• Преподавателю
  • Музыка
  • Выступление на тему: Учитель и ученик: особенности общения во время вокально-хоровой работы

Выступление на тему: Учитель и ученик: особенности общения во время вокально-хоровой работы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: особенности общения во время вокально-хоровой работы.

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты общения учителя с младшими школьниками во время хорового пения как основной формы работы на уроке музыки. Эффективность совместного творчества учителя и учащихся зависит от личности учителя, его авторитета. Большое значение имеют атмосфера доверия, эмоциональные личностные отношения на уроке между участниками образовательного процесса. Так у детей формируется интерес и любовь к общему делу.

Ключевые слова: педагогическое общение, вокально-хоровая работа, невербальное общение, авторитет и личность учителя.

Основные понятия

Общение - особая форма социальной культуры - охватывает все стороны взаимоотношений людей. Традиционным является определение общения как сложного и многогранного процесса передачи информации и воздействия с ее помощью на личность. Мы рассмотрим общение во время учебного процесса, а потому уделим внимание понятию педагогическое общение. Его значение точнее всех сформулировала З.С. Смелкова в труде «Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности»: «Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности».

Игровая форма общения

С приходом ребенка в школу меняется его статус, но внутренне, психологически, ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами занятий для него продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Если в школе ребенка сразу поставить в условия собственно учебы, это может привести к тому, что он либо быстро включится в образовательный процесс, либо растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться и к школе, и к учению.

В хоровой работе с младшими школьниками необходимо шире использовать привычные для детей формы взаимодействия, в первую очередь, элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучать учащихся к новым видам работы, преодолевать возможные трудности. Через игру ребенок познает жизнь, учится общаться в коллективе. С помощью игры он легче воспринимает и усваивает моральные нормы.

Известный хормейстер Т.А. Жданова отмечает, что в практической работе с младшим хором она использует целую систему игровых методов обучения, которые создают возможность «косвенного» воспитания: дети, увлеченные определенной целью, не замечают педагогического воздействия. Педагогический эффект от любого воспитательного приема тем выше, чем менее ребенок догадывается о замысле педагога.

Высокий авторитет педагога - залог успеха

В работе педагога-музыканта есть область, труднодоступная для наблюдения и не всегда осознаваемая, - это сфера эмоциональных, личностных отношений педагога и учащихся в процессе их совместной музыкальной деятельности. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего, наряду с профессиональными знаниями, требуется наличие определенных личностных качеств, в том числе коммуникативных способностей.

Проблема общения - одна из ключевых в музыкально-педагогическом процессе, поскольку учитель и ученик взаимодействуют не только друг с другом, но и каждый из них - с музыкой. Как бы ни стремился учитель убедительно говорить о музыке, все его слова имеют силу лишь в том случае, если он пользуется доверием воспитанников. По словам В.Л. Живова, «эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель авторитетен, пользуется уважением, доверием, а еще лучше - любовью детского коллектива, он вызывает у них естественную потребность к подражанию (особенно в области его музыкальной и вокально-хоровой деятельности), к стремлению в творчестве и жизни поступать так, как он, что способствует активизации интереса к работе и созданию благоприятной творческой атмосферы. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета - дело довольно трудное. Как и в любой музыкальной специальности, это требует преданности искусству, устремленности к цели, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер ежедневно, ежечасно должен подтверждать свое право руководить людьми, свое безусловное лидерство и, главное, свою способность влиять на детский коллектив с целью его нравственно-эстетического и музыкального совершенствования».

Созданию обстановки образно-мыслительной активности на уроке во многом способствует совместное творчество учителя и учеников во время разучивания хорового произведения. Интересно сравнить замечания учителей в процессе вокально-хоровой работы на уроке. Один говорит: «Держать дыхание», «Тянуть звук», «Опертый звук». У другого - яркие, образные выражения: «Затуманить звук», «Злой звук», «Добрый звук», «Встали на пуанты» и т. П. Третий обращается к классу в основном в директивном тоне: «Внимание! Все слушают меня!», «Приготовились к пению!» Если же педагог говорит классу: «А сейчас мы с вами будем петь…», - это «мы с вами» отражает стремление к сотрудничеству, на которое ученики отзываются более охотно, чем на команды.

Установку на восприятие формирует у детей педагог. Эта установка должна быть достаточно краткой, понятной, выразительной, образной, учитывать жизненный опыт детей, а также содержать в себе элементы новизны. Словесное воздействие педагога, применение наглядных средств могут помочь «растормошить» воображение детей и создать в классе необходимый эмоциональный настрой.

