• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов-Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов-Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛА ИСКУССТВ ЗАВИТИНСКОГО РАЙОНА












ДОКЛАД

Тема: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»



Подготовила: Филишена. Л.В

ОСВОЕНИЕ РЕПЕТИЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОСТАНОВОЧНЫХ НАВЫКОВ И
РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ТЕХНИКИ АККОРДЕОНИСТА

Репетиционные комплексы в значительной мере способствуют формированию современных постановочных навыков и развитию мелкой техники. Прежде всего, аппликатурные комбинации на повторяющемся звуке сопряжены с естественным принципом освобождения нажимаемой клавиши

( предыдущий палец уступает место следующему). Подобные комплексы способствуют достижению идентичной формы атаки и снятия каждого звука, стабильности исполнения выбранного штриха. В процессе освоения репетиционных формул вырабатывается наиболее целесообразное положение руки относительно клавиатуры, что представляется особенно важным при исполнении последовательных аппликатур на аккордеоне.

Безусловно, работа над формированием постановочных навыков не исчерпывается простым повторением репетиционных формул. Необходимый результат может быть достигнут при наличии ясных целей и задач технического тренинга.

Из этого проистекают соответствующие принципы организации самостоятельных занятий:

1. Каждое упражнение следует повторять, строго выдерживая заданные ритм и метр,- подразумевается ритмическая группировка по 4 звука шестнадцатыми длительностями и один из распространенных размеров (4\4, 3\4, 2\4 и т.д.). Метрическое варьирование допускается при достижении существенных результатов на предыдущем этапе работы.

2. В процессе тренинга необходимо добиваться штрихового единообразия, одинакового « произношения» каждого звука.

3.Одним из условий, способствующих формированию рациональных постановочных навыков, является ощущение свободы и удобства в правой руке на различных участках клавиатуры. Поэтому учащемуся рекомендуется уделять особое внимание целенаправленному освоению репетиционных комплексов в разных октавах: поначалу - в первой и второй а затем и в более широком клавиатурном диапазоне.

4.Главной предпосылкой успешных занятий служит осуществляемый исполнителем осознанный контроль собственных действий. В условиях постепенно ускоряющегося темпа необходимо стремиться к сохранению важнейших параметров звучания (регулярной пульсации, штрихового единообразия) при определенных коррекциях двигательных навыков

(маховые движения руки становятся более импульсивными, но экономными).

5. Представляется весьма желательным (за исключением начального этапа работы) добиваться возрастания реактивности исполнительского мышления, совмещая различные ритмические группировки с варьированием направлений движения и аппликатурных формул. В подобных упражнениях особая нагрузка приходится на долю «оперативных» отделов мозга. Постепенно усложняя «комбинированные» задания, овладевает навыком длительной концентрации внимания.

6. Продолжительность повторения репетиционных комплексов должна устанавливаться исходя из физической и психической выносливости конкретного учащегося. Как только он утрачивает легкость движений и стабильность звукового результата, следует прерывать упражнения для отдыха или работы с другим музыкальным материалом.

7. Немаловажным условием формирования рациональных навыков постановки является обеспечение эффективного контроля за качеством технического тренинга. Необходимо добиваться исполнения репетиционных комплексов свободной, но активной рукой, уделяя особое внимание пальцевым движениям. Целью подобных занятий является подготовка руки к длительной технической работе без переутомления и чрезмерных усилий.

8. К числу существенных предпосылок плодотворного тренировочного процесса относится оптимизация слухо-двигательных навыков. Учащийся должен предслышать каждый последующий звук (прежде всего - штриховые и ритмические особенности исполнения) и предощущать необходимые движения кисти, пальцев и меха, соразмерные ожидаемому результату. Рекомендуется избегать попыток соответствующей коррекции после возникновения звука не говоря уже о хаотичных чередованиях репетиционных групп безотносительно к реальному звучанию. В лучшем случае такая тренировка будет способствовать развитию скоростных навыков, тогда как остальные компоненты исполнительской техники останутся без должного внимания.

Целенаправленное формирование постановочных навыков правой руки может быть схематически выражено при помощи определенной последовательности аппликатурных схем с поочередным выдвижением на главную роль (опорную, организующую) различных пальцев. Сосредоточившись на подобной аппликатурной формуле, как бы заранее вычленяя ее из всего многообразия решаемых технических задач и полагая в основу репетиционных комплексов, исполнитель на сознательном уровне достигает необходимого качества двигательных навыков при выдержанном единообразии ритмической пульсации и штриховой техники.

