- Преподавателю
- Музыка
- Программа дополнительного образования (кружка) «Ложкари»
Программа дополнительного образования (кружка) «Ложкари»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ШВЕЦ В.И. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования (кружка) « Ложкари»
№
Содержание
Страница
1.
Пояснительная записка
1
2.
Содержание программы и условие реализации
2
3.
Ожидаемый результат
20
4.
Методическое и материально-техническое обеспечение
20
5.
Литература
23
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
«Музыкальная народная культура
является чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, в настоящее время является особенно актуальной. В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.
Ребёнок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Входя в мир народной музыки, ребёнок подсознательно ощутит в себе «Зов предков». Характерны для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты мелодии «Пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своей Родины, своей культуры.
Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры в ансамбле принесёт детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, желание самих детей играть на народных инструментах побудили к созданию в школе ансамбля русских народных инструментов и разработки данной программы «Народное творчество».
Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая. Программа является вариативной, комплексной. Осваивая её обучающиеся слушают и изучают народную культуру, традиции, народную музыку, осваивают игру на различных народных музыкальных инструментах, изготавливают инструменты, пропагандируют народное искусство, выступая на праздниках и участвуя в концертах. Главная идея разработки программы - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных и физических возможностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества. В детское объединение принимаются все желающие в возрасте от 7 до 15 лет.
Цель программы: Обогащение духовной культуры детей через освоение игры на народных музыкальных инструментах.
Задачи:
-
Формирование и развитие исполнительских навыков игры на народных музыкальных инструментах.
-
Обогащение теоретических музыкальных знаний детей.
-
Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
-
Пропаганда народной музыкальной культуры, народного искусства.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является: обучение игре на ложках, народных инструментах-самоделках и приобщение детей к творческой деятельности; создание инструментальных импровизаций, композиций, миниатюр. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в детском объединении является групповое занятие. Занятия для первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, что составляет 144 часа. Занятия второго и третьего годов обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, что составляет 216 часов. Общее количество часов - 576.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно от занятия к занятию усложняется музыкальный материал и изучаемый репертуар
Программа «Народное творчество» предусматривает поэтапное обучение игре на ложках и русских народных инструментах:
1 год обучения - подготовительный этап
На этапе уделяется внимании развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации движений. Обучающиеся знакомятся с народной культурой, звучанием народных инструментов, народной музыкой.
2 год обучения - основной этап
На этапе идёт закрепление изученного материала подготовительного этапа. Обучающиеся учатся играть в ансамбле, знакомятся с новыми приёмами игры, осваивают технические приёмы исполнения.
3 год обучения - творческий этап
Обучающиеся изучают народные традиции; знакомятся с группами ударных, духовых, струнных инструментов. Совершенствуется техника игры на 2-х и 3-х ложках и других народных инструментах.
1. Беседы о традиционной культуре русского народа.
Слушание народной музыки
В программу включаются следующие примерные темы бесед и произведения для слушания народной музыки:
-
Экскурсия в комнату русского быта «Горенка»
Без печи хата - не хата.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такая русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь - печник пользовался почётом и уважением.
Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на тёплой печке долгими зимними вечерами, наблюдая сверху за домашней работой своих дедушек и бабушек, родителей. Па печке грели свои косточки старики и старухи - и, говорят, помогало.
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках висели расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи были высреблены; кровати накрыты кружевными оборками; оклады икон начищены до блеска.
Правый от печки угол назывался - бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка. Всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный угол.
Другой левый от печи угол назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей.
-
«Народные приметы»
Полная значимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать мельчайшие подробности в изменениях природы. Улавливать закономерности и связи одних явлений с другими: «Без примет ходу нет»
Крестьянин рыл колодец там, где чаще всего сидели гуси и утки, где велась мошка, где росла особая трава. О наиболее наблюдательном человеке народ говорил: «У него на всё свои приметы».
Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок, внутренний ритм которых сделал бы честь настоящему поэту:
Увидал грача - весну встречай.
На Прокла поле от росы промокло.
Пришёл Пахом - запахло теплом.
Сеять лён у семи Алён.
