Музыкальный театр сказка

Программа «Музыкальный театр «Сказка» « составлен в рамках ФГОС по внеурочной деятельности общекультурного направления для начальных классов. Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение результатов определённого уровня . Срок реализации программы - 4 года, возраст обучающихся 7 - 11.Обучающиеся знакомятся с различными видами театра, театральной деятельностью и театральными профессиями. Виды деятельности: вокальная, танцевальная, театральная (постановка праздников и сказок) Направленность данной программы обусловлена последовательным развитием устойчивого интереса детей к театральному, музыкальному, танцевальному искусству, которые очень тесно связаны между собой. Актуальность программы заключается в развитии личности ребенка, важнейшим направлением которого является нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Занятия имеют большую воспитательную целесообразность, способствуют ответственности за выполняемые творческие задания. На занятиях расширяются знания о музыке, хореографии и театре, организуются разнообразные виды музыкальной, сюжетно-игровой, внеурочной деятельности детей, как познавательного, так и развивающего творческого характера.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 2

от 16 сентября 2012 года

Председатель педсовета

___________ Т.В.Симирская

(Подпись, печать ОУ)







Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение результатов определённого уровня

Кружок

«Музыкальный театр «Сказка»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 7 -11 лет

Составитель:

Мануковская Ирина Викторовна,

учитель музыки,

первая квалификационная категория

МБОУ СОШ № 5.




г.Кропоткин

2012г.




1. Пояснительная записка.

Программа данного направления внеурочной деятельности составлена на основе

  • Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5»;

  • Под редакцией Е.И.Мошковой, Программа «Ритмика и бальные танцы», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ 2008 год.

  • Н.К.Беспятова Программы педагога дополнительного образования «От разработки до реализации» Москва 2003 год

  • Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милованович Программа «Театр - творчество - дети», Москва 1995 год.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Каждое занятие направлено на овладение учащимися навыков актерского мастерства, раскрытию музыкальных способностей, развитию пластики движения и направлено на гармонизацию личности ребенка.

В программе систематизированы средства и методы танцевально-игровой деятельности, музыкального и театрального искусства, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении:

- театральная деятельность развивает память ребёнка, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих возможностей. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Одной из возможностей познакомить младших школьников с театральным искусством является проведение утренников, праздников, спектаклей в основе которых игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки, народного праздника или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребёнку: кто-то покажет себя в большей роли, кто-то совсем в крошечной. В спектакле всегда найдётся место и танцорам и певцам;

- музыкальная деятельность: исполнение музыки при помощи певческого голоса - одно из главных творений человека, столь же разностороннее, богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем;

- танцевальная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем организма.

Направленность данной программы обусловлена последовательным развитием устойчивого интереса детей к театральному, музыкальному, танцевальному искусству, которые очень тесно связаны между собой.

Актуальность программы заключается в развитии личности ребенка, важнейшим направлением которого является нравственно-эстетическое воспитание.

Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Занятия имеют большую воспитательную целесообразность, способствуют ответственности за выполняемые творческие задания. На занятиях расширяются знания о музыке, хореографии и театре, организуются разнообразные виды музыкальной, сюжетно-игровой, внеучебной деятельности детей, как познавательного, так и развивающего творческого характера.

Цель:

Развитие личностного и творческого потенциала учащихся посредством музыкального, танцевального, театрального искусства, основанного на использовании различных видов творческой деятельности.

Задачи:

- Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела.

- Совершенствовать память и внимание, наблюдательность и мышление, воображение и быстроту реакции, инициативность и выдержку, а так же восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к реквизиту, костюмам.

-Расширять представления детей об окружающей действительности, активизировать и расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать зрительскую культуру.

- Расширять знания ребят по истории Родины, о традициях родного края, певческой культуре на основе изучения детских песен, классических вокальных произведений, народного творчества и эстрадных песен.

- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Развивать воображение и фантазию, выразительность жеста в создании музыкально-пластических образов. Создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена творческого коллектива.