Работу над упражнениями следует начинать с основной репетиционной формулы - от 4-го пальца к 1-му (4-3-2-1).выбор этой последовательности в качестве некоего «фундамента» репетиционных комплексов обуславливается рядом соображений. Прежде всего, в данной аппликатурной формуле преобладают сильные смежные пальцы одинаковой длины. Далее, такая последовательность обеспечивает оптимальное положение руки на клавиатуре в силу естественно принципа кистевой группировки ( опора на первом звуке сменяется освобождением на остальных).

Приступая к освоению репетиционных комплексов, необходимо дифференцировать представления о пальцевых и кистевых движениях. Удар каждого пальца о клавишу производиться с одинакового расстояния и с одинаковой скоростью. В момент, предшествующий удару, в меховой камере создается небольшое давление. Достигаемый звуковой результат при этом соответствует активному (острому) стаккато.

Движение кисти - основное игровое движение - обеспечивает контакт с клавиатурой на первом звуке репетиционной группы и освобождение руки на остальных звуках. Начальной фазой кистевого движения является замах (« на дыхании» с предощущением выбранной клавиши), которой сменяется падением кисти в нужную точку клавиатуры со скоростью, позволяющей преодолеть сопротивление сжимающейся клавишной пружинки. Следующие звуки репетиционной группы исполняются благодаря отталкиванию освобожденной руки первой клавиши, соразмеряемому с предшествующим импульсом.

Освоение аппликатурной формулы 4-3-2-1 рекомендуется начинать со звука « до» первой октавы шестнадцатыми длительностями в размере 4\4. Затем эта формула перемещается на полтона вверх (звук « до-диез»), и т.д. На первых порах можно ограничить диапазон упражнения октавой. В дальнейшем названный показатель будет возрастать - по мере освоения всего клавиатурного диапазона в восходящем и нисходящем движении:

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Очередное упражнение на репетиции характеризуется перемещением руки по хроматической гамме вверх и вниз.

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

После овладения основной репетиционной формулой учащийся осваивает следующую: 3-2-1-4. Принципы работы сохраняются практически те же, что и в предыдущем случае, - шестнадцатые длительности в размере 4\4; изменения обуславливаются необходимостью мышечной

« перегруппировки» (в связи с ведущей ролью 3-го пальца) и сохранения максимальной естественности движений. Отмеченная « перегруппировка» требует целенаправленных корректирующих действий и, как правило, - определенной продолжительности тренинга.

Сложность в освоении данной формулы порождается известной «скачкообразностью» движения 4-го пальца , перебрасываемого над 1-м и затем падающего на клавиатуру. Для обеспечения звуковой ровности необходимо использовать дополнительное движение кисти, « подводящей» 4-й палец к нужной клавише кисти, « подводящее» 4-й палец к нужной клавише и способствующее своевременному нажиму на нее.

Достигнув на указанном этапе необходимого качественного уровня, следует приступать к освоению очередных формул- 2-1-4-3 и 1-4-3-2, в которых « опорная» функция будет принадлежать соответственно 2-му и 1-му пальцам, а ключевая задача - обеспечение ритмической и штриховой ровности - останется в центре внимания исполнителя.

Дальнейшие занятия предусматривают охват аппликатурных формул восходящего движения: 1-2-3-4, 2-3-4-1, 3-4-1-2, 4-1-2-3 и т. д .- при сохранении вышеперечисленных принципов работы.

Немаловажным фактором, способствующим техническому прогрессу аккордеониста в ходе репетиционных упражнений, является безошибочностью пространственных перемещений ведущего пальца по диатоническому и хроническому звукорядом. Подобные видоизменения содействуют развитию ощущений и навыков свободного ориентирования на клавиатуре. При поступенных перемещениях аппликатурные принципы сохраняются; для арпеджированных и восходящих октавных скачков рекомендуется формула 4-3-2-1 (3-2-1 или 4-3-2), для упомянутых скачков вниз 1-2-3-4 ( 1-2-3 или 2-3-4).

Добившись значительного прогресса в репетиционных упражнениях, можно переходить к работе над гаммообразными построениями с использованием последовательных аппликатурных принципов. Нетрудно заметить, что исполнение любой гаммы связано с определенным чередованием аппликатурных формул при сохранении репетиционных принципов организации движений (смена ведущего пальца и подчинение ему остальных). К примеру, для восходящей гаммыДо мажор рекомендуются аппликатурные варианты: 2-3-4-1, 2-3-1-2, 3-4-1-2 и т.д.; для нисходящей: 1-4-3-2, 1-3-2-1 и т.д. вот почему освоение репетиционных формул способствует фиксации необходимых постановочных навыков и в гаммообразных построениях.

