Условия становления творческой личности будущего преподавателя

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условия становления творческой личности будущего преподавателя.

ГККП Уральский музыкальный

колледж им. Курмангазы

концертмейстер Лежникова С.Ю.,

преподаватель Поминова Л.А.

Современное состоянии теории и практики образования характеризуется множеством подходов, разнообразием содержания, методов и форм обучения и воспитания. Главным действующим лицом в этих преобразованиях является учитель. При таком подходе возникают новые требования к подготовке учителя. Сейчас, как никогда, нужны учителя с высоким качеством знаний, умеющих анализировать, корректировать свою деятельность и учебный процесс, использовать в работе достижения педагогической науки и инновационных технологий. Чрезвычайно актуальной становится проблема выявление условий, в которых будет происходить развитие творческого потенциала будущих учителей.

Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности.

Различные науки творчество рассматривают по-разному. С точки зрения педагогики - это развитие творческих качеств личности учащегося, необходимость с раннего возраста вовлекать детей в творческую деятельность.

С точки зрения психологии - рассматриваются психологические механизмы протекания творчества. Т.е. творческий потенциал есть у каждого человека, и его необходимо развивать. Творчество характеризуется некоторыми особенностями личности, как потребность в новых идеях, способность видеть и создавать альтернативу, ставя под сомнение очевидное, отрешаться от реальности в проблему, видя другую перспективу. Так же умение видеть объект в новом измерении.

Мы будем рассматривать потенциал как динамичное личностное свойство, как потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.

Развитие творческого потенциала в педагогике рассматривается, как неотъемлемая часть самого процесса развития личности. Известный психолог В.В. Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом. Получается, что творческое развитие есть высшее направление в развитии человека.

Процесс развития творческого потенциала должен строится с учетом составляющих факторов и приходить поэтапно:

1 этап - определяется уровень творческого развития личности путем психологических методов диагностики.

2 этап - ведущий- мотивация, характеризующая наличие потребностей в творческой деятельности, без которых развитие творческих задатков невозможно. Это готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он вовлекается в процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к самосовершенствованию в данном процессе.

3 этап - контроль качества выполненного задания. Здесь основное внимание уделяется качеству процесса организации творческой деятельности и созданию благоприятных условий для ее осуществления.

4 этап - сравнение запланированных и полученных результатов. Проводится анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе и внесение корректив.

При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала будущих учителей - это регулируемый и управляемый процесс, успех которого зависит от ряда педагогических условий:

1.Учет возрастных способностей и возможностей студентов.

Психологи отмечают два пика развития творческой активности: первый пик 9-10 лет(третий класс школы),второй пик(старшие классы, первые курсы колледжей, училищ).В связи с важностью эстетического воспитания и образования в развитии личности на разных возрастных этапах ценен опыт непрерывного образования от детского сада до послевузовской подготовки. Стержнем воспитания является непрерывное обучение по схеме: школа эстетического воспитанияУсловия становления творческой личности будущего преподавателя.музыкальная школаУсловия становления творческой личности будущего преподавателя.музыкальное училище и далее ВУЗ. Целью такой системы как раз и является развитие творческого потенциала личности.

2.Трансляции творческого потенциала учителя.

Ведущей фигурой, определяющий уровень проявления творческих качеств и творческой активности учащегося, является сам педагог с его интеллектом, уровнем психолого - педагогической подготовки и способностью к воспитанию нового. Тут все зависит от того, какие возможности будут предоставлены студенту для развития и реализации творческого потенциала. Ведь известно, что если преподаватель использует нестандартные формы передачи информации, задания, то и результаты студентов будут выше.

Реализация творческого потенциала студентов должна осуществляться комплексно в учебной и вне учебной деятельности:

- повышение уровня креативности. Креативная личность, по сути, и есть творческая личность. Её признаки- фантазия, оригинальность, активность, чувствительность, концентрированность. И именно креативность- основное условия творческого саморазвития личности.

- повышение у студентов уровня проявления личностных качеств, таких как потребность в творческом движении, уверенность в себе.

- снижение уровня таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, пассивность. Именно они мешают проявлению креативности.

- и, наконец, повышение таких показателей, как самочувствие и настроение.

Все это возможно осуществить, если преподаватель превратит свой предмет в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Если педагог будет искать оригинальные формы работы со студентами, индивидуальные творческие задания, производить моделирование жизненных ситуаций, проблем, требующих оригинальных, нестандартных решений и построить свою деятельность на уроке так, чтобы она носила исследовательский характер.

«Полное взаимопонимание учителя и ученика- одно из важных условий творческого процесса. Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты. Считаю, что одна из главных задач педагога- сделать, как можно скорее и основательней так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, уйти вовремя со сцены, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называют зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремись сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю, как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернером, тренером, хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика…И чем больше талант, тем законнее требования ранней ответственности и самостоятельности»(Г.Нейгауз).

Таким образом, развитие творческого потенциала учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения.

Педагог, как творческая личность, стремится к творческому взаимодействию с детьми и творческому преобразованию их, но при этом он преобразовывается и сам. «По личному опыту знаю, как только из-за чрезмерной преподавательской нагрузки начинаю сам мало заниматься, сейчас же моё преподавание становится хуже, не хватает ни темперамента, ни полета мысли, потому что на душе пасмурно и тоскливо…А тоскливо потому, что я стою на месте, не двигаюсь, не совершенствуюсь, что я - бездеятелен!»(Г.Нейгауз). Такой педагог неотделим от учебного процесса, он рассматривает отношения учителя и ученика не как функциональность, а как межличностные, где учитель и ученик партнеры. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, такой диалог создает условия для максимально полного творческого роста.

Как создать атмосферу творчества в образовательном пространстве? Ведь она требует свободы мысли, нацеленности на восприятие нового и необычного, поощрения независимости и самостоятельности суждений, воспитания любознательности и способности мыслить нестандартно? Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является СВОБОДА. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным и связан лишь с интересом и желанием самого человека. Тут можно помочь только следующими действиями:

- демонстрировать студентам свои усилия по реконструированию содержания, форм, методов, обучения, открыть доступ в свою творческую лабораторию.

-показать, что без участия со стороны студентов невозможно творчество преподавателей, поскольку они всегда Сотворчество.

-обсуждать с будущими учителями инновации.

-вовлекать студентов в работу по созданию «копилки новых идей».

«Учитель в нашем обществе - это человек будущего, пришедший к детям для того, чтобы вооружать их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо только личность воспитывает личность. Он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широкообразованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь тот, кто сам горит ею»(Ш.А.Амонашвили).

Изучение проблемы творчества , творческой активности, развитие творческого потенциала в науке насчитывает десятки лет, создано большое количество теоретических и экспериментальных работ, но феномен творческой личности не раскрыт до сих пор, и тайны креативного процесса фактически остаются за семью печатями.

Список используемой литературы:

1.В.В.Давыдов -«Проблемы развивающего обучения» Москва,1986

2.Г.Нейгауз -«Об искусстве фортепианной игры» Москва 1958

3.Ш.Амонашвили- «Здравствуйте, дети» Москва,1983

4.М.Успенская- «Педагогические возможности реализации творческого потенциала»

«Вестник Нижегородского университета» 2010

© 2010-2022