Вокально-хоровая работа требует систематических занятий, рассчитанных на довольно длительное время, в течение которого необходимо поддерживать интерес детей к обучению. Вот почему главное в работе учителя - умение увлечь детей, вызвать у них желание учиться. Этому немало способствует создание в классе доброжелательного психологического климата, товарищеских, дружеских отношений учителя и ученика.

Средства общения педагога и учеников

В.Л. Живов в упомянутом выше труде отмечает: «Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ (голосом или на инструменте), речь, а также иные средства общения - жесты, мимика.

О роли и значении яркого исполнительского показа дирижером своей интерпретации сочинения сказано достаточно много, о роли речи же и других средствах общения - явно недостаточно. Между тем речь является важнейшим средством получения и передачи информации, средством коммуникации. С ее помощью руководитель разъясняет коллективу художественно-эстетические критерии, эмоционально заражает хор своим «видением» произведения, поощряет и критикует, организует процесс разучивания, поддерживает дисциплину, регулирует рабочую атмосферу. Такое многообразие функций свидетельствует о том, что в своей работе учитель музыки использует все три коммуникативные стороны речи: информационную, выразительную и волеизъявительную».

Педагогическое общение на уроках музыки складывается из двух компонентов: вербального и невербального. Учитывая специфику предмета, включающего пение, слушание музыки, исполнение на музыкальных инструментах, преобладает несомненно, невербальное. Во время показа песни с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение к музыкальному образу, и у детей складывается самое первое, наиболее запоминающееся впечатление от музыки. Позже, во время исполнения, образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Очень важен положительный настрой учителя во время урока, который подтверждают мимика, жесты, телодвижения, помогающие в работе.

При разучивании и исполнении произведения основная нагрузка «падает» на руки педагога. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает информацию о ритме, темпе, силе звука, характере музыкального образа. Безусловно, учитель-музыкант должен обладать высоким уровнем профессионализма, дабы учащиеся не только понимали его жесты, но и могли руководствоваться ими в своем исполнении.

Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в эмоциональных всплесках (как положительных, так и отрицательных). Хоровая деятельность предоставляет им в этом плане массу возможностей. Как правило, во время пения ребенок заряжается исключительно положительными эмоциями. По мнению ученых, эмоции являются не только спутником, «окраской» музыкальной деятельности, но и накладывают отпечаток на весь процесс музыкального творчества.

Качества успешного учителя

Увлеченность ученика музыкой может явиться следствием психологического контакта ученика с учителем, влюбленным в свое дело. По мнению В.И. Петрушина («Музыкальная психология»), успешные в своей педагогической деятельности учителя обладают:

- высокой профессиональной подготовкой;

- умеют точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, как при помощи слов,

так и при помощи мимики и жеста;

- проявляют дружескую симпатию и внимание к каждому ученику;

- постоянно стремятся к созданию благоприятного психологического климата в классе;

- отказываются от критических замечаний в адрес нерадивых учеников при всем классе;

- отказываются от противопоставления успехов одних учеников неудачам других;

- обладают чувством юмора и находчивостью в непредвиденных обстоятельствах.

Другими словами, успешный учитель обладает высокой культурой общения.

В силу психологических особенностей детей младшего школьного возраста, от них особенно трудно добиться стабильного внимания в процессе работы, без которого вокально-хоровая деятельность не будет успешной. Г.П. Стулова в своей работе «Теория и практика вокальной работы в хоре» для активизации слухового внимания предлагает следующее: в начале работы поставить перед учащимися задачу сравнить и найти лучшее по качеству звучание. Учащиеся выбирают один из двух вариантов, пропетых учителем, отдельными учащимися по очереди или различными группами класса.

Очень важно для учителя соблюдать педагогический такт и доброжелательное отношение ко всем учащимся. Г.П. Стулова советует регулярно поощрять минимальные удачи учеников, особенно в начале обучения. Это создает у детей положительный эмоциональный настрой, что повышает их работоспособность.

Таким образом, те или иные факторы коммуникативного поведения учителя и учащихся - необходимое условие успешности вокально-хорового обучения.

Подводя итог, мы можем сказать, что вокально-хоровая работа обладает большой воспитательной силой: формирует художественный вкус ребенка, его эмоциональную отзывчивость, знакомит с выразительными средствами музыкального языка, строением музыкальной речи. Учитель должен уметь создать такой психологический климат, благодаря которому у ребенка складывается положительное отношение к пению в хоре.


МОУ «Полдневская СОШ»















ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ»







Подготовила:

учитель музыки

Маркелова Е.А.



Полдневое, 2011 г.

© 2010-2022