- Преподавателю
- Музыка
- Музыкальный театр сказка
Музыкальный театр сказка
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мануковская И.В. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 2
от 16 сентября 2012 года
Председатель педсовета
___________ Т.В.Симирская
(Подпись, печать ОУ)
Рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Кружок
«Музыкальный театр «Сказка»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7 -11 лет
Составитель:
Мануковская Ирина Викторовна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 5.
г.Кропоткин
2012г.
1. Пояснительная записка.
Программа данного направления внеурочной деятельности составлена на основе
-
Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5»;
-
Под редакцией Е.И.Мошковой, Программа «Ритмика и бальные танцы», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ 2008 год.
-
Н.К.Беспятова Программы педагога дополнительного образования «От разработки до реализации» Москва 2003 год
-
Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милованович Программа «Театр - творчество - дети», Москва 1995 год.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Каждое занятие направлено на овладение учащимися навыков актерского мастерства, раскрытию музыкальных способностей, развитию пластики движения и направлено на гармонизацию личности ребенка.
В программе систематизированы средства и методы танцевально-игровой деятельности, музыкального и театрального искусства, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении:
- театральная деятельность развивает память ребёнка, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих возможностей. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Одной из возможностей познакомить младших школьников с театральным искусством является проведение утренников, праздников, спектаклей в основе которых игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки, народного праздника или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребёнку: кто-то покажет себя в большей роли, кто-то совсем в крошечной. В спектакле всегда найдётся место и танцорам и певцам;
- музыкальная деятельность: исполнение музыки при помощи певческого голоса - одно из главных творений человека, столь же разностороннее, богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем;
- танцевальная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем организма.
Направленность данной программы обусловлена последовательным развитием устойчивого интереса детей к театральному, музыкальному, танцевальному искусству, которые очень тесно связаны между собой.
Актуальность программы заключается в развитии личности ребенка, важнейшим направлением которого является нравственно-эстетическое воспитание.
Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Занятия имеют большую воспитательную целесообразность, способствуют ответственности за выполняемые творческие задания. На занятиях расширяются знания о музыке, хореографии и театре, организуются разнообразные виды музыкальной, сюжетно-игровой, внеучебной деятельности детей, как познавательного, так и развивающего творческого характера.
Цель:
Развитие личностного и творческого потенциала учащихся посредством музыкального, танцевального, театрального искусства, основанного на использовании различных видов творческой деятельности.
Задачи:
- Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела.
- Совершенствовать память и внимание, наблюдательность и мышление, воображение и быстроту реакции, инициативность и выдержку, а так же восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.
- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к реквизиту, костюмам.
-Расширять представления детей об окружающей действительности, активизировать и расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать зрительскую культуру.
- Расширять знания ребят по истории Родины, о традициях родного края, певческой культуре на основе изучения детских песен, классических вокальных произведений, народного творчества и эстрадных песен.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Развивать воображение и фантазию, выразительность жеста в создании музыкально-пластических образов. Создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена творческого коллектива.
2. Учебно-тематическое планирование занятий
1-ый год обучения 1-ый класс
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
ауди-
торные
внеауди-торные
1
«Музыка и театр»
1
1
Беседа о видах театра
2
«Превращение». Здравствуй, театр!
2
1
Знакомство с устройством театра, театральными жанрами
3
Пусть каждый смеётся как я!
1
Театрализованная игра
4
Ритмопластика.
4
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения
5
Упражнения на координацию.
1
--------------------------
6
Бег, подскоки.
1
--------------------------
7
Музыкальные игры по развитию внимания.
1
музыкально-театральные выразительные средства
8
Знакомство со структурой театра, с его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист.
2
1
Беседа о театральных профессиях, первичных навыках актерской техники
9
Знакомство с театром: художник, гример, оркестр.
1
-------------------------
10
Игры на развитие внимания и воображения.
1
1
музыкально-театральные выразительные средства
11
Знакомство со сценарием.
1
1
Театрализованная игра
12
Репетиционный час. Актёрское мастерство.
1
1
знакомство с устройством театра, театральными жанрами
13
Мимика. Позиции рук. Основные правила. Работа над танцем.
3
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, работа над танцевальными движениями
14
Позиции ног, позиция в паре. Основные правила.
1
работа над танцевальными движениями
15
Танец. Красота движений.
1
------------------------
16
Интонация. Темп речи.
