АНСАМБЛЬ – (совместное исполнение)

АНСАМБЛЬ – (совместное исполнение)         Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения вокальной и инструментальной музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному раз...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНСАМБЛЬ - (совместное исполнение)

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения вокальной и инструментальной музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Обучающийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением 2 преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль. Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение 4 первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.

Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.

Синхронность

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы обучаем синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместного исполнения. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом или начальным счётом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд или вокальная фраза производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте (нем. Auftakt - затакт) - специфический жест одного из исполнителей ансамбля, взмах дирижерской палочки или руки, указывающий начало исполнения - и в короткие мгновения ему предшествующие, когда обучающиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.

Ритм

Как уже отмечалось многими практиками, метроритмическая сторона нотной записи дается учащимся значительно труднее, чем звуковысотная. Некоторые педагоги даже склонны считать, что эта способность вообще не поддается развитию.

Исполнение ансамблевых произведений немыслимо без выработки у ансамблистов хорошего чувства ритма, единообразного ощущения метроритмической организации каждого конкретного произведения. По наблюдениям многих педагогов, исполнение учащимися сольных произведений зачастую сопровождается значительными отклонениями в ритмическом плане, не предусмотренными структурой произведения. Ансамблевое же исполнение подразумевает неукоснительное соблюдение ритма всеми участниками исполнения. В противном случае ансамблевое исполнение просто невозможно. Таким образом, регулярная игра в ансамбле и навык чтения с листа в ансамбле способны формировать ответственное отношение к исполнению и развивать метроритмические способности учащихся.

К примеру, Г.Г. Нейгауз обращал внимание на то, что "чувство времени" очень ясно сказывается у разных пианистов, например при чтении с листа в четыре руки. Он считал, что только пианист, если дело не идет гладко, замедлит, остановится, поправится, повторит, музыкант же, чувствующий процесс, скорее пропустит какую-нибудь деталь, чего-нибудь не доиграет (или не выиграет), но ни за что не остановится, не собьется со счета. При этом он полагал, что навык имеет в этом процессе огромное значение; так как хорошее чтение с листа - дело наживное, требующее не только таланта, но и упражнения и опыта. И решающим моментом здесь становится наличие интереса к подобной деятельности, любовь к музыке.

Интерес

Педагогу дополнительного образования и музыкальных школ необходимо постоянно помнить о том, что музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, т.е. воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке.

Как уже отмечалось, педагог своей основной задачей видит оснащение учащегося необходимым комплексом игровых навыков на музыкальных инструментах. Но, как справедливо отмечает К.Л. Перегудова, формальное обучение музыке, в котором главное внимание уделяется лишь приобретению технических навыков в ущерб эмоциональному содержанию - не приносит ничего, кроме вреда и кончается тем, что у ученика вместо интереса появляется либо равнодушие, либо отвращение к музыке и музыкальным занятиям. Вот почему педагогу необходимо всегда заботиться о пробуждении постоянного интереса к музыкальным занятиям.

Воспитать увлеченность и интерес к работе за музыкальным инструментом крайне важно, так как большинство обучающихся не будут в дальнейшем совершенствовать свое музыкальное мастерство на профессиональном уровне, а останутся любителями. Хотя и не без исключений. Ведь после окончания школы действительная связь с инструментом сохранится лишь у тех любителей, кого влечет сам процесс занятий, изучения музыкального произведения, песни. Поэтому и необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы никто из ребят, занимающихся музыкой, не утерял желания заниматься ею (по возможности) на протяжении всей своей жизни.

Как известно, ценной чертой музыкального интереса является его свойство активизировать такие психические процессы, как восприятие, мышление, память. Под воздействием интереса повышается результативность любой музыкальной деятельности: и слушания музыки, пения в хоре и сольно, и игре на каком-либо музыкальном инструменте. Отмечается, что интерес является лучшим способом сосредоточить внимание, собрать волю, усилить слуховой контроль, а все мыслительные операции: узнавание, сравнение, сопоставление, обобщение и др., играющие значительную роль в музыкальной деятельности (как в процессе слушания, так и исполнения ее) в состоянии увлеченности и заинтересованности протекают более интенсивно и напряженно. Если нет интереса к музыке - нельзя говорить о музыкальном развитии, в результате которого происходит качественное изменение психических свойств ребенка: совершенствуется мыслительная деятельность, воспитываются художественные вкусы, облагораживаются чувства, расширяется кругозор, развиваются волевые качества характера. Все это весьма благотворно сказывается на общем развитии личности подростка.

Безусловно, любой процесс обучения связан с необходимостью сосредоточенно и усердно работать, постигать азы той или иной науки, искусства, и приобретать необходимые знания, умения, навыки. А формирование музыкальных навыков требует неоднократных повторных действий, связанных с восприятием и исполнением музыки, так как мало понять суть действия, оно должно стать свободным, художественно-творческим.

Игра в ансамбле требует от музыкантов, певцов особой специализации, которая должна опираться на знание и освоение специфики жанра. В качестве специфических жанровых особенностей ансамблевой игры, распространяющихся на все виды ансамблей вне зависимости от состава, стиля, манеры, игры и т.д. выделяются следующие параметры: во-первых, единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла. Во-вторых, характеристику ансамблевой игры как коллективного творчества, которое подразумевает органическое слияние индивидуальностей, образуя при этом коллективно-индивидуальное лицо ансамбля, которым различные ансамбли и отличаются друг от друга. Отмечается также, что основой ансамблевого исполнительства является умение слушать не только то, что сам играешь или поешь, но одновременно и то, что играют или поют другие, слышать общее звучание всех партий.

Таким образом, ансамблевое музицирование можно определить как совместное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами, певцами требующее специфических навыков. В связи с отсутствием многоаспектных исследований понятия «ансамблевое музицирование», его следует признать значимой, но не до конца изученной проблемой в музыковедении и музыкальной педагогике.

Роль совместного ансамблевого исполнительства при обучении игре на музыкальных инструментах и вокального исполнительства очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, сценической культуре, быстрому освоению буквенно-цифровой системы, по желанию нотной графики, пониманию строения музыкальных форм. К тому же, это очень нравится детям и приносит огромное удовольствие.


© 2010-2022