2. Учебно-тематическое планирование занятий

1-ый год обучения 1-ый класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

ауди-

торные

внеауди-торные

1

«Музыка и театр»

1

1

Беседа о видах театра

2

«Превращение». Здравствуй, театр!

2

1

Знакомство с устройством театра, театральными жанрами

3

Пусть каждый смеётся как я!

1

Театрализованная игра

4

Ритмопластика.

4

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения

5

Упражнения на координацию.

1

--------------------------

6

Бег, подскоки.

1

--------------------------

7

Музыкальные игры по развитию внимания.

1

музыкально-театральные выразительные средства

8

Знакомство со структурой театра, с его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист.

2

1

Беседа о театральных профессиях, первичных навыках актерской техники

9

Знакомство с театром: художник, гример, оркестр.

1

-------------------------

10

Игры на развитие внимания и воображения.

1

1

музыкально-театральные выразительные средства

11

Знакомство со сценарием.

1

1

Театрализованная игра

12

Репетиционный час. Актёрское мастерство.

1

1

знакомство с устройством театра, театральными жанрами

13

Мимика. Позиции рук. Основные правила. Работа над танцем.

3

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, работа над танцевальными движениями

14

Позиции ног, позиция в паре. Основные правила.

1

работа над танцевальными движениями

15

Танец. Красота движений.

1

------------------------

16

Интонация. Темп речи.

2

1

Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры

17

Рифма. Ритм. Знакомство с р.н. интсрументами.

1

------------------------

18

Разучивание танца. Народный танец «Сударушка».

4

1

работа над танцевальными движениями

19

Закрепление танца.

1

--------------------------

20

Основные движения танца «Полька».

1

работа над танцевальными движениями

21

Закрепление основных элементов танца.

1

-------------------------

22

Искусство декламации.

1

1

Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры

23

Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

1

Беседа и работа над образами

24

Театральные профессии. Режиссёр, актёр, костюмер

1

Беседа о театральных профессиях, первичных навыках актерской техники

25

Проверка ориентации в зале.

1

1

Подвижные, музыкальные игры.

26

Виды театров. Театральные жанры.

3

1

Беседа о видах театра, о жанрах

27

Я - герой сказки! «Теремок» (Импровизация под музыку).

1

Обыгрывание под музыку сказки

28

Играем и поём «Алёнушка и Бурёнушка» (импровизация)

1

Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры

29

Театр кукол.

1

1

Знакомство с кукольным театром

30

Элементы народной хореографии: ковырялочка, полочка, свечка, змейка

2

1

Музыкально-ритмические движения

31

Элементы народной хореографии: ёлочка, лесенка, улитка

1

Музыкально-ритмические движения

32

Ритмические игры: «Коршун и курица», «Пирог», «Магазин игрушек», «Охранник музея».

1

1

Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.

33

«До свидания, первый класс!»

1

1

Представление для родителей

Всего

33

16

17

Часы, всего.

дата

Наименование разделов, тем занятий.

1

Цели, задачи. Беседа по ОТ и ТБ.

«Музыка и театр»

2

Здравствуй, театр! «Превращение».

3

Пусть каждый смеётся как я!

4

Ритмопластика.

5

Упражнения на координацию.

6

Бег, подскоки.

7

Музыкальные игры по развитию внимания.

8

Знакомство со структурой театра, с его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист.

9

Знакомство с театром: художник, гример, оркестр.

10

Игры на развитие внимания и воображения.

11

Знакомство со сценарием.

12

Репетиционный час. Актёрское мастерство.

13

Мимика. Позиции рук. Основные правила. Работа над танцем.

14

Позиции ног, позиция в паре. Основные правила.

15

Танец. Красота движений.

16

Интонация. Темп речи.

17

Рифма. Ритм. Знакомство с р.н.интсрументами.

18

Разучивание танца. Народный танец «Сударушка».

19

Закрепление.

20

Основные движения танца «Полька».

21

Закрепление основных элементов танца.

22

Искусство декламации.