2
1
Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры
17
Рифма. Ритм. Знакомство с р.н. интсрументами.
1
------------------------
18
Разучивание танца. Народный танец «Сударушка».
4
1
работа над танцевальными движениями
19
Закрепление танца.
1
--------------------------
20
Основные движения танца «Полька».
1
работа над танцевальными движениями
21
Закрепление основных элементов танца.
1
-------------------------
22
Искусство декламации.
1
1
Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры
23
Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
2
1
Беседа и работа над образами
24
Театральные профессии. Режиссёр, актёр, костюмер
1
Беседа о театральных профессиях, первичных навыках актерской техники
25
Проверка ориентации в зале.
1
1
Подвижные, музыкальные игры.
26
Виды театров. Театральные жанры.
3
1
Беседа о видах театра, о жанрах
27
Я - герой сказки! «Теремок» (Импровизация под музыку).
1
Обыгрывание под музыку сказки
28
Играем и поём «Алёнушка и Бурёнушка» (импровизация)
1
Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры
29
Театр кукол.
1
1
Знакомство с кукольным театром
30
Элементы народной хореографии: ковырялочка, полочка, свечка, змейка
2
1
Музыкально-ритмические движения
31
Элементы народной хореографии: ёлочка, лесенка, улитка
1
Музыкально-ритмические движения
32
Ритмические игры: «Коршун и курица», «Пирог», «Магазин игрушек», «Охранник музея».
1
1
Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.
33
«До свидания, первый класс!»
1
1
Представление для родителей
Всего
33
16
17
Часы, всего.
дата
Наименование разделов, тем занятий.
1
Цели, задачи. Беседа по ОТ и ТБ.
«Музыка и театр»
2
Здравствуй, театр! «Превращение».
3
Пусть каждый смеётся как я!
4
Ритмопластика.
5
Упражнения на координацию.
6
Бег, подскоки.
7
Музыкальные игры по развитию внимания.
8
Знакомство со структурой театра, с его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист.
9
Знакомство с театром: художник, гример, оркестр.
10
Игры на развитие внимания и воображения.
11
Знакомство со сценарием.
12
Репетиционный час. Актёрское мастерство.
13
Мимика. Позиции рук. Основные правила. Работа над танцем.
14
Позиции ног, позиция в паре. Основные правила.
15
Танец. Красота движений.
16
Интонация. Темп речи.
17
Рифма. Ритм. Знакомство с р.н.интсрументами.
18
Разучивание танца. Народный танец «Сударушка».
19
Закрепление.
20
Основные движения танца «Полька».
21
Закрепление основных элементов танца.
22
Искусство декламации.
23
Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
24
Театральные профессии. Режиссёр, актёр, костюмер
25
Проверка ориентации в зале.
26
Виды театров. Театральные жанры.
27
Я - герой сказки! (Импровизация под музыку) «Теремок».
28
Играем и поём «Алёнушка и Бурёнушка»
29
Театр кукол.
30
1.Элементы народной хореографии: ковырялочка, полочка, свечка.
31
Элементы народной хореографии: ёлочка, лесенка.
32
1.Ритмические игры: «Коршун и курица», «Пирог»
33
«Магазин игрушек», «Охранник музея».
Итого:
33 часа
2-ой год обучения 2-ой класс
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
ауди-
торные
внеауди-торные
Характеристика
деятельности
обучающихся
1
Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы.
1
1
Знакомство с танцевальными видами ходьбы.
2
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы
1
1
Прослушивание природных звуков, шумов, музыки русских композиторов
3
От внимания - к воображению! Обыгрывание потешек «Сорока - ворона», «Уж я колышки тешу».
2
1
Совершенствование вокально-хоровых навыков
4
Подвижные игры на внимание и воображение. («Пирог»).
1
музыкально-театральные выразительные средства
5
Мимика. «Улыбнись и подружись».
2
1
музыкально-театральные выразительные средства
6
Пантомима. Игры «Угадай».
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения
7
Театральный этюд. Язык жестов.
1
1
Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков
8
Музыкальная импровизация. Обыгрывание песни.
1
1
Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков
9
Прослушивание музыкальных произведений.
1
1
Слушание произведений зарубежных композиторов, импровизация движений
10
Диалог. Монолог. Постановка сказки
1
1
Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.
11
Репетиционный час.
3
1
--------------------------
12
Учим роли. Играем на р.н.инструментах.
1
---------------------------
13
Играем, танцуем, поём.