Русские крестьяне сложили тысячи пословиц и поговорок, содержащих поучения и советы о том, как вести хозяйство, они создали своеобразную «народную энциклопедию»:
Солнце в туман садится - к дождю.
Пока лист с вишней не опал, сколько бы снегу не выпало, зима не наступит.
Туман стелется по воде - к хорошей погоде.
Зимой дым столбом - к морозу.
Одуванчики сжимают свои головки - к дождю.
В цвету трава - косить пора.
Кошка в клубок - мороз на порог.
Если летом дождь редкий - ожидай грибов.
-
«Русские народные песни»
Протяжное и ласковое пение песен характерно не только для русской культуры. Интуитивно матери всех времён и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под песни матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни.
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенцев представлялось заполненным трудом в поле, в доме.
Баю, бай, колыбели не качай,
Спи-поспи, поскорей расти»
Вырастишь большой, станешь в золоте ходить…
Будешь жить-поживать, не лениться работать.
Оказывается, считалось, что слова произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:
От всех скорбей, от всех пакостей,
От злого человека супостата.
-
«Русские народные праздники. Пасха»
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирели, балалаек, гармошек водили хороводы, пели плясали, затевали игры.
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Таким великим праздником, выпадавшим на разные дни начиная с 22 марта по 25 апреля была на Руси Пасха.
Слово Пасха - еврейское и обозначает «Исход», «Избавление», «Освобождение». Пасха считалась «Праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети, да глубокие старики. Около церквей зажигались костры. Люди держали в руках зажжённые свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнётся крестный ход - обход церкви с крестом и иконами. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ пасхи. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для весёлых игр.
«Ложки»
Ложки - простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.
Ложки изготавливают, главным образом, из берёзы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:
-
Обтёска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придаётся форма лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого к черенку.
-
Тесление - вырубка теслом вырубки у обработанной снаружи ложки.
-
Скобление - снятие тонкой стружки
-
Сушка и шлифование.
-
Отделка.
Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские) с с последующим покрытием лаком и закалкой.
Использование различных приёмов игры на ложках расширяет музыкальныеми возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект, применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с эти колористическим ярким инструментом всегда приносит детям радость. Выжиганием.
Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.
Знакомство с народными промыслами
-
«Золотая хохлома»
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Т разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые?
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «Хохлома».
Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво?
В народе рассказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему Жар-птица, Мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом деревянную посуду и все его узорные чашки ложки стали похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь к мастеру царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «Золотой посуды», а сам исчез…И стали другие мастера изготавливать «Золотую посуду».
-
«Чудо филимоновских игрушек»
Расскажите нам откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки?
С древних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют?
Легенда говорит, что жил в тех местах дед Филимон, он и делал игрушки. Так и назвали деревню Филимоново.
Игрушки делали, в основном, зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку, а на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша, до чего же хороша!
Поглядите, каковы и нарядны и новы!
Пёстрые, яркие, словно подарки!
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимоново барышень, солдат, птиц, коней, козликов и прочих зверушек. Вы правильно отметили, что все они вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. Все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят игрушки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух, ты, серьёзная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где и добывали глину. Игрушки сначала раскалятся докрасна, а потом добела. А когда огни остынут, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень.
Нас лепили мастера, нас расписывать пора
Кони, барышни барашки - все высоки и стройны
Сине-красные полоски на боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают . расписывают не кисточкой, а пёрышком. Краски разводят на молоке и украшают цветными полосками, а ещё «ветвистой ёлочкой», «яркой ягодкой», «звёздочкой», лучиком или «солнышком»
А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барыню, у неё высокая колокообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.
Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки, собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.
Свистульки-петушки, глиняные зайчики,
Кони вороные, гривы расписные
Всем по нраву глиняные забавы!
-
«Дымковская сказочная страна»
Если спят у большака в инее седом
Спит деревня, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идее из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Эту красочную яркую игрушку издавна называют «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.
