- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока «Певцы русской старины» 3 класс
Конспект урока «Певцы русской старины» 3 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суворкова Н.Ф. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта и конспект
урока музыки 3 класс
тема урока «Певцы русской старины»
Урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
Организационный момент
Постановка темы и цели урока. Углубление в тему урока.
Слушание « Ой ты , темная дубравушка»
Вокально- хоровая работа над песней « Заиграйте мои гусельки»
Физическая разминка.
Просмотр видеофрагмента.
Слушание «Колыбельной Волховы»
Закрепление.
Контроль
Слушание вступление к опере- былине Н.А.Римского- Корсокова « Садко» «Океан - море синее» Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
-Знание определенных понятий и терминов. ------Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики. -Умение провести интонационно-образный анализ музыкального произведения.
Метапредметные:
-развитие познавательного интереса учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом.
Личностные:
- уважение к культуре русского народа, осознание гордости за свое Отечество.
Учебно-методический комплект.
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3 года обучения, поурочное планирование.
Программа «Музыка» (авт.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)
Хрестоматия музыкального материала 3 кл.: - М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка.3 класс».
Учебник "Музыка. 3 класс" Е. Д. Критская
Учебный предмет
Музыка
Класс
3
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель
задачи урока
Формирование музыкальной культуры младшего школьника.
Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Былина»
познавательная: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний
развивающая: развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение
воспитательная: воспитывать уважение к культуре русского народа, осознание гордости за свое Отечество.
Технологии, методы
Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии
проблемного обучения. Методы: поощрение, наблюдение, проблемная
ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в
целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа.
Основные понятия, термины
Опера - былина. Скоморохи.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
коллективная, фронтальная
Основные: УМК
Программа
«Музыка»Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева
Дополнительные:
видеоролик, презентация, личные
дидактические разработки учителя.
Музыкальный материал:
1. Вступление к опере- былине « Садко» Окиян море синее
2.песня Садко « Ой ты , темная дубравушка»
3.Хороводная песня Садко « Заиграйте мои гусельки»
4. Колыбельная Волховы из оперы « Садко»
Изобразительный ряд:
1 Портрет композитора Н.А.Римского- Корсокова.
2. Презентация.
3. Видеофрагмент из фильма - сказки « Садко»
Технология обучения
Этапы
урока
Задачи этапа
Оформление доски,
наглядность
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный момент.
Привлечение внимание учащихся.
Картина « Три богатыря»
В.М.Васнецова
Организует беседу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
2.Актуализация знаний по теме урока: «Певцы
Русской
Старины»
Осознание цели предстоящей деятельности.
Систематизация знаний.
Презентация
Слайд 1.
Тема, цель и задачи урока.
Учитель предоставляет «наводящий» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности.
Диалог учителя и учащихся:
Что такое былина?
Осознание возникшего интеллектуального затруднения. Учащиеся осознают цель предстоящей деятельности.
3.
Постановка проблемы
Изучение нового материала
Слуховой анализ Песни Садко «Ой, ты темная дубравушка»
и «Заиграйте мои гусельки»
Вокально-хоровая работа
Разучивание мелодии песни Садко «Заиграйте мои гусельки»
Слайд 2
Слова разучиваемой песни.
Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Помогает комментировать учебные действия .Поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.
Предлагает задания.
Организует учебное исследование: каков исполнительский план песни?
Работа над интонацией и ритмическим рисунком.
Организует проведение интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Учащиеся слушают и обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения.
Отвечают на вопросы учителя
Разучивают и исполняют песню.
Слуховой анализ « Песни Волховы» из оперы «Садко»
Слуховой анализ вступления
К опере «Садко»
Океан- море синее.
Восприятие меняющегося моря.
Слайд 3.
Изображение Волховы.
Слайд 4.
Текст песни.
Организует а учебное исследование: каков исполнительский план песни?
Направляет работу учащихся
в процессе эмоционально-образного анализа произведения.
Передают свои ощущения . Отвечают на вопросы
Применяют пластическое интонирование.
Слушают музыку и анализируют.
Выходят на понятие изобразительности в музыке.
3.
Закрепление
Закрепление основного понятия- опера- былина.
Слайд 5.
Портрет композитора
Н.А.Римского - Корсокова
Обобщающая беседа.
Высказывают свое мнение об уроке и учебном материале.
Индивидуальная.
4.
Обобщение результатов.
Контроль.
Осуществляет пошаговый контроль. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.
Эмоциональный отклик.
5.Домашнее задание.
Нарисовать море.
Слайд 6
Изображение Садко, отправляющегося к морскому царю
«Мое любимое музыкальное произведение»
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Слайд 1. Тема, цель и задачи урока.
Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Выставление оценок.
Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Дети прощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся).
План - конспект урока
-
Организационный момент
-
Предложить ребятам рассмотреть картину русского художника В.М.Васнецова «Три богатыря».
-
- Скажите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? ( Примерные ответы учащихся: о богатырях, о героях, о былинах…)
-
- Ребята. А что такое былина?
-- Каких еще вы знаете былинных героев?
-- Знаком ли вам былинный герой Садко?
( ответы ребят подвести к названию старинного русского музыкального инструмента ГУСЛИ.)
-
- А что исполняли под аккомпанемент народных инструментов, чаще гуслей , в старину?
( самый древний жанр русского фольклора - былины)
( закрепить новый термин на доске)
-- А как назывались люди, исполняющие ,былины? ( Певцы-сказители)
( закрепить новый термин на доске)
-
-- Сегодня я предлагаю вам послушать , как раскрывает образ гусляра Садко великий русский композитор Н.А.Римский - Корсаков в опере « Садко». ( портрет композитора на экране ).
7. Прослушивание песни Садко «Ой, ты темная дубравушка»
-- Ребята , о чем поется в этой песне?
--Какое настроение героя передает она ?
8.- Ребята, я предлагаю вам послушать еще одну песню Садко из оперы « Заиграйте мои гусельки» и попробовать
имитировать движения рук гусляра . ( Беседа о песне: какой характер песни, как это отобразилось на мелодии,
ритме, темпе?)
9 .Вокальная работа. Разучивание мелодии песни « Заиграйте мои гусельки»
( Мелодия и текст песни на экране )
10. - По сюжету былины, Садко дважды встречается с морской царевной Волховой .( Изображение Волховы на
экране) Отметить, что Волхова каждый раз оказывает помощь Садко.
11. Слушание « Колыбельная Волховы»
( провести анализ музыкального материала)
12. Закрепление новых понятий - былина, певцы- сказители.
13. Обобщающая беседа. Отметить успешные ответы детей.
14. Предложить ребятам дома нарисовать картину моря. Обратить внимание ребят на изменчивость морской
стихии.
15. Композитор Н.А. Римский - Корсаков нарисовал картину моря музыкальным вступлением к опере «Садко»
« Океан - море синее».
16. Ребята слушают вступление к опере и выходят в конце под заключительный фрагмент.