1
Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.
14
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование
2
1
Творческие работы.
15
Я - герой сказки! Любимый персонаж.
1
Творческая совместная работа КТД -сочиняем сказкую
16
Музыкально-ритмические игры.
2
1
Совершенствование танцевальных движений
17
Конкурс «Шумовых инструментов».
1
Оркестр шумовых инструментов
18
Беседа после конкурса. Иллюстрирование.
1
1
Выполнение творческих работ
19
Изготовление костюмов. Презентация
2
1
------------------------
20
Декорации. Презентация.
1
-------------------------
21
Музыкально-ритмические игры
1
1
22
Танец «Алёнушки и Иванушки». Знакомство.
3
1
Совершенствование танцевальных движений
23
Разучивание движений танца.
1
------------------------
24
Отработка движений танца
1
------------------------
25
Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам
3
1
Распределение ролей, совершенствование сценических навыков
26
Репетируем спектакль.
1
--------------------------
27
Режиссёр, актёр, музыкант, дирижёр
1
--------------------------
28
Музыкально- ритмическая композиция « Весна».
1
1
Совершенствование танцевальных движений
29
Репетиционный час спектакля.
4
1
Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков
30
Просмотр спектакля по сказкам-миниатюрам
Дж. Родари.
1
------------------------
31
Я - герой сказки! (Импровизация под музыку)
1
Что такое импровизация? Обыгрывание по народным кубанским песням
32
Театрализация «Жили-были…»
1
Постановка русской народной сказки.
33
Слушание музыки, просмотр видеозаписей.
1
1
-------------------------
34
Мы радуем вас зритель!!!
1
1
Спектакль для родителей.
34
17
17
Часы,
всего
дата
Наименование разделов, тем занятий.
1
Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы. Беседа по ОТ и ТБ.
2
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы
3
1.От внимания - к воображению! Обыгрывание потешек «Сорока - ворона», «Уж я колышки тешу».
4
Подвижные игры на внимание и воображение. («Пирог»).
5
1. Мимика. «Улыбнись и подружись».
6
Пантомима. Игры «Угадай», «Крокодил».
7
Театральный этюд. Язык жестов.
8
Музыкальная импровизация. Обыгрывание песни.
9
Прослушивание музыкальных произведений.
10
Диалог. Монолог. Постановка сказки
11
1.Репетиционный час.
12
Учим роли. Играем на р.н. инструментах.
13
Играем, танцуем, поём.
14
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование
15
Я - герой сказки! Любимый персонаж.
16
Музыкально-ритмические игры.
17
Конкурс «Шумовых инструментов».
18
Беседа после конкурса. Иллюстрирование.
19
1.Изготовление костюмов. Презентация.
20
Декорации. Презентация.
21
Музыкально-ритмические игры
22
Танец «Алёнушки и Иванушки». Знакомство
23
Разучивание движений танца.
24
Отработка движений
25
1.Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам
Дж. Родари.
26
Репетируем спектакль.
27
Режиссёр, актёр, музыкант, дирижёр
28
Музыкально- ритмическая композиция « Весна».
29
Репетиционный час спектакля.
30
Просмотр спектакля по сказкам-миниатюрам
Дж. Родари.
31
1.Я - герой сказки! (Импровизация под музыку)
32
Театрализация «Жили-были…»
33
Слушание музыки, просмотр видеозаписей.
34
Итого:
34 часа
Мы радуем вас зритель!!!
3 год обучения, 3-ий класс.
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
ауди-
торные
внеауди-торные
1
Виват, театр! Основные понятия.
2
1
вспомнить виды, жанры театра, обыгрывание рассказа «Фантазёры»
2
Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
1
Знакомство с устройством театра, беседа
3
Играй, пой, танцуй! Осенины. Музыкально-ритмические игры.
2
1
Театрализованные народные музыкальные игры, обыгрывание, развитие ритма, вокальных навыков, внимания.
4
Движения на развитие координации.
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения
5
Как это было? Древнегреческий театр.
1
1
Знакомство с историй возникновения театра, с древнегреческим театром.
6
Театр «Глобус».
3
1
-------------------------
7
Красота движений тела, мимики.
1
упражнения на развитие мимики, движений со словом, под музыку.
8
Интеграция слова и движения. Закрепление материала.
1
--------------------------
9
Театр под крышей
2
1
-------------------------
10
Современный театр.