23

Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

24

Театральные профессии. Режиссёр, актёр, костюмер

25

Проверка ориентации в зале.

26

Виды театров. Театральные жанры.

27

Я - герой сказки! (Импровизация под музыку) «Теремок».

28

Играем и поём «Алёнушка и Бурёнушка»

29

Театр кукол.

30

1.Элементы народной хореографии: ковырялочка, полочка, свечка.

31

Элементы народной хореографии: ёлочка, лесенка.

32

1.Ритмические игры: «Коршун и курица», «Пирог»

33

«Магазин игрушек», «Охранник музея».

Итого:

33 часа

2-ой год обучения 2-ой класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

ауди-

торные

внеауди-торные

Характеристика

деятельности

обучающихся

1

Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы.

1

1

Знакомство с танцевальными видами ходьбы.

2

Музыкальное сопровождение. Звук и шумы

1

1

Прослушивание природных звуков, шумов, музыки русских композиторов

3

От внимания - к воображению! Обыгрывание потешек «Сорока - ворона», «Уж я колышки тешу».

2

1

Совершенствование вокально-хоровых навыков

4

Подвижные игры на внимание и воображение. («Пирог»).

1

музыкально-театральные выразительные средства

5

Мимика. «Улыбнись и подружись».

2

1

музыкально-театральные выразительные средства

6

Пантомима. Игры «Угадай».

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения

7

Театральный этюд. Язык жестов.

1

1

Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков

8

Музыкальная импровизация. Обыгрывание песни.

1

1

Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков

9

Прослушивание музыкальных произведений.

1

1

Слушание произведений зарубежных композиторов, импровизация движений

10

Диалог. Монолог. Постановка сказки

1

1

Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.

11

Репетиционный час.

3

1

--------------------------

12

Учим роли. Играем на р.н.инструментах.

1

---------------------------

13

Играем, танцуем, поём.

1

Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.

14

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

2

1

Творческие работы.

15

Я - герой сказки! Любимый персонаж.

1

Творческая совместная работа КТД -сочиняем сказкую

16

Музыкально-ритмические игры.

2

1

Совершенствование танцевальных движений

17

Конкурс «Шумовых инструментов».

1

Оркестр шумовых инструментов

18

Беседа после конкурса. Иллюстрирование.

1

1

Выполнение творческих работ

19

Изготовление костюмов. Презентация

2

1

------------------------

20

Декорации. Презентация.

1

-------------------------

21

Музыкально-ритмические игры

1

1

22

Танец «Алёнушки и Иванушки». Знакомство.

3

1

Совершенствование танцевальных движений

23

Разучивание движений танца.

1

------------------------

24

Отработка движений танца

1

------------------------

25

Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам

3

1

Распределение ролей, совершенствование сценических навыков

26

Репетируем спектакль.

1

--------------------------

27

Режиссёр, актёр, музыкант, дирижёр

1

--------------------------

28

Музыкально- ритмическая композиция « Весна».

1

1

Совершенствование танцевальных движений

29

Репетиционный час спектакля.

4

1

Совершенствование вокально-хоровых и сценических навыков

30

Просмотр спектакля по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

1

------------------------

31

Я - герой сказки! (Импровизация под музыку)

1

Что такое импровизация? Обыгрывание по народным кубанским песням

32

Театрализация «Жили-были…»

1

Постановка русской народной сказки.

33

Слушание музыки, просмотр видеозаписей.

1

1

-------------------------

34

Мы радуем вас зритель!!!

1

1

Спектакль для родителей.

34

17

17

Часы,

всего

дата

Наименование разделов, тем занятий.

1

Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы. Беседа по ОТ и ТБ.

2

Музыкальное сопровождение. Звук и шумы

3

1.От внимания - к воображению! Обыгрывание потешек «Сорока - ворона», «Уж я колышки тешу».

4

Подвижные игры на внимание и воображение. («Пирог»).

5

1. Мимика. «Улыбнись и подружись».

6

Пантомима. Игры «Угадай», «Крокодил».

