• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока музыки на тему Весна: поэт, художник, композитор. УМК, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак

Технологическая карта урока музыки на тему Весна: поэт, художник, композитор. УМК, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ КР ОО « Шаховская средняя общеобразовательная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


Предмет -«Музыка» В.В. Алеев, Т.Н.Кичак

Класс -2

Учитель музыки:

Гулина С.С.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный

Жанр урока- интегрированный

Проблема урока: соответствуют ли образы весны в искусстве

Тема урока - «Весна-поэт художник, композитор»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами. Познакомить с музыкальным циклом П. И. Чайковского «Времена года»; познакомить с произведениями русских художников, написавших картины о весне (И. И. Левитан, Саврасов А. К.)

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ,определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия.

Познание разнообразных явлений

окружающей действительности. Отношение человека к природе. Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель, произведение искусства.

Словарь урока: цикл- несколько различных произведений объединённых одной темой(весна)

Ресурсы урока: - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика - цветные карточки) или для работы в парах , музыкальная палитра ( 1 комплект на парте)

- мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.

-стихотворение А.С. Никитина «Весна» ,репродукции картин А.Н.Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март -большая вода», П.И. Чайковский - « Подснежник» из цикла « Времена года». Песня М. Кадомцев, стихи Р. Копф» Песенка о солнышке, радуге и радости),


1 этап. Орг. момент

Вход учащихся в класс под музыку. М. Кадомцев, стихи Р. Копф « Песенка о солнышке ,радуге и радости) Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте , ребята!

-Здравствуйте!

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

-Вы любите природу? А, что же вам нравится в ней?

-Что значит « красивая природа»?

-Расскажите о самом ярком своём впечатление, которая произвела на вас природа?

-Человек , видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя.

-А, что нужно художнику для создания своих произведений?

-А, что нужно композитору?

- А, что нужно поэту?

-Художник- воспевает красоту природы в цвете.

Композитору - нужны звуки.

А поэту - слова.

- Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

На ветках плотные комочки -

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

-А теперь посмотрите на свои волшебные листочки,( рабочие листы) которые у вас в волшебных тетрадях , посмотрите внимательно и

сформулируйте тему и цель урока. Соедините

линиями картинки изображённые на ваших рабочих листках.(Весна- поэт, художник, композитор)

- А вот почему изображён вопрос вы ответите позже .И ещё вы можете в течение урока записывать в него имена и фамилии знаменитых людей, с которыми мы встретимся на нашем уроке , названия произведений , которые вам понравится .

Деятельность учащихся

- Ответы детей.

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;


- формулируют предполагаемую тему и цель урока



-Ответы детей


- Рассматривают рабочие ( сказочные) листы.

3 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

- Посмотрите на экран и прочтите название стихотворения?

-Кто автор произведения?

-Следит за правильностью и за выразительным чтением произведения.

-Слушая стихи ваши предположения подтвердились?

- А кто ещё хочет прочесть произведение о весне?

- Слушая произведения поэтические о весне, какие картины вы себе представили.

-Весна пробуждает не только природу, но и чувства, душу и человека.

- Картину родной природы особенно хорошо чувствуют художники.

-Если вы захотите написать картину , какой основной цвет будет присутствовать в ваших картинах? Поднимите карточку.

-Какая из предложенных репродукций , по вашему мнению подходит к данному стихотворению?


Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе и в частности о весне, а какую песню о весне вы знаете?


- Как вы думаете, почему композитор дал такое название?

- Какое настроение в песне ?



- Как это показано в музыке?



- Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.



- Чтобы голос ваш звучал радостно и звонко,

- Ты в лесной тиши послушай

Шум листвы и ветерка:

Нежный он и очень тихий,

Словно крылья мотылька



Упражнение на дыхание ( вдохнули аромат весеннего леса) Распевка. Мы идём гулять ( до, ре, ми, фа, соль), мы идём домой(соль, фа, ми, ре, До)

Исполнение песни « Весёлая песенка».