Перестав быть только забавой для детворы, «дымка» давно уже стала желанным украшением любого интерьера и незаменимым русским сувениром. Хотите узнать как она появилась и как сделать такую игрушку? Тогда слушайте это рассказ.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свой название - «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка - родился в весёлый час
Вятский праздник - «Свистопляска».
-
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
О популярности чая надо сказать особо: недаром русские считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. А для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Самовары искусно украшались. Так ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».
Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда в последние годы самовары делают, в основном, электрические( для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, то чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашей, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Кстати славный город Тула, подаривший нам самовар, был и родиной пряников. Тульский пряник, пропитанный мёдом, со слоем повидла внутри называли печатным. Делали такие пряники с помощью специальных деревянных форм - трафаретов. В результате на поверхности пряников самые разные размеров отпечатывались (откуда он и название пряника )затейливые рисунки, надписи: «Хочешь чаю хлебнуть, про меня забудь», «Родом я из Тулы, самовару брат».
На пряниках изображали целые города с церквями и башнями, фантастических птиц и зверей. Были даже пряники-буквари с алфавитом. Их выпекали не только для еды, а как непременный сувенир к различным народным праздникам.
В программу включаются также другие темы бесед, в том числе о календарных праздниках.
2. Упражнения и игры на развитие музыкального слуха и ритма
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладением техникой исполнения на занятиях, развития музыкального слуха и памяти используются:
- Пальчиковые игры
- Дидактические игры
- Игры с палочками
- Ритмические упражнения с использованием народного фольклора: потешек, попевок, прибауток, песенок, частушек
- Ритмические соревнования между группами
- Освоение собственных приёмов и ритмических рисунков
- Игры на развитие музыкального слуха
Пальчиковые игры
«Смешные человечки»
Смешные человечки бежали мимо речки
Смешные человечки прыгали, скакали, Солнышко встречали.
Забрались на мостик забили гвоздик,
Потом бултых в речку.Где же человечки?
«Вьюги»
Вьюги, вьюги вью, колотушки колочу, приколачиваю, заколачиваю.
«Под высокою сосной»
Под высокою сосной скачет заинька косой.
А под старой елкой, сидит ёж в иголках.
«Здравствуй, заяц! Здравствуй ёж!
Ты куда косой идёшь?»
«Вот так»
Как живёшь? Вот так! Как плывёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так! Машешь вслед? Вот так!
Как ты спишь? Вот так! А шалишь? Вот так!
«Кошка»
Дом нарядный строят мыши, задымит труба на крыше.
Выйдет кошка на балкон и подарит им поклон.
«Жадный пёс»
Жадный пёс дров принёс, Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов испёк, спрятал в уголок и съел сам ам, ам, ам.
«Тропинка»
Шла тропинка, шла, шла, к речке подошла.
Удивилась потопталась, с речкой тихо пошепталась под воду ушла.
А за речкою не слышно из воды тропинка вышла, дальше побрела
Пыль с себя стряхнув немножко ,да водицы на дорожку у реки взяла.
«Кузнец»
- «Эй, кузнец-молодец! Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять».
- «Отчего не подковать. Вот гвоздь, вод подкова. Раз, два и готово!»
«Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики, где же ваши пальчики,
Ваши уши и хвосты, спинки, ножки, животы?
Круглые как мячики, солнечные зайчики.
Прыгают, играют, деток догоняют.
«Кошки-мышки»
Кошка мышку цап! Поймала! Подержала и помяла.
Отпустила, побежала, хвостиком помахала.
«Досвиланья» - нам сказала.
«Два кольца»
Я шла, шла, шла, две дорожки нашла, золотые два кольца, бери девица-молодца.
«Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке.
Побежали, побежали и друг дружочку обняли.
Так друг дружочку обняли, что едва их разняли.
«Гдеже ручка?»
Где же ручки? Тут, тут! На ладошках пруд, пруд!
А кто это? Гусь молодой.
Митяй его поймал, Демьян ощипал, Степан печь топил, Иван суп варил.
Полетел гусь в живот, вот!
Примерные задания
- На развитие чувства ритма: прогулка, путешествие, учитесь танцевать…
- На развитие памяти и слуха: сколько нас поёт, слушаем музыку, волшебный волчок.
