Методическая разработка Проблемы нравственного воспитания

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическое сообщение



ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ















Преподаватель класса гитары Мухаметьянова Р.В.











Проблемы нравственного воспитания.



Для осознания важности конкретных задач, которые должен решать педагог, существенное значение имеет глубокое уяснение роли нравственного воспитания учащихся в общей системе российского мировозрения личности. Почему мы так настойчиво говорим о необходимости всемерного совершенствования воспитательной работы по моральному формированию школьников? Почему эта работа должна проводиться как в процессе обучения, так и в системе разнообразных мероприятий и быть в центре внимания педагогов?

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с давних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план выдвигали нравственное мировоззрение.

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения указывал Белинский. Он говорил, что нравственная сторона формирования личности является главной задачей воспитания. Есть много родов воспитания, отмечал Белинский, но всех их выше должно стоять воспитание нравственное. Наша современная мораль по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение - все это неотъемлемые черты морального облика человека. Осуществление нравственного формирования целиком относится к воспитательной работе современной школы.

Нравственное развитие школьников и процесс их воспитания диалектически взаимосвязаны. Развитие можно рассматривать и как результат и как критерий эффективности воспитательной работы.

Нравственный мир ребенка очень сложен, изменчив, протиречив. Истоки и причины многих затруднений и неудач школы в нравственном воспитании подростков связаны часто с неправильно организованной работой в младших классах. Задача состоит в том, что может повлиять на формирование характера подростков. Одним из направлений в развитии личности ребенка является возрастание осознанности собственного поведения в том смысле, что его поведение начинает регулироваться нормами, правилами, обязанностями перед другими. Раскрывая механизмы психического развития ребенка, И.М. Сеченов писал: «… человек мало- помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.» Большое значение имеет моральная оценка поступков человека. Моральный поступок всегда затрагивает интерес других людей (с положительной или отрицательной стороны), иначе данный поступок нельзя назвать моральным.

Это надо иметь ввиду, анализируя процесс нравственного развития ребенка. В педагогическом процессе особую важность приобретает функция моральной оценки и требований, отражающих нравственные нормы. Организуя жизнь детей в классе, включая их в разнообразные виды деятельности, надо все время иметь в виду не тоько приобретенные знания, практические умения и навыки, но и определенный духовный результат, развитие собственного нравственных качеств: доброты, справедливости, совести и др.. Для этого надо уметь увидеть и выделить в любой предметной деятельности школьников нравственную сторону, связанную с характером их отношений с другими людьми.

Нравственный опыт ребенка складывается в процессе тех реальных отношений, в которых он вступает с окружающими его людьми, и прежде всего со взрослыми. Взрослые передают опыт нравственного поведения, свойственный данному общественному строю. На ребенка действует пример взрослых, которым он непроизвольно или сознательно подражает. Почти 200 дней в году школьник находится под непосредственным руководством и влиянием учителя, который его учит и воспитывает. Учитель тот человек, через которого ребенок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с ее порядками и требованиями, многие жизненные явления, их нравственную сторону. За учителем, его действиями следят дети как педагог разговаривает с родителями, как он относится к разным ребятам. Дети замечают, выполняет ли учитель свои обещания или нет, может признать свою неправоту или нет. Именно характером отношений педагога и детей во многом определяется эффективность проводимой с детьми воспитательной работы.

Педагог, предъявляя требование учащимся, не всегда может сразу добиться его выполнения. Для этого бывают необходимы дополнительные побудители и стимулы. Педагогические стимулы - это целенаправленные воздействия педагога, предпринимаются с целью решения учебной или воспитательной задачи, побуждающие у ребенка желание поступить в соответствии с требованиями педагога. Стимулом может быть любое педагогическое средство: положительный пример, соревнование, поощрение, наказание и др., если оно побуждает учащегося действовать в соответствии с требованием педагога или его замыслом. Использование стимулов в практике нравственного воспитания требует большого такта со стороны учителя. Анализ опыта показывает, что педагоги несколько сужают область применения стимулов. Они явно недостаточно стимулируют развитие взаимоотношения детей, их интересов и склонностей, не часто стимулируется желание узнать новое, самостоятельно думать, наблюдать, спрашивать.

