Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

Разработка урока по музыке для шестого класса «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» знакомит учащихся с народными традициями, которые рассказывают о важных событиях жизни человека. Старинная русская свадьба - один из самых красивых обрядов. Это целый спектакль, который длится несколько дней. Это величальные песни, прославляющие как невесту так и жениха. И на уроке учащиеся знакомятся с русскими народными песнями, в которых прослеживается сравнение девушки с лебедушкой, утушкой,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска

Саратовской области»

«Обряды и обычаи в

фольклоре

и в творчестве

композиторов»


Учитель: Юдина В.В.



Цель урока: познакомить учащихся с народными традициями,

которые рассказывают о важных моментах

жизни человека.

Оборудование: 1. Инструмент.

  1. Музыкальный центр.

  2. Иллюстрации к операм.

  3. Фонохрестоматия.

  4. Учебник «Музыка 6 класс»

Эпиграф: Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.

А.С. Пушкин.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Скажите, пожалуйста, когда вы впервые встречаетесь с фольклором?

- В детстве, слушая колыбельную мамы.

- В детском саду, разучивая шутки-прибаутки.

- Совершенно верно. А в школе вы знакомитесь уже с такими жанрами как былины, баллады, народные песни. Именно они рассказывают нам о важных событиях в жизни человека.

Один из самых красивых обрядов - это старинная русская свадьба. Она представляла собой целую церемонию, и длилась несколько дней. Подразделялась свадьба на 2 части. Первая часть - это прощание девушки с родными, разыгрывалась в доме невесты. А вот вторая часть - это уже свадебный пир, который начинался в доме жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось величальными песнями, прославляющими жениха и невесту.

1. Послушайте русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

- Что вы услышали в песне? (тревогу, переживания)

- Какой преобладает характер? (драматический)

- Как построена песня? (в форме диалога)

- Чем отличаются музыкальные интонации вопросов матери и ответов дочери?

( работа в тетради)

Особую красоту народным песням придают сравнения:

Девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, утушкой, ягодкой, а добрый молодец - с ясным соколом.

«Как река течет - не колыбнется, так и девушка - невеста сидит - не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.

2. Разучивание русской народной песни «На море утушка купалася»

- Какие особенности народной песни помогли сочинителю создать образ светлой грусти, печали, нежности?

- Как по вашему надо исполнять эту песню?

Русские композиторы часто обращались в своих операх к песням свадебного обряда. Например, у М.Мусоргского в опере «Хован-

щина» звучит подлинно народная мелодия величальной песни,

М.Глинка сочинил для оперы «Иван Сусанин» музыку в духе народной песни «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам», которую мы с вами сейчас и исполним.

3. Звучит песня из оперы «Иван Сусанин».

- Почему мелодию этой песни можно считать народной?

( В ней встречаются распевы, повторы. Песня как бы состоит из двух частей: припев и запев.)

А теперь обратите внимание на наш эпиграф.

«Дела давно минувших дней ,

преданья старины глубокой».

Как вы его понимаете?

- Мы помним и чтим русские традиции.

- Все чаще заглядываем в прошлое, и, наверное, где-то берем пример со старых обычаев. Например, наша молодежь сейчас все чаще стала венчаться в церкви.

- Совершенно верно. И мне остается только добавить, что без прошлого нет настоящего.

На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за внимание.

© 2010-2022