Урок Трагедия любви в музыке и сонатная форма

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Трагедия любви в музыке и сонатная форма.

Продолжение:

Чувство любви бесконечно прекрасно и в счастливые свои минуты оно дает ощущение чистой и полной радости. Но даже счастливая любовь знает испытание и горести сомнения и тяжелые потери. Вся история искусства свидетельствует об этом. Итак, в путь на корабле Музыки по волнам Любви!

3. Знакомство с новой темой.

Остров Любви «Ромео и Джульетта». Дома вы прочитали трагедию Шекспира, английского драматурга и поэта, который жил свыше 400 лет назад.

1. О чем эта трагедия «Ромео и Джульетта»?

Ответ:

В основу увертюры легла древняя итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти семей Монтекки и Капулетти:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Это гениальное художественное произведение не оставило равнодушными и наших великих русских композиторов, таких, как П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Имя русского композитора Петра Ильича Чайковского вам уже знакомо. С его музыкой мы уже встречались довольно часто.

2. Я бы хотела, чтобы кто-нибудь из вас дал короткую информацию о П. И. Чайковском.

Ответ: П.И. Чайковский (1840-1893) - русский композитор, крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик. Он создал величайшие образы: оперу, балет, симфонию и многие другие. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Щелкунчик», увертюра фантазия «Ромео и Джульетта»

В Москве с 1958 года проводится международный конкурс имени Чайковского.

Звучит музыка: П.И.Чайковский увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»

Работа по теме урока:

  1. В какой форме написана увертюра-фантазия П.И.Чайковского?

Ответ: В сонатной форме.


  1. Что такое сонатная форма?

Ответ: Сонатная форма - наиболее развитая музыкальная форма. В основе сонатной формы - контрастное сопоставление различных тем, это экспозиция, их мотивное и тональное развитие (разработка), приводящая к итогу, синтезу тем 1го раздела (реприза)


  1. Что может присоединяться к сонатной форме?

Ответ: Могут присоединяться вступление и кода.


  1. Где может применяться сонатная форма?

Ответ: Сонатная форма применяется в первой части сонатных циклов, а также в самостоятельных пьесах.


  1. Что такое вступление?

Ответ: Вступление - это раздел музыкального произведения, подготавливающий появление одной из его части.

  1. Что такое кода?

Ответ: Кода (хвост) - дополнительно заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.


  1. Что такое реприза?

Ответ: реприза это повторение раздела музыкального произведения.


  1. Что такое экспозиция?

Ответ: экспозиция (показ, демонстрация) - начинается мелодией, которая называется главной темой. Затем возникает другая мелодия - побочная тема, или побочная мелодия.


  1. Что такое разработка?

Ответ: разработка - самый напряженный раздел сонатной формы. Составление неустойчивости и урампатизиа? Достигает высшей точки, и требует успокоиться, разрядки.


  1. Что такое увертюра?

Молодцы, хорошо поработали! Продолжим. Как я вам уже говорила, что это произведение??? Затронуло не только П.И.Чайковского, но и Сергея Сергеевича Прокофьева.

Вспомните, пожалуйста. И дайте краткую характеристику этому замечательному произведению.

Ответ: С.С.Прокофьев (1891 -1953) - советский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР написал оперы: «Игрок», «Золушка», «Петя и волк», «Война и мир», «Ромео и Джульетта» и т.д.

Звучит музыка С.С. Прокофьева. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»

  1. В какой музыкальной форме написана «Ромео и Джульетта»?

В форме рондо.


  1. Что такое рондо?

Рондо (круг) - одна из самых распространенных форм, в основе лежит принцип чередования главной темы с другими эпизодами.


  1. Какие инструменты звучат?

Симфонический оркестр - скрипка, альт, флейта, кларнет (?), виолончель, свирель, ?, колокольчик.

Рондо внушило нам образ юной Джульетты, заставило этот образ запомнить, благодаря форме рондо мы почувствовали и первые отростки ее будущей драматической судьбы, переросшее в подлинную трагедию.

С помощью каких музыкальных инструментов композитор передал ту или иную сторону (характера)? Джульетты.

Веселая

Задорная

Легкая

Скрипка

Флейта

Колокольчик

свирель

Задумчивая, рассудительная, грациозная?

Альт

Виолончель

Кларнет

фагот

Молодцы!

Мы покидаем остров «Ромео и Джульетта»

Звучит музыка из кинофильма «Ромео и Джульетта»

А сейчас прямо по курсу Россия - А.С.Пушкин «Евгений Онегин», музыка П.И.Чайковский.

Вечная история любви, которую можно пересказать в двух словах: «Сначала она любит его, а потом он любит ее»

Опера П.Чайковского «Евгений Онегин»стала одной из самых замечательных опер.

Звучит музыка: П.Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин» Фрагмент.

Расскажите, какое впечатление произвела на 6-летнюю поэтессу марину Цветаеву сцена на скамейке.

Что такое опера?

Опера - музыкальный театр, где текст поется, а не проговаривается, произведение, сочетающее сольное и хоровое пение?

