• Преподавателю
  • Музыка
  • «Оценка усвоения содержания музыкального материала в процессе анализа рабочих тетрадей учащихся в общеобразовательных классах»

«Оценка усвоения содержания музыкального материала в процессе анализа рабочих тетрадей учащихся в общеобразовательных классах»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Т Е М А: «Оценка усвоения содержания музыкального

материала в процессе анализа рабочих

тетрадей учащихся в общеобразовательных

классах»


УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ Филатенкова Г.С.





Москва

2015




Предмет «Музыка» в ГБОУ "Школа №1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина" преподаётся по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной на протяжении девяти лет. Принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.

Авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского с 1973 г. по 1981 г. работали в школе № 209 / Центр Образования № 1601 / над созданием экспериментальной программы по музыке для общеобразовательных школ.

Содержание Учебно-методического комплекта основывается на закономерностях музыкального искусства. В Центре УМК - русская музыкальная культура: музыкальный фольклор, духовная музыка и современное музыкальное творчество, а так же золотой фонд зарубежной музыкальной классики. учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых авторы выразили художественно педагогические идеи блока уроков четверти, года. Авторы рекомендуют, чтобы эти блоки стали нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки. Они помогут раскрыть «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества, так как являются важными для формирования личности ребёнка.

Авторы УМК «Музыка» предполагают естественное включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, одним из важных моментов является обращение ребёнка к учебнику и рабочей тетради дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучавшей на уроке.

Главным для учителя является повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепрограммах, при посещении концертов, при организации школьных праздников.

Первый год обучения посвящён систематизации жизненно-музыкального опыта детей. В Учебнике-тетради два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Эти два раздела по замыслу авторов связывают жизненные впечатления детей, их отношение к окружающему миру, к людям с музыкальными впечатлениями - школьными и внешкольными. В первом классе в Учебнике-тетради каждый разворот имеет своё название. На разворотах разнообразный материал: рисунки, репродукции с картин известных художников, тексты, стихи, фрагменты из музыкальных произведений на нотной строке, вопросы и задания. В первом классе осваивают музыкальный язык, музыкальную речь, выразительность интонаций речи и музыки, эмоциональный словарь необходимый для характеристики своего отношения к музыке. При разучивании песен происходит осмысление их стихотворного текста. Освоение музыкального языка в первом классе авторы программы предлагают проводить в игровой форме. Элементы понятия из музыкальной грамоты усваиваются через пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование, импровизации (речевые, вокальные, ритмические, художественные), «разыгрывание» произведений программного характера. Опираясь на свои жизненные представления, ребята узнают: колыбельные, роль которых - убаюкивать дитя - обеспечивается особым, завораживающим слух характером ритмики и мелодики; государственный гимн, который вызывает чувства патриотизма, эмоционального подъёма и единения, где использованы композитором соответствующие этому музыкальные средства. С первого класса на разворотах учебников и рабочих тетрадей ребята знакомятся с важной взаимосвязью трёх лиц, характерной для профессиональной музыки - композитора, исполнителя и слушателя. В заданиях блока «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ребята сами становятся и композиторами, и исполнителями, и слушателями: так ребята могут украсить мелодии звучанием инструментов, и как композиторы сами выбирают инструменты по тембровой окраске; сочиняют простые мелодии к стихам, которые им понравились больше других; с удовольствием разыгрывают песни «Выходили красны девицы» и «Бояре, а мы к вам пришли», при этом сопровождают их народными инструментами детского оркестра;

Одним из любимых детьми блоков является блок «Россия - Родина моя». Дети знакомятся с образами русской музыки «…быть может, полнее и ярче других видов искусства запечатлевшей загадочную русскую душу, которую и «умом не понять», и «аршином общим не измерить»…»; изучают истоки русской музыкальной культуры, её духовное наследие и традиции, родной природы.

В рабочих тетрадях ребята используют свой багаж знаний при выполнении домашних заданий, сочиняя мелодии, соединяя линии и краски, записывая ответы на вопросы. Одним из любимых заданий является раскрашивание рисунков, изображающих родную природу, при этом нужно отметить, как они точно подбирают краски для того, чтобы передать настроение и характер, звучавшей на уроке русской музыки. А с каким воодушевлением дети знакомятся с обычаями русской старины! Ведь они сами являются участниками тех или иных народных праздников, гуляний: хорошей традицией в школе стало проведение «Масленицы», ребята участвуют в оформлении концертного зала своими рисунками, поделками, разучивают стихи и масленичные песни. В рабочих тетрадях они как художники-декораторы и костюмеры подбирают такие краски для рисунков, чтобы они передавали характер народного праздника. Очень интересные ответы у многих ребят на вопрос: «Участвовал ли ты сам в масленичном гулянье, в проводах масленицы?». Рисунки в рабочих тетрадях красочные и интересные. Одним из любимых разворотов рабочих тетрадей является «Программа концерта» и «Афиша». Афиши и программы разнообразны, интересны и неожиданны, они достаточно ясно дают представление об усвоении содержания музыкального материала за весь учебный год. А в первом классе по программе ребята изучали музыкальные инструменты, знакомились с их тембрами, названиями, происхождением; и на одном из последних уроков с большим интересом разгадывали кроссворд, в котором узнавали знакомые инструменты. Домашнее задание по развороту Учебника-тетради «Твой музыкальный словарик» ребята выполнили со 100% качеством.