1
музыкально-театральные современные выразительные средства, беседа, презентация
11
Музыкально- ритмические игры.
1
1
Театрализованная игра с музыкой
12
Медленный вальс. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
6
1
Знакомство с вальсом, просмотр видеофрагментов
13
Разминка. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, работа над танцевальными движениями
14
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
1
работа над танцевальными движениями
15
Фигурный вальс. Классический экзерсис.
1
------------------------
16
Классический экзертис. Позиции ног и рук.
1
работа над танцевальными движениями
17
Классический экзертис. Постановка тела.
1
------------------------
18
Музыкальный театр.
2
1
Развитие вокально-хоровых навыков и певческой. сценической культуры
19
Цирк. Театр кукол.
1
Знакомство с театром кукол
20
Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
2
1
работа над развитием вокальных навыков, ритмом, артикуляцией, дыханием, слушание природных звуков
21
Слушание музыки, просмотр видеозаписей.
1
Знакомство с творчеством А. Пахмутовой
22
Традиции народа.
3
1
Развитие певческой культуры, приобщение к анродным играм, обычаям - обыгрыванире
23
Танец « Дружба народов».
1
Беседа и работа над образами, развитие музыкально-ритмических движений, работа над хороводом.
24
Зритель в зале.
1
Беседа о театральных профессиях, о благодарном зрителе, правилах поведения в театре
25
Музыкально-ритмический комплекс « Последний герой».
2
1
Музыкальное представление с танцевальными движениями и играми
26
Закрепление танцевальных композиций.
1
-----------------------------
27
Основы актёрского мастерства.
2
1
Обыгрывание под музыку р.н. сказки
28
Театральный этюд.
1
Знакомство с жанром театрального этюда, постановка этюдов с выбранного задания.
29
Музыкально - ритмические игры разных народов.
2
1
Игры славянских народов
30
Танцевально - ритмические упражнения и игры.
1
Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции.
31
Знакомство со сценарием. «Бантики для настроения»
4
1
Распределение ролей после прочтения и обсуждения сценария праздника
32
Репетиционный час.
1
Развитие навыка импровизации.
33
Работа над спектаклем. «Бантики для настроения»
1
Репетиция. Развитие актёрского мастерства
34
Наш театр. Занятие - смотр знаний.
1
Представление для родителей
34
16
18
Часы,
Всего.
дата
Наименование разделов, тем занятий.
1
Виват, театр! Основные понятия. Беседа по ОТ и ТБ.
2
Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
3
Играй, пой, танцуй! Осенины. Музыкально-ритмические игры.
4
Движения на развитие координации.
5
Как это было? Древнегреческий театр.
6
Театр «Глобус».
7
Красота движений тела, мимики.
8
Интеграция слова и движения. Закрепление материала.
9
Театр под крышей
10
Современный театр.
11
Музыкально- ритмические игры.
12
Медленный вальс. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
13
Разминка. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.
14
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
15
Фигурный вальс. Классический экзерсис.
16
Классический экзертис. Позиции ног и рук.
17
Классический экзертис. Постановка тела.
18
Музыкальный театр.
19
Цирк. Театр кукол.
20
Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
21
Слушание музыки, просмотр видеозаписей.
22
Традиции народа.
23
Танец « Дружба народов».
24
Зритель в зале.
25
Музыкально-ритмический комплекс « Последний герой».
26
Закрепление танцевальных композиций.
27
Основы актёрского мастерства
28
Театральный этюд.
29
Музыкально-ритмические игры разных народов.
30
Танцевально- ритмические упражнения.
31
Знакомство со сценарием. «Бантики для настроения»
32-33
1.Репетиционный час.
2.Работа над спектаклем. «Бантики для настроения»
34
Итого:
34 часа
Наш театр. Занятие - смотр знаний.
4-ый год обучения , 4 класс
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
ауди-
торные
внеауди-торные
1
Основные понятия театральной деятельности. (Беседа по ОТ и ТБ)
2
1
Закрепить знания о театре. Знакомство с Краснодарским государственным театром. Видеофильм.
2
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург
1
Продолжить и закрепить о важности каждой профессии в театре. Беседа
3
Перестроение. Позиции рук и ног.
2
1
комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения
4
Закрепление движений разминки.
1
---------------------------
5
Театральные жанры.
3
1
вспомнить виды, жанры театра, обыгрывание рассказа «Фантазёры»
6
Основы актёрского мастерства. Язык жестов.