На данном этапе можно начинать работу с основной репетиционной формулы 4-3-2-1, переносимой на тетрахорд нисходящей гаммы. В частности, репетиционной формуле на звуке « до» соответствует построение « до» - «си» - «ля» - «соль». Для исполнения гаммообразных отрезков применяются те же движения, что и в репетициях: опора - отталкивание от начальной клавиши с последующим освобождение руки на остальных. Впрочем, имеется и отличие, связанное с фиксацией веса руки на одной клавише (репетиционная техника) и его перемещением (гаммы).

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Относительно сложным представляется переход от диатонических гаммообразных отрезков и арпеджио к хроматическим построениям, поскольку в исполнении хроматики существенная роль принадлежит гибким объединяющим движениям кисти.

Освоение указанных построений рекомендуется начинать от звука «фа» второй октавы в нисходящем движении, т.е. «фа»-«ми»- «ми-бемоль»- «ре», используя аппликатурную формулу 4-3-2-1 и группировку по 4 шестнадцатых в размере 4\4. Затем следует перейти к аналогичному упражнению от звука «ми», уделяя особое внимание возникающему неудобству при взятии ноты «до-диез» 1-м пальцем. Преодолению названного неудобства может способствовать репетиционный комплекс на ноте «ми»- тот же звуковой результат достигается и в хроматическом движении. После этого осваивается хроматический отрезок от « ми- бемоль», и т.д.

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Новая ступень сложности - разучивание хроматических отрезков в восходящем движении аппликатурным комплексом 1-2-3-4. Режим работы не претерпевает существенных изменений:

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Гаммообразные диатонические и хроматические упражнения, на наш взгляд, являются хорошей подготовкой к исполнению аккордеонистом, при помощи перечисленных аппликатурных формул, целого ряда сложных в техническом отношении пьес - например, « Полета шмеля» Н. Римского-Корсакова.

Следующий этап освоение постановочных навыков в работе над репетиционными комплексами связан с триольными ритмическими группировками. Для начала предлагается формула 3-2-1 в размере 4\4

( движение вверх и вниз по хроматическому звукоряду), ее сменяют формулы 2-1-3 и 1-3-2. Затем желательно перейти к аппликатурным формулам без участия 1-го пальца: 4-3-2, 3-2-4, 2-4-3.

Более сложный вариант в работе над репетиционными комплексами предусматривает использование трех пальцев в группировках по 4 звука. В таких формулах постоянно меняется ведущий (опорный) палец. Осваивать этот вариант рекомендуется начиная с аппликатур 3-2-1-3-, 2-1-3-2, 1-3-2-1 шестнадцатыми в размере 3\4. Далее следует второй аппликатурный ряд

( без участия второго пальца) 4-3-2-1, 3-2-4-3, 2-4-3-2.

Для очередного этапа занятий характерного привлечение 5-го пальца к работе над репетиционными формулами. В данном случае основными требованием, наряду с достижением оптимального звукового результата, является сохранение подвижности кисти без участия 1-го пальца. Начальная фаза упражнений предполагает использование аппликатуры 2-3-4-5 в условиях хроматического звукоряда (восходящего либо нисходящего) и размере 4\4. Затем ведущий палец в группе меняется (3-4-5-2 и т.д.). Аналогичным образом осваивается « отраженная» формула 5-4-3-2, как в квартолях, так и в триолях.

На заключительном этапе репетиционные комплексы исполняются всеми пятью пальцами: в прямом движении ( 1-2-3-4, 5-1-2-3, 4-5-1-2 и т.д.), в обратном (5-4-3-2, 1-5-4-3, 2-1-5-4 и т.д.), в триольной группировке

(1-2-3, 4-5-1, 2-3-4 и т.д.) « комбинированными» формулами (1-2-3-4-5-4-3-2, 1-2-3-4-5-4-3-2 и т.д.). Характерным примером использования последних в художественной практике является Токката К. Савцова:

Доклад на тему: «Освоение репетиционных комплексов- Путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники аккордеониста»

Количество применяемых аппликатурных вариантов, естественно, должно определяться с учетом эффективности занятий и технического прогресса учащегося. Главная цель, ради достижения которой должна быть проделана описываемая работа,- формирование рациональных технических навыков, реактивной гибкости мышления при смене аппликатур с одновременным контролем звуковых параметров исполнения. При этом каждое скоростное действие требует безошибочной реализации с первой попытки, без участия «корректирующих» отделов мозга»




© 2010-2022