- На развитие тембрового слуха: определи инструмент, слушаем внимательно, матрёшки, выполни задание, сложи песенку, ритмическое лото, что делают в домике, назови композитора, какая музыка, музыкальные загадки, кто самый внимательный.
Игры с палочками
«Филин»
У опушки две старушки брали грузди и волнушки.
Филин: «У-ух!», «У-ух!» У Старушек замер дух.
«Неделя»
В понедельник - мандарин, а во вторник - апельсин
В эту среду - шоколад, а в четверг - мармелад,
В пятницу печенье, в выходные варенье.
«Пылесос»
Пылесос, пылесос, ты куда суёшь свой нос?
Я жужжу, я жужжу, я порядок навожу.
«Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали.
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, Мы бежали.
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали.
Ножки, ножки вы плясали?
Мы плясали, мы плясали.
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали.
«Медвежата»
На поляне медвежатки разыгрались с мамой в прятки.
Разбежались кто-куда, не найти их никогда.
Но медведица схитрила, вкусной каши наварила.
Медвежата прибежали. Чашки,ложки застучали.
Стук, стук! Чок, чок! Съел и чашку на сучок.
«Лягушонок»
Для внучонка-лягушонка сшила бабушка пелёнку.
Стала мама пеленать, а малыш давай скакать.
Прыг-скок, прыг-скок и от мамы наутёк.
«Скачите палочки»
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок прискакали на лужок.
Правой ножкой топ-топ, левой ножкой скок, скок.
На головку сели песенку запели.
«Помидор»
Толстопузый помидор, перелез через забор.
Как весёлый красный шар покатился на базар.
Обежал за рядом ряд, на ходу одел халат,
Подал звонкий голосок: «Продаю томатный сок».
«Птички»
Чики-чики-чички, летели две птички.
Пролетели мимо, почесали спины.
Пёрышки упали «Здравствуйте!» - сказали.
Хвостики кружили, друг с другом дружили.
Песенки запели «Чики-чики-чики-чик»
С крыши на дорогу прыг.
«По лесной дорожке»
Идём по дорожке лесной, шурша осенней листвой.
Слышите дятел стучит о сучок: тук, тук, тук, тук.
Сейчас по тропинке свернули направо, увидали зайца.
Он прыгнул в канаву и лапки его очень громко стучат: туки-туки, туки-туки.
Там за деревьями в чаще лесной, строят два брата бобра себе дом туки-туки, туки-тук. И эхо опять повторяет звук тук-тук, да тук. И мы вдруг устали тихонько идти, мы песню запели, нам эхо вторит
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре! Кто живёт в моей квартире?
Папа, мама, брат, сестра, два котёнка, мой щенок, сверчок и я!
Вот и вся моя семья!
3. Изготовление народных инструментов
Цели и задачи этого раздела программы следующие:
- приобретение обучающимися трудовых, конструкторских навыков;
- знакомство с развитием русской музыкальной инструментальной культурой и народными художественными промыслами;
- изготовление народных самодельных инструментов;
- ансамблевое исполнительство на изготовленных инструментах;
- передача знаний, умений и опыта младшим товарищам.
В процессе такого музыкального и трудового обучения происходит комплексное развитие обучающихся. Труд, ориентированный на чётко поставленные цели, задачи и предсказуемый результат и имеющий художественную направленность, побуждает детей к продуктивной творческой деятельности. У них возникает интерес к причинно-следственным связям явлений и предметов. Обучающиеся интересуются: из чего сделан тот или иной инструмент, как образуется звук у музыкального инструмента? Они сравнивают формы инструментов.
Самостоятельное изготовление музыкальных инструментов является одним из самых активных методов музыкального и трудового воспитания. Обучающиеся выражают желание придумывать, создавать инструменты: шумелки, звенелки, музыкальные коробочки, погремушки.
Процесс создания материальных продуктов художественного творчества сопровождается затратой больших интеллектуальных и физических усилий. Участвуя в этом труде, обучающийся подсознательно начинает оценивать свои знания и умения. Эта самооценка заставляет его постоянно двигаться вперёд. Труд активизирует личностные качества обучающегося, который перестаёт быть потребителем и становится творцом своей жизни. Собственный созидательный труд побуждает внимательно, бережно относиться к труду окружающих.
