Адаптированная программа кружка Сударушка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Адаптированная программа кружка «Сударушка»



































Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы.

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов, детского хорового пения, танцев в музыкальном воспитании детей школьного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (ложки, бубны, трещотки, маракасы, румба, погремушки,). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание музыкальных коллективов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации детских музыкальных коллективов, элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара.

Актуальность.

Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды».

В детской психологии и методике развития речи школьников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; школьник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает школьников с ОВЗ. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, выполняет танцевальные движения, исполняет песни и попевки развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные и двигательные способности. Обучаясь в кружке, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту инструментов, танцев, песен. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей кружка данная деятельность помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


Цели и задачи программы.


Целью обучения детей в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей. Это оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной, физической сфер личности ребёнка. Работа в кружке «Сударушка» позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного времени также решаю следующие задачи:

Обучающие:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой, музыкальными инструментами.

  • Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

  • Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

  • Приобщать детей к народной, классической и современной музыке, формировать интерес и любовь к исполнению на детских музыкальных инструментах

  • Поддерживать желание играть на инструментах в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

  • Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности;

  • Воспитывать творческую инициативу.

  • Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Развивающие и коррекционные:

  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

  • Развивать мышление, аналитические способности.

  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

  • Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

  • Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

Программа.

Занятия проводятся в сформированных группах (по 10-15 детей) 2 раза в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут.



Режим занятий.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Формы подведения итогов: открытые занятия для детей и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на школьных конкурсах и фестивалях.

Этапы работы

1 этап Развивать способность к подражанию, которая ярко выражена у детей с ОВЗ.

2 этап Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.

Методическое обеспечение программы

Создание в школе оркестра - дело непростое, ведь для этого должны быть определённые

условия - наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили детские шумовые инструменты, какие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, ложки. Кроме этого в состав оркестра я включила звуковысотные инструменты - металлофоны.

Руководителем кружка подбирается фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирается репертуар оркестра. Кроме этого, ребята знакомятся с инструментами симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы для которых я записываю с помощью интернета. Мною подобрана литература по теме, дидактические игры, наглядные пособия, что позволяет проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне.

На первых занятиях ребята закрепляют навыки игры на инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе - научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяю моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на доске. С этой же целью использую дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, музыкальные инструменты используются в повседневной жизни школы. В руководителя кружка имеется необходимый набор детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.

Следующий этап - обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Сначала ребята учатся правильно держать музыкальный молоточек, с помощью которого извлекаются звуки. Это не простая задача и не все ребята сразу с ней справляются, поэтому обучение игре на этом инструменте проводится индивидуально. После того, как дети научатся передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, и освоят приёмы игры на металлофоне, перейдём к разучиванию попевок, построенных на двух соседних звуках.

Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяю такие приёмы, как выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на доске, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Ребятам, которые довольно быстро и легко освоят приёмы игры на металлофоне, будут исполнять партии во время игры в оркестре.

После того, как ребята в основном освоят приёмы игры на шумовых и звуковысотных инструментах, мы будем выбирать произведение для оркестровки. Ребята послушают музыкальное произведение в исполнении музыкального руководителя и для сравнения - в исполнении симфонического оркестра (в аудиозаписи), если это музыка из классического репертуара или в исполнении оркестра народных инструментов, если пьеса народного характера. Затем ребята предложат инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все вместе мы решим, подходят те или иные инструменты и кому поручить игру на них. Все партии будем разучивать индивидуально и только затем объединим всех музыкантов в оркестр. Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требуется не одна репетиция. Венцом наших занятий станут выступления оркестра на концерте, которого всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра музыкантов - украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята научатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители - не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха будет чувствоваться вдвойне.

Содержание программы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняю музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор - потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных инструментах.

♦ Этапы обучения на ложках

I этап - знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II этап - постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап - знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап - освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр презентаций.

V этап - работа над музыкальным произведением.

VI этап - выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на - двух ложках,

-на русских народных инструментах

- знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями;

- постановка исполнительского аппарата - корпуса рук;

- освоение основных приемов звукоизвлечения;

- развитие исполнительского мастерства - работа над художественно- выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

- работа над музыкальным произведением.

Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах

Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты.

В процессе знакомства с ударным инструментом дети:

- узнают об истории его создания;

- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;

- выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;

- устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:

- корпус инструмента - шумовые;

- мембрана, перепонка - перепончатые;

- пластина - пластинчатые;

- наличие нескольких звукообразующих элементов - комбинированный тип;

- познают, как образуется звук:

- от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разноименных) или частей инструментов друг о друга;

- в результате встряхивания;

- трения (скольжения);

- других приемов звукообразования, в том числе смешанных;

- познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);

- приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.).

♦ Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки.

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг).

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.












© 2010-2022