- Преподавателю
- Музыка
- Конспект по музыке фгос сюжеты и образы духовной музыки
Конспект по музыке фгос сюжеты и образы духовной музыки
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарёва И.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУЗЫКА 7класс
Тема: Сюжеты и образы духовной музыки
«Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.»
Цель: 1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;
2) Сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Задачи:
познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги. продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;
Познакомиться со «Всенощной « С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;
Сопоставить произведений Баха и Рахманинова. Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг. Момент
Активизировать внимание учащихся
зачитывает цитату Александра Меня: «Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать.»
Целеполагание и актуализация знаний,
- Что мы изучаем? Зачем мы изучаем? Как мы изучаем?
- О чем мы сегодня поговорим? Каким способом? С какой целью?
Слушаем 1 часть мессы «Kyrie, eleison» (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное: (работа в парах - характеристика музыки)
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?
Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?
В каком жанре написана месса?
Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.
Слушаем №4 - «Gloria in excelsis Deo» (Слава в Вышних Богу)
звучит коллаж музыки И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». ( -Узнали ли вы музыку?)
Как вы думаете, эту музыку написал Бах?
Дети определяют автора произведения.
-Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?
-Вы видели телепередачу «Человек и закон»? Почему эта музыка звучит в передаче? - разные варианты ответов.
Человек должен жить по законам? Человеческие законы должны совпадать с божьими. (почему?)
- Сегодня мы продолжаем работать по нашей теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. Разговор сегодня предстоит необычный. Сначала закончите фразу на экране «Небесное и земное» в музыке (И.С.Баха). Слова для эпиграфа взяты у самого композитора («Цель музыки - трогать сердца» И.С.Бах). Попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.С.Баха есть «небесное» и «земное»?
Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.
Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь
Личностные (самоопределение,),
Познавательные: (общеучебные) коммуникативные.
(планирование)
Регулятивные (целеполагание),
Изучение новой темы.
Работа с учебником:
Собрать информацию о жизни и творчестве Баха.
-
Презентация «И.С.Бах»
На каком клавишном инструменте играли музыканты если не было фортепиано? (от латинского clavis - ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии - ФЛЮГЕЛЬ, в Англии - АРПСИХОРД, а во Франции - КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент сохранился до наших дней.)
Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Звук клавесина - ясный, четкий, определенный, намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что в то время, как на любом струнно-смычковом или духовом инструменте можно было без труда усиливать или уменьшать силу звука, клавесинисту это было недоступно…
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?
Как музыка передаёт эти чувства?
Какие средства выразительности создают этот образ?
-
Характеристика музыки: Всенощного бдения» С. В. Рахманинова
Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.
Вывод:
- В чём драматургия развития идеи мессы?
Композитор показывает образную разность разных частей,
В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.
Идея произведения жизнеутверждающая!
3) (Звучит»Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)
Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.
Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»
Что происходит в Душе слушающего её человека?
она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.
-к кому в ней обращается человек?
к Богородице.
Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя- (Всенощная) и утренняя- Литургия. По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:
Вечерняя-Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.
- А как в музыке показать этот контраст?
-вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.
-Какая должна звучать музыка в утренней литургии?
-яркая, мажорная.
-Слушаем «Хвалите Господа с небес»
Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.
-в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.
Рахманинов писал: «Я - русский композитор. И моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и поэтому это русская музыка »
Произведение было написано как протест против войны 1914г. Это позиция гражданина. Оно исполнялось только в духовных концертах, а в церкви впервые прозвучало лишь в 1957г. в Москве в Храме иконы «Всех скорбящих Радости». Исполнение было посвящено памяти С. В. Рахманинова и с тех пор каждый март повторяется.
Обобщение:
Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?
1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.
2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая
Читают смотрят презентацию
Читают текст, комментируют.
анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.
Участвуют в учебном диалоге.
Записывают в тетрадь.
Познавательные:
овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Личност.: Развитие навыков сотрудничества.
Слушание
Слушаем произведение И.С.Баха (прелюдия - клавесин)
Слушаем произведение И.С.Баха в исполнении фортепиано. - Сравните с клавесином.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к муз. произведениям.
Личност.: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Работа с учебником:
Собрать информацию об органе.
И.С.Бах был церковным придворным органистом, писал музыку для органа и сам исполнял её. Германия 16 век. Камерный орган.
Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов.
Слушание:
Токката и фуга
Работа с учебником:
-
Что такое токката.
-
Что такое фуга.
Читают текст, комментируют.
анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.
Участвуют в учебном диалоге.
Записывают в тетрадь.
Познавательные:
овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Личност.:Развитие навыков сотрудничества.
Работа над песней
Коллективная исполнительская деятельность.
рефлексия
По методу древо познания.
Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников.
Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли).
Регулятивные (коррекция и оценка)
Личностные (нравственно- этическое оценивание),
д\з
Стр.
ФОРТЕПИАНО: В Италии его называли ЧЕМБАЛО в Германии - ФЛЮГЕЛЬ, в Англии - АРПСИХОРД, а во Франции - КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент сохранился до наших дней.)
Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения
Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) -. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
. Произведение для клавишного инструмента (истор.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения
Фуга - 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
Фуга - Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами