- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке по программе Ямалетдиновой, Хусаиновой 6 класс
Рабочая программа по музыке по программе Ямалетдиновой, Хусаиновой 6 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахметова Г.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные документы
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г №1089 (с изменениями: приказ Минобрнауки от 10.11.2011тг. № 2643, приказ от 31.01.2012 № 69).
-
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-З «Об образовании в Республики Башкортостан»
-
Примерной программе основного общего образования по музыке примерными программами общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Составлена на основе программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . - Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы -составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова
Программа является базовой, т. е. определяет содержание учебного курса «Музыка» для основной школы, которое должно быть представлено в любой рабочей программе.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов за неделю -1 часа. За год - 36 часов.
Iчетверть - 9, II четверть - 8, III четверть - 10, IV четверть - 9
Проверочная работа - 2
Цели и и задачи программы:
Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Основные задачи программы:
-
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
-
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
-
развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.
Общие результаты изучения на модель выпускника
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
-
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных на уроке, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
-
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a'capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
-
Обобщать представления о связях музыки и жизни, о социальной роли музыки;
-
Находить отражение в музыке истории, быта, культуры и традиций народа
-
Знакомство с яркими примерами воздействия музыки на отдельных людей, на целые народы и на все человечество;
-
Осознавать роль и ответственность музыкантов - исполнителей (воздействие музыка оказывает лишь в процессе звучания);
-
Воспитание чувства патриотизма: формирование умения чувствовать красоту родной земли, уважения к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость и гордости за достижения национальной культуры;
Разделы учебного предмета
Учебно-тематический план
№
Темы
Кол-во часов
1
Введение
1
2
История песен - история народа
11
3
Как создается музыкальное произведение
15
4
По страницам истории
8
Повторение
1
Введение (1 ч.)
История песен - история народа. (11 ч)
Фольклор и профессиональное композиторское творчество, их взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение. Многообразие жанров народной музыки, их характеристика. Отражение в музыке истории, быта, традиции народа и внутреннего мира человека. Знакомство с легендами башкирских народных песен. Углубление знаний о древних эпических жанрах: кубаир, баит, мунажат.
Музыкальный материал.
Кубаиры: «Башкортостан», «О, мой башкир!», А.Кубагушев, сл. Р.Гарипова. «Думы мои»
Байит: «Наставление Акмуллы», «Сак-Сок», б.н.п. «Семь девушек»
Мунажаты: «Гостевой мунажат», М.Ильбакова, сл.Д.Талхи. Завещание бабушки
Песни о родной земле, о красоте ее природы:
Б.н.п. «Долины Агидели», «Берега Демы», «Уралым»,
Х.Ахметов. Утро Урала
Песни композиторов о родной земле, природе
Зрительный ряд: Р.Нурмухаметов. «Весна под Уфой», «Половодье под Уфой», «Весна на Деме», Осень на Урале»; А.Бурзянцев. «Уральский пейзаж», С.Литвинов «В горах Урала».
Песни о батырах - беглецах: б.н.п. «Буранбай», «Ишмурза», «Бииш», «Гумеров»
Песни о женсокй судьбе в прошлом: б.н.п. «Шаура», «Зульхизя», «Салимакай». Татар. нар.песня. «Галиябану», Х.Заимов, А.Чугаев. Балет «Черноликие»
Традиционный свадебный музыкальный фольклор. Л.Степанов, З.Исмагилов. Балет "Журавлиная песень" -2 действи"Свадьба" . Баш.нар.песни: "Мадинакай","Ашкадар
Песни о военных походах и прохождении службы в армии: Баш.нар. песни: "Перовский","Порт-Артур". Рус. нар.песня "Солдат"
Как создается музыкальное произведение. (15 часов)
Единство музыкального произведения. Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире.
О чем рассказывает музыкальный ритм. От адажио к престо. "Мелодия - душа музыки" (П.Чайковский). "Мелодией одной звучат печаль и радость..." Мелодия угадывает нас самих. Регистр. Что такое гармония. Эмоциональный мир полифонии. Фактура - способ изложения музыкального материала. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика.
В чем сила музыки
Примерный музыкальный материал.
Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль.
И.Штраус. Вальс "Сказки Венского леса"
Пятая симфония Л.Бетховена
Г.Струве, А.Барто. Бьют барабаны (хоровое пение)
А.Бородин. "Половецкие пляски"
А.Хачатурян. "Танец с саблями"
Д. Россини, К.Пенолли. "Неаполитанская тарантелла".
Е.Крылатов, Л.Дербенев. Три белых коня.
Ф.Шуберт, Л.Рельштаб. "Серенада"
В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада",
П.И.Чайковский. Па-де-де из балета "Щелкунчик"
В.Моцарт. "Реквием. Лакримоза";
Н.Римский - Крсаков. "Шествие чуд морских" (из оперы "Садко")
И.С.Бах. Фуга Соль минор, "Весенняя песня"
П.И.Чайковский "Осенняя песня" С.В.Рахманинов. "Весенние воды"
Н.Римский - Корсаков. "Полет шмеля" (из оперы "Сказка о царе Салтане")
Клод Дебюсси. "Лунный свет"
Л.Бетховен. Симфония №6
"По страницам истории" (8 часов)
Музыкальная летопись исторических событий рзных лет.
Биографии песен, за которыми стоят волнующие страницы истории, легендарная храбрость, душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат - защитников Отечества.
Тема Великой Отечественной войны и защиты Отечества в произведениях композиторов Башкортостана.
Отражение исторических собтыий в произведениях разных видов искусства.
Примерный музыкальный материал
Крестьянская война 1773-1775 годов
Р.н.п. "Не шуми, ты, мати - зелена дубравушка". "Баш.нар. песня "Салават - батыр"
З.Исмагилов. Опера "Салават Юлаев"
(речитатив и ария Амины, ариозо Юлая)
Отечественная война 1812 года
б.н.п.: "Кахым-туря", "Любизар", "Кутузов"
Д.Покрасс, сл. Б.Ласкина"Три танкиста
Первая мировая, гражданская войны и революции
Дм. Покрасс, сл. Исаковского "Прощание"
Б.Мокроусов, сл. Р.Рождественского
"Песня неуловимых мстителей"
Революционные песни:"Варшавянка","Смело товарищи в ногу"
Г.Ишкуватова, сл. Г.Халфетдиновой "Памятник героев"
Великая Отечественная война
Д.Шостакович .Симфония №7 "Ленинградская"(1 часть).
Д.Тухманов, сл. В.Харитонова. "День Победы".
А.Александров, сл. В.Лебедева-Кумача"Священная война".
З.Исмагилов,сл. К.Даяна"Генерал Шаймуратов"
Героическое прошлое народов России и мира.
Л.Бетховен. Увертюра "Эгмонт". М.Огинский
Полонез. "Прощание с Родиной
Итоговое занятие (1ч)
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Национально-региональный компонент на уроках музыки.
Сегодня общеобразовательная школа находится в процессе перехода на новый образовательный стандарт (ФГОС), методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.
Художественно-эстетическое образование в школе должно включать в себя народное и профессиональное, национальное и мировое искусство. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию культуры и искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таков путь познания национальных и мировых ценностей.
Существенная, на мой взгляд, новизна музыкального воспитания заключена в обращении к культурным традициям прошлого и настоящего родного края. В тематическое планирование уроков музыки введён национально-региональный компонент (НРК). Изучение музыкального краеведческого материала помогает познакомить учащихся с музыкальными традициями башкирского народа: народными песнями, праздниками и обычаями, известными коллективами и исполнителями. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 1 классе - 3 учебных часа, во 2 - 8 классах - 4 учебных часа в год. Для введения НРК в тематические планирования вариативных учебных программ по предмету «Музыка» предлагаются следующие содержательные линии:
-
детский музыкальный фольклор и сочинения башкирских композиторов для детей;
-
музыкальный фольклор башкирского народа;
-
музыкальная жизнь родного края;
-
творчество башкирских композиторов;
-
музыкальная жизнь республики Башкортостан;
-
музыкальное прошлое республики Башкортостан.
Интернет- ресурсы
-
74213s3.edusite.ru/p104aa1.html
-
classic-music.ru/ - классическая музыка.ru
-
news.oboe.ru/- лента новостей о классической музыке
-
classicalforum.ru/ - Форум об опере и классической музыке
-
terramusic.nm.ru/ - Музыка в Интернете
-
cbook.ru/tchaikovsky/index/index.shtmlv - Дом музей Чайковского
-
ournetclassic.dp.ua/frm/enc.htm - Музыкальная энциклопедия
-
midiclassic.narod.ru/ - Все о композиторах
-
members.tripod.com/Beethoven_page/ - Все о Бетховене
-
library.thinkquest.ru/c025/index_musik.htm - Замечательные уроки музыки
-
mmv.ru/p/museum/ - Музей музыкальных инструментов
-
pro-uroki.ru/music/planning/ - про уроки музыки
-
sc149.narod.ru/ - уроки музыки
-
borgo.ucoz.ru/ - башкирские народные музыкальные инструменты
Выбор УМК - «Школа России»
-
Программа по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . - Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы -составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова
-
Хрестоматии для 6 класса. Авторы - составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова
-
Фонохрестоматия по предмету «Музыка» 6 класс. Составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 6 класс
1 часа в неделю. Всего 36 часа
№
План
дата
Факт
дата
Тема урока
Кол.
час
Планируемый результат
1
4.09
Введение. В чем сила музыки
1
Личностные
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, Башкортостана; осознание своей этнической принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Воспитание интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в 6 классе:
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов:
• в познавательной сфере
- Расширить знания о жанрах народных песен и легендах, лежащих в основе многих песен башкирского народа;
- Знакомство с древними эпическими жанрами башкирской народной песни (кубаир, баит, мунажат) в сравнении с подобными жанрами песен других народов;
- Осознавать тесную взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение народной и профессиональной музыки;
-уметь определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
-уметь отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
-уметь находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных в 6 классе;
- знать выдающихся композиторов мира, направления их творчества, особености произведений;
- уметь при слушании определять и называть самые значительные музыкальные произведения
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
- структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях; прочувствовать своеобразие музыкально-культурной жизни страны или континента;
- осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой;
• в коммуникативной сфере:
- использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
- стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
- понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере:
- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
История песен - история народа (11 ч.)
2
11.09
Кубаиры
1
3
18.09
Баиты
1
4
25.09
Мунажаты
1
5
2.10
Песни о родной земле, о красоте ее природы
1
6
9.10
Песни о батырах - беглецах
1
7
16.10
Песни о женской судьбе в прошлом
1
8
23.10
Песни о женской судьбе в прошлом
1
9
30.10
Традиционный свадебный музыкальный фольклор разных народов
1
10
6.11
. Песни о любви
1
11
13.11
Песни о военных походах и прохождении службы в армии
1
12
20.11
Зачет по теме "Истории песен - история народа"
1
"Как создается музыкальное произведение" (15 часов)
13
27.11
Искусство и фантазия.
1
14
4.12
Искусство - память человечества
1
15
11.12
Единство музыкального произведения
1
16
18.12
Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире.
1
17
25.12
О чем рассказывает музыкальный ритм
1
18
15.01
От адажио к престо
1
19
22.01
"Мелодия - душа музыки" (П.Чайковский)
1
20
29.01
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." Мелодия угадывает нас самих. Регистр.
1
21
5.02
Что такое гармония
1
22
12.02
19.02
Эмоциональный мир полифонии
1
23
26.02
Фактура - способ изложения музыкального материала
1
24
5.03
Музыкальные тембры
1
25
12.03
Музыкальная динамика.
1
26
19.03
В чем сила музыки.
1
27
2.04
Зачет по теме "Как создается музыкальное произведение"
1
"По страницам истории" (8 часов)
28
9.04
Крестьянская война 1773-1775 годов
1
29
16.04
Отечественная война
1812 года
1
30
23.04
Отечественная война
1812 года
1
31
30.04
Первая мировая, гражданская войны и революции
1
32
7.05
Великая Отечественная война
1
33
14.05
Героическое прошлое народов России и мира
1
34
21.05
Зачет по теме "По страницам истории".
1
35
28.05
Урок - концерт "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем
1
53