Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азовский район село Новониколаевка


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новониколаевская основная общеобразовательная школа




СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»

Протокол заседания Директор МБОУ Новониколаевской ООШ

Методического совета Приказ от ___________ № ______

МБОУ Новониколаевской ООШ ___________ /Макаренко С.А./

от _________ 2015 года № 1

__________ /Дрозд Т.Н./









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

Уровень общего образования(класс):

начальное общее 5 класс

Количество часов: 35 в год(1час в неделю)

Учитель: Вашедская Евгения Юрьевна

Программа разработана на основе

Программы «Музыка», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Дрофа, 2013.






  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.


  1. Место учебного предмета, курса, дисциплины(модуля) в учебном плане

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 5 классе начальной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недели). На региональный компонент отводится 4 часа (РК).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

5.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)

Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» - реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

2. Древний союз (3 часа)

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны - тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература

А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»

Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».

Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».

Часть первая. Музыка и литература



3. Слово и музыка (3 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Слово и музыка - два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).

«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).

Живопись

Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).

4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)

Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.

5. Песня (3 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Песня - верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

Художественный материал:

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.

Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

6. Романс (2 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».



7. Хоровая музыка (2 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Живопись

К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)

Итоговое тестирование.



9. Опера (2 часа)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера - синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».

10. Балет (2 часа)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже - звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

11. Музыка звучит в литературе (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка - главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы - «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2 часа)

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство



13. Образы живописи в музыке (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка - сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

14. Музыкальный портрет (1 час)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».



15. Пейзаж в музыке (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.

16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».

18. Обобщающий урок по теме года

«Музыка и другие виды искусства» (1 час)

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23.

Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.















6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Дата

Тема

Вид деятельности, технология

Образовательные ресурсы

Продукт оценки планируемых результатов



Тема 1: «Музыка рассказывает обо всём». Всего часов 1

1

03.09

Музыка рассказывает обо всём.


Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.♪♫

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №1

Текущий


Тема 2: «Древний союз». Всего часов 3

2

10.09

Истоки.


Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №2

Текущий

3

17.09

Искусство открывает мир.


Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий».

Текущий

4

24.09

Искусства различны, тема едина.


Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять связи между музыкой,

литературой и изобразительным искусством на уровне темы. ♪♫

Презентация «Искусства различны, тема едина»

Текущий


Тема 3: «Слово и музыка». Всего часов 3

5

1.10

Два великих начала искусства.


Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и литературы. ♪♫

Презентация «Два великих начала искусства».

Музыкальный словарь Римана.

Видеофильм «Поэзия и музыка» (фрагмент)

Текущий

6

8.10

«Стань музыкою, слово».


Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. ♪♫

ru.wikisource.org/wiki/

Информация о композиторах

Текущий

7

15.10

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. ♪♫

Музыкальный словарь Римана

Текущий


Тема 4: Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». Всего часов 1

8

22.10

Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.

Игра Рабочая программа по музыке 5 класс. ♪♫♯

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Тест».

Текущий


Тема 5: «Песня». Всего часов 3

9

29.10

Песня - верный спутник человека.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Простые музыкальные жанры. Песня».

Музыкальный словарь Римана.

Текущий

10

12.11

Мир русской песни.

Изучать специфические черты

русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-

творческой деятельности.

Рассказывать о народной музыке

своего региона. ♪♫

Презентация «Мир русской песни».

ФЦИОР. Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке».

Текущий

11

19.11

Песни народов мира.

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального

фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искусства. ♪♫

music-dic.ru

Информация о композиторах.

Текущий


Тема 6: «Романс». Всего часов 2

12

26.11

Романса трепетные звуки.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

литературы и музыки.

Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Вокальная музыка. Романс»

Текущий

13

03.12

Мир человеческих чувств.

Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при их восприятии.

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. ♪♫

Текущий


Тема 7: «Хоровая музыка». Всего часов 2

14

10.12

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Изучать специфические черты

русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. ♪♫

Презентация «Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме»

Текущий

15

17.12

Что может изображать хоровая музыка.

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. ♪♫

Текущий


Тема 8: Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». Всего часов 1

16

24.12

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. ♪♫

Текущий


Тема 9: «Опера». Всего часов 2

17

14.01

Самый значительный жанр вокальной музыки

Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Опера»

Текущий

18

21.01

Из чего состоит опера.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера. Практика»

Текущий


Тема 10: «Балет». Всего часов 2

19

28.01

Единство музыки и танца.