- работа над дикцией.



- Чтобы голос ваш звучал радостно и звонко,

- Ты в лесной тиши послушай

Шум листвы и ветерка:

Нежный он и очень тихий,

Словно крылья мотылька

- А теперь я предлагаю спеть песню « Весёлая песенка», которую мы с вами учили на прошлых уроках.

- О чём эта песня , какой характер произведения?

- В какой цвет вы окрасите своё настроение от исполненной песни? Поднимите цветную карточку.

Деятельность учащихся

- Дети читают название и автора произведения.

Высказывают свои предположения.

-Чтение произведения хорошо подготовленным учеником.

-ответы детей



- Дети поднимают цветную карточку.


- ответы детей ( Весёлая песенка)

- ответы детей

- весёлое, радостное

-музыка радостная и счастливая




- выполнение упражнений



- исполнение песни


- дети поднимают цветную карточку индивидуально




4 этап.

Целеполагание

и планирование

-Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников. Хотите увидеть эту картину?

- Чтобы её увидеть нужно, убрать с нее те картинки, которые не относятся к основным признакам весны. Итак, какие картинки нужно убрать?

- Что вы ведете теперь на картине?

- Какой день на картине?

- Что делают птицы?

- Какого цвета птицы?

- Черный цвет помог художнику подчеркнуть нежно-голубой цвет неба, проглядывающий через облака.

Кто знает, каких именно птиц изобразил Саврасов? А вы знаете как называется эта картина?

- Да. И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»

- В каком месяце прилетают грачи?

- Действительно. Это март. Прилетели грачи, вьет гнезда.

- В какой цвет вы окрасите своё настроение от картины, поднимите карточку.

- А каких птиц знаете вы, какие птицы живут в наших лесах, давайте поиграем в игру « Назови птицу». А загадки загадаете вы сами , вы знаете загадки о птицах?



- Ребята, а дятел прислал нам телеграмму.

Логоритмическое упражнение «Дятел». В. Суслов - Дятел не просто так стучит, он рассылает всем птицам телеграммы о том, что пришла весна давайте поможем ему.

- Как и художники, многие великие музыканты, сочиняя свои произведения, учились у природы. П. И. Чайковский не выходил из леса, когда писал музыкальный цикл о природе «Времена года». Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкальных произведений. Лирическая музыка выражает жизнь природы в разное время года. Весь цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца. Так как мы говорим сегодня о весне я предлагаю послушать пьесу из цикла «Времена года» о весеннем месяце апреле и уже после прослушивания, мы попробуем догадаться, какое название дал ему композитор. А сейчас, закройте глаза, и окунитесь в музыку леса, ощутив краски весны.

П. И. Чайковского «Апрель»

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? ( дети пользуются эмоциональным словарём)

- Как вы думаете, что рисует нам композитор своей музыкой?

- Действительно природа оживает у нас на глазах , тает снег, бегут ручьи , прилетели птицы. А что ещё происходит в апреле?

- Какие весенние цветы вы знаете?

- Как называются цветы, растущие прямо из - под снега.

- Подснежники распускаются именно в апреле. Поэтому композитор Чайковский назвал только что прослушанное вами произведение, кто догадался как? Что ему необходимо было для того , чтобы изобразить это в музыке?

- Правильно ребята . Произведение П.И.Чайковского направлено на передачу настроения вызванного первым цветением подснежников.

После прослушивания музыкальный анализ произведения, используя таблицу « музыкальная палитра»

- Ребята, а вы знаете, что это единственные цветы, способные выдерживать морозы. Существует очень красивая легенда о подснежниках, хотите послушать? - Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.

- Как вы думаете можно ли собирать эти цветы в лесу?

- Почему?

- Посмотрите , какие красивые подснежники у вас на партах.

Давайте послушаем музыку ещё раз . Встаньте пожалуйста, возьмите свои подснежники и слушая музыку выразите свои чувства в пластическом этюде. Подумайте , какие у вас будут движения, что вы хотите изобразить , отчего будет зависеть ваш выбор движений?

