Конспект по музыке фгос сюжеты и образы духовной музыки

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУЗЫКА 7класс

Тема: Сюжеты и образы духовной музыки

«Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.»

Цель: 1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

2) Сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.


Задачи:

познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги. продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться со «Всенощной « С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова. Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

Активизировать внимание учащихся

зачитывает цитату Александра Меня: «Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать.»






Целеполагание и актуализация знаний,


- Что мы изучаем? Зачем мы изучаем? Как мы изучаем?

- О чем мы сегодня поговорим? Каким способом? С какой целью?

Слушаем 1 часть мессы «Kyrie, eleison» (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное: (работа в парах - характеристика музыки)


Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Слушаем №4 - «Gloria in excelsis Deo» (Слава в Вышних Богу)



звучит коллаж музыки И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». ( -Узнали ли вы музыку?)

Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

Дети определяют автора произведения.

-Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?

-Вы видели телепередачу «Человек и закон»? Почему эта музыка звучит в передаче? - разные варианты ответов.

Человек должен жить по законам? Человеческие законы должны совпадать с божьими. (почему?)

- Сегодня мы продолжаем работать по нашей теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. Разговор сегодня предстоит необычный. Сначала закончите фразу на экране «Небесное и земное» в музыке (И.С.Баха). Слова для эпиграфа взяты у самого композитора («Цель музыки - трогать сердца» И.С.Бах). Попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.С.Баха есть «небесное» и «земное»?

Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.

Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь

Личностные (самоопределение,),

Познавательные: (общеучебные) коммуникативные.

(планирование)

Регулятивные (целеполагание),


Изучение новой темы.

Работа с учебником:

Собрать информацию о жизни и творчестве Баха.

  1. Презентация «И.С.Бах»

На каком клавишном инструменте играли музыканты если не было фортепиано? (от латинского clavis - ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии - ФЛЮГЕЛЬ, в Англии - АРПСИХОРД, а во Франции - КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.

(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент сохранился до наших дней.)

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Звук клавесина - ясный, четкий, определенный, намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что в то время, как на любом струнно-смычковом или духовом инструменте можно было без труда усиливать или уменьшать силу звука, клавесинисту это было недоступно…

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

  1. Характеристика музыки: Всенощного бдения» С. В. Рахманинова

Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Вывод:

- В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

Идея произведения жизнеутверждающая!

3) (Звучит»Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)

Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»

Что происходит в Душе слушающего её человека?

она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

-к кому в ней обращается человек?

к Богородице.

Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя- (Всенощная) и утренняя- Литургия. По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Вечерняя-Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

- А как в музыке показать этот контраст?

-вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

-Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

-яркая, мажорная.

-Слушаем «Хвалите Господа с небес»

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

-в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.


Рахманинов писал: «Я - русский композитор. И моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и поэтому это русская музыка »

Произведение было написано как протест против войны 1914г. Это позиция гражданина. Оно исполнялось только в духовных концертах, а в церкви впервые прозвучало лишь в 1957г. в Москве в Храме иконы «Всех скорбящих Радости». Исполнение было посвящено памяти С. В. Рахманинова и с тех пор каждый март повторяется.


Обобщение:

Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?

1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.

2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая




Читают смотрят презентацию





Читают текст, комментируют.





анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.



Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.


Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.: Развитие навыков сотрудничества.



Слушание

Слушаем произведение И.С.Баха (прелюдия - клавесин)

Слушаем произведение И.С.Баха в исполнении фортепиано. - Сравните с клавесином.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к муз. произведениям.

Личност.: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;



Работа с учебником:

Собрать информацию об органе.

И.С.Бах был церковным придворным органистом, писал музыку для органа и сам исполнял её. Германия 16 век. Камерный орган.

Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов.

Слушание:

Токката и фуга

Работа с учебником:

  1. Что такое токката.

  2. Что такое фуга.

Читают текст, комментируют.





анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.



Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.


Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.:Развитие навыков сотрудничества.







Работа над песней

Коллективная исполнительская деятельность.


рефлексия

По методу древо познания.

Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников.

Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли).

Регулятивные (коррекция и оценка)

Личностные (нравственно- этическое оценивание),

д\з

Стр.




ФОРТЕПИАНО: В Италии его называли ЧЕМБАЛО в Германии - ФЛЮГЕЛЬ, в Англии - АРПСИХОРД, а во Франции - КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.

(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент сохранился до наших дней.)


Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения

Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) -. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

. Произведение для клавишного инструмента (истор.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения

Фуга - 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.

Фуга - Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами

© 2010-2022