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного

искусства.

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Балет»

Текущий

20

4.02

«Русские сезоны» в Париже.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Воспринимать разные по смыслу

музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). ♪♫♯

Фрагменты фильма-балета «Петрушка».

ru.wikisource.org/wiki/


Текущий


Тема 11: «Музыка звучит в литературе». Всего часов 2

21

11.02

Музыкальность слова.

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. ♪♫

Текущий

22

18.02

Музыкальные сюжеты в литературе.

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. ♪♫

Текущий


Тема 12: «Искусство исполнительской интерпретации в музыке». Всего часов 2

23

25.02

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. ♪♫

ФЦИОР. Модуль «Знаменитые вокалисты», «Знаменитые дирижёры», «Знаменитые исполнители-инструменталисты XX века».


Текущий

24

03.03

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.

Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. ♪♫

Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты

Текущий


Тема 13: «Образы живописи в музыке». Всего часов 2

25

10.03

Живописность искусства.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать

их в исполнении. ♪♫

Презентация «Живописность искусства»

Текущий

26

17.03

«Музыка - сестра живописи».

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки

и живописи. ♪♫

Презентация «Музыка - сестра живописи»


Текущий


Тема 14: «Музыкальный портрет». Всего часов 1

27

31.03

Может ли музыка выразить характер человека?

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства.

Воспринимать и сравнивать разно-

образные по смыслу музыкальные

интонации в процессе слушания музыки. ♪♫

Презентация «Может ли музыка выразить характер человека?»


Текущий


Тема 15: «Пейзаж в музыке». Всего часов 2

28

7.04

Образы природы в творчестве музыкантов.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация) ♪♫

Презентация «Образы природы в творчестве музыкантов»

Текущий

29

14.04

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным искусством. ♪♫

Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты.

Текущий


Тема 16: «Музыкальная живопись» сказок и былин». Всего часов 3

30

21.04

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными

образами музыки и других видов искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы. ♪♫

Видеофрагменты оперы «Садко» и балета «Щелкунчик».

Текущий

31

28.04

Сказочные герои в музыке.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки. ♪♫

Видеофрагменты балета "Жар-птица".

Текущий

32

5.05

Тема богатырей в музыке.

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. ♪♫

Презентация «Тема богатырей в музыке»

Текущий


Тема 17: «Музыка в произведениях изобразительного искусства». Всего часов 2

33

12.05

Что такое

музыкальность

в живописи

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать многообразие связей между

музыкой и изобразительным искусством.

Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами музыки и искусства.

Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. ♪♫

Итоговый

34

19.05

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. ♪♫

Итоговый


Тема 18: Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». Всего часов 1

35

26.05

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. ♪♫

Текущий

♪- Исследовательская технология

♫- Разноуровневая технология

♯- Игровая технология





7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. - Мн.: Юнипресс, 2006.

6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.

8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

9. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.

11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

12. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.

13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

14. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Дополнительная литература для учащихся

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. - М.: Дет. лит., 1981.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. - СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.


Материально-техническое обеспечение рабочей программы


Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- интерактивная доска;

- DVD;

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- комплект детских музыкальных инструментов;

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

8. Результаты ( в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей), и система их оценки

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

для 5 класса


Учащийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.



Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке

для 5 класса

Приложение

Тест 1

I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ____________________;

б) развитый, утончённый жанр ______________________;

в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

д) характер мелодии обобщённый _________________________;

е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

ж) используется куплетная форма ______________________;

з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) польская народная песня «Висла»;

б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.

Тест 2

1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют: а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

а) А. Пушкин;

б) Н. Кукольник;

в) И. Бунин;

г) В. Мюллер.

4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

а) поэзия;

б) живопись;

в) театр;

г) архитектура.

6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) В. Моцарт. Симфония №40;

б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

в) Р. Шуман. «Первая утрата».

г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.

Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

а) «Ах ты, степь широкая»;

б) «Висла»;

в) «Похвала знатока»;

г) «Вечерний звон».

6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

а) секвенция;

б) имитация;

в) звукоподражание;

г) вариация.

7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

а) Л. Бетховен;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Ф. Мендельсон.

8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

10. В какой форме чаще всего пишутся песни?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

а) М. Глинка;

б) С. Рахманинов;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) П. Чайковский «Отче наш»;

б) М. Глинка «Жаворонок»;

в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

г) р.н.п. «Вечерний звон».




© 2010-2022