- Преподавателю
- Музыка
- «Музыка белорусского народа
«Музыка белорусского народа
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грищенко Г.Н. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки
4 класс
Тема: « Музыка белорусского народа »
Автор:
Грищенко Галина Николаевна
Учитель музыки
УВК- школа - гимназия №5
им. И. Франко
г. Феодосия,
Республика Крым
2014 г.
Тема: « Музыка белорусского народа »
Цель урока: познакомить детей с музыкой белорусского народа определить родство с музыкой славянских народов; подвести детей к выводу, что музыка не знает границ.
Тип урока. Комбинированный.
Жанр урока. Урок-беседа.
Музыкальный материал:
1.Б. н.п. «Савка и Гришка »
2-Б.н.п.» Перепелочка »
З.Б.н.п.»Бульба »
4-Б.н.т. « Крыжачок »
5. К. Мясков « Белорусский танец »
Задачи:
образовательная:
-
учить детей анализировать и сравнивать музыкальные произведения ;
2. тренировать умение учащихся давать полный ответ названия музыкального произведения;
3. познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и литературного текста 1-го куплета;
4. добиться чистого интонирования, четкой дикции;
5. добиться художественного исполнения б.н,п.» Перепелочка »;
познакомить учащихся с народными белорусскими песнями и танцами («Бульба» ,
« Крыжачок», « Савка и Гришка »;
развивающая :
-
развивать вокально - речевые навыки ;
-
. развивать внимание, логическое мышление ;
-
развивать навык культуры слушания и исполнения музыки ;
-
развивать творческие способности детей ;
воспитателяная:
-
воспитывать чувство толерантности ;
-
воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов ;
Оборудование:
1 .аудиозаписи по слушанию музыки ;
-
словарь эстетических эмоций ;
-
схемы анализа и названия муз. произведения ;
4. портрет К. Мяскова;
5. иллюстрации к песням , танцам;
6. видеоряд;
« Музыка, прежде всего - искусство человеческого общения»
Вступительная часть
-
Организационный момент:
-
вход в класс (звучит укр. нар. танец « Гопак»);
-приветствие ( по тоническому трезвучию « Добрый день »);
Актуализация опорных знаний.
-
С музыкой каких народов мы с вами познакомились на предыдущих уроках ? Назовите произведения с которыми вы уже познакомились. А под какую музыку вы вошли в кабинет музыки ?(«Гопак»)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкойнародов мира так как тема семестра - «Музыка не знает границ».
Продолжите цепочку слов :русские - украинцы - ? (белоруссы )
И тема нашего урока «Музыка белорусского народа ».
Мы познакомимся не только с музыкой белорусского народа, но и узнаем о быте и культуре белорусов. А в конце урока определим : существуют ли границы в музыке.
Новый материал.
-Украинцы, русские, белорусы происходят от славян.В 9-11 ст. территория современной Белоруссии входила в состав древнерусского государства- Киевская Русь,которе разделилось на княжества: русское, украинское,белорусское-так началось самостоятельное развитие белорусского народа, его языка,обычаев ,традиций, культуры и конечно же музыки../показ располож. Бел. гос. на карте Мира и обозначение его соседей /
-Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белорусь/Дети читают стихотворение .Видеоряд /
-Белорусский народ любит свою землю и называет ее «Беларусь нашая ,чырвоная кветочка».
Разнообразный мир природы охраняется государством. Это и заповедник « Беловежская пуща »,и многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белорусии / зубр, аист, ландыш ,подснежник ..../
-Обратите внимание на визуальный ряд.
Ткачество,земледелие, выращивание льна, соломоплетение, вышивание и многим другим славится трудолюбивый белорусский народ.
-А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались нородные песни и танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шутка.
Для начала отгадайте загадку : «Что копали из земли,
Жарили , варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили ?» /Картошка /
Белорусь славится богатым урожаем картофеля. На белорусском языке картошка - бульба.
И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !
Слушание музыки.
-Послушайте белорусскую народную песню « Бульба ».
Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бульбы.Обратите внимание на характер и настроение этой песни
Анализ произведения / темп , динамика , лад , метр , форма,настроение/
-
В белорусской музыке много веселых и задорных танце . Послушайте и посмотрите
белорусский народный танец «Крыжачок» в исполнении своих одноклассников .Обратите внимание на характер и настроение танца.
Анализ произведения.
-Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных песен и танцев исполняются в сопровождении народных инструментов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар. нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,гусли ,цимбалы).
Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они получили у белорусского народа (звучат вариации на тему б. н. п.Перепелочка »,фрагмент).
-К какой группе относится этот инструмент?( струнные , ударные) -Где мы с вами уже встречались с этим инструментом ? (троистая музика )
-Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к
пению
Распевание
1 .упражнения для развития дыхания :
а. свеча
б. одуванчик
2.унисон( на одном звуке »у» )
-
«.Савка и Гришка » 1куплет и припев (с движениями)
-
« Кумо, кумо, що варила?» (ладовые жесты -)
Хоровое пение.
-
Ребята, послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее название (дети слушают и определяют название песни ( « Перепелочка »)
-
Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация - (изменение)
-Что означает вариационная форма? / Музыкальное построение в котором основная мелодия звучит несколько раз и каждый раз с изменениям)
Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные интонации /
План исполнения песни : 1 запев ) все 2) запев - девочки 3) запев - мальчики
припев^ припев - мальчики припев -девочки
-Молодцы, ребята.
Слушание музыки
-Народная музыка, как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и вдохновение, учила красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека. Незря фольклор в переводе означает « народная мудрость» .
-Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композитора, в основе которого лежит знакомая вам мелодия белорусской наподной песни. Как называется эта песня ? Обратите внимание на характер этой песни.
-Анализ./мелодия из напевной , пртяжной превратилась в танцевальную/
-
Это произведение яркий пример того , как украинский композитор с любовью и интересом отнесся к песенному богатству белорусского народа, развил народную тему бел. н. п. в своем произведении и дал ему название « Белорусский танец ».
Игра на шумовых инструментах .
-
А теперь я предлагаю вам , украинским ребятам , исполнить бел. нар. танец « Янка ». /дети исполняют на шумовых инструментах ритм , метр танца « Янка» /
-Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.
-Ребята, вы любите цветы ? / да /
-Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок белорусской музыки
-
Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжачок , янка / (на доске появляется 1 леписток)
-
Назовите белорусские нарародные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 леписток)
-
Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 леписток)
-
Назовите композитора и произведение, который использовал в нем мелодию бел.нар.песни « Перепелочка » ? / К.Мясков «Белорусский танец »/ (4 лепесток)
-
С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского /(5.лепесток) - Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудесный мир белорусской народной музыки.
Музыка - это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того на каком языке они говорят .
Музыка передает чувства и эмоции,понятные каждому человеку, любой национальности.
Музыка - волшебный язык общения, язык, которому не требуется перевод !
Так существуют ли границы для музыки? / нет!/
И закончить наш урок я предлагаю чтением эпиграфа :
« Музыка, прежде всего - искусство человеческого общения »
Оценивание учащихся
Выход под музыку бел. нар. танца « Лявониха »