Проект «Творчество для всех»

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Творчество для всех»

Организация-разработчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки» г. Смоленска.

Авторы проекта:

Ксенжик А.Л., Лыткина А.Е., Новикова Н.В.

Участники проекта:

Все преподаватели и уч-ся, участвующие в реализации проекта

Содержание


  1. Актуальность темы.

  2. Цели и задачи проекта.

  3. Планируемые результаты.

  4. Сроки реализации .

  5. Содержание проекта..

  6. Основные принципы реализации проекта

  7. Условия реализации.

  8. Показатели эффективности проекта.

  9. Литература.





1. Актуальность темы.

Творческое развитие ребенка - одна из важнейших задач педагогики Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Требование гуманизации образования, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Оно теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроками в музыкальной школе. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческий личности. Под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Однако ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Творческий процесс всегда требует глубокой сосредоточенности, воли в достижении поставленной цели. Он предполагает большой кропотливый труд, наличие вдохновения, фантазии, интуиции. Детское творчество направленно прежде всего на раскрытие внутреннего мира ребёнка. Современной школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры. Необходимо создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы - тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос. Время механических навыков, привычных действий и традиционных решений закончилось. Все это за нас с успехом выполняют машины. Человек же, получив, наконец, возможность решить множество бытовых и производственных проблем «чужими» руками, обязан эту возможность оправдать. Его призвание сегодня - творчество. Во всех областях знаний, искусстве и технике. Все остальное сделают за него умные, но лишенные способности мыслить и творить приборы - для того они и создавались. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в музыкальном образовании. Проблема современности связана и с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум, искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. К тому же на приемных испытаниях очень трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие. Но психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области.

Расширение возможностей музыкальных школы должно найти отражение в количественном многообразии учебных программ для детей разного возраста и способностей. ДМШ призвана осуществлять и задачи ранней профессиональной ориентации учащихся, должны создавать реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусства. Центр образовательного процесса - ребенок, и задача школы - предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы

2. Цели и задачи проекта.

Цель

  • создание развивающей среды, способствующей художественно-эстетическому воспитанию, раскрытию творческого потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры ребёнка.

  • Создать условия для пробуждения креативности каждого ребенка, выявления и развития способностей, творческого воображения,

  • Расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, формирование полноценной личности, востребованной современным обществом .

Задачи:

  • Создать организационно-методические, психолого-педагогические условия достижения нового качества образования;

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности учащегося;

  • Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка. Формирование мотивации успеха;

  • Создание системы социально-психологических условий, способствующих развитию творческого потенциала преподавателя;

  • Усилить взаимодействие педагога и семьи. Создать атмосферу сотрудничества, направленного на повышение качества усвоения знаний учащихся;

  • Формирование у учащихся положительных мотиваций на здоровый образ жизни.

3. Планируемые результаты.

  • наличие у обучающегося интереса к музыке, её прослушиванию, инструментальному и вокальному исполнительству;

  • наличие у обучающегося умения разбирать и разучивать при помощи педагога несложные музыкальные произведения;

  • накопление разнообразного репертуара для исполнения в кругу семьи;

  • приобретение элементарных навыков чтения с листа;

  • развитие музыкальной памяти, позволяющее узнавать и воспроизводить голосом или на инструменте знакомые мелодии;

  • приобретение элементарных навыков подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле;

  • приобретение навыков публичных выступлений на открытых классных концертах, зачетах.

  • знание основ музыкальной грамоты;

  • освоение основной музыкальной терминологии;

  • Высокий уровень любознательности учащихся как основа их познавательной деятельности;

  • приобретение практических навыков и умений, их использование в других видах деятельности;

  • высокий уровень творческих способностей учащихся;

  • ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в олимпиадах;

  • творческое и профессиональное самоопределение учащихся;

  • повышение профессионального мастерства преподавателей, внедрение современных средств обучения;

4. Сроки реализации .

3 года

2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебный год

5. Содержание проекта..

5.1. Работа по набору;

5.2. Диагностика музыкальных способностей

5.3. Развитие музыкальных способностей в подготовительном классе и на уроках в ДМШ;

5.4. Участие учащихся во внеклассных мероприятиях;

5.6. Подготовка и участие в школьных конкурсах.

