- Преподавателю
- Музыка
- Фольклорный праздник Осенины 3 класс
Фольклорный праздник Осенины 3 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шкурина М.Л. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Всероссийский конкурс
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Методическая разработка.
Внеклассное мероприятие для 3 класса.
Фольклорный праздник
«Осенины».
Преподаватель музыки
I квалификационной категории
Шкурина Марина Леонидовна
г. Ангарск, 2014
фольклорный праздник
Осенины.
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса.
Пояснительная записка.
Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания.
Л.Т.Ионин
российский социолог, политолог, философ
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Актуальность.
В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.
Фольклорные праздника дают возможность:
-
разнообразить методы и формы экологического воспитания;
-
углубления эстетического восприятия окружающего мира;
-
воспитания чувства патриотизма у детей с раннего школьного возраста.
Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры; чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира. Не секрет, что эффективнее воздействуют на детей игровые, интерактивные формы работы. Именно поэтому материал уроков музыки перерастает в театрализованный сценарий праздника, с сюрпризами, песнями, танцами, играми, в котором задействованы все участники мероприятия. Что полностью соответствует деятельностному подходу образовательных Стандартов, способствует целостному формированию картины мира у обучающихся.
Мероприятие в основном ведётся старшеклассниками. Почётными гостями являются родители и учителя школы что, несомненно, укрепляет связь поколений.
Занятия фольклором в этом процессе помогают проникнуть в глубины народного духа и доказывают, что сущность человека, его потребность в красоте не меняются с течением времени.
Ожидаемый результат:
-
развитие интереса и любви к традициям русского фольклора у детей и их родителей;
-
повышение экологической культуры детей через разные элементы культуры - мифологию, религию, творчество, бережное, вдумчивое отношения к окружающему миру;
-
раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей детей;
-
осознание своего родства и связи с природным окружением, общим домом всех живых существ.
Содержание.
Цель:
Формирование ценностного отношения к окружающему миру, через народные традиции
Задачи:
-
воспитывать уважение к народным традициям, любовь к родной природе, к труду, гуманное отношение к окружающему миру;
-
изучение календаря земледельческого цикла русских славян;
-
приобщение детей к русскому фольклору через раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей.
Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
*Данное мероприятие является обобщением тех знаний, которые третьеклассники получили заранее. Ему предшествуют ознакомительные уроки, где ребята изучают и сами находят пословицы, игры, традиции, песни, приметы осени. Разбираются понятия, удивительные ритуалы, календарь земледельческого цикла… Несмотря на подготовительную работу, многие моменты праздника для ребят становятся сюрпризом, например, приход насекомых.
Структура и технология урока.
Действующие лица:
Хозяйка (учитель), ведущие (2), Комар, Муха, Блоха, Таракан; и все ученики класса.
В кабинет музыки входят «змейкой», хороводным шагом, с песней
«Вдоль по улице ребятушки идут» участники праздника.
(см.нотное приложение №1).
У каждого в руках дары осени, которые ребята ставят на праздничный стол.
По окончании песни рассаживаются по местам.
Учитель: Добрый день и добрый час, всем кто пришел послушать нас.
1-ый ведущий. Вот и лето прошло. Осень - красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.
2-ой. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют - не напотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.
1-й. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца. Давайте, вместе перелистаем календарь урожайных праздников православного русского народа.
2-й. Как называется праздник, посвященный окончанию жатвы.
( Ответ: Успение. Дожинки.)
* На доске прикреплён календарь из шести листов:
Листы календаря снимаются по-порядку на протяжении урока, и открывается название того праздника, о котором пришло время вспомнить. В дальнейшем, когда нужно будет обратиться к календарю, в тексте будет пометка - *КАЛЕНДАРЬ.
(см. приложение №5)
1-й. Успение - конец жатвы. Этот день еще называется «дожинки», «обжинки», «спожинки». Что вы знаете об этом празднике?
Ученик 1: На успенье огурцы солят.
Ученик 2: Оканчивается посев озимого хлеба.
Ученик 3. С Успенья начиналось бабье лето.