1
Импровизация на заданную тему
7
Мы в лесу! Инсценировка.
1
Импровизация на заданную тему
8
«Вальс». Повторение. Закрепление.
1
1
Вспомнить движения вальса, импровизация движений под музыку.
9
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
3
1
Развитие речевой дикции, артикуляции, отработка текстов
10
Разговорная и музыкальная интонация.
1
Работа над музыкальной интонацией и артикуляцией
11
Темп речи. Рифма. Ритм.
1
--------------------------
12
«Красота движений» (Видеозанятие).
1
1
Знакомство с бальными танцами
13
Считалка. Скороговорка.
2
1
Развитие речевой дикции, артикуляции, отработка скороговорок
14
Импровизация. Диалог, монолог.
1
Знакомство и работа над диалогом и монологом по заготовленным текстам
15
Слушание европейской и латиноамериканской танцевальной музыки.
3
1
Просмотр видеофрагментов
16
«Шумовые инструменты» Мы - музыканты.
1
Работа с р.н.инструментами
17
Музыкально- ритмические игры.
1
работа над танцевальными движениями в играх, разучивание танца «Ча-ча-ча»
18
Знакомство со сценарием спектакля «Весенняя капель».
6
1
Распределение ролей, обсуждение после прослушивания сценария.
19
Репетиционный час спектакля.
1
работа над эмоциональным исполнением ролей
20
Работа над спектаклем «Весенняя капель».
1
------------------------------
21
Музыкально - ритмическая композиция: «Вот что мы умеем!»
1
Продолжать репетировать под сопровождение музыки
22
Вечер театра. Приглашение на спектакль.
1
Развитие певческой культуры, создание афиши
23
Занятие - смотр знаний. Просмотр своего спектакля Беседа после спектакля. Видеозанятие.
1
Беседа о созданных образах образами, о благодарном зрителе
24
Видеозанятие. «Ча-ча-ча».
2
1
работа над танцевальными движениями в играх, разучивание танца
25
Костюмы, декорации.
1
----------------------------
26
Знакомство со сценарием музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»
2
1
Распределение ролей после прочтения и обсуждения сценария праздника
27
Репетиционный час музыкально-театральной постановки.
1
Работа над умением держаться на сцене навыка импровизации.
28
Музыкально- ритмические игры.
3
1
Час отдыха
29
Ритмопластика. Повторение танцев.
1
Час отдыха. Вспомнить движения вальса, «ча-ча-ча», хоровода……
30
Музыкально-ритмические игры: «Медведи и пчелы», «Яблоки».
1
Музыкальные игры с движениями и ролями.
31
Играя, учимся!
4
1
Репетиция спектакля «Спасибо, школа! Виват, театр!»
32
Театральное искусство. Закрепление.
1
---------------------
33
Хореография, музыкальное искусство.
1
Танцевальный час. Развитие актёрского мастерства
34
Смотр музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»
1
Представление для родителей
34
15
19
Часы, всего
дата
Наименование разделов, тем занятий.
1
Основные понятия. Беседа по ОТ и ТБ.
2
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург
3
Перестроение. Позиции рук и ног.
4
Закрепление движений разминки.
5
Театральные жанры.
6
Основы актёрского мастерства. Язык жестов
7
Мы в лесу! Инсценировка.
8
«Вальс». Повторение. Закрепление.
9
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
10
Разговорная и музыкальная интонация.
11
Темп речи. Рифма. Ритм.
12
«Красота движений» Видеозанятие.
13
Считалка. Скороговорка.
14
Импровизация. Диалог, монолог.
15
Слушание европейской и латиноамериканской танцевальной музыки.
16
«Шумовые инструменты» Мы - музыканты.
17
Музыкально- ритмические игры.
18
Знакомство со сценарием спектакля «Весенняя капель».
19
Репетиционный час спектакля.
20
Работа над спектаклем «Весенняя капель».
21
Музыкально - ритмическая композиция:
«Вот что мы умеем!»
22
Вечер театра. Приглашение на спектакль.
23
Занятие - смотр знаний. Просмотр своего спектакля Беседа после спектакля. Видеозанятие.
24
И. Штраус. Видеозанятие. Вальс.
25
Костюмы, декорации.
26
Знакомство со сценарием музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»
27
Репетиционный час музыкально-театральной постановки.
28
Музыкально- ритмические игры.
