Развивающие игры на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие игры на уроках музыки


Учитель музыки в начальной школе МБОУ лицей г.Янаул

Кашапова Гузелия Мазгутовна

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Но не всякая игра развивает и воспитывает,

а только та, которая носит активный характер.

Игра без усилий, без активной

деятельности - всегда плохая игра»

А.С.Макаренко

Я работаю учителем музыки всего третий год. До этого работала учителем начальных классов. Считаю, что в современных условиях очень важно развивать творческие, музыкальные способности.

Основной, то есть традиционной формой проведения музыкальных занятий в общеобразовательной школе является урок. В структуре подобного урока присутствуют различные виды музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамота, игра на простейших музыкальных инструментах, творчество), единство которых обеспечивает принцип тематического построения.

Развитием творческих, индивидуальных способностей можно обеспечить целенаправленное музыкальное развитие учащихся. Поэтому я решила попробовать сделать уроки музыки с элементами игры.

Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию - а это важные факторы в развитии личности ребенка.

Главной задачей таких уроков является воспитание у детей навыков творческого развития, умение проявлять индивидуальность.

Поэтому так важно с первого урока поддержать их потребность в новых впечатлениях, в стремлении узнать новое. Я стараюсь, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими.

Игра - это реальная, необходимая часть жизни ребенка, особенно в младшем возрасте, поэтому на моих уроках присутствуют развивающие игры. Такие игры способствуют развитию музыкальных способностей у детей:

- мелодического слуха (что необходимо во время восприятия музыкальных произведений);

- чувства ритма (что является основой музыки);

- музыкальной восприимчивости.

С помощью игр дети знакомятся со сложными законами музыкальной грамоты на уроках.

Развивающая игра - обучающая. В структуре игры можно выделить четыре этапа:

  1. Знакомство.

В начале учитель представляет изучаемую тему, знакомит с правилами;

2. Подготовка к проведению.

Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, правила подсчета очков;

3. Проведение игры.

Учитель организует игру;

4. Обсуждение игры.

Учитель смотрит результативность.

Развивающая игра характеризуется тем, что эстетический результат достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательный компонент этого типа - сюжет, роль, воображаемая ситуация. Выбор сюжета зависит от конкретных воспитательных задач, от интересов школьников.

Игра приобщает к музыкальной деятельности, формирует представления о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное проживание образов. Наряду с развитием музыкальной деятельности детей осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще.

Развитие детской деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики. Деятельность реализуется через активизацию всех психических процессов - памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, а эти процессы в свою очередь развиваются через деятельность.

Для успешного проведения игры необходима фантазия ребенка, создание воображаемой ситуации.

Значение развивающих игр

Основное назначение игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Педагогическая ценность игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике.

Игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку, в интересной для него форме, услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Игры: «Определи по ритму», «Вспомни мелодию» - развивают чувство ритма. Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся желанны для учащихся.

С первого класса важно прививать такие понятия, как «исполнитель», «слушатель», «оркестр», «композитор», что потом будет основой на уроках музыки в старших классах.

В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Также развивающие игры направлены и на развитие других музыкальных способностей учащихся: тембрового слуха, динамического слуха, творческих способностей.

1. Развитие ритмического слуха

Хор часов

2. Развитие динамического слуха

Игра «Громко - тихо»

Наша Таня громко плачет -форте

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь - пиано

Не утонет в речке мяч.

3. Развитие тембрового слуха

4. Развитие певческих способностей

«Напой песню» - из коробки или мешочка поочередно вытаскивать картинку или игрушку и напеть куплет из песни, где встречается этот предмет (зайчик, гномик, волк, мышь и т.д.)

5. Восприятие музыкальных произведений

Игра - загадка «Расскажи мне о музыке»

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра: учитель предлагает прослушать песню или музыкальное произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)? и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и темы урока.

6. Развитие ладового чувства

Игра «Клоуны»

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной памяти.

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры: учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

7. Развитие звуковысотности

Детям раздаются карточки (по числу играющих). Звучат мелодии «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию, поднимают нужную карточку, т.е. закрепляется понятие «регистр» - верхний, низкий, средний.

8. Обучение нотной грамоте

Наряду с традиционными играми на уроках использую современные онлайн-игры, так как главным инструментарием теперь стал компьютер. Детям очень нравится разгадывать кроссворды.

Заключение


Систематичность применения развивающих игр на уроках музыки позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к самовыражению.

Электронные ресурсы: muz-urok.ru/


© 2010-2022