Учитель: Зачастую во время жатвы можно было услышать песню:
У нас серпы-то золотые,
(класс продолжает)
А мы жнеи молодые
Время жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить
Цепами молотить,
У печи сушить,
Тесто месить,
Тесто месить,
Пирогами всех кормить!
2-й. Закончив жатву, женщины приговаривали:
Ученик 4: Кто пахал - тому силку,
А кто сеял - тому две,
А кто жал - тому все.
1-й: Завершив работы, жнеи катались по ниве со словами:
Ученик 5: Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
2-й: Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:
Ученик 6: Ох, и, слава Богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи пирогами!
1-й: Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязывали лентой - «завивали бороду» и приговаривали:
Ученик 7: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
1-й: Этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле ее силу, потраченную на выращивание хлеба.
2-й: Последний сжатый сноп - «нелепник». Его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчиной» или «братчиной».
Ученик 8: Хлеб всему голова.
Ученик 9: Без соли, без хлеба - худая беседа.
Ученик 10: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Ученик 11: Худ обед, когда хлеба нет.
Ученик12: Жали-пожали, три пряди нажали. Первую прядь - на еду, вторую прядь - на семена, третью прядь - про запас. Землю красит солнце, а человека - труд! Что посеешь, то и пожнешь!
Ученик13: Что пожнешь, то и смолотишь! Что смолотишь, то и съешь! Будет хлеб - будет и песня.
Учитель: А мы эту песню хлебу поем. (все) Слава!
Хлебу поем, хлебу честь воздаем. (все) Слава!
(стук в дверь)
1-й, 2-й: Кто там?
Насекомые: Пустите в дом погреться, а то мы совсем околели.
2-й: Заходите. Но кто вы?
Насекомые: Кто такие мы не скажем.
Кто такие мы подскажем.
Гости о себе загадывают загадки.
Муха: Кто над вами - вверх ногами
Ходит не страшиться,
Никого не боится.
Дети отгадывают
Комар: Лечу, пищу,
Носок долог,
Голос тонок.
Кто меня убьет -
Свою кровь прольет.
Дети отгадывают
Блоха: Мой черед!
Черенька-маленька
В платье вскочила
Царя разбудила.
Дети отгадывают
Таракан: (Дразнит блоху)
Как мухи справляли годовщину -
Поехали на даровщину,
Был пир у нас неплохой:
Там лакомились мы жареною блохой.
Блоха лезет драться
Таракан: Я тараканище! Я страшный Ерыкалище! Я страсть, какой опасный! Вон у меня какие усищи! Вон у меня какие ножищи! Бойтесь меня. У-у-у. (Пугает детей)
1-й: С 14 сентября хоронят мух. Вот мы и зароем вас всех в землю: и блох, и тараканов, и мух, чтобы не водились в избе!
Таракан: Думаете, что силачи? Ха-ха-ха! Это вы богатыри? Ха-ха-ха! Да Блоха вас закусает, Комар кровь выпьет, а я - затопчу!
1-й, 2-й: Хозяйка что делать?
Учитель: Ребята, о каком празднике напомнили эти насекомые?
Ответ: Первая встреча осени. Семенов день. *КАЛЕНДАРЬ.
Против насекомых у нас есть свое оружие - ум, смекалка и ловкость
Обращается к таракану
Мы предлагаем тебе сыграть в игру «Ерыкалище», посостязаться в ловкости. Выиграешь - так уж и быть, живи у нас в доме, проиграешь - пойдешь на улицу.
Проводится русская народная игра «Ерыкалище». Ребята водят вокруг Таракана хоровод и поют песню (мелодия свободная, по пентатонике). Таракан стоит в центре круга с закрытыми глазами, на одной ноге. По окончании песни, ребята разбегаются, Таракан их догоняет. Тот, кого поймали, становится в круг.
Эко диво, чудо-юдо,
Морская губа - Ерыкалище!
Эко диво чудо-юдо,
С Горынова дуба,
Морское поганище!
(Таракан проигрывает)
Таракан: Какой позор, какой позор! Предлагали же мне друзья - тараканы ходить в тренажерный зал, а я?.. Я отказался. Придется вплотную заняться своим здоровьем. Я ухожу, но наследующий год посмотрим кто кого.(Уходит)
Учитель: (обращается к ребятам ) Ловко мы справились с тараканом, а для комара мы споем песню.(обращаясь к комару) Поможешь нам ее инсценировать? Мы тебе выделим главную роль. (Комар соглашается)
Класс поёт: «Комара женить мы будем».