7

Театральный этюд. Язык жестов.

8

Музыкальная импровизация. Обыгрывание песни.

9

Прослушивание музыкальных произведений.

10

Диалог. Монолог. Постановка сказки

11

1.Репетиционный час.

12

Учим роли. Играем на р.н. инструментах.

13

Играем, танцуем, поём.

14

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

15

Я - герой сказки! Любимый персонаж.

16

Музыкально-ритмические игры.

17

Конкурс «Шумовых инструментов».

18

Беседа после конкурса. Иллюстрирование.

19

1.Изготовление костюмов. Презентация.

20

Декорации. Презентация.

21

Музыкально-ритмические игры

22

Танец «Алёнушки и Иванушки». Знакомство

23

Разучивание движений танца.

24

Отработка движений

25

1.Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

26

Репетируем спектакль.

27

Режиссёр, актёр, музыкант, дирижёр

28

Музыкально- ритмическая композиция « Весна».

29

Репетиционный час спектакля.

30

Просмотр спектакля по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

31

1.Я - герой сказки! (Импровизация под музыку)

32

Театрализация «Жили-были…»

33

Слушание музыки, просмотр видеозаписей.

34

Итого:

34 часа

Мы радуем вас зритель!!!

3 год обучения, 3-ий класс.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

ауди-

торные

внеауди-торные

1

Виват, театр! Основные понятия.

2

1

вспомнить виды, жанры театра, обыгрывание рассказа «Фантазёры»

2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

Знакомство с устройством театра, беседа

3

Играй, пой, танцуй! Осенины. Музыкально-ритмические игры.

2

1

Театрализованные народные музыкальные игры, обыгрывание, развитие ритма, вокальных навыков, внимания.

4

Движения на развитие координации.

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения

5

Как это было? Древнегреческий театр.

1

1

Знакомство с историй возникновения театра, с древнегреческим театром.

6

Театр «Глобус».

3

1

-------------------------

7

Красота движений тела, мимики.

1

упражнения на развитие мимики, движений со словом, под музыку.

8

Интеграция слова и движения. Закрепление материала.

1

--------------------------

9

Театр под крышей

2

1

-------------------------

10

Современный театр.

1

музыкально-театральные современные выразительные средства, беседа, презентация

11

Музыкально- ритмические игры.

1

1

Театрализованная игра с музыкой

12

Медленный вальс. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

6

1

Знакомство с вальсом, просмотр видеофрагментов

13

Разминка. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, работа над танцевальными движениями

14

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

1

работа над танцевальными движениями

15

Фигурный вальс. Классический экзерсис.

1

------------------------

16

Классический экзертис. Позиции ног и рук.

1

работа над танцевальными движениями

17

Классический экзертис. Постановка тела.

1

------------------------

18

Музыкальный театр.

2

1

Развитие вокально-хоровых навыков и певческой. сценической культуры

19

Цирк. Театр кукол.

1

Знакомство с театром кукол

20

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

2

1

работа над развитием вокальных навыков, ритмом, артикуляцией, дыханием, слушание природных звуков

21

Слушание музыки, просмотр видеозаписей.

1

Знакомство с творчеством А. Пахмутовой

22

Традиции народа.

3

1

Развитие певческой культуры, приобщение к анродным играм, обычаям - обыгрыванире

23

Танец « Дружба народов».

1

Беседа и работа над образами, развитие музыкально-ритмических движений, работа над хороводом.

24

Зритель в зале.

1

Беседа о театральных профессиях, о благодарном зрителе, правилах поведения в театре

25

Музыкально-ритмический комплекс « Последний герой».

2

1

Музыкальное представление с танцевальными движениями и играми

26

Закрепление танцевальных композиций.

1

-----------------------------

27

Основы актёрского мастерства.

2

1

Обыгрывание под музыку р.н. сказки

28

Театральный этюд.

1

Знакомство с жанром театрального этюда, постановка этюдов с выбранного задания.

29

Музыкально - ритмические игры разных народов.

