Доклад на тему Жизнь ложек в творческом ритме

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детей детско-юношеский центр «Ермак» первой категории

Зерноградского района

структурное подразделение ст. Мечётинская



ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Жизнь ложек в творческом ритме.





Составила : педагог ДО

Денисенко А.В.

2011г.

Жизнь ложек в творческом ритме.



"Ложка, забытая на столе, к гостю", а ложка, "забытая" в руке, к слушателю. В.Мартыненко На Руси издавна так повелось, что во время празднеств и всевозможных народных гуляний русский мужик, (возможно, и не всякий) почему-то считал своим долгом непременно всех удивить, врываясь в атмосферу состязаний и всевозможных соревнований, которые всегда имели место на подобных мероприятиях. Своё умение и удаль он часто переносил и на музыкальные инструменты, совершенное исполнение на которых дошло и до наших дней.

Стихия необычного и жажда первенства всегда были и будут непревзойдёнными мотиваторами по части удовлетворения собственных амбиций в плане оригинальности или превосходства. В этой связи исполнительское искусство органично вплетается в творческий процесс.

Исторически сложившаяся традиция подхода к осмыслению музыкального искусства как источника получения эмоциональных впечатлений диктует нам необходимость поближе рассмотреть процесс приобщения людей к музыкально-творческой деятельности.

Как происходит процесс формирования потребности самовыражения через различные формы музицирования? Это большая тема для отдельного разговора. Поэтому мы ограничимся лишь знакомством с природой некоторых звуковых категорий, используемых в музыкальной практике.

Известно, что все звуки делятся на музыкальные, имеющие звуковысотную характеристику, и шумовые, которые ее лишены. В шумовой особенности этих звуков заложены основы использования их в ритмических структурах. А если попробовать рассмотреть эмоциональную сферу музыкального восприятия с позиции объединения тона и шума и умелого манипулирования этими двумя началами?

Для слушателя здесь неоценимую помощь могут оказать правильные, неосязаемо расставленные акценты. Ведь ему (слушателю), находящемуся в процессе восприятия музыки, нужно "не потеряться" в постоянно растущем общем объёме музыкальной информации.

Речь идёт о музыкальном материале, несущем в себе определённую смысловую нагрузку, которая при восприятии слушателем пробуждает в нём особое эмоциональное чувство, способное расположить к размышлению или к созерцанию.

Теперь попробуем представить себе, что композитор, желающий воплотить поэтический образ в музыке, в своих творческих исканиях "заблудился". Ему не хватает какой-то решающей ноты или интонации, чтобы разрешить проблему полновесного синтеза слова и музыки. Наконец все интонационные возможности исчерпаны, и он решает для придания большего эффекта использовать шумы. Такие приёмы в музыкальной практике довольно часто применяются. Поэтому эпизодическое использование в музыке шумовых эффектов, особенно в моменты подчеркнутой изобразительности, даёт возможность называть это явление как способ воздействия, усиливающий эмоциональное восприятие.

Однако использование шумовых инструментов может носить не только вспомогательный характер, порой их звучание выходит на передний план.

Проанализируем другой способ использования шумовых инструментов. В популярной современной музыке в исполнительской практике существует целый цех для получения ритмообразующего стержня, на который в процессе музицирования нанизывается вся музыкальная ткань. Этот "цех" - ударная установка, состоящая из большого количества самых разных инструментов со всевозможными специфическими эффектами. Если бросить беглый взгляд на популярную музыку в момент прослушивания и попробовать окунуться в её стихию, мы невольно окажемся в плену музыкальной ритмо-рифмованной структурной сети, которая захватывает нас и уводит в мир ритмизованного бессознательного телодвижения. Процесс осмысления происходящих событий в музыке, подкреплённый такой формой ритмической поддержки, в этом случае облегчается и способствует более лёгкому восприятию. Как правило, такая музыка имеет заведомо развлекательный характер, не требует особого мыслительного напряжения и размышления слушателя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что шумовые музыкальные инструменты используются как в серьёзной, так и в популярной музыке, в силу своего предназначения часто лишенной драматургической линии.

Важнейшей особенностью музыки, как и некоторых других видов искусства, является жизненное пространство, формирующееся во временном процессе. Общеизвестно, что музыкальное художественное произведение не может существовать только в виде нотной записи или другого видимого носителя информации, так как в первую очередь оно должно быть услышано. Музыка линейна и существует прежде всего в некоей временной протяженности. И все-таки, не всё, что связано со слушанием музыки, можно измерять в единицах времени. Стержень времени, проникающий через все музыкальные события, происходящие в нашем сознании, можно представить в трех временных измерениях:

а) астрономического (физического),

б) перцептуального (психологического),

в) художественного.

