- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа Музыка 8-9 класс
Рабочая программа Музыка 8-9 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капралова С.Б. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по искусству для второй ступени обучения(8-9 класс)
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по музыке для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка» 5-7 кл., «Искусство» 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение"/
Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий в себя: пояснительную записку; тематический план; основное содержание всех тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплект, информационно-методические источники
-
Пояснительная записка
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
-
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
-
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
-
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» состоит из двух модулей «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Общая характеристика модуля «Музыка» учебного предмета «Искусство»
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
-
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
-
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
-
обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.
Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.
Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.
Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.
В слушании - это умения и навыки:
-
интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
-
передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;
-
дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;
-
понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
-
сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
-
выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.
В исполнении выделяются умения и навыки, формируемые в хоровом, ансамблевом и сольном пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании, инсценировании и др. При этом на первый план выступают умения и навыки, связанные с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений в определенном характере, жанре, стиле:
-
предлагать свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
-
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
-
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении;
Особую группу составляют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в пении и игре на инструментах, следование дирижерским указаниям;
В процессе создания музыкального образа в пении без сопровождения и с сопровождением предусматривается совершенствование навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.). В игре на музыкальных инструментах формируются навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения. В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке - в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В импровизации и сочинении музыки предусматривается формирование умений воплощать задуманный учащимся художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, синтаксических, жанрово-стилевых, фактурных и других моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.
В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на этой основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.
Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.
Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся (направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».
При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.
Опыт музыкально-творческой деятельности пронизывает все учебные темы и находит свое выражение в совершенствовании музыкально-творческой деятельности и более глубоких представлениях об искусстве исполнения музыки как искусстве интерпретации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыка». В том числе «Музыка в VIII и IX классах - по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Учебный план предусматривает изучение модуля «Музыка» в VIII и IX - по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели. Всего 34 часа.
Результаты обучения.
Результаты усвоения содержания музыкального образования в V-IX классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.
Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.
2. Тематический план
8 класс (17ч)
Содержание
Кол-во часов
1 раздел
Жанровое многообразие музыки
8 часов
2 раздел
Музыкальный стиль - камертон эпохи
8 часов
17 часов
9 класс (17ч)
Содержание
Кол-во часов
1 раздел
Образ Человека в мировой музыкальной культуре
8 часов
2 раздел
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее
8 часов
17 часов
3. Основное содержание тем
VIII-IX классы (34 ч.)
МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность - главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.
Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.
При изучении возможностей музыки в становлении духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:
-
философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;
-
сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;
-
выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;
-
осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;
-
обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению «вечных» тем музыкального искусства;
-
становления в представлении учащихся целостной художественной картины мира на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;
-
освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;
-
импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
богатство музыкальных образов и способов их развития;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
-
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1..
-
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы обеспечивает учащимся возможность:
• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Обучение музыкальному искусству в IХ классе основной школы обеспечивает учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
5. Учебно-методический комплект
УМК
Класс
Издательство
1
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство
8-9
Просвещение
6.Информационно-методические источники
литература для учителя и учащихся (основная и дополнительная, электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы);
интернет ресурсы
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
-
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
-
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
-
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.
-
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
-
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
Интернет-ресурсы
dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: music-dic.ru/
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа: classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа: bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны - Электронный ресурс. Режим доступа: predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. - Электронный ресурс. Режим доступа: days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. - Электронный ресурс. Режим доступа - predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/
Житие святителя Андрея Критского. - Электронный ресурс. Режим доступа: sedmitza.ru/text/187642.html
Житие преподобного Иоанна Дамаскина. - Электронный ресурс. Режим доступа: theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html
Житие преподобного Романа Сладкопевца - Электронный ресурс. Режим доступа: lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html
Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. - Электронный ресурс. Режим доступа: trifonovmonastyr.ru/audio/99/
Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: vstrana.ru/
Использование медиаресурсов:
-
«Антология русской симфонической музыки» в 8 компакт-дисках, «Мелодия», RMG records, 2004:
-
СD 1 «М.В.Глинка, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский»,
-
СD 2 «А.К.Глазунов»,
-
CD 3 «Ляпунов. Направник. Аренский. Лядов»,
-
CD 4 «С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский»,
-
CD 5. «А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и В.С.Калинников»,
-
CD 6 «А.К.Глазунов, П.И.Чайковский»,
-
CD 7 «А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.К.Глазунов»,
-
-
CD 8 «С. И.Танеев, Н. А.Римский-Корсаков»
-
CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.
-
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 8 компакт-дисках. -
-
«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.
-
«Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007
-
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» -
-
«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.
-
Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.
-
Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.
-
DVD-фильм о духовной музыке «Мелодия духа». - СПб, Успенское подворье Оптиной пустыни, 2008.
-
CD «Пасха», «Великий пост»
1 Данный вид музыкально-творческой деятельности осуществляется на протяжении всего основного общего образования, однако особое значение он приобретает при проведении уроков музыки в VIII-IХ классах.
12