5.7. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей; работа факультативов

5.8. Развитие кругозора, воспитание эстетического вкуса, благодаря организации посещений обучающимися детьми учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

5.1. Работа по набору.

Ежегодные посещения детских садов с тематическими концертами, , включающие в себя игровые элементы для выявления музыкальных способностей. Ежегодный «День открытых дверей», проводимый в мае месяце, где поступающиеся знакомятся с музыкальными инструментами.

5.2. Диагностика музыкальных способностей.

В школе разработано Положение о приёмных испытаниях. Для поступающих проводится проверка основных музыкальных способностей: слух, память, ритм. Разработана система оценок и требований, предъявляемых к уровню творческих способностей, применяемая при проведении отбора в Учреждении по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным и общеразвивающим программам в области музыкального искусства и к уровню творческих способностей, применяемые при проведении отбора в образовательном учреждении по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным и общеразвивающим программам в области музыкального искусства (для учащихся подготовительного класса):. Приёмные экзамены проходят в конце мая, в начале июня. В начале сентября проводится дополнительный набор .

5.3. Развитие музыкальных способностей в подготовительном классе и на уроках в ДМШ;

Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения, для поддержания интереса в дальнейшем развитии. В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов, образующих новое учебное формирование - группы раннего эстетического развития. В 2015 году создан Центр эстетического развития «Гармония».

Обучение ведется по следующим образовательным программам и срокам обучения:

Название образова- тельной программы

Возраст обу- чающихся

Срок обуче- ния

Учебные предметы

Продолжитель- ность урока

Форма урока

Наполняе- мость группы

1

Музыкальная школа 7 гномов

4 года

2 года

Музыкальная азбука

Вокальное музицирование

Инструментальное музицирование

20 минут 2 раза в неделю

20 минут 1 раз в неделю

20 минут 1 раз в неделю

групповая

7-9 детей

2

Музыкальная школа 7 гномов

. 5 лет

1 год

Музыкальная азбука

Вокальное музицирование

Инструментальное музицирование

20 минут 2 раза в неделю

20 минут 1 раз в неделю

20 минут 1 раз в неделю

групповая

7-9 детей

3

Подготовительный класс

6 лет

1 год

Занимательное сольфеджио

Музыкальный инструмент

40 минут 1 раз в неделю

40 минут 1 раз в неделю

Групповая

индиви- дуальная

10-12 детей

4

Общее музыкальное образование: музы- кальный инструмент

Без ограниче- ния возраста от 6 лет

1 год

: Музыкальный инструмент

40 минут 2 раза в неделю

индиви- дуальная

- Основные задачи эстетического центра:

  • Выявление способностей и возможностей ребенка;

  • Расширение кругозора;

  • Развитие творческой активности ребенка;

  • Преодоление трудностей развития, подготовка к школе;

  • Воспитание интереса и любви к музыке;

Наиболее благоприятным для развития творческого потенциала является младший школьный возраст, этому способствуют сформировавшиеся характеристики познавательных процессов, и возможность включать в основные виды деятельности творческие задания, для того что бы ученик смог проявить своё "Я". На уроках в музыкальной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, важно говорить о его творческом развитии. Ценность данных уроков заключается в том, что обучение основано не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им. Через активное восприятие, овладение материалом ребёнок быстрее эмоционально отзывается, быстрее самовыражается, а значит, развивает творческое начало. Принцип проведения урока как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника. В основе построения творческих уроков лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. Самовыражение ребёнка не возможно без предоставления ему творческой свободы, без создания особой атмосферы на уроке, способствующей рождению его внутренней импровизации. Развитие обучаемого невозможно без прогнозируемого планирования его обучения, заполнения индивидуальных планов, анализа результатов его развития.

5.4. Участие учащихся во внеклассных мероприятиях;

Следующим этапом развития музыкальных способностей является не только пассивное участие во внеклассных мероприятиях школы, класса, активное творческое музицирование. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений. Участие в концертах для родителей, для учащихся других школ поднимают самооценку обучающегося, раскрывает его внутренний мир.

5.6. Подготовка и участие в школьных конкурсах

Повышению мотивации на уроках, а также развитию и выявлению музыкально-творческих способностей помогает и такая работа, как подготовка и участие детей в конкурсах и фестивалях. Ежегодно проводятся творческие конкурсы на каждом отделении нашей школы, в котором обучающиеся успешно участвуют, становясь победителями и призерами.

