Музыкальное воспитание в семье. Тезисы

Развитие и музыкальное воспитание ребенка в семье зависит в основном от тех условий и предпосылок, которые определяются образом жизни семьи, ее традициями, общей культурой и отношением к музыке.Во всех семьях разный уровень музыкальной культуры. В некоторых семьях с большим уважением относятся к народной или классической музыке, к профессии музыканта и стараются чаще посещать концерты. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации личности. В современном обществе система семе...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Бертольд Ауэрбах

Развитие и музыкальное воспитание ребенка в семье зависит в основном от тех условий и предпосылок, которые определяются образом жизни семьи, ее традициями, общей культурой и отношением к музыке. Во всех семьях разный уровень музыкальной культуры. В некоторых семьях с большим уважением относятся к народной или классической музыке, к профессии музыканта и стараются чаще посещать концерты.

Любой ребенок, даже без специальных занятий, может легко усвоить услышанные им песни. Очень способные дети могут спонтанно творить, сочинять мелодии во время игры - напевать какой-нибудь марш, ритмично постукивать игрушками и изображать, что они маршируют или петь колыбельную песенку, убаюкивая куклу, а также импровизировать мелодии на детских музыкальных инструментах.

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации личности. В современном обществе система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отметить, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания. Однако именно семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т. д.

Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий свое дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если и в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает ее. Результаты различных социально-психологических исследований ярко свидетельствуют о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы. Основные направления работы учителя музыки заключаются, в следующих направлениях:

- информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

- привлечение родителей к тесному сотрудничеству.;

- создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

- приобщение родителей к музыкальному искусству;

- понимание родителями того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;

- понимание родителями ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии великих музыкантов. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

В России музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации.

Привязанность ребенка к родителям и, главное - его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогически организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

Роль семьи в процессе музыкального воспитания варьируется. Соотношение домашнего музыкального воспитания и обучения в общественных учебных заведениях также может принимать разные формы. Подобно другим сторонам формирования личности человека, семейное обучение музыке касается, прежде всего, начального, детского периода. На смену ему обычно приходит обучение в том или ином музыкальном учебном заведении. Но домашнее музыкальное образование может выполнять не только подготовительную, но и вспомогательную функцию (репетиторская работа с отстающими или недостаточно подготовленными к занятиям учениками), а также играть и самостоятельную роль.

© 2010-2022