29
Ритмопластика. Повторение танцев.
30
Музыкально-ритмические игры: «Медведи и пчелы», «Яблоки».
31
Играя, учимся!
32
Театральное искусство. Закрепление.
33
Хореография, музыкальное искусство.
34
Итого:
34 часа
Смотр музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления работы с детьми
Музыкальный театр «Сказка» включает в себя необходимый курс учебных занятий, которые должны проводиться для наших учащихся, как единый комплекс:
-
Музыка и театр.
-
Ритмопластика.
-
Актёрское мастерство.
-
Сценическая речь.
-
Танец.
Содержание программы: ( 7- 9 лет)
-
Беседа о театре, его музыкально-театральных выразительных средствах и первичных навыках актерской техники.
-
Театрализованная игра «Превращения». Знакомство с перчаточными куклами.
-
Начало репетиционного периода сказки.
-
Музыкальные игры на развитие внимания и воображения. Развитие навыка импровизации.
-
Продолжение репетиционного периода
-
Расширение голосового диапазона.
-
Разучивание танцевальных движений.
-
Генеральная репетиция.
-
Концерт для родителей
Содержание программы: ( 10 - 11 лет)
-
Беседа о сказке, театре и музыкально-театральных выразительных средствах.
-
Театрализованные игры.
-
Блиц-инсценировки простых детских песен и сказок. Создание инструментальной группы.
-
Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.
-
Начало репетиционного периода
-
Продолжение репетиционного периода
-
Расширение голосового диапазона.
-
Разучивание мелодий, танцев.
-
1-й Концерт для родителей. 2-й Концерт для родителей. (Исполнение театральной постановки)
Театральная деятельность - Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного и младшего школьного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Задачи. Создать условия для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений). Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами). Сопровождать каждый сказочный персонаж своей музыкой, которая помогает выразительности исполнения образа.
Музыкальная деятельность - Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры совершенствуется посредством разнообразия песенного и учебного материала. При этом учитывается его соответствие разным возрастам учащихся, посильность, постепенность, сложность восприятия музыкальных произведений и систематичность знаний.
Задачи. Формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Обучать основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Танцевальная деятельность - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать движения танцев и упражнений, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес, воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Индивидуальная работа. Она заключается в работе над образом героев, танца, вокального солирования.
4. Методические рекомендации.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
а) Комплексный подход к содержанию: использование нескольких видов музыкальной деятельности (вокально-хоровое пение, слушание музыки, ритмика, ролевая, сюжетная игра) по главному признаку, точности, выразительности исполнения.
б) Включение в содержание элементов национально-регионального компонента.
г) Использование технологий дифференцированного обучения.
д) Проведение оценочно-результативной деятельности, позволяющей оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Группа музыкально-театрализованной деятельности делится на подгруппы: 7-8, 8-9 лет, 9-10, 10-11 лет.
Формы и методы работы
При проведении занятий рекомендуется использовать различные виды работ:
-
словесные методы (объяснение, беседа, консультация);
-
наглядные (показы);
-
метод практической работы (разучивание мелодии, текстов, ролей разучивание движений)
-
репродуктивно-исследовательский метод;
(посещение концертов, театров)
-
экскурсии
На занятиях должна создаваться атмосфера радости и комфорта, постоянно прослеживаться «ситуация успеха».
Принципы работы:
-
принцип поэтапного углубления знаний;
-
принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);
-
принцип учета индивидуальности каждого ребенка;
-
принцип совместного творческого поиска;
-
принцип положительной перспективы при оценке созданного (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая идею развития);
-
принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою, неповторимость и значимость для группы.
Сроки реализации: четыре года обучения.
1-й год обучения - 33 часа, продолжительность занятия 35 минут.
Знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных вокальных навыков (певческая установка, правильное дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция); знакомство с видами искусств - театральным, музыкальным, танцевальным, с культурой родного края..
2-й год обучения - 34 часов, занятия - раз в неделю по 40 минут.
Совершенствование вокально-хоровых навыков, танцевальных, сценических; введение самостоятельной деятельности как во время исполнительского задания, так и при анализе, планировании, импровизации своей деятельности, т. е. на занятиях создаются условия для творческого поиска.
3-й год обучения - 34 часов, занятия - раз в неделю по 40 минут.
Повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее. Обозначается принадлежность учащихся к творческой деятельности, совершенствуются исполнительские навыки, репертуар включает более сложные произведения, обязательной является импровизация.