-Молодцы ребята! Мне очень понравилось, вы все были похожи на очень красивые и нежные, хрупкие подснежники.


- ответы детей


- Мартовский тающий снег. Он начал оседать, проваливаться и наполняться влагой.

- Пасмурный

-Вьют гнёзда

-Чёрного

- ответы детей

- ответы детей ( это грачи)

- ответы детей.

- Это март. Прилетели грачи, вьет гнезда.


- дети поднимают цветовую карточку

- Он соло пел среди ветвей, певца назвали ….(соловей)

- У дупла листок пришпилен, а живет там дядя …

- Прячьтесь куры! В небе ясном чёрной тенью кружит … (ястреб)

- Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

- Всех прилётных птиц черней, чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица…(грач)

- Плотник острым долотом строит дом с одним окном (дятел)

- выполняют упражнение( см. приложение)


- слушание музыки





- ответы детей( музыка нежная, красивая, хрустальная , добрая ,ласковая , чистая)

- ответы детей( композитор рисует нам голубое небо, ручейки, таяние сосулек, тающий снег, деревья…)

- ответы детей ( в апреле появляются первые весенние цветы)

- ответы детей ( подснежники)


- ответы детей( подснежник)

-ответы детей ( вдохновение )


- ответы детей


- ответы детей ( пользуются таблицей «музыкальная палитра»


- ответы детей



- ответы детей ( нет, это исчезающий вид цветов,

поэтому их нужно беречь, а не рвать. Все виды исчезающих цветов занесены в специальную красную книгу)


- ответы детей ( от музыки)


- дети под музыку выполняют движения

5 этап. «Открытие» нового знания

( продолжение изучения новой темы)

Деятельность учителя

- В русской пейзажной живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна - любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков. У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли. Его картины дают не только наслаждение глазу, но и помогают изучить русскую природу. Посмотрите внимательно на картину Левитана «Март».

-Что вы на ней видите ?


- Какое настроение вы видите на этой картине?

- Как вы считаете, как назвал художник эту картину?

- Картина называется «Весна большая вода». Когда мы можем увидеть такую картину в жизни

-По колено застыли в воде

Как неловкие сестры подростки

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти берёзки.

Деятельность учащихся




- ответы детей(лошадь, деревья, снег, солнце).

- ответы детей .Тёплый свет солнца спорит с холодной небесной лазурью. Тёмные сосны отступают перед теплом озарённых светом деревьев. Ослепительно сверкают синие тени на снегу.


- радостное и немного грустное

-ответы детей

- ответы детей (на реке в половодье)

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Как вы думаете, получилось рассказать о весне и нарисовать ее у художника, поэта, композитора? А что нужно было каждому, чтобы выразить свои чувства.

-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт?


- ответы детей


-ответы детей каждый по - своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности.

- ответы детей ( произведение искусства)

7 этап. Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Времена года- поэт, художник, композитор, всё вместе это …

- Вот мы и ответили на вопрос, который изображён у вас в рабочих листках. Это произведение искусства. И поэт и художник и композитор изобразили своими средствами выразительности свои чувства о весне.

- Давайте споём песню, которую мы с вами выучили на прошлом уроке. Она есть у вас в рабочих тетрадях. Откройте тетради, если кто- ещё плохо знает слова.

-Сегодня вы хорошо работали, и мне хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».

- Ребята , а как вы оцениваете своё настроение, в какой цвет вы его окрасите, поднимите карточку.

- ответы детей ( произведение искусства)


- дети выполняют задание.

- дети поднимают цветную карточку.

8 этап. Домашнее задание

-Дома вы раскрасите рисунок , который у вас в ваших рабочих тетрадях, подберите соответствующее рисунку стихотворение и песню.

Дети выходят из класса под музыку П.И. Чайковского « Подснежник»


© 2010-2022