Учитель, Комар и Муха обыгрывают текст песни. На предпоследнем куплете комара выводят под руки из кабинета.
(см. приложение №3)
Учитель: Вот и с комаром мы справились. Остались муха и блоха.(обращается к ведущим) Дайте-ка мне «рукотёрник».
Ученик 14: Убить муху до Семена дня - народится семь мух; убить после Семена дня - умрёт семь мух. (выгоняет полотенцем муху из «избы» и приговаривает) Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь…( муха мечется по «избе» и улетает восвояси )
Блоха: А меня вы не выгоните, ведь я маленькая, удаленькая и смышленая.
Учитель: И смышленая говоришь. Тогда мы устроим с тобой состязание.
Блоха: И если я выиграю, то здесь жить буду?!
Учитель: По рукам.
Блоха: По рукам.
Учитель: И в чем состязаться будем?
Блоха: (Задумалась, и вдруг увидев стол с угощениями, говорит) Какой щедрый стол, сразу видно богатый собран урожай, а скольких трудов он стоил. Уж больно я уважаю трудолюбивых людей и много знаю пословиц о труде.
Учитель: Больше чем мы?
Блоха: Несомненно.
Проводится состязание пословиц и поговорок о труде между Блохой и ребятами.
Перечень пословиц и поговорок о труде.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Кончил дело - гуляй смело.
Умелые руки не знают скуки.
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Под лежачий камень и вода не течет.
Поспешишь - людей насмешишь.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Семь раз отмерь, один - отрежь.
Не спеши языком, спеши делом.
Мал муравей, да горы копает.
Без дела жить - только небо коптить.
Какие труды, такие и плоды.
По одежде не суди, а по делам гляди.
Час упустишь - годом не наверстаешь.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
На печи заседать - хлеба не видать.
Красна птица пеньем, а человек - уменьем.
Делу время - потехе час.
Дело мастера боится.
Блоха проигрывает и, уходя, говорит:
Блоха: Я не прощаюсь, поговорки подучу и на следующий год приду.
Учитель: Приходи. На следующий год мы еще умнее станем…А нам пора календарь перевернуть. (переворачивают лист календаря, где написано: Вторая встреча осени.) *КАЛЕНДАРЬ.
Как он называется?
Ученики (хором): Осенины.
Ведущий 1: Этот праздник в народе еще называется Оспожинки, Госпожинки.
Учитель: (обращаясь к ребятам) Госпожинки? Похоже, это слово происходит от слова Госпожа. Кого народ называл госпожой?
Ответ: 21 сентября родилась мама Иисуса. Церковь в этот день отмечает Рождество Пресвятой Богородицы.
Ведущий 2. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом.
Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник.
Начинается луковая неделя. Женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.
Ведущий 1. В осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Играли, тешились, шутками отличались, танцами забавлялись.
ЧАСТУШКИ
Все: Осень щедрая такая
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.
Ученик 5:
- Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
- Это ж, братец кабачок!
Ученик 1: Мы пололи сорняки,
Не боясь колючек.
Среди нас, поверьте, нет
Нежных белоручек
Ученик 6:
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду, есть котлеты,
Мне пожарьте кабачок!
Ученик 2: А я бабушке своей
Поливала грядки.
Для здоровья всех внучат
Лучше нет зарядки!
Ученик 7:
Ухажеров нынче сто
Под моим окошком.
Все желают получить
Пирожок с картошкой.
Ученик 3:
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!
Ученик 8:
Мне милёночек прислал
К празднику записку,
Что меня он обожает,
Как салат с редиской!
Ученик 4:
Разудалый я силач -
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день морковку.
Ученик9:
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты
Все: Мы частушки Вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы Вас попросим,
Чтобы Вы похлопали!
Ведущая 1: После второй встречи осени наступала и третья
(Дети хором: сдвиженье) *КАЛЕНДАРЬ.
Ученик15: Вздвиженье - кафтан шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Ученик16: Хлеб с поля сдвинулся.