Художественное и психологическое время, всегда тесно связанные между собой, несут основную нагрузку в организации средств выразительности, участвующих в создании различной степени интенсивности изменений и чередований музыкальных событий.

Важное место отводится силе, непосредственно участвующей в конкретном проживании музыкального материала. Это - "Его величество РИТМ".

Присутствие ритма ощущается всегда. Если этот пульс не прослушивается, то здесь на помощь даже самому малоопытному слушателю приходит некий "внутренний метроном", который, как настоящий друг, всегда автоматически включается во время общения с музыкой.

Роль этого метронома сводится не только к мерному чередованию сильных и слабых долей. Если "внутренний метроном" имеет достаточный опыт общения с музыкой, то он непременно поможет вам обогатить и разукрасить унылое чередование долей каким-то особым ритмическим ажуром, которому захочется вырваться наружу, чтобы найти первый попавшийся предмет и заставить его звучать.

Чтобы понять, каким образом издавна существующая на Руси музыкальная традиция нашла своё отражение в предмете нашего разговора, нужно найти место ложки в культурном контексте.

Уместно вспомнить некоторые выдержки из "Словаря русского языка" о ложке, из чего можно сделать вывод, что пословицы, поговорки, различные небылицы и присказки, адресованные ложке, заслуженно заняли свою нишу в устном народном творчестве.

"Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать", "Дорога ложка к обеду, а потом хоть под лавку", "Ложка в бане не посуда; девка бабе не подруга", "Один с сошкой (т. е. работник), а семеро с ложкой".

Сложилось так, что на Руси люди издавна использовали в быту именно деревянную ложку.

Одна пара таких ложек в умелых руках может сотворить необыкновенное ритмическое чудо. Для этого нужно постараться "вживить" наши любимые ложки в ту музыкально-ритмическую среду, которая в данный момент является предметом нашего внимания.

Чтобы понять художественные задачи ритма и всей системы средств, от него производных, необходимо изучить природу музыкального ритма, куда входят такие понятия, как метр, темп, длительность, ритмическая доля, пауза, размер, такт, акцент, периодичность, регулярность.

Как известно, ритм в музыке несет в себе мерное чередование и соотношение длительностей. Но если придать ему статус солирующего начала, то возникают новые отношения организации выразительных средств. Поэтому, избрав ложки как живой инструмент для озвучивания музыкально-художественных событий, мы поневоле пробуждаем диктат ритмообразующего начала. Ложка своим специфическим "щелчком" и тембральной особенностью как бы рапортует нам о своей единозначимости, увлекая наше сознание принять участие в рождении нового музыкального импульса.

Для правильного понимания места ложки в музыке необходимо расширить представление о ней в плане ее участия в организации ритмообразующего начала.

Если говорить о конкретной практической стороне знакомства с ложкой как с музыкальным инструментом, то можно смело заявлять о ней как о солирующем инструменте.

В России сегодня не существует систематизированного практического руководства по обучению игре на ложках. Вся наука об этом музыкальном инструменте, если взять на себя смелость называть его таковым, коренится в изобретательности народных исполнителей.

Возникает вопрос: где взять музыкальный материал для игры на ложках и каков должен быть его жанр? Решений для этой задачи предостаточно. Надо только проявить творческую инициативу. Первый этап обучения желательно начать с простейших ритмических композиций. Впоследствии можно предложить любое музыкальное произведение (где использование ложек не будет противоречить художественному замыслу), в которое мы начинаем внедрять отдельные удары и целые комбинации ритмических построений, чтобы попробовать пропеть, как бы "проговорить", его главные составляющие на ложках. Последствия такого внедрения в музыкальную ткань произведения не заставят себя долго ждать. При этом открывается безграничное поле для творчества.

Качество подготовки учителя в этой области может с успехом быть выявлено в процессе реализации его творческого потенциала во внеклассной деятельности с детьми. Опыт игры на ложках в будущем станет хорошим помощником в работе по расширению и улучшению использования музыкально-эстетических возможностей в процессе воспитания школьников. Исполнение на деревянных ложках порождает новые музыкально-эстетические отношения исполнителя и слушателя. Ложки, как нам кажется, должны занять важное место в ряду простейших детских музыкальных инструментов (барабан, треугольник, бубен, металлофон и др.). Нужно уделять достойное внимание организации коллективов ложкарей, способных не только развивать самих исполнителей, но и открывать для слушателя новые ощущения, радующих и увлекающих его в мир особой ритмической энергетики.

© 2010-2022