Фольклорный праздник Осенины 3 класс

фольклорный праздник Осенины. Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.          Фольклорные праздника дают возможность: ·        разнообразить методы и формы эк...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»








Всероссийский конкурс

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР»


Методическая разработка.




Внеклассное мероприятие для 3 класса.

Фольклорный праздник

«Осенины».









Преподаватель музыки

I квалификационной категории

Шкурина Марина Леонидовна















г. Ангарск, 2014



фольклорный праздник

Осенины.

Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса.


Пояснительная записка.

Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания.

Л.Т.Ионин

российский социолог, политолог, философ


Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Актуальность.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.

Фольклорные праздника дают возможность:

  • разнообразить методы и формы экологического воспитания;

  • углубления эстетического восприятия окружающего мира;

  • воспитания чувства патриотизма у детей с раннего школьного возраста.

Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры; чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира. Не секрет, что эффективнее воздействуют на детей игровые, интерактивные формы работы. Именно поэтому материал уроков музыки перерастает в театрализованный сценарий праздника, с сюрпризами, песнями, танцами, играми, в котором задействованы все участники мероприятия. Что полностью соответствует деятельностному подходу образовательных Стандартов, способствует целостному формированию картины мира у обучающихся.

Мероприятие в основном ведётся старшеклассниками. Почётными гостями являются родители и учителя школы что, несомненно, укрепляет связь поколений.

Занятия фольклором в этом процессе помогают проникнуть в глубины народного духа и доказывают, что сущность человека, его потребность в красоте не меняются с течением времени.

Ожидаемый результат:

  • развитие интереса и любви к традициям русского фольклора у детей и их родителей;

  • повышение экологической культуры детей через разные элементы культуры - мифологию, религию, творчество, бережное, вдумчивое отношения к окружающему миру;

  • раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей детей;

  • осознание своего родства и связи с природным окружением, общим домом всех живых существ.

Содержание.

Цель:

Формирование ценностного отношения к окружающему миру, через народные традиции

Задачи:

  • воспитывать уважение к народным традициям, любовь к родной природе, к труду, гуманное отношение к окружающему миру;

  • изучение календаря земледельческого цикла русских славян;

  • приобщение детей к русскому фольклору через раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

*Данное мероприятие является обобщением тех знаний, которые третьеклассники получили заранее. Ему предшествуют ознакомительные уроки, где ребята изучают и сами находят пословицы, игры, традиции, песни, приметы осени. Разбираются понятия, удивительные ритуалы, календарь земледельческого цикла… Несмотря на подготовительную работу, многие моменты праздника для ребят становятся сюрпризом, например, приход насекомых.




Структура и технология урока.

Действующие лица:

Хозяйка (учитель), ведущие (2), Комар, Муха, Блоха, Таракан; и все ученики класса.

В кабинет музыки входят «змейкой», хороводным шагом, с песней

«Вдоль по улице ребятушки идут» участники праздника.

(см.нотное приложение №1).

У каждого в руках дары осени, которые ребята ставят на праздничный стол.

По окончании песни рассаживаются по местам.

Учитель: Добрый день и добрый час, всем кто пришел послушать нас.

1-ый ведущий. Вот и лето прошло. Осень - красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.

2-ой. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют - не напотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.

1-й. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца. Давайте, вместе перелистаем календарь урожайных праздников православного русского народа.

2-й. Как называется праздник, посвященный окончанию жатвы.

( Ответ: Успение. Дожинки.)

* На доске прикреплён календарь из шести листов:

Листы календаря снимаются по-порядку на протяжении урока, и открывается название того праздника, о котором пришло время вспомнить. В дальнейшем, когда нужно будет обратиться к календарю, в тексте будет пометка - *КАЛЕНДАРЬ.

(см. приложение №5)

1-й. Успение - конец жатвы. Этот день еще называется «дожинки», «обжинки», «спожинки». Что вы знаете об этом празднике?

Ученик 1: На успенье огурцы солят.

Ученик 2: Оканчивается посев озимого хлеба.

Ученик 3. С Успенья начиналось бабье лето.

Учитель: Зачастую во время жатвы можно было услышать песню:

У нас серпы-то золотые,

(класс продолжает)

А мы жнеи молодые

Время жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить!