Ученик17: На Вздвиженье птица в отлет двинулась.
Ученик18: Змея и гад не движутся.
Ученик19: На Воздвиженье начинали рубить капусту. С этого дня устраивали капустные вечеринки с песнями, плясками, играми.
Учитель: Я предлагаю сыграть в игру «Капуста». Ведущие мне помогут выбрать участников игры. Кто отгадает загадку, тот станет ее участником.
ЗАГАДКИ
Меня бьют, колотят, режут,
А я все терплю,
Людям добром плачу.
(Хлеб.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб.)
Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят
(Помидоры)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
По считалке выбирается водящий. Проводится игра «Капуста».
(см. приложение №4)
На полу мелом нарисован круг (огород). В кругу сидит водящий, возле него хаотично лежат кубики (капуста). Поётся песня по её окончании, задача ребят - собрать капусту. Кто был «запятнан» в кругу, выбывает из игры. Побеждает тот, у кого больше капусты.
Учитель: Как называется последний осенний праздник?
( ответ: Покров) *КАЛЕНДАРЬ.
Ученик20: Покров первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда - зима.
Ученик21: Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.
Ученик22: Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера - к холодной.
Ученик23: Покров - конец холодам, начало посиделкам. Весело Покров проведешь - дружка найдешь.
Ученик24: Придет покров, девушке голову покроет.
1-й: Покров - свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь.
2-й: Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.
1-й: А девицы-красавицы просятся, не напросятся: «Покров - батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».
2-й: В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: «Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девушку венец да молодец»
Учитель: Взрослые парни и девушки женились, а дети вашего возраста подражали им в играх. Одну игру и мы знаем.
Участники праздника делятся на две команды, которые шеренгами стоят одна напротив другой. Одна команда изображает хозяев (сватов), а другая - родителей и друзей невесты. Поочередно исполняя по две строки песни, команды то наступают, то отступают. По считалке выбираются «жених» и «невеста».
Считалка для невесты: Считалка для жениха:
Уж как Зоренька-заря, Едет Ваня в красной шапке
Русы косоньки плела. На серебряной лошадке,
Кто те косы сосчитает, Золотой уздой звенит, Жениха невестой станет. Во все стороны глядит,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Исполняется песня-игра «Мы бояре к вам пришли».
(См.нотное приложение №2)
Заключение.
Учитель: На этом календарь осенних праздников закончился. И нам пора расходиться. Но посмотрите, какой у нас щедрый, богатый стол. Знатный собрали урожай, а значит и празднику нашему не будет конца. Я предлагаю продолжить Осенины у себя в кабинете. Не буду раскрывать все секреты, но одно могу сказать: вас ждёт викторина «Витамины».
Ребята выходят под песню «Вдоль по улице ребятушки идут».
(см.нотное приложение №1).
Рефлексия урока.
Оценку «отлично» получили весь класс. Ведь в работу урока были вовлечены все ребята (даже родители и классные руководители).
Было предложено написать отзыв участникам и гостям праздника «Осенины». Вот некоторые выдержки:
- урок проходил на высоком эмоциональном уровне. Я много узнала нового. Удивительно, но не один ребёнок не остался без внимания, участвовали в уроке даже мы - взрослые… Спасибо за урок! (родительница)
- мы скоро с классом поедем на природу, обязательно используем игры, разученные на уроке…(классный руководитель и родительница в одном лице)
- мне понравилось участвовать в проведении урока, я почувствовала себя учителем. Приглашайте на следующий год. Буду рада новой встрече! (ведущая, 8 кл)
- я не думал, что так здорово быть в центре внимания целого класса и руководить его эмоциями…(«Таракан», 8 кл)
Список литературы:
-
Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.
-
Д.А. Рытов. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва «ВЛАДОС» 2001.
-
Г.М. Науменко. Фольклорный праздник. М. - 2000
-
Г.П. Фёдорова. На золотом крыльце сидели. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.
-
Г Науменко. Чудесный короб. М. - 1989
-
Э.Г Чурилова. Методика и организация театральной деятельности. М. - 2004.
-
Н. Будур, И. Панкеев. Русские игры для всех возрастов. ТЕРРА, 1999.