4. Работа над репертуаром, ансамблевым исполнительством
Направления работы:
-
Овладение навыками игры на русских народных инструментах(струнных, духовых, ударных)
-
Исполнение произведений на русских народных инструментах в ансамбле
Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещётка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приёмы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек).
В процессе знакомства с ударными инструментами обучающиеся познают следующее:
- узнают об истории создания инструментов;
- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;
- выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
- устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу: корпус инструмента - шумовые, мембрана, перепонка - перепончатые, пластина - пластинчатые; наличие нескольких звукообразующих элементов - комбинированный тип;
- как образуется звук: от удара пальцев рук, ладоней, молоточков, колотушек, инструментов или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания, трения (скольжения);
- другие приёмы звукообразования, в том числе смешанные;
- свойства звука (неопределённая или определённая высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.)
- знания об особенностях применения ударных инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукообразовательных эффектов, звукоимитаций, игру соло, в ансамбле, динамическое развитие и др.)
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвует также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения.
Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок - возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффектно исполнить партию ритмического сопровождения в медленном темпе.
По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать, отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем обучающиеся начнут играть на трещётке (приём игры «волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофёр». Они имитируют движения рук шофёра, крутящего руль автомобиля. Или перед тем, как обучающиеся заиграют на коробочке, им предлагается меняя руки «побарабанить» по своим коленкам.
Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками.
Приемы игры на ложках
Ударяют одной ложкой о другую.
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» - в этом и в следующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт «раз, два, три, четыре» ударяют ложками по колену, ложки как мячики отскакивают от колена, затем этот приём усложняют.
«Трещётка» - самый распространённый исполнительский приём. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Колечко» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счёт «раз» - удар по колену; «два» - полунаклон влево удар по ложкам приподнятой левой руки; на счёт «три» - удар по колену» «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.
«Дуга» - на счёт «раз» - удар ложками по колену, на счёт «два» - удар ложками по локтю левой руки.
«Глиссандо» - по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева-направо (получается круг).
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Приемы игры на трёх ложках
В левую руку берут две ложки, в правую одну. В руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвёртым пальцем так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того, как это момент отработан, играют двумя руками.
В правой руке держат одну ложку.
На счёт «раз» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счёт «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложку о ложку.
На счёт «три» - поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой рукой о ручку ложки левой руки.
На счёт «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнить от себя и на себя.
«Тремоло» - частые лёгкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастания силы звучания руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча - «Горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по горке у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.
Примерный репертуар на ложках
1. р.н.п. «Светит менсяц»
2. р.н.п. «Во садули в огороде»
3. В.Шаинский «Улыбка»
4. у.н.п. «Несёт Галя воду»
5. р.н.п. «Тень, тень, потетень»
6. р.н.п. «Валенки»
7. В.Шаинский «Антошка»
8. р.н.п. «Кадриль»
9. р.н.п. «Я на горку шла»
10. р.н.п. «Во кузнице»
11. р.н.п. «Два весёлых гуся»
12. р.н.п. «На зелёном лугу»
13. р.н.п. «Барыня»
14. р.н.п. «Посею лебеду на берегу»
15. р.н.п. «Матрёшки»
16. р.н.п. «А я по лугу»
17. р.н.п. «Ой вставала я ранёшенько»
18. р.н.п. «Утушка луговая»
19. р.н.п. «Калинка»
20. р.н.п. «Смоленский гусачок»
21. р.н.п. «Лапти»
22. р.н.п. «Травушка-муравушка»
Примерный репертуар на народных инструментах
-
р.н.п. «Из под дуба»
-
р.н. колыбельная «Купавушки»
-
р.н.п. «Как у наших у ворот»
-
р.н.п. «Ходила младёшенька»
-
р.н.п. «Смоленский гусачок»
-
б.н.м. «Лявониха»
-
р.н.п. «Ах, вы, сени мои сени»
-
р.н.п. «Пойду ль выйду ль я»
9. р.н.п. «Русские наигрыши»
Ритмические движения
-
р.н. мелодия «Танец с ложками»
-
музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»
-
композиция на тему р.н.п. «Валенки»
5. Воспитательная работа и работа с родителями
Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям: трудовое воспитание; нравственное и этическое воспитание; патриотическое и интернациональное воспитание; эстетическое воспитание; охрана здоровья. Воспитательная работа органично вплетается во все направления образовательного процесса.