2

1

Игры славянских народов

30

Танцевально - ритмические упражнения и игры.

1

Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции.

31

Знакомство со сценарием. «Бантики для настроения»

4

1

Распределение ролей после прочтения и обсуждения сценария праздника

32

Репетиционный час.

1

Развитие навыка импровизации.

33

Работа над спектаклем. «Бантики для настроения»

1

Репетиция. Развитие актёрского мастерства

34

Наш театр. Занятие - смотр знаний.

1

Представление для родителей

34

16

18

Часы,

Всего.

дата

Наименование разделов, тем занятий.

1

Виват, театр! Основные понятия. Беседа по ОТ и ТБ.

2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

3

Играй, пой, танцуй! Осенины. Музыкально-ритмические игры.

4

Движения на развитие координации.

5

Как это было? Древнегреческий театр.

6

Театр «Глобус».

7

Красота движений тела, мимики.

8

Интеграция слова и движения. Закрепление материала.

9

Театр под крышей

10

Современный театр.

11

Музыкально- ритмические игры.

12

Медленный вальс. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

13

Разминка. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.

14

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

15

Фигурный вальс. Классический экзерсис.

16

Классический экзертис. Позиции ног и рук.

17

Классический экзертис. Постановка тела.

18

Музыкальный театр.

19

Цирк. Театр кукол.

20

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

21

Слушание музыки, просмотр видеозаписей.

22

Традиции народа.

23

Танец « Дружба народов».

24

Зритель в зале.

25

Музыкально-ритмический комплекс « Последний герой».

26

Закрепление танцевальных композиций.

27

Основы актёрского мастерства

28

Театральный этюд.

29

Музыкально-ритмические игры разных народов.

30

Танцевально- ритмические упражнения.

31

Знакомство со сценарием. «Бантики для настроения»

32-33

1.Репетиционный час.

2.Работа над спектаклем. «Бантики для настроения»

34

Итого:

34 часа

Наш театр. Занятие - смотр знаний.

4-ый год обучения , 4 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

ауди-

торные

внеауди-торные

1

Основные понятия театральной деятельности. (Беседа по ОТ и ТБ)

2

1

Закрепить знания о театре. Знакомство с Краснодарским государственным театром. Видеофильм.

2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

1

Продолжить и закрепить о важности каждой профессии в театре. Беседа

3

Перестроение. Позиции рук и ног.

2

1

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения

4

Закрепление движений разминки.

1

---------------------------

5

Театральные жанры.

3

1

вспомнить виды, жанры театра, обыгрывание рассказа «Фантазёры»

6

Основы актёрского мастерства. Язык жестов.

1

Импровизация на заданную тему

7

Мы в лесу! Инсценировка.

1

Импровизация на заданную тему

8

«Вальс». Повторение. Закрепление.

1

1

Вспомнить движения вальса, импровизация движений под музыку.

9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

3

1

Развитие речевой дикции, артикуляции, отработка текстов

10

Разговорная и музыкальная интонация.

1

Работа над музыкальной интонацией и артикуляцией

11

Темп речи. Рифма. Ритм.

1

--------------------------

12

«Красота движений» (Видеозанятие).

1

1

Знакомство с бальными танцами

13

Считалка. Скороговорка.

2

1

Развитие речевой дикции, артикуляции, отработка скороговорок

14

Импровизация. Диалог, монолог.

1

Знакомство и работа над диалогом и монологом по заготовленным текстам

15

Слушание европейской и латиноамериканской танцевальной музыки.

3

1

Просмотр видеофрагментов

16

«Шумовые инструменты» Мы - музыканты.

1

Работа с р.н.инструментами

17

Музыкально- ритмические игры.

1

работа над танцевальными движениями в играх, разучивание танца «Ча-ча-ча»

18

Знакомство со сценарием спектакля «Весенняя капель».

6

1

Распределение ролей, обсуждение после прослушивания сценария.

19

Репетиционный час спектакля.

