ли к музыке применительна эта мораль?

Между прочим, посмеялся И.А.Крылов над незадачливыми музыкантами с полным правом. Сам он отлично играл на скрипке и музицировал, как тогда водилось среди культурных людей.

- Давайте послушаем как звучат эти же инструменты, когда находятся в руках настоящих музыкантов.

«Квартет» А.П.Бородина

У.: - Когда вы слушали эту музыку? /в начале урока/

- Что же отличает эту прекрасную музыку от хаоса, производимого горе- музыкантами?

Д.: - Выразительные интонации, плавная, широкого дыхания мелодия.

Эта музыка как выразительная разговорная речь.

У.: - Сколько действующих лиц принимает участие в беседе?

- Какой у них разговор? /Задушевный, размеренный, спокойный/.

Обобщение пройденного на уроке.

Песня «Ты человек» муз. Е.Крылатова, ст.Ю.Энтина

Наш словарь: кварта, квартет, струнный квартет, мораль.

Домашнее задание:

Найдите материал о русском баснописце И.А.Крылове./проект/


© 2010-2022