Вывод:

Вслушиваясь и рассматривая построение разных произведений в сонатной форме, мы понимаем, что разновидности сонатной формы столько же, сколько произведений, написанных в этой форме.

Подумайте, как топок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы все больше осознаем необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по - прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

А сейчас исполнение песни «Я тебя никогда не забуду» А.Рыбникова из оперы «Юнона и Авось» - кА продолжение темы трагедии любви в музыке. Главное, обратите внимание: исполните нежно, с любовью, следите за дыханием.

Домашнее задание:

Сегодня мы ставим многоточие. Дома осмыслите свои чувства и запишите в дневник музыкальных наблюдений. Наш урок давайте закончим стихотворением «Чудо любви».

Тема года: мир человеческих чувств.

Тема урока: Трагедия любви в музыке и «сонатная форма»


Цель: Закрепление и углубление понятия «сонатная форма» - как формы . обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и много сторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, глубоких обобщений.

представления учащихся о музыкальной драматургии на примере увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева «Евгений Онегин» Чайковского.

В процессе восприятия музыкальных произведений осмыслить их образы, закрепить представления о «сонатной форме».

Музыкальный материал:

Чайковский И.П. «Ромео и Джульетта»;

Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта»

Чайковский П.И. Опера «Евгений Онегин» - «сцена письма»

«Я тебя никогда не забуду» из оперы «Юнона и Авось» муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского .

Ход урока:

  1. Звучит мелодия «Я тебя никогда не забуду» муз. А. Рыбникова

  2. Вступительное слово:

«Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На землю тихо выбралась любовь,

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было сорок сороков…

И чудаки еще такие есть

Вздыхая полной грудью эту смесь

И не наград не ждут, ни наказанья,

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно опадают в такт

Такого же неровного дыханья,

Только чувству, словно кораблю,

Долго оставаться на плаву

Прежде чем понять, что «я люблю»

Те же, что «дышу» или «живу».

Какие чудесные строки о любви. Как тонко и нежно сказано о самом прекрасном чувстве, которое только может испытывать один человек к другому. Оно, это великое чувство, заставляет звучать лучшие струны нашего сердца, создавая прекрасную мелодию, сотканную из радости и печали, грусти и счастья.

Я приглашаю вас совершить сегодня увлекательное путешествие на корабле Музыки по волнам Любви.

И убедиться в том. что чувства можно не только страстно и взволнованно выражать словами, ни и при помощи музыки, голоса, музыкальных инструментов.

Чувство любви бесконечно прекрасно в счастливые свои минуты, оно дает ощущение

Трагедия любви в музыке и сонатная форма.

Продолжение:

Чувство любви бесконечно прекрасно и в счастливые свои минуты оно дает ощущение чистой и полной радости. Но даже счастливая любовь знает испытание и горести сомнения и тяжелые потери. Вся история искусства свидетельствует об этом. Итак, в путь на корабле Музыки по волнам Любви!

3. Знакомство с новой темой.

Остров Любви «Ромео и Джульетта». Дома вы прочитали трагедию Шекспира, английского драматурга и поэта, который жил свыше 400 лет назад.

1. О чем эта трагедия «Ромео и Джульетта»?

Ответ:

В основу увертюры легла древняя итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти семей Монтекки и Капулетти:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Это гениальное художественное произведение не оставило равнодушными и наших великих русских композиторов, таких, как П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Имя русского композитора Петра Ильича Чайковского вам уже знакомо. С его музыкой мы уже встречались довольно часто.

2. Я бы хотела, чтобы кто-нибудь из вас дал короткую информацию о П. И. Чайковском.

Ответ: П.И. Чайковский (1840-1893) - русский композитор, крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик. Он создал величайшие образы: оперу, балет, симфонию и многие другие. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Щелкунчик», увертюра фантазия «Ромео и Джульетта».

В Москве с 1958 года проводится международный конкурс имени Чайковского.

Звучит музыка: П.И.Чайковский увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»

Работа по теме урока:

1. Что такое увертюра?

Ответ: (открытие, начало) - оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю. Часто увертюра - это самостоятельная пьеса, обычно программного характера.

  1. В какой форме написана увертюра-фантазия П.И.Чайковского?

Ответ: В сонатной форме.


  1. Что такое сонатная форма?

Ответ: Сонатная форма - наиболее развитая музыкальная форма. В основе сонатной формы - контрастное сопоставление различных тем, это экспозиция, их мотивное и тональное развитие (разработка), приводящая к итогу, синтезу тем 1го раздела (реприза)


  1. Что может присоединяться к сонатной форме?

Ответ: Могут присоединяться вступление и кода.


  1. Где может применяться сонатная форма?

Ответ: Сонатная форма применяется в первой части сонатных циклов, а также в самостоятельных пьесах.


  1. Что такое вступление?

Ответ: Вступление - это раздел музыкального произведения, подготавливающий появление одной из его части.

  1. Что такое кода?

Ответ: Кода (хвост) - дополнительно заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.


  1. Что такое реприза?

Ответ: реприза это повторение раздела музыкального произведения.