1

работа над эмоциональным исполнением ролей

20

Работа над спектаклем «Весенняя капель».

1

------------------------------

21

Музыкально - ритмическая композиция: «Вот что мы умеем!»

1

Продолжать репетировать под сопровождение музыки

22

Вечер театра. Приглашение на спектакль.

1

Развитие певческой культуры, создание афиши

23

Занятие - смотр знаний. Просмотр своего спектакля Беседа после спектакля. Видеозанятие.

1

Беседа о созданных образах образами, о благодарном зрителе

24

Видеозанятие. «Ча-ча-ча».

2

1

работа над танцевальными движениями в играх, разучивание танца

25

Костюмы, декорации.

1

----------------------------

26

Знакомство со сценарием музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»

2

1

Распределение ролей после прочтения и обсуждения сценария праздника

27

Репетиционный час музыкально-театральной постановки.

1

Работа над умением держаться на сцене навыка импровизации.

28

Музыкально- ритмические игры.

3

1

Час отдыха

29

Ритмопластика. Повторение танцев.

1

Час отдыха. Вспомнить движения вальса, «ча-ча-ча», хоровода……

30

Музыкально-ритмические игры: «Медведи и пчелы», «Яблоки».

1

Музыкальные игры с движениями и ролями.

31

Играя, учимся!

4

1

Репетиция спектакля «Спасибо, школа! Виват, театр!»

32

Театральное искусство. Закрепление.

1

---------------------

33

Хореография, музыкальное искусство.

1

Танцевальный час. Развитие актёрского мастерства

34

Смотр музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»

1

Представление для родителей

34

15

19

Часы, всего

дата

Наименование разделов, тем занятий.

1

Основные понятия. Беседа по ОТ и ТБ.

2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

3

Перестроение. Позиции рук и ног.

4

Закрепление движений разминки.

5

Театральные жанры.

6

Основы актёрского мастерства. Язык жестов

7

Мы в лесу! Инсценировка.

8

«Вальс». Повторение. Закрепление.

9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

10

Разговорная и музыкальная интонация.

11

Темп речи. Рифма. Ритм.

12

«Красота движений» Видеозанятие.

13

Считалка. Скороговорка.

14

Импровизация. Диалог, монолог.

15

Слушание европейской и латиноамериканской танцевальной музыки.

16

«Шумовые инструменты» Мы - музыканты.

17

Музыкально- ритмические игры.

18

Знакомство со сценарием спектакля «Весенняя капель».

19

Репетиционный час спектакля.

20

Работа над спектаклем «Весенняя капель».

21

Музыкально - ритмическая композиция:

«Вот что мы умеем!»

22

Вечер театра. Приглашение на спектакль.

23

Занятие - смотр знаний. Просмотр своего спектакля Беседа после спектакля. Видеозанятие.

24

И. Штраус. Видеозанятие. Вальс.

25

Костюмы, декорации.

26

Знакомство со сценарием музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»

27

Репетиционный час музыкально-театральной постановки.

28

Музыкально- ритмические игры.

29

Ритмопластика. Повторение танцев.

30

Музыкально-ритмические игры: «Медведи и пчелы», «Яблоки».

31

Играя, учимся!

32

Театральное искусство. Закрепление.

33

Хореография, музыкальное искусство.

34

Итого:

34 часа

Смотр музыкально-театральной постановки «Спасибо, школа! Виват, театр!»

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления работы с детьми

Музыкальный театр «Сказка» включает в себя необходимый курс учебных занятий, которые должны проводиться для наших учащихся, как единый комплекс:

  • Музыка и театр.

  • Ритмопластика.

  • Актёрское мастерство.

  • Сценическая речь.

  • Танец.

Содержание программы: ( 7- 9 лет)

  • Беседа о театре, его музыкально-театральных выразительных средствах и первичных навыках актерской техники.

  • Театрализованная игра «Превращения». Знакомство с перчаточными куклами.

  • Начало репетиционного периода сказки.