Основным источником материального и духовного богатства общества, фундаментом личностного развития является труд. Труд развивает умственные способности человека, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Формированию трудолюбия и профессионального мастерства способствует, прежде всего, обучение на высоком профессиональном уровне, домашняя самоподготовка.
Одной из важных воспитательных задач стоящих перед педагогом является формирование устойчивых моральных качеств ребёнка (совести, чести, долга, ответственности, достоинства), активной жизненной позиции и воспитание культуры поведения, как одного из главных проявлений уважения к другим людям. С обучающимися проводятся беседы о чести, долге, ответственности, культуре поведения, сценической культуре, гармонии отношений в творческом коллективе.
Патриотическое и интернациональное воспитание способствует формированию знаний о родном крае, развитии чувства любви к Родине и гордости за неё, взаимоуважению и дружбе всех наций и народностей, уважительному отношению к родному языку. Обучающиеся знакомятся с символами государства: гимн, герб, флаг. Они изучают русскую музыку, музыку разных народов нашей страны. Проводятся беседы о творчестве русских композиторов и исполнителях. Организуются встречи с ветеранами и пожилыми в Пансионате ветеранов и престарелых.
Эстетическое воспитание предполагает формирование чувств в области прекрасного. Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство и музыкальное искусство, в частности. Воспитание и обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки. Обучающиеся слушают музыкальные произведения в исполнении народных и профессиональных коллективов, участвуют в просветительской работе, оформляют музыкальными номерами праздники и различные мероприятия, посещают музеи, галереи, выставки, театры, кинотеатры, концертные залы.
Охрана и укрепление здоровья являются важным условием успешного обучения. С обучающимися проводятся физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни, гигиене и внешнем виде. В системе проводятся вводные, текущие, периодические инструктажи, инструктажи по необходимости. Занятия физкультурой и спортом являются активной формой досуга. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях, выезжают на природу.
В обучении и воспитании обучающихся необходимы тесная связь, совместные усилия образовательного учреждения и семьи. Успех зависит от единства и согласованности, которую необходимо умело координировать и направлять.
Заинтересованность родителей в культурном, музыкальном развитии детей, совместная работа с семьёй создают благоприятные условия для развития специальных и творческих способностей, личностных качеств: трудолюбия, целеустремлённости, самостоятельности. С обучающимися и родителями проводятся беседы о семье, организуется их участие в праздниках и конкурсах музыкального семейного творчества. Проводятся тематические родительские собрания, концерты-подарки для родителей, совместные мероприятия.
6. Концертная деятельность и репетиционная работа
Со второго года обучения обучающиеся принимают активное участие в концертах, праздниках, тематических мероприятиях.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, способствует воспитанию сценической культуры обучающихся. Для выступлений обучающиеся должны владеть накопленным за годы обучения репертуаром.
Участие в конкурсах и фестивалях - одна из форм подведения итогов реализации программы, которая имеет особое значение для совершенствования исполнительской культуры обучающихся.
-
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
На заключительном этапе освоения программы обучающиеся должны уметь:
-
играть индивидуально и в ансамбле, чётко соблюдая ритм, выдерживая темп;
-
применять в ансамбле практические навыки игры на 2-хложках и других музыкальных инструментах;
-
слышать и понимать музыкальные произведения - его основную тему, форму;
-
чисто петь, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
-
ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль;
-
понимать и чувствовать ответственность за точное и правильное исполнение в ансамбле.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В основу программы «АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРИ» положена концепция развивающего обучения и заложен принцип: «Обучая - развивай, развивая - воспитывай». Организация всего учебного процесса опирается на развивающие принципы фортепианной педагогики:
-
Увеличение объёма, используемого в учебно-педагогической работе материала.
