• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок на тему: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки»

Открытый урок на тему: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зональный открытый урок по классу фортепиано

преподавателя Локотсой ДШИ Пигаревой Ю.В.

с ученицей 2 класса Березовиковой Эльвирой

Тема: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки».

Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного материала, объяснение нового материала)

Цель: знакомство с произведениями, работа над текстом.

Задачи урока:

Образовательные:

-приобщение к классической музыке,

-формировать умение ученика работать с нотным текстом,

- правильно исполнять ритмические рисунки.

Развивающие:

- развитие слуха,

- развитие чувства ритма,

- развивать внимание и память.

Воспитывающие:

-воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать любовь к музыке,

-воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы:

- анализ и сравнения,

- словестный,

- обобщение

Оборудование:

-инструмент

-компьютер

-нотная литература

План урока:

1.Организанионны момент

2. Беседа о композиторе и его творчестве, прослушивание отрывков из его произведений.

3.Работа с музыкальным материалом

«Старинная французская песенка»

Упражнение: гамма соль минор

«Немецкая песенка»

4.Итог урока

5.Домашние задание

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, сегодня мы проводим открытый урок с учащейся 2 класса Березовиковой Эльвирой. Тема нашего урока: «Работа над произведениями Чайковского из цикла «Детский альбом». На примере: «Старинной французской песенки», «Немецкой песенки».


  1. Беседа о композиторе и его творчестве, прослушивание отрывков из его произведений.

Учитель: Петр Ильич Чайковский(1840-1893) - великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений).

Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей.

Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову.

В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы.


  1. Работа с музыкальным материалом:

«Старинная французская песенка»

Работу начинаем с проверки домашнего задания.

Учитель: Эльвира, на дом тебе задавалось соединить I часть двумя руками.

Ученица играет.

Учитель: На предыдущих уроках мы с тобой уже разбирали, что в правой руке затактовое начало мотива («тихий вздох»), плавное движение восьмых длительностей к длинной четвертная с точкой («стонущей» интонационной вершине).

Ученица играет правую руку, преподаватель левую.

Учитель: В левой руке Чайковский использует полифонической изложение, а именно двухголосие. Мы с тобой разложили партию левой руки на голоса. Бас - сдержанный, мудрый старик. Тенор - женщина, сопрано - ребенок-сирота. Так постепенно мы выстроили образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.

Ученица играет левую руку, разложив голоса между руками (левая - бас, правая - тенор).

Учитель: теперь соедини две руки и слушай басовый и средний голос. Следить за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух - среднего и басового. (ученица играет).

Разбор II часть - каждой рукой отдельно.

Учитель: II части мы видим, что мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Мелодия приходит к кульминации (такты 21 - 23).

Ученица играет партию правой руки следя за штрихами и аппликатурой.

Учитель: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато («прерывистое дыхание»).

Работа над аппликатурой.

Упражнение: гамма Соль минор.

Ученица играет гамму в две октавы. Считает до четырех. Уточнение аппликатуры. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приемом «стаккато».

«Немецкая песенка»

Работа над произведением начинается с предварительного прослушивания пьесы.

Учитель: Какой характер в этой пьесе? В какой тональности написана пьеса?

Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы.

Учитель: в музыке слышны два музыкальных образа - шутливый песенный (I и III часть) и задорный танцевальный (II часть).

Разбор текста. Разбираем строение мелодии I части.

Учитель: давай определим предложения, отметим фразы, прохлопаем ритмический рисунок, а затем проиграем на инструменте.

Вмести с ученицей выполняем поставленные задачи.

Разбор левой руки.

Учитель: В данной пьесе - вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-аккорд (опора на бас и легкость в 2ой и 3ей долей).

Ученица исполняет аккомпанемент со счетом вслух, ярко выделяя 1ую долю.


  1. Итог:

Каждая из изучаемых пьес предполагала знакомство с различными ритмическими рисунками, разными изложениями аккомпанементами. А так же мы провели детальный анализ и разбор текста. Это способствует в дальнейшем успешному изучению произведений.


  1. Домашние задание.

«Старинная французская песенка»: I часть - бережно выявлять и прослушивать басовый и средний голос. Следить за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух - среднего и басового. II часть - тщательно выучить в этой части штрихи и аппликатуру.

«Немецкая песенка»: правая рука - мелодию играть в медленном темпе со счетом в слух. Левая рука - работать над звукоизвлечением баса и аккомпанемента.


© 2010-2022