Конспект урока по музыке Музыкальная прогулка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Музыкальная прогулка»

Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе

восприятия музыкальных и художественных произведений.

Задачи:

Образовательные:


  • Познакомить учащихся с музыкальными произведениями

М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов», с картинами В. Васнецова, В. Гартмана, иллюстрациями И. Билибина;

  • Закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;

  • Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;

  • Формировать у учащихся ценностно - смысловую и учебно-познавательную компетенции.

Развивающие:


  • Развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;

  • Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными героями;

Воспитательные:


  • Формировать у учащихся общекультурную компетенцию;

  • Воспитывать музыкальную культуру слушателя через восприятие музыкальных произведений;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: музыка, литература, изо, театр.

Контрольный вопрос: Какие средства использует композитор для создания

музыкального образа (портрета)?

Методы: метод анализа, сравнительный, объяснительно - иллюстративный,

частично - поисковый, метод размышления о музыке.

Оборудование: видео-, аудио-оборудование; музыкальный материал:

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Прогулка»,

«Избушка на курьих ножках» («Баба - Яга»), «Балет

невылупившихся птенцов».

Художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», эскиз

костюмов для балета Г. Гербера «Трильди»; В. Васнецов

«Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»;

И. Билибин «Баба- Яга».

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

У: «…Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…»

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д: О сказках, о сказочных героях, о волшебстве…

У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил свое выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным миром. И поведет нас туда музыка М. П. Мусоргского.

Слайд № 1

А для этого мы отправимся в необычное путешествие - музыкальное путешествие вместе с композитором М. П. Мусоргским. Нам предстоит побывать на выставке картин знаменитых художников России второй половины XIX века и увидеть их в музыкальной форме. Мы станем участниками диалога музыки и живописи; попытаемся разгадать секреты музыки, ответить на важные вопросы о мастерстве художников и музыканта, решить кроссворд и ответить на главный вопрос: может ли музыка рисовать? Какие средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?

Не будем терять времени!

Слайд № 2

Слышите звуки музыки М. Мусоргского? Они приглашают нас на прогулку!

Слушание «Прогулки» М. П. Мусоргского.


У: Расскажите, что вы почувствовали, увидели, когда звучала музыка

М. Мусоргского?

Ответы детей.

Его произведение так и называется «Прогулка».

«Прогулка» - это путешествие в художественную галерею.

Сквозь пространство и время музыка «Прогулки» доставила нас в Петербург далекого 1874 года. В конце февраля в залах Академии художеств была устроена выставка, посвященная памяти талантливого художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана, которые организовали его друзья. Мусоргский, побывав на выставке, задумал «нарисовать в музыке» лучшие картины своего друга. И вскоре, после посещения выставки,

М. П. Мусоргский написал цикл фортепианных пьес под названием «Картинки с выставки. Воспоминания о Викторе Гартмане». Это уникальное произведение представляет собой целую серию «музыкальных зарисовок» или «музыкальных портретов», созданных удивительной фантазией композитора к работам и некоторым экспонатам художника и архитектора.

Слайд № 3

Через несколько лет известный собиратель искусства Павел Михайлович Третьяков выкупил часть произведений Гартмана, других художников - Виктора Васнецова и Ивана Билибина, - и открыл «Русский зал» в своей галерее.

Сегодня - это знаменитая Третьяковская галерея, которая находится в Москве.

Слайд № 4

Слайд № 5

Представим, что мы в Москве, пришли в Третьяковскую галерею, поднимаемся по широкой лестнице и входим в зал, где висят работы Виктора Александровича Гартмана и его друзей: Ивана Билибина и Виктора Васнецова.

Слайд № 6

Открывает галерею картин работа Гартмана «Избушка на курьих ножках». Давайте ее рассмотрим.

Слайд № 7

Дети рассматривают работу.

Вопросы:

1.В чем необычность избушки, и для чего предназначен этот сказочный домик?

Ответы детей: - Это часы, в этом домике живет время.

2.Кто еще из героев сказочного мира могут жить в этой сказочной избушке?

Ответы: Герои русских народных сказок: петушок, мышка - нарушка, зайчик, мудрая сова.

3.Какое настроение царит в этой избушке?

Ответы: Праздничное, веселое, гостеприимное. В такой избушке живут настоящие друзья.

У: А теперь послушаем. Какую сказочную избушку нарисовал М. П. Мусоргский, назвав свою пьесу «Избушка на курьих ножках»?

Слушаем, обсуждаем с детьми.

1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие.

Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров.


- Мусоргский нарисовал тоже избушку - часы, или избушка другая?

(Страшная, таинственная, пугающая).

- Кто может жить в такой избушке? Конечно Баба-Яга. Полное название пьесы «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»).

- Какой портрет нарисовал М. Мусоргский своей Бабы-Яги?


Добрая - злая

Молодая - старая

Подвижная - даже летящая,

А может быть смотрит в окно, поджидая нежданных гостей.


- Чем заканчивается музыкальная встреча с Бабой-Ягой у Мусоргского?

( Она улетает).

- Да, мы с вами молодцы, нам удалось нарисовать портрет Бабы-Яги, который мы увидели в музыке М. Мусоргского?

- А теперь посмотрим, что услышали и увидели в музыке своего друга профессиональные художники Иван Билибин и Виктор Васнецов?

Слайд №8

- Перед нами портрет Ивана Яковлевича Билибина - известного графика и иллюстратора произведений русской литературы XIX века.

Слайд № 9

- А вот работа художника-графика. Кого мы видим? (Бабу-Ягу)

- Похожа на нашу Бабу-Ягу, которую мы услышали и нарисовали словами по произведению М. Мусоргского?

Обсуждение.

Вывод: Очень похожа. Билибин очень чутко услышал музыку М. П. Мусоргского, почувствовал замысел композитора и перенес музыкальный портрет Бабы-Яги на свой холст.

- А теперь посмотрим на работы известного художника России XIX века Виктора Михайловича Васнецова.

Слайд №10

Слайд № 11

- Это разные картины. Васнецов разделяет единое музыкальное произведение на две картины. Избушка Васнецова похожа на молодого петушка, который кокетничает своим гребешком и праздничной рубашечкой.

А вот Баба-Яга у Виктора Васнецова еще более страшная, зловещая, грубая. И она опять летит в ступе.

У: Посмотрим еще одну работу Виктора Гартмана, называется она

«Невылупившиеся цыплята».

- В чем необычность рисунка? На нем изображен сказочный герой или обычные дети в необычных карнавальных костюмах?

У: Верно. Рисунок В. Гартмана - это эскиз (набросок, но подробный), изображающий костюмы цыплят для детского балета.

Послушаем музыку М. Мусоргского.

Что же нарисовал композитор?

Слушаем, обсуждаем.

У: Конечно же, композитор нарисовал настоящих маленьких цыплят-птенцов, которые вылупляются из яиц и пытаются двигаться, бежать, кружиться. Они словно танцуют свой веселый трогательный танец.

Пьеса Мусоргского так и называется «Балет невылупившихся птенцов».

У: Какие средства музыкальной выразительности использовал Модест Петрович?

Беседа.

Вывод: И так, для создания музыкальных картин и музыкальных портретов композитор использовал: мелодию, темп, динамику, тембр, регистр.

Слайд № 13

Слайд №14

Слайд №15

3. Разгадываем кроссворд.

Средствами музыкальной изобразительности мы можем нарисовать портрет в музыке.

4. Рефлексия. Поставим друг другу отметки за работу на уроке.

© 2010-2022