Моральной оценке поступков детей подлежит нравственная сторона поступков, в которых проявляется отношение детей к другим людям и самим себе, своим обязанностям к обществу.Моральная оценка делит поступки на плохие и хорошие, нравственные и безнравственные, полезные и вредные для людей, коллектива, общества. Основная функция моральной оценки - ориентировка детей в том, как они поступают: хорошо, плохо, достойно, недостойно, оценка может предвосхищать событие и относиться к тому, как школьник мог бы поступить, оценка удерживает его от нежелательного поступка, стимулирует нравственное поведение. С помощью оценки выясняется, какие отношения с другими людьми являются правильными, нравственными. Оценка педагога служит основой формирования самооценки. Оценка учителя вызывает у каждого ребенка то или иное эмоциональное переживание (отрицательное или положительное). Поэтому ответственность педагога за нравственные оценки детей, особенно велика. Н.К. Крупская писала: «Ребенок (хорошо) хочет знать, что хорошо, что плохо. В возрасте 8-13 лет он вырабатывает основы своей этики… У ребенка нет еще собственных критерий, они только еще вырабатываются. У него нет еще критического подхода к моральным оценкам.

Критериями для нравственной оценки служат те нравственные нормы, требования, которые педагог предъявляет к учащемуся. С точки зрения задач нравственного воспитания любая организуемая школой деятельность должна быть рассмотрена со стороны своего содержания, методов организации и обязательно со стороны складываются в процессе деятельности устойчивого стиля отношений между ее участниками. На процессе нравственного развития детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершать свободный выбор поступка. Выбор может быть совершен в воображаемой и реальной ситуациях. Особенность нравственного поведения состоит в том, что пред человеком стоит проблема выбора из нескольких возможных вариантов. Человек может помочь другому; в острый момент сказать правду или промолчать, или сказать «не знаю» и т.д..

Когда перед ребенком стоит вопрос о выборе поведения, он формируется и развивается нравственно, осознает нравственную сторону отношений с другими людьми. Дети, которые переживают обиду, могут лучше понять других, могут лучше понять других, могут сопереживать тем, кто оказался в таком же положении. В жизни детей мы наблюдаем такие решающие ситуации, которые существенно влияют на их нравственное развитие. Они не составляют содержания воспитательных мероприятий или организации жизни детей, а касаются взаимоотношений детей, их отношения к нравственным нормам, без чего невозможна совместная деятельность. Организация разнообразной и систематической внеурочной деятельности учащегося имеет своей целью всестороннее и комплексное целостное формирование их нравственного сознания и поведения, постепенное развитие у них моральной устойчивости и активной жизненной позиции. Постепенное формирование нравственного опыта нередко не позволяет переживать свой моральный рост, ощущать те реальные измерения и сдвиги, которые происходят в совершенствовании их сознания и поведения. В практике школьного воспитания сложились определенные методические подходы к решению некоторых задач. Один из этих подходов состоит в том, что преодоление отдельных недостатков в поведении учащегося осуществляется путем предъявления соответствующих педагогических требований. Идея в том, что не может быть воспитания без требований, получила широкое признание. Умение педагога предъявлять требования, проявляя необходимый педагогический такт и уважительное отношение к учащемуся, способствуют ускорению поступка и дисциплины в школе, соблюдению нравственных норм, а так же вносит организованность и единство действий. Значительное место в воспитательной работе занимает поведение содержательных и эмоционально окрашенных разъяснительных бесед как с учащимися, так и с родителями, принимая участие в этой работе и учащиеся и родители с большим интересом принимают советы.

Умелая реализация методики позволяет преподавателю повышать действенность нравственного воспитания, добиваться реальных сдвигов в развитии морального сознания и поведении учащегося, объединять воспитательные усилия учителей. Только сочетая воспитательную работу по всестороннему и целостному моральному развитию учащихся с действенным решением отдельных педагогических задач, направленных на формирование навыков и привычек поведения, учитель может добиваться высокой результативности нравственного воспитания.




© 2010-2022