5.7. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей; работа факультативов.

2014-15г- Факультативы: «Музыка и компьютерные технологии», «История Джаза»

2015-16г ОТИМ (Основы теории и истории музыки), Элементарная теория музыки для обучающихся в 8-м классе.

5.8. Развитие кругозора, воспитание эстетического вкуса, благодаря организации посещений обучающимися детьми учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

Приобщения детей и взрослых к миру искусства, воспитания их музыкального и художественного вкуса, обмена творческим опытом, установления профессиональных контактов. Используются такие формы концертно-просветительской работы:

• общешкольные концерты и выставки,

• отделенческие и классные мероприятия,

• творческие встречи,

• выездные концертно-выставочные мероприятия,

• тематические вечера,

• посещения других учреждений и т.д



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН:


Учебный год

Дата проведения

Мероприятия

1



2.



3







4





5















































6







7



Работа по набору



Диагностика музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей в подготовительном классе и на уроках в ДМШ



Участие учащихся во внеклассных мероприятиях

Подготовка и участие в школьных конкурсах













































Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей; работа факультативов

Развитие кругозора, воспитание эстетического вкуса,

2014-2015;

2015-16г.;

2016-2017г. Учебные года

2014-2015;

2015-16г.;

2016-2017г. Учебные года

2014-2015;

.

2015-16г.

2016-2017г

2014-2015;

2015-16г.;

2016-2017г. Учебные года

2014-2015;

2015-16г.;

2016-2017г. Учебные года



2014-2015;















2015-16г.



















2016-17г.













Апрель, май, июнь

Конец апреля, май

Конец мая - начало июня

Начало сентября

В течении уебного года





В течении года



16-26.02.15





16-24.05.15

06.04-15.06.15

18.03.15

16.03.15

11.03.15

01.03.15

31 октября

Январь- февраль

февраль

1 февраля

март

март

март

март

май

октябрь

январь--евраль

февраль

март

март

май

май



В течении года





В течении года



Посещение детских садов с тематическими концертами, , включающие в себя игровые элементы для выявления музыкальных способностей.

Концерт «День открытых дверей»

Вступительные экзамены

Дополнительный набор

Подготовительный класс (Занимательное сольфеджио- 1 раз в неделю +1,5 ч. Специальность - музык. инструмент)

Центр эстетического развития «Гармония».

Работа по программам: ОРП (Общеразвивающая программа), ФГТ (Федеральные государственные требования) и Рабочая программа (5 -7 летнего обучения)

Концерты «Впервые на сцене»(МО струнные муз. инструменты, МО Музыкальный инструмент Фортепиано), концерты классов преподавателей, концерты ДФ «Камертон», отчетные концерты отделений, общешкольные концерты.

- Школьные конкурсы в рамках Смоленского открытого городского конкурса «Смоленский парад искусств: «Духовые и ударные инструменты». «Клавишно-народные инструменты» и «Струнно-народные инструменты». «Струнно-смычковые инструменты». «Теория музыки». «Фортепиано». «Хоровое пение». «Хоровое пение» (сольное пение)

Интернет-фестиваль «Апельсиновое лето» (I,II туры-школьный фестиваль, III тур-с участием ДМШ, ДШИ города Смоленска).

-

Школьный открытый конкурс «Лучшая эмблема (логотип) Детской музыкальной школы № 1 имени М.И. Глинки г. Смоленска».

- Школьный фестиваль-конкурс «Вместе здорово!» учащихся секции «Музыкальный инструмент: фортепиано».

- Школьный конкурс фортепианных ансамблей в рамках II Смоленского открытого конкурса исполнительского искусства «Живой родник».

- Школьный конкурс «Смоленская гитара» для обучающихся МО «Струнно-народные инструменты

- I Школьный открытый конкурс исполнителей инструментальной эстрадной и джазовой музыки «Jazz piccolo» ДМШ № 1 имени М. И. Глинки.