-
Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала.
-
Использование широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и исторического характера.
-
Проявление максимальной самостоятельности обучающихся.
Организация учебного процесса опирается также на общедидактические принципы обучения: осознание обучающимися процесса учения; доступность; последовательность; и др.
Построение процесса обучения опирается на следующие установки:
-
Усвоение от предыдущего к последующему.
-
Тесная связь теории с практикой.
-
Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала.
Активизации учебной деятельности обучающихся способствуют следующие методы:
- объяснительно-иллюстрационный (беседа, объяснение, художественное слово;
- репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное)
-метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой деятельности)
- наглядно-слуховой;
- словесный;
- анализа и сравнения;
- упражнения;
- метод иллюстраций;
Формы обучения
Форма обучения - это групповое занятие.
Формы занятий могут быть различны. Это: урок-концерт, урок-путешествие, урок ансамблевого музицирования и т.д. Каждое занятие рассматривается как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса.
Этапы учебного занятия
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие пункты:
1). Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2). Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3). Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4). Обобщение и систематизация знаний. Задача: Формирование целостного представления знаний по теме. Распространёнными способами работы является беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, их коррекция.
Используются тестовые задания, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих знаний.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Методы оценки результативности освоения программы
Количественный анализ:
- посещаемость,
- фиксация занятий в рабочем журнале,
- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика),
- практический результат изученного материала.
Качественный анализ:
- формирование навыков и умений,
- анализ успеваемости,
- диагностические исследования.
Критерии освоения программы:
- ритмичность выполнения всех заданий,
- владение примами игры на 2-х (3-х) ложках,
- сочетание игры на народных музыкальных инструментах с пением и движением,
а также игра на русских народных (самодельны, подручных) инструментах.
Занятия должны проходить в классе, с хорошей звукоизоляцией или помещения, оформленного в виде горенки.
Необходимо наличие:
- музыкальных инструментов: ложки, трещётки, кокошники, рубель, жалейка, свистульки, шумелки, колотушки, квакушки; подручные инструменты _(ухват-колокольчик, стиральная доска-ксилофон)
- экпериментальных музыкальных инструментов: волшебные барабаны, шуршунчики, волшебные нити, колокола, звучащие эспандеры, необыкновенные стаканчики, японский дождик, шумелки, пластмассовые погремушки, звенелки)
- ТСО (видеоаппаратура, музыкальный центр) фонотека с записями русской народной музыки, песен, танцев
- костюмов для концертных и конкурсных выступлений, элементов костюмов к играм пляскам, инсценировкам (ленты, платочки, косынки..); костюмов героев народных сказок
- атрибутов для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок (маски, лошадки, деревянные балалайки, корзинки)
Необходимо наличие материалов для изготовления самодельных музыкальных инструментов: береста; бубенчики; бумага (гофрированная, самоклеющаяся, обёрточная); картон; бутылочки от шампуня, витаминов, минеральной воды; деревянные палочки; деревянные рогатки; детские вешалки; карандаши (простые и цветные); клей; ключи; коклюшки; колпачки от бутылок; коробки от конфет, молока, сока; монетки;, наполнитель(крупа, горох, камушки); палочки от флажков; пальчиковые батарейки; пластинки, компьютерные диски; пластмассовые баночки из под майонеза, крема лапши; пластмассовые упаковки от киндер сюрприза; пробки от бутылок, железные пробки; пуговицы; резинки аптечные; скорлупа грецких орехов, фисташек; скотч; спичечные коробки; ткань; толкушка; трубочки от металлофона, тюрички от ниток; фломастеры; цветные бусинки; цепочки.
-
ЛИТЕРАТУРА
-
Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
-
Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
-
Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
-
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000г.
-
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», Ярославль,2001 г.
-
Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000 г.
-
Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
-
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», 1990 г.
-
Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль, 1997 г.
-
Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки,1997 г.
-
Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
-
Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
-
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры, забавы, 1998 г.
-
Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
-
Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002 г.
-
Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зима-весна» - народный праздничный календарь (в песнях, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г.
-
Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
-
Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки), 2000 г.
-
Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.