В начальных классах в Рабочих тетрадях широко даются сведения по музыкальной грамоте, которые помогают осваивать музыкальную речь, активизировать музыкально-слуховые представления по нотно-графическим записям, расширить эмоционально-образный строй речи. Они представлены на разворотах Рабочих тетрадей 1,2,3 класса «Азбука, азбука каждому нужна…» / 1 класс / , «Музыкальная азбука» / 1,2,3 класс / , «Учимся читать и писать ноты» / 2 класс /, «Мелодия и аккомпанемент» / 2 класс /, «Симфоническая сказка С. Прокофьева» партитура / 2 класс /, «Музыкальный словарик», «Волшебный цветик-семицветик» /3 класс / , «Играем в композитора», «Музыкальные жанры», «Музыкальная форма» .

В разделе «В музыкальном театре» Учебника и Тетради 2 класса происходит путешествие по опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Такое тематическое повторение разделов учебника даётся и в 3-ем классе, но с новыми заданиями и на новом уровне, а путешествие по опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» дано в 3-ем и 4-ом классах - «…в этом проявляется метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении)…». Из класса в класс накапливаются музыкальные впечатления, интонационный словарь, усложняются задания на уже знакомых детям произведениях и незнакомых.

Автором программы Г.П. Сергеевой предлагаются задания для тестирования учащихся в середине и в конце учебного года. Эти задания позволяют выявить критерии оценки усвоения материала по УМК. Кроме проверки полученных умений и навыков выявляется собственное отношение ребят к шедеврам мировой музыкальной культуры, что является очень ценным. Тестирование показало, что ребята хорошо распознают на слух тот или иной стиль музыкальных интонаций: с радостью и возбуждением они узнают знакомые интонации Сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига; сосредоточенно, вдумчиво и, сопереживая, вслушиваются «…как земли решается судьба…» в произведениях Людвига ван Бетховена; проникновенная и возвышенная песня Ф.Шуберта в исполнении Робертино Лоретти вызвала очень сильный эмоциональный отклик. Это стало очевидным из выполненного задания, в котором ребята передали своё собственное отношение к этой музыке. Очень точные ответы дают ребята на вопрос «Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере или на народном празднике?».

На одном из последних уроков учебного года проводилась игра «Угадайка» в 3-ем музыкальном классе. Учащимся было предложено десять фрагментов пройденных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Итоги этого письменного контрольного опроса ещё раз убеждают, что «…целенаправленное сопоставление произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерности развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию…» действительно развивают у ребят способность отличать музыку одного композитора от музыки другого. В «Угадайке» звучала музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Э.Грига, Ф.Шуберта, Н.Паганини, Л.Бетховена. В пятом классе последовательно развиваются идеи начальной школы, содержание музыкальных занятий направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие музыки. Программа направлена на «…формирование у учащихся национального самосознания, бережного отношения к родным истокам, к традициям своего народа, пониманию значимости своей культуры в художественной картине мира…». В пятом классе два раздела: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Связь этих видов искусств с музыкой была широко представлена в начальной школе, что подготовило почву для более глубокого воспитательного воздействия при тесном взаимодействии учителей музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства, музыки и театра.

В декабре в 5-м Гим классе проводился открытый интегрированный урок «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!», посвящённый 250-летию великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. На уроке ребята «отправились в путешествие в немецкий городок Зальцбург». Двое учащихся разыграли театрализованную сцену по сказке Г.Циферова «Тайна запечного Сверчка», главным действующим лицом которой становится музыка Моцарта, звучавшая на протяжении всего представления. Одной из задач урока было глубокое погружение в творчество композитора. Ребята без труда узнали ранее пройденные произведения: Симфонию №40, увертюру к опере «Свадьба Фигаро», «Весеннюю» песню и познакомились с новыми. По искрящейся, светлой, устремлённой ввысь радостной интонации пятиклассники узнали в «Маленькой ночной серенаде» и в хоре «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» музыку Моцарта.

Новым произведением для ребят был Скрипичный концерт Вольфганга Амадея Моцарта, фрагменты которого прозвучали на уроке. Репродукции картин, представленные на стенде /зрительный ряд Учебника на стр. 112-117 / усилили ассоциативное восприятие музыки. На контрольном уроке пятиклассникам было предложено назвать полюбившееся пройденное в учебном году произведение. Основная масса ребят называла произведения Моцарта /запомнившиеся им по ярким музыкальным интонациям /, «Кантату Александр Невский» С. Прокофьева с её героико-эпическими образами музыки и изобразительного искусства. Очень много интересных ответов дети дали на вопрос о защитниках Отечества, назвали много ранее пройденных музыкальных произведений.


Список используемой литературы:


  1. Методическое пособие «Музыка» 5-6 классы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская


  1. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы, Е.Д.Критская,

Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина


  1. Русская музыка в школе Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина


  1. О музыке и музыкальном воспитании Д.Б. Кабалевский


  1. Стиль и жанр в музыке Е.В. Назайкинский



7

© 2010-2022