  1. Что такое экспозиция?

Ответ: экспозиция (показ, демонстрация) - начинается мелодией, которая называется главной темой. Затем возникает другая мелодия - побочная тема, или побочная мелодия.


  1. Что такое разработка?

Ответ: разработка - самый напряженный раздел сонатной формы. Состояние неустойчивости и драматизма. Достигает высшей точки, и требует успокоения, разрядки.

Молодцы, хорошо поработали! Продолжим. Как я вам уже говорила, что произведение «Ромео и Джульетта» затронуло не только П.И.Чайковского, но и Сергея Сергеевича Прокофьева.

Вспомните, пожалуйста. И дайте краткую характеристику этому замечательному композитору.

Ответ: С.С.Прокофьев (1891 -1953) - советский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР написал оперы: «Игрок», «Золушка», «Петя и волк», «Война и мир», «Ромео и Джульетта» и т.д.

Звучит музыка С.С. Прокофьева. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»

  1. В какой музыкальной форме написана «Ромео и Джульетта»?

В форме рондо.


  1. Что такое рондо?

Рондо (круг) - одна из самых распространенных форм, в основе лежит принцип чередования главной темы с другими эпизодами.


  1. Какие инструменты звучат?

Симфонический оркестр - скрипка, альт, флейта, кларнет, виолончель, свирель, фагот, колокольчик.

Рондо внушило нам образ юной Джульетты, заставило этот образ запомнить, благодаря форме рондо мы почувствовали и первые отростки ее будущей драматической судьбы, переросшее в подлинную трагедию.


С помощью каких музыкальных инструментов композитор передал ту или иную сторону характера Джульетты.

Веселая, задорная, легкая?

Скрипка

Флейта

Колокольчик

Свирель

Задумчивая, рассудительная, грациозная?

Альт

Виолончель

Кларнет

Фагот

Молодцы!

Мы покидаем остров «Ромео и Джульетта»

Звучит музыка из кинофильма «Ромео и Джульетта»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки.

Путь наш долгий, мы все устали, а сейчас можем немного расслабиться.

(Вы все уже знаете, что музыка обладает чудесным свойством: музыка может снимать стрессы, действовать успокаивающе.) Я предлагаю вам отдохнуть несколько минут - пока звучит музыка, закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе что-нибудь приятное… Отдохнули?

А сейчас прямо по курсу Россия - А.С.Пушкин «Евгений Онегин», музыка П.И.Чайковский.

Вечная история любви, которую можно пересказать в двух словах: «Сначала она любит его, а потом он любит ее»

Опера П.Чайковского «Евгений Онегин» стала одной из самых замечательных опер. В ней с особой силой звучат голоса героев бессмертного пушкинского романа. Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - это роли входят в репертуар самых популярных и знаменитых певцов мира, которые стали частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой трактован в музыке образ Татьяны - любящей, благородной, страдающей и непреклонной. Любовь Татьяна единоличная и неразделенная, все же не изображается мрачно ни у Пушкина и ни у Чайковского. Эта любовь знала трепет и надежду, особенно в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегина открыла ему тайну своего сердца. Послушайте, как выразительно предает музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Звучит музыка: П.Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.

Расскажите, какое впечатление произвела на 6-летнюю поэтессу Марину Цветаеву сцена на скамейке.

(Дети читают выразительно впечатления М.Цветаевой)

Что такое опера?

Опера - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Вывод:

Рассматривая построение разных произведений в сонатной форме, мы понимаем, что разновидностей сонатной формы столько же, сколько произведений, написанных в этой форме.

Сегодня мы вслушивались с вами во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка. Я надеюсь, что каждый из вас задумался о том, что иногда поступает неправильно по отношению к окружающим его людям. Но происходит чаще всего такое не оттого, что мы злы по природе, а оттого что не умеем понимать других людей. Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлеченные идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Подумайте, как топок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы все больше осознаем необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по - прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души.

А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

Давайте споем сейчас песню «Я тебя никогда не забуду» А.Рыбникова из оперы «Юнона и Авось» - как продолжение темы любви в музыке. Следите за дыханием, обратите внимание на интонацию и ритмическую точность пропевания коротких и длинных нот, исполняйте нежно, с любовью.

Звучит песня в исполнение учащихся.

Домашнее задание:

Сегодня мы ставим многоточие. Дома осмыслите свои чувства и запишите в дневник музыкальных наблюдений. Наш урок давайте закончим стихотворением «Чудо любви».

Звучит стихотворение в исполнение учителя.

Чудо любви

Глаза, в лазах увидевшие чудо,

Душа, душе вернувшая покой,

Свой вещий свет Любовь разбудит всюду,

Она во всем и всех зовет с собой…

Она одна божественно целебна,

Она одна все души утолит,

Своим прикосновением волшебным

Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным.

Осмысленным, таинственно иным,

Она своим дыханием мгновенным

Наполнит души, суть откроет им.

Она ворвется в звуки старых песен,

Она слова сияньем растворит.

Мир лишь тогда божественно чудесен,

Когда любовь глазами говорит.


© 2010-2022