- Преподавателю
- Музыка
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования в танцевальной студии «Звёздочки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования в танцевальной студии «Звёздочки»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коваленко Н.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете МБДОУ № 10 Заведующий МБДОУ
Протокол № 1 от 01.09.2014 «Детский сад № 10
г. Красноармейска»
__________ Салахова Л.Ф.
Приказ №95 от 01.09.2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
в танцевальной студии «Звёздочки»
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
Программа разработана
музыкальным руководителем
Коваленко Натальей Владимировной
г. Красноармейск, Саратовская область
СОДЕРЖАНИЕ
I . Целевой раздел…………………………………………………………………………………....................3
-
Пояснительная записка………………………………………………………………………….................3
-
Планируемые результаты освоения Программы........................................................................................................... 5
II. Содержательный раздел …........................................................................................................................................................7
Музыкальный репертуар................................................................................................7
Перспективный план..........................................................................................................................7
III. Организационный раздел………………………………………………………………………..................9
Программное обеспечение.....................................................................................................................................................9
I . Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс подготовки по хореографическому развитию детей дошкольного возраста 6- 7 лет (подготовительная к
школе группа). Программа по дисциплине «Хореография» разработана на основе: Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
-
С-Пб,: ЛОИРО, 2000
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств.
Приоритетные задачи:
-
Развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;
-
Умение импровизировать под незнакомую музыку;
-
Формирование адекватной оценки и самооценки;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие музыкальности:
-
Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
-
Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
-
Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передовая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
-
Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
-
Развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня- танец и др.), марш,разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развивать способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные: Ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
Бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
Прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.,;
Общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнять на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
Имитационные движения - различные образно - игровые движения,раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также 4
ощущения тяжести или легкости, разной среды - «в воде», «в воздухе» и т. д.);
Плясовые движения - элементы народных плясок и детского больного танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей:
-
Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
-
Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
-
Развитие воображения, фантазии, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
-
Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фазам:
-
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);
-
Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.
6. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
-
Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения):
-
Воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры - занятия с младшими детьми;
-
Воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр - например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т. д.);
-
Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Диагностика творческих проявлений в музыкально-ритмических движениях (автор Буренина А.И., программа «Ритмическая пластика»)
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
-
выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы
-
проектирования индивидуальной работы;
-
оценки эффекта педагогического воздействия.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).
Карта диагностики уровня музыкального
и психомоторного развития ребенка
Ф.И. Ребенка
Год рождения
Параметры
Начало года
Середина года
Конец года
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)
2. Эмоциональная сфера
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность-общительность, экстраверсия-интроверсия)
4. Творческие проявления
5. Внимание
6. Память
7. Подвижность нервных процессов
8. Пластичность, гибкость
Баллы: 6
N - норма (5 баллов) (1 балл 2 балла и т. д. - в зависимости от степени выраженности данного качества)
В - возбудимость (1 балл 2 балла и т. д. - в зависимости от степени выраженности данного качества)
З - заторможенность (1 балл 2 балла и т. д. - в зависимости от степени выраженности данного качества)
Параметры:
-
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, передача в жестах разнообразной гаммы чувств исходя из музыки и содержания композиции. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
-
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
-
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (старшие - 2-го и 3-го уровня сложности) от начало до конца самостоятельно - это высокий уровень, оценка - 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания - оценка 0-1 балл.
-
Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: Музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторение композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнения по показу, то это высокий уровень развития памяти - оценка 5 баллов. Неспособность запоминать последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
-
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять темпу, ритму, динамике, форме и т. д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечается ка повышенная возбудимость.
Оценка выставляется следующем образом: N - норма (5 баллов); В (возбудимость); З (заторможенность) - от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, З-1, З-2 и т. д. - в зависимости от степени выраженности данного качества).
-
Координация, ловкость движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетании движений рук и ног при ходьбе ( а также и в других общеразвивающих видах движений).
-
Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др., - от 1 до 5 баллов. 7
-
II. Содержательный раздел
Музыкальный репертуар.
«Упражнение спорт»; Танец «Светит месяц»; Танец «Если город танцует»; Сюжетный танец «Домисолька»; Танец «Полонез»; Танцевальные движения «Цирковые лошадки»;
Перспективный план.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Организационное занятие
2 неделя
Разучивание «Упражнение спорт»
3 неделя
Отработка движений «Упражнение спорт»
4 неделя
Игровая программа «Танцуй пока молодой»
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Отработка движений «Упражнение спорт»
2 неделя
Разучивание танца «Светит месяц»
3 неделя
Отработка движений танца «Светит месяц»
4 неделя
Игровая программа «Танцуй пока молодой»
НОЯБРЬ
1 неделя
Разучивание танца «Если город танцует»
2 неделя
Приставной шаг, шаг с притопом, тройной шаг.
3 неделя
Отработка движений танца «Если город танцует»
4 неделя
Игровая программа «Урок танца»
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Разучивание движений (шаг с перекатом, пружинка с поворотом)
2 неделя
Разучивание движений (выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок)
3 неделя
Отработка движений танца «Упражнение спорт» «Светит месяц» «Если город танцует»
4 неделя
Новогодний карнавал.
8
ЯНВАРЬ
1 неделя
Каникулы
2 неделя
Разучивание сюжетного танца «Домисолька»
3 неделя
Сюжетный танец «Домисолька»
4 неделя
Игровая программа «Танцуй пока молодой»
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Отработка движений танца «Домисолька»
2 неделя
Отработка движений сюжетного танца «Домисолька»
3 неделя
Разучивание движение «Расческа», раскрыться и закрыться в паре.
4 неделя
Игровая программа
МАРТ
1 неделя
Разучивание танца «Полонез»
2 неделя
Разучивание движений «Шаг полонеза»
3 неделя
Отработка движений «Полонеза»
4 неделя
Игровая программа
АПРЕЛЬ
1 неделя
Разучивание танцевальные движения «Цирковые лошадки»
2 неделя
Разучивание движений «Цирковые лошадки»
3 неделя
Повторение танца «Домисолька» «Полонез»
4 неделя
Игровая программа
МАЙ
1 неделя
Разучивание движений « Поворот одного партнера в паре»
2 неделя
Повторение танца «Домисолька» «Полонез»
3 неделя
Отчетный концерт
4 неделя
Игровая программа
9
-
Организационный раздел
Программа предполагает проведение 2 раза в неделю занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия - 30 минут
Общее количество учебных занятий в год: 70 занятий.
Наимено-
вание учебной группы объеди-
нения
Ф.И.О.
Педагога
Возраст воспитанников
Место проведения занятий
Вторник
Четверг
Количество занятий
Студия «Зведоч-
ки» Подготови-тельная к школе группа
Коваленко Наталья Владими-ровна
6-7 лет
Музыка-
льный зал
16.30-17.00
16.30-17.00
2
Программное обеспечение
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. - С-Пб, 2000
10