- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артына А.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по кружку
Вокально-
Инструментальный Ансамбль
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.
Вокал - (ит. - воче) - голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
-
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
-
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-
Привить навыки сценического поведения;
-
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
-
Развить музыкально-эстетический вкус;
-
Развить музыкальные способности детей;
Учебно-тематический план
(Вокальный)
№
п/п
Тема
Дата
Количество часов
Примечание
1.
Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Лад: мажор - минор.
Темп: быстро - медленно.
Динамика: громко - тихо.
7-10 сентября
2
2.
Жанры: песня, танец, марш.
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
Формы песни: запев, куплет, припев, кода.
Типы голосов.
14-17сентября
2
3.
Вокальная работа.
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.
21-24 сентября
2
4.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Жанровое разнообразие музыки.
Роль песни в переломные моменты истории.
28сент.-1октября
2
№
п/п
Тема
Дата
Количество часов
Примечание
5.
Разучивание и пение простейших попевок.
5-8 октября
2
6.
Формирование правильного певческого дыхания
12-15 октября
2
7.
Формирование правильной вокальной артикуляции
19-22 октября
2
8.
Формирование основных вокальных навыков:
мягкость звучания
26-29 октября
2
9.
Работа над кантиленным звучанием
9-12 ноября
2
10.
Концертная деятельность
16-19ноября
2
11.
Развитие двигательных способностей
23-26 ноября
2
12.
Музыкально-пластические импровизаци
7-10 декабря
2
13.
Жесты как важное средство выразительности
14-17 декабря
2
14.
Среднее диафрагматическое дыхание
21-24 декабря
2
15.
Развитие артикуляции
28декабря
2
16.
Концертная деятельность
11-14 января
2
17.
Выбор, знакомство и разбор репертуара
18-21 января
2
18.
Постановка эстрадно-вокальных номеров
25-28 января
2
19.
Работа над дикцией.
1-4 января
2
20.
Работа над мелодическим слухом;
работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
8-11 февраля
2
21.
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
15-18 февраля
2
22.
Работа над расширением певческого дыхания;
работа над дикцией;
выявление тембров.
22-25 февраля
2
23.
Работа над расширением диапазона, певческого дыхания.
1-4 марта
2
24.
Работа над художественным исполнением реперт.
11 марта
2
25.
Концертная деятельность.
15-18 марта
2
26.
Музыканты-исполнит.
5-8 апреля
2
27.
Квартет
12-15 апреля
2
28.
Квинтет
19-22 апреля
2
29.
Дуэт
26-29 апреля
2
30.
Трио
3-6 мая
2
31.
Вокальный ансамбль
13мая
2
32.
Подготовка к концерту
17-20 мая
2
33.
Концерт
24-27 мая
2
Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Наглядный материал:
-
Таблицы;
-
Портреты композиторов;
-
Нотный стан;
-
Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
-
Концерты, игровые праздники;
-
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
-
Оформление стенда.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
-
Показ;
-
Объяснение;
-
Инструктаж;
-
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
-
Самостоятельная работа;
-
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
-
Поощрение;
-
Контроль;
-
Самоконтроль;
-
Оценка;
-
Самооценка;
-
Вручение подарка;
-
Одобрение словом;
Методы поощрения:
-
Благодарность;
-
Благодарственное письмо родителям;
-
Устное одобрение.
Список литературы
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с. - (Классному руководителю).
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 224с. - (Классному руководителю).
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. -(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).
-
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков - М.: Дет.-лит., 1989. - 54с.: ил.
-
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.
-
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99с.
-
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. - М.: Современник, 1997. - 238с.: фотоил. - (Под сенью дружных муз).
-
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 608 с.: нот.
-
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. - 400 с.: нот.
-
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. - 191с.: ил.
-
Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 1. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.
-
Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 2. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.
Учебно-тематический план
(Инструментальный)
№
п/п
Тема
Дата
Количество часов
Примечание
1.
Введение. «Знакомство» с инструментом. Длительности, гаммы.
7-10 сентября
2
2.
Посадка за инструментом.
14-17сентября
2
3.
Разучивание гаммы правой рукой. Работа над штрихами.
21-24 сентября
2
4.
Разучивание гаммы правой рукой. Работа над штрихами.
28сент.-1октября
2
5.
Лад мажор, минор.
Повтор гамм.
5-8 октября
2
6.
Правильное ведение меха.
12-15 октября
2
7.
Выбор репертуара.
Разбор песни «маленькая елочка»
19-22 октября
2
8.
Продолжение работы над песней «маленькая елочка»
26-29 октября
2
9.
Громкость, тембр звука.
9-12 ноября
2
10.
Интонация.
16-19 ноября
2
11.
Разучивание левой руки.
23-26 ноября
2
12.
Диезы и бемоли.
30 ноября
2
13.
Знаки при ключе.
7-10 ноября
2
№
п/п
Тема
Дата
Количество часов
Примечание
14.
Мажорные и минорные гаммы.
14-17 декабря
2
15.
Ритмический рисунок.
21-24 декабря
2
16.
Аккорды в правой руке.
28 декабря
2
17.
Работа над упражнениями.
11-14 января
2
18.
Музыкальные термины.
18-21 января
2
19.
Паузы.
25-28 января
2
20.
Ноты с точкой.
1-4 февраля
2
21.
Лига.
8-11 февраля
2
22.
Знаки при ключе.
15-18 февраля
2
23.
Динамические оттенки.
22-25 февраля
2
24.
Диминуэндо.
1-4 марта
2
25.
Крещендо.
11 марта
2
26.
Размер.
15-18 марта
2
27.
Определение знаков в тональности.
5-8 апреля
2
28.
Работа над правильным распределением меха.
19-22 апреля
2
29.
Упражнения на развитие техники.
26-29 апреля
2
30.
Подбор на слух.
3-6 мая
2
31.
Игра ансамблем.
13 мая
2
32.
Игра ансамблем
17-20 мая
2
33.
Ознакомление с шумовыми инструментами.
24-27 мая
2