• Преподавателю
  • Музыка
  • Творческая работа на тему: Методы и приёмы игровой технологии на уроках музыки как средство развития способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности

Творческая работа на тему: Методы и приёмы игровой технологии на уроках музыки как средство развития способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности

Раздел Музыка
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ-ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Хоменко Л.В.



Тема:

«Методы и приемы игровой технологии на уроках музыки как средство развития способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности».














г. Керчь

2015 год

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие школьников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в систему развития познавательных процессов ребенка.

Познавательный процесс - процесс, способствующий познанию, расширению знаний.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Игра, перестав у младшего школьника быть ведущей деятельностью, не исчезает, тем не менее, неведомо куда. Именно в игре отрабатывается сосредоточенность внимания, реакция, умение проявить ловкость, находчивость. Игра помогает общению детей, вырабатывает умение работать в коллективе. Педагогу необходимо знать психолого-педагогические особенности школьников. Их умелое использование позволяет эффективно развивать познавательные процессы и способности, развивать внутренние возможности школьников.

Игра - самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

  3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

  4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;

  • планирования;

  • реализации цели;

  • анализа результатов, в которых личность полностью реализу­ет себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средства реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличает следующие черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, руководитель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью. Соответствует ли дидактическая задача игры программному содержанию. Вначале педагог разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятия или упражнения. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности:

1. в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте;

2. развивать чувство метроритма;

3. развивать тембровый и динамический слух;

4. развивать чувство лада.

Необходимо тщательно подготовится к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, наметить задачи, а так же на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание. Обучающие игры нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию. Для правильного планирования игр педагогу, прежде всего, самому надо убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с детьми.

В подготовку к проведению игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;

  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;

  • определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);

  • определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);

  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, заготовки кроссворда или ребусы);

  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

Проведение игры включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры;

  • объяснение хода и правил игры. При этом организатор обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).

Подведение итогов игры.

При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимания и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Материал, предлагаемый далее, представляет собой разработку образовательных игр.

«Музыкальное лото».

Цель: закрепление материала по основным видам деятельности школьников на уроках музыки; активизация внимания и деятельности учащихся; развитие внимания, памяти; воспитание коллективной ответственности.

Игровой материал: наборное полотно, поле с ответами, фрагменты рисунка, карточки с заданиями.

Ход игры.

На доске вывешивается наборное полотно, и к нему прикрепляется поле с ответами. Учащимся раздаются фрагменты рисунка и соответствующие им карточки с заданиями.

Ученики по очереди читают задания, находят на поле наборного полотна предполагаемый ответ и закрывают его фрагментом рисунка. Рисунок складывается, если все учащиеся ответили правильно. Изображение, появившееся на доске, имеет прямое отношение к изучаемому материалу или новой теме. Работу учащихся в ходе данной игры можно оценить.

Содержанием образовательной игры может быть не только понятийный материал, но и материал по слушанию музыки. На одном из обобщающих уроков в четвертом классе можно провести музыкальную викторину в форме игры. Учителю необходимо подготовить следующий материал: аудиозаписи с фрагментами программных произведений; поле с ответами; фрагменты рисунка, с обратной стороны которых представлены названия произведений, используемых в викторине; раздаточный материал с названием произведений викторины.

Ход игры.

Учащимся раздается игровой материал. К полю наборного полотна приглашаются двое ведущих, которым предстоит закрыть фрагментами рисунка предполагаемые ответы. Звучат фрагменты музыкальных произведений. Учащиеся, используя раздаточный материал, отбирают предполагаемый ответ и демонстрируют его ведущим. Ведущие анализируют работу класса, принимают ответ или предполагают свой вариант и закрывают его фрагмент рисунка на поле наборного полотна.

Игровой материал ( поле с ответами)

Казачок. Украинский народный танец

Гопак. Украинский народный танец

Реве та стогне Дніпр широкий.

Муз.Д.Крыжановского, ст.Т.Шевченко

Веснянка. Украинская народная песня

1-ый концерт для фортепиано с оркестром П.Чайковский

Вишня. Японская народная песня.

Вариации на тему японской народной песни «Вишня» Д.Кабалевский

Гимн Украины.

Муз.М.Вербицкого, ст.П.Чубинского

Опыт работы в школе позволяет утверждать, что образовательные игры можно использовать как средство активизации интереса учащихся не только в младших классах, но и в средних классах, изменяя содержание и количество заданий. В средней школе на основе материала образовательных игр можно проводить контрольные срезы знаний в виде письменного тестового опроса, ролевые игры (драматизации,инсценизации), имитационные игры(«общественные слушания»).

«Игровой диктант»

Цель: развивать все виды и формы мышления: практически-действенное, эмпирическое и теоретическое; формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию); делать обоснованные выводы.

Ход игры.

Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.