2-й. Закончив жатву, женщины приговаривали:

Ученик 4: Кто пахал - тому силку,

А кто сеял - тому две,

А кто жал - тому все.

1-й: Завершив работы, жнеи катались по ниве со словами:

Ученик 5: Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку:

На пест,

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

2-й: Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:

Ученик 6: Ох, и, слава Богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогами!

1-й: Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязывали лентой - «завивали бороду» и приговаривали:

Ученик 7: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

1-й: Этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле ее силу, потраченную на выращивание хлеба.

2-й: Последний сжатый сноп - «нелепник». Его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчиной» или «братчиной».

Ученик 8: Хлеб всему голова.

Ученик 9: Без соли, без хлеба - худая беседа.

Ученик 10: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ученик 11: Худ обед, когда хлеба нет.

Ученик12: Жали-пожали, три пряди нажали. Первую прядь - на еду, вторую прядь - на семена, третью прядь - про запас. Землю красит солнце, а человека - труд! Что посеешь, то и пожнешь!

Ученик13: Что пожнешь, то и смолотишь! Что смолотишь, то и съешь! Будет хлеб - будет и песня.

Учитель: А мы эту песню хлебу поем. (все) Слава!

Хлебу поем, хлебу честь воздаем. (все) Слава!

(стук в дверь)

1-й, 2-й: Кто там?

Насекомые: Пустите в дом погреться, а то мы совсем околели.

2-й: Заходите. Но кто вы?

Насекомые: Кто такие мы не скажем.

Кто такие мы подскажем.

Гости о себе загадывают загадки.

Муха: Кто над вами - вверх ногами

Ходит не страшиться,

Никого не боится.

Дети отгадывают

Комар: Лечу, пищу,

Носок долог,

Голос тонок.

Кто меня убьет -

Свою кровь прольет.

Дети отгадывают

Блоха: Мой черед!

Черенька-маленька

В платье вскочила

Царя разбудила.

Дети отгадывают

Таракан: (Дразнит блоху)

Как мухи справляли годовщину -

Поехали на даровщину,

Был пир у нас неплохой:

Там лакомились мы жареною блохой.

Блоха лезет драться

Таракан: Я тараканище! Я страшный Ерыкалище! Я страсть, какой опасный! Вон у меня какие усищи! Вон у меня какие ножищи! Бойтесь меня. У-у-у. (Пугает детей)

1-й: С 14 сентября хоронят мух. Вот мы и зароем вас всех в землю: и блох, и тараканов, и мух, чтобы не водились в избе!

Таракан: Думаете, что силачи? Ха-ха-ха! Это вы богатыри? Ха-ха-ха! Да Блоха вас закусает, Комар кровь выпьет, а я - затопчу!

1-й, 2-й: Хозяйка что делать?

Учитель: Ребята, о каком празднике напомнили эти насекомые?

Ответ: Первая встреча осени. Семенов день. *КАЛЕНДАРЬ.

Против насекомых у нас есть свое оружие - ум, смекалка и ловкость

Обращается к таракану

Мы предлагаем тебе сыграть в игру «Ерыкалище», посостязаться в ловкости. Выиграешь - так уж и быть, живи у нас в доме, проиграешь - пойдешь на улицу.

Проводится русская народная игра «Ерыкалище». Ребята водят вокруг Таракана хоровод и поют песню (мелодия свободная, по пентатонике). Таракан стоит в центре круга с закрытыми глазами, на одной ноге. По окончании песни, ребята разбегаются, Таракан их догоняет. Тот, кого поймали, становится в круг.

Эко диво, чудо-юдо,

Морская губа - Ерыкалище!

Эко диво чудо-юдо,

С Горынова дуба,

Морское поганище!

(Таракан проигрывает)

Таракан: Какой позор, какой позор! Предлагали же мне друзья - тараканы ходить в тренажерный зал, а я?.. Я отказался. Придется вплотную заняться своим здоровьем. Я ухожу, но наследующий год посмотрим кто кого.(Уходит)

Учитель: (обращается к ребятам ) Ловко мы справились с тараканом, а для комара мы споем песню.(обращаясь к комару) Поможешь нам ее инсценировать? Мы тебе выделим главную роль. (Комар соглашается)

Класс поёт: «Комара женить мы будем».