Открытый школьный конкурс, посвященный 210-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена и году литературы в России, обучающихся МО Фортепиано

Школьные конкурсы в рамках Смоленского открытого городского конкурса «Смоленский парад искусств

Школьный конкурс «Смоленская гитара» обучающихся МО Струнно-народные инструменты

II Школьный открытый конкурс исполнителей инструментальной эстрадной и джазовой музыки «Jazz piccolo» ДМШ № 1 имени М. И. Глинки

IV фестиваль фортепианной миниатюры, посвященный А. Станчинскому, обучающихся МО Фортепиано

Школьный конкурс «Волшебная флейта» обучающихся МО Духовые и ударные инструменты

III Школьный фестиваль-конкурс «Вместе здорово!» обучающихся секции Музыкальный инструмент: фортепиано

Школьный конкурс "Глинка и русская музыка» обучающихся МО Струнно-смычковые инструменты

Школьные конкурсы в рамках III Смоленского открытого конкурса исполнительского искусства «Живой родник».

Открытый школьный конкурс, обучающихся МО Фортепиано «Гном»

Школьные конкурсы в рамках Смоленского открытого городского конкурса «Смоленский парад искусств

III Школьный открытый конкурс исполнителей инструментальной эстрадной и джазовой музыки «Jazz piccolo» ДМШ № 1 имени М. И. Глинки

IV Школьный фестиваль-конкурс «Вместе здорово!» обучающихся секции Музыкальный инструмент: фортепиано

V фестиваль фортепианной миниатюры, посвященный А. Станчинскому, обучающихся МО Фортепиано

Интернет-фестиваль «Апельсиновое лето» (I,II туры-школьный фестиваль, III тур-с участием ДМШ, ДШИ города Смоленска

Школьные конкурсы в рамках IV Смоленского открытого конкурса исполнительского искусства «Живой родник».

Факультативы: «Музыка и компьютерные технологии», «Беседы о Джазе»







организации посещений обучающимися детьми учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.) по плану внеклассных мероприятий школы и индивидуальному плану преподавателей

6. Основные принципы реализации проекта

-концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений, находится в неразрывной связи с всесторонним универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил;

- принцип планирования и индивидуальный подход к ученику;

-сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;

·-учёт реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип взаимосвязи предметов;

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

На осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности.

На неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей.

На приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития.

На понимании природы творческого самосовершенствования и самореализация личности школьника.



7. Условия реализации.

Для реализации проекта необходимо:

учебные аудитории, специализированные кабинеты, с материально-техническим обеспечением, включающим в себя: концертный и репетиционный залы с концертными роялями, пультами и мультимедийным оборудованием, библиотеку, учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащенные фортепиано или роялями, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами),. необходимые музыкальные инструменты (пианино, баяны, аккордеоны, баяны, скрипки, виолончели, домры, балалайки, блок-флейты, гитары и др,), комплект подставок для ног, подставки на стулья для детей разного возраста.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь от 6 кв.м. до 12 кв.м.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

8. Показатели эффективности проекта.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях через процедуру итоговой и промежуточной аттестации.

  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Повышение уровня владения детьми творческой деятельностью.

  • Участие детей в конкурсах, фестивалях, концертах.

  • Повышение самооценки обучающихся, психология успеха, профессиональная ориентация

  • Выявление творческо-одарённых детей.



9. Литература:

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М.: Просвещение, 2008.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта.- М.: ВЛАДОС, 2000.

  3. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. - М.: Просвещение. 1998.

  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., под ред. А.Г. Асмолова, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя, М.: Просвещение, 2008.Вопросы психологии творчества. Т.1, Сост. Лезин Б.А., Харьков, 1997..

  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.

  6. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. - Вып.2. - М.: Педагогика. 1984.-

  7. Катникова О.С, Развитие музыкально-творческих способностей учащихся в формировании универсальных учебных действий

  8. Копылова А.В., Технология урока искусства" М., 2004.

  9. Марышев С. "Стань виртуозом ". - Новосибирск.: Книжница, 2000.-

  10. Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения. Сборник научно - методических трудов. / Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки. - Новосибирск, 1998.

  11. Немов Р.С. Психология. Книга II.- М.: Просвещение, 1994..

  12. Петрушин В.В. Музыкальная психология. - М.:"Гуманитарный издательский центр" ВЛАДОС, 1997. Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения", М., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. smolpedagog.ru/box.html

  2. vesti-moscow.ru/

  3. dissercat.com/

  4. festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc

  5. matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940

4


© 2010-2022