Задание к диктанту:

а) объяснить значение подчеркнутого слова.

б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).

«Игра на сравнение»

Цель: активизировать мыслительную деятельность на уроках музыки, вырабатывать умения делать сравнительную характеристику услышанному, основываясь на полученных знаниях, доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения.

Ход игры.

Песня - пьеса, песня - романс, концерт - симфония, куплет - припев, колыбельная - частушки.

В звучащем варианте: "Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена, "Рондо" Моцарта -

"Лакримоза "Моцарта.

Замечательна идея о проведении творческого урока-театра. В театре-уроке тоже возникает игра-сотворчество, где дети показывают, действуя в воображаемом пространстве, а другие угадывают, что им хотят показать, но здесь театральная игра происходит в реальной жизненной ситуации урока. Это «театр для себя», где действующие лица постоянно меняют свои роли, становясь то артистами, то зрителями. Педагог здесь попеременно и одновременно драматург и режиссер, артист и зритель учебного спектакля, а в определенный момент он передает ведущую роль детям, и сами дети продолжают «путешествия» из реальной сферы урока в воображаемый мир театра, и получают эстетическое наслаждение от сиюминутного открытия реального мира и самого себя. В театре-уроке изменения и преображения происходят прежде всего в духовном мире детей, в их восприятии окружающего мира. Задача педагога - постоянно «провоцировать» эти перемены, превращать жизненную ситуацию в театральную, а возникшую театральную ситуацию связывать с жизненными стремлениями юной личности, то есть создавать на уроке игровые условия, побуждающие ребенка к самопознанию, самовыражению , творчеству.

Остановимся на типах игровых заданий, посильных для младших школьников, в которых тесно соприкасаются закономерности разных видов искусства.

Игра «Художник»

Цель: научить детей правильно слушать музыку, отображая динамические, тембровые оттенки музыки через различную цветовую гамму; эмоционально откликаться на музыку; научить точно определять контрастные части музыкального произведения.

Ход игры.

Дети с закрытыми глазами слушают музыку и рисуют в воображении разноцветные картинки-образы. После звучания музыкального произведения дети по очереди рассказывают, какими цветами они нарисовали бы картину к музыке. Можно использовать яркие фигуры разных цветов и формы, не забывая при этом отмечать изменения динамики, темпа, ладов и таким образом менять цветовую гамму и сам рисунок. После чего дети объясняют свой выбор.


Разучивая мелодию « на слух» часто использую игру «Эхо». Дифференциация в данном случае выглядит следующим образом: выполняю короткую фразу (2-4 такта). Ученики повторяют ее, имитируя эхо, которое может быть «обычным» и «умным». «Обычное» эхо повторяет фразу точно так, как она была выполнена, т.е. со словами (развитие музыкальной памяти, памяти для слабых учеников). «Умное» эхо ученики изображают по моему

указанию, поют фразу со складами ритма (развитие сознательного восприятия ритма для средних учеников) или с названиями нот, ступеней (развитие сознательного восприятия ладовых соотношений звуков мелодии).

В игре « Живое пианино» можно поделить « обязанности»: одна группа поет название одной ступени (ноты), а вторая - « живое фортепиано»-приседает и встает. Знакомую легкую мелодию дети могут даже выполнить самостоятельно.

При разучивании мелодии песни из нот пользуюсь различными задачами:

1. для сильных учеников - настраиваю класс на определенную тональность( спеть тоническое трезвучие и т.д.), провожу вокально - хоровую распевку( для выработки определенных навыков); готовлю к воспроизведению мелодии песни голосом или на инструменте, подбираю функции- аккорды или второй голос дирижирую хором - классом;

2. для слабых - читать ноты без ритма, прохлопывать ритмический рисунок

(каждому ученику - один такт, что позволит опросить большее количество учащихся), ритмизую текст (каждому ученику - одна фразам, делать пофразно повторения мелодии за учителем и сильными учениками (по нотам и с текстом).

При музыцировании на элементарных музыкальных инструментах слабым ученикам поручаю легче партии: если инструмент шумовой - метр, несложная ритмическая формула с постоянным повторением, если инструмент звуковысотный - останино. Для сильных учеников - мелодическая линия, бас, импровизация второго голоса. Также большую роль играют и групповые формы учебной деятельности, так как они открывают для учеников значительные возможности для сотрудничества, эмпатии и творчества.

Преподавание музыки… Чем больше работаю, тем больше убеждаюсь, что надо избегать жестких ярлыков. Учительское желание разложить все по полочкам, наталкивается на то, что не всегда и не все можно разложить. Поэтому стараюсь раскрыть ребятам музыку как саму жизнь, быстро меняющуюся, способную к превращению, к тайне.

Настоящее произведение искусства - невозможно познать до конца.

Закончу словами Шекспира:

"Пусть музыка звучит,

Привет Вам всем, друзья!"






© 2010-2022