- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке Музыкальная прогулка
Конспект урока по музыке Музыкальная прогулка
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронова Г.И. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Музыкальная прогулка»
Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе
восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с музыкальными произведениями
М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов», с картинами В. Васнецова, В. Гартмана, иллюстрациями И. Билибина;
-
Закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;
-
Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;
-
Формировать у учащихся ценностно - смысловую и учебно-познавательную компетенции.
Развивающие:
-
Развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;
-
Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными героями;
Воспитательные:
-
Формировать у учащихся общекультурную компетенцию;
-
Воспитывать музыкальную культуру слушателя через восприятие музыкальных произведений;
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: музыка, литература, изо, театр.
Контрольный вопрос: Какие средства использует композитор для создания
музыкального образа (портрета)?
Методы: метод анализа, сравнительный, объяснительно - иллюстративный,
частично - поисковый, метод размышления о музыке.
Оборудование: видео-, аудио-оборудование; музыкальный материал:
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Прогулка»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба - Яга»), «Балет
невылупившихся птенцов».
Художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», эскиз
костюмов для балета Г. Гербера «Трильди»; В. Васнецов
«Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»;
И. Билибин «Баба- Яга».
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
У: «…Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: О сказках, о сказочных героях, о волшебстве…
У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил свое выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным миром. И поведет нас туда музыка М. П. Мусоргского.
Слайд № 1
А для этого мы отправимся в необычное путешествие - музыкальное путешествие вместе с композитором М. П. Мусоргским. Нам предстоит побывать на выставке картин знаменитых художников России второй половины XIX века и увидеть их в музыкальной форме. Мы станем участниками диалога музыки и живописи; попытаемся разгадать секреты музыки, ответить на важные вопросы о мастерстве художников и музыканта, решить кроссворд и ответить на главный вопрос: может ли музыка рисовать? Какие средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?
Не будем терять времени!
Слайд № 2
Слышите звуки музыки М. Мусоргского? Они приглашают нас на прогулку!
Слушание «Прогулки» М. П. Мусоргского.
У: Расскажите, что вы почувствовали, увидели, когда звучала музыка
М. Мусоргского?
Ответы детей.
Его произведение так и называется «Прогулка».
«Прогулка» - это путешествие в художественную галерею.
Сквозь пространство и время музыка «Прогулки» доставила нас в Петербург далекого 1874 года. В конце февраля в залах Академии художеств была устроена выставка, посвященная памяти талантливого художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана, которые организовали его друзья. Мусоргский, побывав на выставке, задумал «нарисовать в музыке» лучшие картины своего друга. И вскоре, после посещения выставки,
М. П. Мусоргский написал цикл фортепианных пьес под названием «Картинки с выставки. Воспоминания о Викторе Гартмане». Это уникальное произведение представляет собой целую серию «музыкальных зарисовок» или «музыкальных портретов», созданных удивительной фантазией композитора к работам и некоторым экспонатам художника и архитектора.
Слайд № 3
Через несколько лет известный собиратель искусства Павел Михайлович Третьяков выкупил часть произведений Гартмана, других художников - Виктора Васнецова и Ивана Билибина, - и открыл «Русский зал» в своей галерее.
Сегодня - это знаменитая Третьяковская галерея, которая находится в Москве.
Слайд № 4
Слайд № 5
Представим, что мы в Москве, пришли в Третьяковскую галерею, поднимаемся по широкой лестнице и входим в зал, где висят работы Виктора Александровича Гартмана и его друзей: Ивана Билибина и Виктора Васнецова.
Слайд № 6
Открывает галерею картин работа Гартмана «Избушка на курьих ножках». Давайте ее рассмотрим.
Слайд № 7
Дети рассматривают работу.
Вопросы:
1.В чем необычность избушки, и для чего предназначен этот сказочный домик?
Ответы детей: - Это часы, в этом домике живет время.
2.Кто еще из героев сказочного мира могут жить в этой сказочной избушке?
Ответы: Герои русских народных сказок: петушок, мышка - нарушка, зайчик, мудрая сова.
3.Какое настроение царит в этой избушке?
Ответы: Праздничное, веселое, гостеприимное. В такой избушке живут настоящие друзья.
У: А теперь послушаем. Какую сказочную избушку нарисовал М. П. Мусоргский, назвав свою пьесу «Избушка на курьих ножках»?
Слушаем, обсуждаем с детьми.
1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие.
Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров.
- Мусоргский нарисовал тоже избушку - часы, или избушка другая?
(Страшная, таинственная, пугающая).
- Кто может жить в такой избушке? Конечно Баба-Яга. Полное название пьесы «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»).
- Какой портрет нарисовал М. Мусоргский своей Бабы-Яги?
Добрая - злая
Молодая - старая
Подвижная - даже летящая,
А может быть смотрит в окно, поджидая нежданных гостей.
- Чем заканчивается музыкальная встреча с Бабой-Ягой у Мусоргского?
( Она улетает).
- Да, мы с вами молодцы, нам удалось нарисовать портрет Бабы-Яги, который мы увидели в музыке М. Мусоргского?
- А теперь посмотрим, что услышали и увидели в музыке своего друга профессиональные художники Иван Билибин и Виктор Васнецов?
Слайд №8
- Перед нами портрет Ивана Яковлевича Билибина - известного графика и иллюстратора произведений русской литературы XIX века.
Слайд № 9
- А вот работа художника-графика. Кого мы видим? (Бабу-Ягу)
- Похожа на нашу Бабу-Ягу, которую мы услышали и нарисовали словами по произведению М. Мусоргского?
Обсуждение.
Вывод: Очень похожа. Билибин очень чутко услышал музыку М. П. Мусоргского, почувствовал замысел композитора и перенес музыкальный портрет Бабы-Яги на свой холст.
- А теперь посмотрим на работы известного художника России XIX века Виктора Михайловича Васнецова.
Слайд №10
Слайд № 11
- Это разные картины. Васнецов разделяет единое музыкальное произведение на две картины. Избушка Васнецова похожа на молодого петушка, который кокетничает своим гребешком и праздничной рубашечкой.
А вот Баба-Яга у Виктора Васнецова еще более страшная, зловещая, грубая. И она опять летит в ступе.
У: Посмотрим еще одну работу Виктора Гартмана, называется она
«Невылупившиеся цыплята».
- В чем необычность рисунка? На нем изображен сказочный герой или обычные дети в необычных карнавальных костюмах?
У: Верно. Рисунок В. Гартмана - это эскиз (набросок, но подробный), изображающий костюмы цыплят для детского балета.
Послушаем музыку М. Мусоргского.
Что же нарисовал композитор?
Слушаем, обсуждаем.
У: Конечно же, композитор нарисовал настоящих маленьких цыплят-птенцов, которые вылупляются из яиц и пытаются двигаться, бежать, кружиться. Они словно танцуют свой веселый трогательный танец.
Пьеса Мусоргского так и называется «Балет невылупившихся птенцов».
У: Какие средства музыкальной выразительности использовал Модест Петрович?
Беседа.
Вывод: И так, для создания музыкальных картин и музыкальных портретов композитор использовал: мелодию, темп, динамику, тембр, регистр.
Слайд № 13
Слайд №14
Слайд №15
3. Разгадываем кроссворд.
Средствами музыкальной изобразительности мы можем нарисовать портрет в музыке.
4. Рефлексия. Поставим друг другу отметки за работу на уроке.