Учитель, Комар и Муха обыгрывают текст песни. На предпоследнем куплете комара выводят под руки из кабинета.

(см. приложение №3)

Учитель: Вот и с комаром мы справились. Остались муха и блоха.(обращается к ведущим) Дайте-ка мне «рукотёрник».

Ученик 14: Убить муху до Семена дня - народится семь мух; убить после Семена дня - умрёт семь мух. (выгоняет полотенцем муху из «избы» и приговаривает) Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь…( муха мечется по «избе» и улетает восвояси )

Блоха: А меня вы не выгоните, ведь я маленькая, удаленькая и смышленая.

Учитель: И смышленая говоришь. Тогда мы устроим с тобой состязание.

Блоха: И если я выиграю, то здесь жить буду?!

Учитель: По рукам.

Блоха: По рукам.

Учитель: И в чем состязаться будем?

Блоха: (Задумалась, и вдруг увидев стол с угощениями, говорит) Какой щедрый стол, сразу видно богатый собран урожай, а скольких трудов он стоил. Уж больно я уважаю трудолюбивых людей и много знаю пословиц о труде.

Учитель: Больше чем мы?

Блоха: Несомненно.

Проводится состязание пословиц и поговорок о труде между Блохой и ребятами.

Перечень пословиц и поговорок о труде.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Кончил дело - гуляй смело.

Умелые руки не знают скуки.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Под лежачий камень и вода не течет.

Поспешишь - людей насмешишь.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Не спеши языком, спеши делом.

Мал муравей, да горы копает.

Без дела жить - только небо коптить.

Какие труды, такие и плоды.

По одежде не суди, а по делам гляди.

Час упустишь - годом не наверстаешь.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

На печи заседать - хлеба не видать.

Красна птица пеньем, а человек - уменьем.

Делу время - потехе час.

Дело мастера боится.

Блоха проигрывает и, уходя, говорит:

Блоха: Я не прощаюсь, поговорки подучу и на следующий год приду.

Учитель: Приходи. На следующий год мы еще умнее станем…А нам пора календарь перевернуть. (переворачивают лист календаря, где написано: Вторая встреча осени.) *КАЛЕНДАРЬ.

Как он называется?

Ученики (хором): Осенины.

Ведущий 1: Этот праздник в народе еще называется Оспожинки, Госпожинки.

Учитель: (обращаясь к ребятам) Госпожинки? Похоже, это слово происходит от слова Госпожа. Кого народ называл госпожой?

Ответ: 21 сентября родилась мама Иисуса. Церковь в этот день отмечает Рождество Пресвятой Богородицы.

Ведущий 2. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом.

Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник.

Начинается луковая неделя. Женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Ведущий 1. В осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Играли, тешились, шутками отличались, танцами забавлялись.

ЧАСТУШКИ

Фольклорный праздник Осенины 3 класс





Все: Осень щедрая такая

Всех одарит за труды.

Мы на праздник Урожая

Принесли ее плоды.

Ученик 5:

- Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

- Это ж, братец кабачок!

Ученик 1: Мы пололи сорняки,

Не боясь колючек.

Среди нас, поверьте, нет

Нежных белоручек

Ученик 6:

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду, есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

Ученик 2: А я бабушке своей

Поливала грядки.

Для здоровья всех внучат

Лучше нет зарядки!

Ученик 7:

Ухажеров нынче сто

Под моим окошком.

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

Ученик 3:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Ученик 8:

Мне милёночек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской!

Ученик 4:

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому что я жую

Каждый день морковку.

Ученик9:

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты

Все: Мы частушки Вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы Вас попросим,

Чтобы Вы похлопали!

Ведущая 1: После второй встречи осени наступала и третья

(Дети хором: сдвиженье) *КАЛЕНДАРЬ.

Ученик15: Вздвиженье - кафтан шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.

Ученик16: Хлеб с поля сдвинулся.

Ученик17: На Вздвиженье птица в отлет двинулась.

Ученик18: Змея и гад не движутся.