  • Музыкальные игры на развитие внимания и воображения. Развитие навыка импровизации.

  • Продолжение репетиционного периода

  • Расширение голосового диапазона.

  • Разучивание танцевальных движений.

  • Генеральная репетиция.

  • Концерт для родителей


 Содержание программы: ( 10 - 11 лет)

  • Беседа о сказке, театре и музыкально-театральных выразительных средствах.

  • Театрализованные игры.

  • Блиц-инсценировки простых детских песен и сказок. Создание инструментальной группы.

  • Музыкальные игры на развитие речевой артикуляции. Развитие навыка импровизации.

  • Начало репетиционного периода

  • Продолжение репетиционного периода

  • Расширение голосового диапазона.

  • Разучивание мелодий, танцев.

  • 1-й Концерт для родителей. 2-й Концерт для родителей. (Исполнение театральной постановки)

Театральная деятельность - Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного и младшего школьного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Задачи. Создать условия для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений). Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами). Сопровождать каждый сказочный персонаж своей музыкой, которая помогает выразительности исполнения образа.

Музыкальная деятельность - Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры совершенствуется посредством разнообразия песенного и учебного материала. При этом учитывается его соответствие разным возрастам учащихся, посильность, постепенность, сложность восприятия музыкальных произведений и систематичность знаний.

Задачи. Формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Обучать основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

Танцевальная деятельность - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать движения танцев и упражнений, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес, воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Индивидуальная работа. Она заключается в работе над образом героев, танца, вокального солирования.

4. Методические рекомендации.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

а) Комплексный подход к содержанию: использование нескольких видов музыкальной деятельности (вокально-хоровое пение, слушание музыки, ритмика, ролевая, сюжетная игра) по главному признаку, точности, выразительности исполнения.

б) Включение в содержание элементов национально-регионального компонента.

г) Использование технологий дифференцированного обучения.

д) Проведение оценочно-результативной деятельности, позволяющей оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Группа музыкально-театрализованной деятельности делится на подгруппы: 7-8, 8-9 лет, 9-10, 10-11 лет.

Формы и методы работы

При проведении занятий рекомендуется использовать различные виды работ:

  • словесные методы (объяснение, беседа, консультация);

  • наглядные (показы);

  • метод практической работы (разучивание мелодии, текстов, ролей разучивание движений)

  • репродуктивно-исследовательский метод;

(посещение концертов, театров)

  • экскурсии

На занятиях должна создаваться атмосфера радости и комфорта, постоянно прослеживаться «ситуация успеха».

Принципы работы:

  • принцип поэтапного углубления знаний;

  • принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);

  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка;

  • принцип совместного творческого поиска;

  • принцип положительной перспективы при оценке созданного (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая идею развития);

  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою, неповторимость и значимость для группы.

Сроки реализации: четыре года обучения.

1-й год обучения - 33 часа, продолжительность занятия 35 минут.

Знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных вокальных навыков (певческая установка, правильное дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция); знакомство с видами искусств - театральным, музыкальным, танцевальным, с культурой родного края..

2-й год обучения - 34 часов, занятия - раз в неделю по 40 минут.

Совершенствование вокально-хоровых навыков, танцевальных, сценических; введение самостоятельной деятельности как во время исполнительского задания, так и при анализе, планировании, импровизации своей деятельности, т. е. на занятиях создаются условия для творческого поиска.

3-й год обучения - 34 часов, занятия - раз в неделю по 40 минут.

Повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее. Обозначается принадлежность учащихся к творческой деятельности, совершенствуются исполнительские навыки, репертуар включает более сложные произведения, обязательной является импровизация.

4-ый год обучения - 34 часа, занятия - раз в неделю по 40 минут.

