- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая тетрадь к тексту. «Жизнь замечательных людей. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка»»
Рабочая тетрадь к тексту. «Жизнь замечательных людей. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка»»
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коваленко Л.Д. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая тетрадь к художественному тексту.
« Жизнь замечательных людей. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка»»
ПРЕДМЕТ: Музыка
ТЕМА: «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка»»
Интерес к народной песенной традиции, к фольклору - определяющий мотив творчества Римского-Корсакова. Сам он говорил так: «Мой народ - это сказка, былина и непременно русские». С 1872 по 1907 год он написал более десяти опер на литературно-фольклорные сюжеты. Среди них, одна из поэтичнейших опер во всем мировом оперном искусстве - «Снегурочка». Это произведение написано на сюжет сказки А.Н. Островского. Сочинял ее композитор с огромным увлечением : чтобы написать всю оперу, ему понадобилось всего лишь два с половиной месяца! «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Я сочинял каждый день, и целый день…музыкальные мысли преследовали меня неотступно» - писал Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дочь Деда Мороза и Весны - холодная, нежная, хрупкая и наивная Снегурочка погибает, истаивает от первых лучей летнего солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви.
В.Васнецов. Снегурочка
-
Послушайте арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»
-
О чем поет Снегурочка? Какое настроение передано в музыке ?
-
Близки ли интонации арии к народным песням?
-
Как называется высокий женский голос?
-
Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит голосу Снегурочки?
-
Что влечет Снегурочку из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В музыке оперы звучат отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие оперу.
Эскиз декорации к I действию. «Заречная слободка Берендеевка». В.Васнецов
В эскизе декорации В.Васнецова живет
особый мир: сказочно-наивный,
светлый и радостный. Пейзаж пронизан
юмором, непосредственностью,
свойственному духу сказки, всюду
царит простодушная вера в торжество
добра, красоты, справедливости.
Слушая «Людские песни», Снегурочка пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
-
Послушайте песню Леля
В этой песне Леля удивительным образом сочетается простота, почти наивность с огромным музыкальным богатством.
-
Попробуйте объяснить причину этого сочетания.
____________________________________________________________________________________________________________________________
В опере Н.Римского-Корсакова существует образ доброго, мудрого и справедливого царя Берендея.
Красота Снегурочки поразила его. В своей каватине Берендей прославляет могучую природу, создавшую Снегурочку, сравнивает девушку с хрупким весенним цветком - ландышем.
-
Послушайте фрагмент из второго действия оперы -«Шествие царя Берендея»
-
Как называется высокий мужской голос ?
-
Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчеркивают маршевый характер музыки?
-
Вспомни, в опере какого русского композитора один из сказочных персонажей охарактеризован маршевой музыкой?
-
Какие черты характера царя раскрываются в «Шествии» и каватине? Какими интонациями подчеркивается лирический и торжественный характер музыки? Какое выразительное значение имеют в них мелодия, ритм, тембры голоса и инструментов оркестра?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Снегурочка полюбила людские песни, полюбила людей. Надев чудесный венок, подаренный Весной, в ее сердце рождается прекрасное человеческое чувство - любовь… Под лучами Ярилы - Солнца волшебное дитя природы - Снегурочка тает…
Но, что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какое чувств истома!
О, мать - Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне. О, Лель,
В ушах твоих чарующие песни,
В очах… и в сердце… и в крови,
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О, милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
Жизнь остановить нельзя: за зимой идет весна, за весной - лето. Поразительной красоты музыку написал Римский-Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки. Ее трогательное прощание с жизнью и, одновременно, восхищение жизнью, едва слышные слова жителей Берендеева царства, пораженные исчезновением полюбившейся всем Снегурочки относится к числу самых вдохновенных страниц музыки
Римского-Корсакова.
-
Прослушайте сцену таяния Снегурочки
-
Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково ее душевное состояние? Как звучит музыка в сцене таяния? Какой инструмент в оркестре изображает таяние Снегурочки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Несмотря на то, что конец сказки печальный - опера заканчивается торжественным хором - гимном свету, разуму, добру.
-
Спойте эту мелодию в характере радостного, светлого гимна.
Более ста лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею.
-
Чему учит нас всех эта опера?
-
Как в опере «Снегурочка» воплощается мысль о великой преображающей силе искусства?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__