Ученик19: На Воздвиженье начинали рубить капусту. С этого дня устраивали капустные вечеринки с песнями, плясками, играми.

Учитель: Я предлагаю сыграть в игру «Капуста». Ведущие мне помогут выбрать участников игры. Кто отгадает загадку, тот станет ее участником.

ЗАГАДКИ

Меня бьют, колотят, режут,

А я все терплю,

Людям добром плачу.

(Хлеб.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб.)

Над землей трава,

Под землей алая голова.

(Свекла)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.

(Пшеница)

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят

(Помидоры)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Лето целое старалась -

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

(Капуста)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

По считалке выбирается водящий. Проводится игра «Капуста».

(см. приложение №4)

На полу мелом нарисован круг (огород). В кругу сидит водящий, возле него хаотично лежат кубики (капуста). Поётся песня по её окончании, задача ребят - собрать капусту. Кто был «запятнан» в кругу, выбывает из игры. Побеждает тот, у кого больше капусты.

Учитель: Как называется последний осенний праздник?

( ответ: Покров) *КАЛЕНДАРЬ.

Ученик20: Покров первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда - зима.

Ученик21: Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.

Ученик22: Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера - к холодной.

Ученик23: Покров - конец холодам, начало посиделкам. Весело Покров проведешь - дружка найдешь.

Ученик24: Придет покров, девушке голову покроет.

1-й: Покров - свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь.

2-й: Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.

1-й: А девицы-красавицы просятся, не напросятся: «Покров - батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».

2-й: В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: «Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девушку венец да молодец»

Учитель: Взрослые парни и девушки женились, а дети вашего возраста подражали им в играх. Одну игру и мы знаем.

Участники праздника делятся на две команды, которые шеренгами стоят одна напротив другой. Одна команда изображает хозяев (сватов), а другая - родителей и друзей невесты. Поочередно исполняя по две строки песни, команды то наступают, то отступают. По считалке выбираются «жених» и «невеста».

Считалка для невесты: Считалка для жениха:

Уж как Зоренька-заря, Едет Ваня в красной шапке

Русы косоньки плела. На серебряной лошадке,

Кто те косы сосчитает, Золотой уздой звенит, Жениха невестой станет. Во все стороны глядит,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

Исполняется песня-игра «Мы бояре к вам пришли».

(См.нотное приложение №2)

Заключение.

Учитель: На этом календарь осенних праздников закончился. И нам пора расходиться. Но посмотрите, какой у нас щедрый, богатый стол. Знатный собрали урожай, а значит и празднику нашему не будет конца. Я предлагаю продолжить Осенины у себя в кабинете. Не буду раскрывать все секреты, но одно могу сказать: вас ждёт викторина «Витамины».

Ребята выходят под песню «Вдоль по улице ребятушки идут».

(см.нотное приложение №1).


Рефлексия урока.

Оценку «отлично» получили весь класс. Ведь в работу урока были вовлечены все ребята (даже родители и классные руководители).

Было предложено написать отзыв участникам и гостям праздника «Осенины». Вот некоторые выдержки:

- урок проходил на высоком эмоциональном уровне. Я много узнала нового. Удивительно, но не один ребёнок не остался без внимания, участвовали в уроке даже мы - взрослые… Спасибо за урок! (родительница)

- мы скоро с классом поедем на природу, обязательно используем игры, разученные на уроке…(классный руководитель и родительница в одном лице)

- мне понравилось участвовать в проведении урока, я почувствовала себя учителем. Приглашайте на следующий год. Буду рада новой встрече! (ведущая, 8 кл)

- я не думал, что так здорово быть в центре внимания целого класса и руководить его эмоциями…(«Таракан», 8 кл)


Список литературы:

  • Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.

  • Д.А. Рытов. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва «ВЛАДОС» 2001.

  • Г.М. Науменко. Фольклорный праздник. М. - 2000

  • Г.П. Фёдорова. На золотом крыльце сидели. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.

  • Г Науменко. Чудесный короб. М. - 1989

  • Э.Г Чурилова. Методика и организация театральной деятельности. М. - 2004.

  • Н. Будур, И. Панкеев. Русские игры для всех возрастов. ТЕРРА, 1999.


© 2010-2022