5. Планируемые результаты

Основные виды деятельности на музыкально-развивающих занятиях:

Пение, разучивание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. На занятиях развивают голос и музыкальный слух, учатся петь простые, а затем и более сложные вокальные произведения. Приобретают навыки правильного певческого дыхания, выступления перед аудиторией. Знакомятся с миром звуков, учатся различать их, осваивают начальные навыки игры на музыкальных инструментах. Развивают чувство ритма. Учатся играть в оркестре.
Благодаря музыкально-ритмическим движениям дети развивают крупную и мелкую моторику, формируют и совершенствуют навыки основных движений (бег, ходьба, прыжки). Учатся реагировать на начало и окончание звучания музыки. Учатся двигаться под музыку ритмично, в темпе, с предметами и без них. Через пластику движений своего тела учатся передать эмоциональное впечатление от прослушанного музыкального фрагмента.

Основные виды деятельности на театрально-развивающих занятиях.

Слушаем, рассказываем и показываем сказку. Вместе с педагогом учащиеся обсуждают каждого персонажа, учатся находить положительных и отрицательных героев, самостоятельно выбирают себе героя для постановки спектакля, сказки, сценки. Ребята совершенствуют общую моторику, расширяют и обогащают словарный запас, развивают дыхание. На этих занятиях дети учатся не бояться сцены, зрителей. Учатся рассказывать и пересказывать своими словами.

В процессе обучения дети освоят такие сложные процессы как:

чтение стихов, пересказ, исполнение ролей в театрализованных праздниках, приобретут навыки ораторского мастерства, певческие навыки, исполнение народных и композиторских песен, научатся играть на музыкальных инструментах, научатся фантазировать и перевоплощаться.

Учащиеся, занимающиеся в кружке «Музыкальный театр», по окончании 4 года обучения:

Знают разные виды танцев и различные виды упражнений.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированной музыкой на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальные или групповые упражнения (музыкальные, танцевальные, речевые, сценические) на заданную тему.

Умеют хорошо ориентироваться в пространстве.

Умеют слышать и отражать в движении изменение темпа, характера музыки. Умеют записывать графически ритмический рисунок изученных песен. Играют на шумовых инструментах.

Учавствуют в инсценировании песен и сказок.

Владеют терминологией.

Различают движения танцев.

знают разновидности театра

Результаты работы могут быть внешние и внутренние.

К внешним можно отнести:

Показ танцев, эпизодов, сценок, художественных номеров.

Участие в школьных праздниках.

Участие в школьных, городских конкурсах и фестивалях детского творчества

К внутренним результатам относятся:

Навыки сотрудничества

Навыки самопрезентации

Творческая авктивность

Стремление к самореализации

Эмоциональная гибкость

Трудолюбие

Толерантность

Способность к адекватной самооценке

Формирование совокупности таких компетенций, как интеллектуальная, коммуникативная, рефлексивная, креативная, эмоциональная и пр.

6. Формы и виды контроля.

Показ художественных номеров, сценок, эпизодов в школьных праздниках, участие в концертах и спектаклях для родителей, участие в школьных и городских конкурсах, в районных фестивалях детского творчества.

7. Материально-техническое обеспечение.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.

Печатные, методические пособия:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. - М.: детская литература, 2000.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Опарина Н.А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: народное образование, 2003

4. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова "Театрализованные игры в д/с" Москва "Школьная пресса" 2000г.

5. М. Д. Маханева "Театральные занятия в детском саду" Москва, Творческий центр "Сфера" 2003г.

6. Михайлова М. А., Горбина Е. В. «Поем, играем, танцуем». Ярославль «Академия развития» 2005г.

7. Шмаков С. А. «Нетрадиционные праздники в школе». Москва 2005г.

8. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой». Москва 2004г.

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

Экранно-звуковые пособия:

Компьютер

Мультимедийное устройство

1

1

3.

Оборудование класса:

Музыкальный центр

Магнитофон

Инструменты:

Фортепьяно

Синтезатор

Баян

Аккордеон

Р.н.интсрументы

1

1

1

1

2

1

1

С

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 _____________ /Т.М.Сидоренко/

«29» августа 2012г.


ОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №5

от 26.08.2012 г. № 1

руководитель МО _________

/Калинина Л.В./


© 2010-2022