Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Японии»

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Японии»   Автор, разработчик Учитель музыки МОУ «СОШ № 9» Колчанова Елена Михайловна Класс 4 класс Тип урока Изучение нового материала. Тема урока «Музыка Японии» Цель.  Планируемые результаты. Цель -формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений. Планируемые результаты. УУД. Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов; - воспитывать чувство патриотизма Познавательные:  - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;  - сопоставить основные черты культуры Японии и России.  -  научить определять в звучании особенности японской ...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Японии»

Автор, разработчик

Учитель музыки МОУ «СОШ № 9» Колчанова Елена Михайловна

Класс

4 класс

Тип урока

Изучение нового материала.

Тема урока

«Музыка Японии»

Цель. Планируемые результаты.

Цель - формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты. УУД.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

- в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

- осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;








Деятельность учителя

Деятельность учащегося




Осуществляемые

действия



Познавательная



Коммуникативная




Регулятивная


Этап

урока




Осуществляемые действия




Формируемые умения



Осуществляемые

действия

Формируемые умения



Осуществляемые действия

Формируемые умения


.

1.Мотивационно - целевой блок.





















2. Изучение нового материала.

















































































3. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Попевка «Музыка, здравствуй».

Предлагает вспомнить о чем говорили на предыдущих уроках (музыка разных народов).

Постановка проблемы

- В какую страну мы сегодня отправимся? (чтение загадки)

«Там все ходят в кимоно,

Там в чести борьба сумо,

Снег лежит на Фудзияме

И бывают там цунами.

А народ совсем нескучный

Кушать любят рис и суши».

О какой стране идет речь?

Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии». Вот и мы сегодня с вами отправимся в Японию, чтобы понаблюдать за приходом весны и познакомится с традициями Японского народа.

Постановка цели.

Предлагает вспомнить, что мы знаем о Японии

- Как по - другому называют Японию

- Что передано на флаге

- Национальная одежда

- Национальная борьба

- Искусство составления цветочных композиций

- Искусство складывания фигурок из бумаги.

Предлагает поприветствовать друг друга и учителя, как в Японии - поклоном.

Сообщение учеников о

священном Японском дереве - сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке.

Вопрос детям: «Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили. Чтобы воспеть эту красоту»?

Предлагает послушать песню «Вишня» и ответить на вопросы

- Похожа эта песня на русскую

- Чем не похожа? (необычные интонации).

- Складывается ли ощущение законченности? В этом и есть особенность японского искусства - скромность, утонченность, недосказанность.

Знакомит с новым понятием «пентатоника».



Предлагает детям представить, что они очутились в Японии во время цветения сакуры, подул легкий ветерок, веточки закачались. Предлагает передать это в движениях во время исполнения песни. (Исполнение песни с пластическим интонированием).

Рассказ учителя о русском композиторе Д. Б. Кабалевском, который побывав в Японии был восхищен красотой вишневых рощ и красотой японских песен.

На мелодию японской песни «Вишня» он сочинил вариации для фортепиано.

Спрашивает, что такое вариации.



Предлагает послушать «Вариации на тему японской песни «Вишня» и понаблюдать сколько вариаций они услышат, как меняется характер музыки.

Организует беседу.

- Услышали в этом произведении счастье, восхищение природой, любование красотой цветущей сакуры?

- Почему вы так решили? - Какая была музыка, всегда ли была одинаковая?

Подводит итог беседы: «Вы правильно определили. Этим произведением композитор хотел выразить своё отношение к трагедии, которая произошла в августе 1945 года в Японии.

Рассказывает о трагедии в Хиросиме и Нагасаки и о судьбе японской девочки Садако Сасаки.

Предлагает послушать песню « Японский журавлик».

Рассказывает о том, что не только в России любят и слушают японские песни, но и японцы любят наши, русские песни, особенно нашу «Катюшу», в честь которой даже был назван клуб любителей музыки в Токио.

Предлагает послушать, как звучит песня «Катюша» на японском языке.

- Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Что вы поняли сегодня на уроке, что нового узнали?

Подводит итог:

Люди живут одной многонациональной семьей, их общий дом - наша планета, а если их и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может, какого бы цвета кожи человек ни был, на каком языке не говорил. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ.

Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке.

(У каждого на листочках выведены вопросы и ответы на них. Найдите правильный ответ на вопрос и впишите буквой в последний столбик таблицы. Проверьте и оцените свою работу. Все 5 правильных ответов - «5», 4- «4», 3 - «3».

Предлагает исполнить песню «Должны смеяться дети».

Домашнее задание: выполнить журавликов из бумаги (оригами).





Исполнение попевки «Музыка, здравствуй».

Повторение пройденного материала.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.









Формулируют тему и цель урока





Формулируют учебные задачи урока.







Отвечают на вопросы, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках, а так же из личного опыта.



Кланяются друг другу и гостям.

Сообщение учеников о сакуре.



Рассказывают, какое произведение они написали бы, если бы были композиторами

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Анализ и обсуждение услышанного произведения.





Восприятие. Запись музыкального термина в тетрадь.

Исполнение песни « Вишня» с пластическим интонированием.





Слушают учителя.





Отвечают на вопрос.



Слушают в соответствии с целевой установкой.



Анализ и обсуждение услышанного произведения.









Слушают учителя.









Слушание и исполнение песни «Катюша».

Отвечают на вопросы и подводят итог урока.













Самостоятельно проводят оценку своей учебной деятельности на уроке.



Исполнение песни.









Строить логические рассуждения.

Выдвигать предположения и обосновывать их.





Формулиро-вать учебные задачи.















Умение работать с различными источниками информации.

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Размышлять о музыкальном произведении.

Учиться определять в звучании особенности японской народной музыки;



Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении с пластическим интонированием.









Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций.

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Умение на основе анализа музыки делать выводы;

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии.







Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Умение делать самостоятельные выводы и обобщения.







Взаимодействие с учителем во время беседы.

Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Формулируют тему и цель урока.









Работают во фронтальном режиме:

- слушают;

- отвечают.

.









Формированиеумения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Взаимодействие с учителем во время беседы.























































Подводят итоги урока.



















Исполнение песни.





Участвовать в коллективной исполнительской деятельности



















Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.





Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации

Умение делиться со

сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.











Развитие певческих умений и навыков.















Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Потребность делиться со

сверстниками и учителем своими впечатлениями знаниями, умения слушать и воспринимать мнения других.





  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.



Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении.

Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении.





Контролируют правильность ответов учащихся.

































Дополняют, уточняют высказанные мнения.































Анализ и обсуждение услышанного произведения.





































Самооценка учебной деятельности.

















Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.





Умение формулировать цель и задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.



Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.











Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.







Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Учатся слушать





Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.












Умение учащихся делать выводы по теме.







Объективно оценивать свою деятельность на уроке.












17


© 2010-2022