4-ый год обучения - 34 часа, занятия - раз в неделю по 40 минут.
5. Планируемые результаты
Основные виды деятельности на музыкально-развивающих занятиях:
Пение, разучивание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. На занятиях развивают голос и музыкальный слух, учатся петь простые, а затем и более сложные вокальные произведения. Приобретают навыки правильного певческого дыхания, выступления перед аудиторией. Знакомятся с миром звуков, учатся различать их, осваивают начальные навыки игры на музыкальных инструментах. Развивают чувство ритма. Учатся играть в оркестре.
Благодаря музыкально-ритмическим движениям дети развивают крупную и мелкую моторику, формируют и совершенствуют навыки основных движений (бег, ходьба, прыжки). Учатся реагировать на начало и окончание звучания музыки. Учатся двигаться под музыку ритмично, в темпе, с предметами и без них. Через пластику движений своего тела учатся передать эмоциональное впечатление от прослушанного музыкального фрагмента.
Основные виды деятельности на театрально-развивающих занятиях.
Слушаем, рассказываем и показываем сказку. Вместе с педагогом учащиеся обсуждают каждого персонажа, учатся находить положительных и отрицательных героев, самостоятельно выбирают себе героя для постановки спектакля, сказки, сценки. Ребята совершенствуют общую моторику, расширяют и обогащают словарный запас, развивают дыхание. На этих занятиях дети учатся не бояться сцены, зрителей. Учатся рассказывать и пересказывать своими словами.
В процессе обучения дети освоят такие сложные процессы как:
чтение стихов, пересказ, исполнение ролей в театрализованных праздниках, приобретут навыки ораторского мастерства, певческие навыки, исполнение народных и композиторских песен, научатся играть на музыкальных инструментах, научатся фантазировать и перевоплощаться.
Учащиеся, занимающиеся в кружке «Музыкальный театр», по окончании 4 года обучения:
Знают разные виды танцев и различные виды упражнений.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированной музыкой на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальные или групповые упражнения (музыкальные, танцевальные, речевые, сценические) на заданную тему.
Умеют хорошо ориентироваться в пространстве.
Умеют слышать и отражать в движении изменение темпа, характера музыки. Умеют записывать графически ритмический рисунок изученных песен. Играют на шумовых инструментах.
Учавствуют в инсценировании песен и сказок.
Владеют терминологией.
Различают движения танцев.
знают разновидности театра
Результаты работы могут быть внешние и внутренние.
К внешним можно отнести:
Показ танцев, эпизодов, сценок, художественных номеров.
Участие в школьных праздниках.
Участие в школьных, городских конкурсах и фестивалях детского творчества
К внутренним результатам относятся:
Навыки сотрудничества
Навыки самопрезентации
Творческая авктивность
Стремление к самореализации
Эмоциональная гибкость
Трудолюбие
Толерантность
Способность к адекватной самооценке
Формирование совокупности таких компетенций, как интеллектуальная, коммуникативная, рефлексивная, креативная, эмоциональная и пр.
6. Формы и виды контроля.
Показ художественных номеров, сценок, эпизодов в школьных праздниках, участие в концертах и спектаклях для родителей, участие в школьных и городских конкурсах, в районных фестивалях детского творчества.
7. Материально-техническое обеспечение.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1.
Печатные, методические пособия:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. - М.: детская литература, 2000.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
3. Опарина Н.А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: народное образование, 2003
4. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова "Театрализованные игры в д/с" Москва "Школьная пресса" 2000г.
5. М. Д. Маханева "Театральные занятия в детском саду" Москва, Творческий центр "Сфера" 2003г.
6. Михайлова М. А., Горбина Е. В. «Поем, играем, танцуем». Ярославль «Академия развития» 2005г.
7. Шмаков С. А. «Нетрадиционные праздники в школе». Москва 2005г.
8. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой». Москва 2004г.
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Экранно-звуковые пособия:
Компьютер
Мультимедийное устройство
1
1
3.
Оборудование класса:
Музыкальный центр
Магнитофон
Инструменты:
Фортепьяно
Синтезатор
Баян
Аккордеон
Р.н.интсрументы
1
1
1
1
2
1
1
С
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 _____________ /Т.М.Сидоренко/
«29» августа 2012г.
ОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №5
от 26.08.2012 г. № 1
руководитель МО _________
/Калинина Л.В./