Рабочая программа 3 класс

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-

Образовательная область: искусство

Предмет: Музыка

Курс: «Музыка».

Класс: 3 А, Б, В

Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

Год обучения: 2015-2016 уч. год

Количество часов в год: 34 часа

Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 3-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».

Особенность по отношению к ФГОС.

Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Концепция программы.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.

Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:

1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.

2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.

3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.

Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.

Основные принципы отбора материала.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие

временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.

Предполагаемые результаты.

В результате изучения курса «Музыка» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Система оценки достижений учащихся.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тет­радь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.

Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Основные принципы программы:

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Общепедагогические принципы и подходы:

- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип доступности и посильности;

- принцип политехнической направленности содержания;

- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Типы уроков

Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому

  • комбинированный урок.

  • урок усвоения новых знаний учащихся.

  • урок закрепления изучаемого материала.

  • урок повторения.

  • урок систематизации и обобщения нового материала.

  • урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебного процесса

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.

Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:

Викторины.

Карточки с заданиями, кроссворды.

Фестивали детской песни (май).

Тестирование.

Творческие проекты и презентации.

Формы организации работы с текстом:

Работа с учебником:

1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;

2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,

3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;

4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.

Логические связи предмета с другими предметами

Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.





Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание тем учебного курса

«Музыка» для 3 класса

Содержательная линия

Часы

Процент учебного времени

1

Музыка в жизни человека

6 ч.

17,5%

2

Основные закономерности музыкального искусства

22 ч.

65%

3

Музыкальная картина мира

6 ч.

17,5%

Итого:

34 часа

100%

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД (деятельность учащихся)

Дата по плану

(неделя)

Дата по факту

1

Мелодия.

1

Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ П.И.Чайковского Симфонии № 4.

- Тема 2 ч. Симфонии № 4 П.Чайковского;

- «Моя Россия» Г.Струве.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

вводный

Усвоение музыкальных терминов: песня, мелодия, аккомпанемент

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара.

1

2

Природа и музыка. Звучащие картины. (н.р.к.)

1

Знакомство с жанром романс. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины.

- «Жаворонок», М.Глинка, Н.кукольник;

- «Благословляю вас, леса», П.Чайковский, А.Толстой;

- «Звонче жаворонка пенье», Н.Римский-Корсаков, А.Толстой;

- «Романс» Г.Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара с выбором солистов, по группам;

Взаимооценка и самооценка вокальной деятельности.

2

3

Виват, Россия! Наша слава - Русская держава. (к.р.к.)

1

Знакомство с жанром кант. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня.

- «Радуйся, Русская земля» -кант на заключение Ништадского мира (1721 г.;

- «Орел Российский» - кант в честь Павловской победы XVIII в.;

- «Виват!», кант;

- «Марш лейб-гвардии Преображенского полка;

- «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня;

- «В славном городе Воронеже», рекрутская протяжная песня с.Пчелиновка Воронежской области

Урок закрепления знаний / урок - путешествие

текущий

Закрепление музыкальных терминов: песенность, мелодия, песенный характер.

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара.

3

4

Кантата «Александр Невский».

1

Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.

- «Величание св. благоверному и великому князю Александру Невскому»;

- кантата «Александр Невский» С.Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские!», «Песнь об Александре Невском»;

- ««Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара.

4

5

Опера «Иван Сусанин».

1

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики.

- опера «Иван Сусанин» М.Глинки: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься…».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие

текущий

Интонационно-образный анализ: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

5

6

Утро. Вечер.

1

Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы.

- «Утро» Э.Грига;

- «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского;

- «Заход солнца» ,Э.Григ, А.Мунк;

- «Вечерняя песня», М.Мусоргский, А.Плещеев;

- «Колыбельная», П.Чайковский.

Урок закрепления знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

6

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки.

- «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто;

- симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев;

- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;

- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра

текущий

Интонационно-образный анализ: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, аключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

7

8

В детской. Игры в игрушки. На прогулке.

1

Знакомство с пьесами вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П.И.Чайковского из «Детского альбома» и С.С.Прокофьева из «Детской музыки».

- «С няней» из цикла «Детская» М.Мусоргского;

- «Нянина сказка», «Сказочка» П.Чайковского;

- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

8

9

Обобщающий урок I четверти.

1

Музыкальный репертуар I четверти по выбору учащихся.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Выполнение тестового задания.

9

10

«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».

1

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия.

- «Ave Мария!» Ф.Шуберта, В.Скотта;

- «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.Рахманинов.

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

10

11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».

1

Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.

- тропарь к Владимирской божьей Матери Б.Писарева;

- «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В.Шульгиной;

- песни о маме по желанию учащихся.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

11

12

Вербное воскресенье. «Вербочки».

1

История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве.

- «Вербочки» А.Блока, А.Гречанинова, Р.Глиэра;

- «Осанна» (хор) из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда Э.Л.Уэббера;

Урок закрепления знаний/ урок-игра

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

12

13

Святые земли Русской.

1

Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины.

- величание (из церковного обихода) князю Владимиру и кн. Ольге;

- «Баллада о князе Владимире», сл. А.Толстого;

- величания и песнопения о Сергии Радонежском.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

13

14

«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

1

Знакомство с жанром былина, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов. Певец-сказитель. Гусли. Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев.

-«Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова;

- «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки (1-е д.);

- «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова: «Ой ты, темная дубравушка…» (II к.) и песня «Высота ли, высота» (IV к.);

- «Садко и Морской царь», русская былина.

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

14

15

«Лель, мой Лель…»

1

Оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка». Главные мелодии песен Садко и Леля, их жанровая принадлежность.

- третья песня Леля («Туча со громом…», 3-е д.) из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;

-

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

15

16

Обобщающий урок II четверти.

1

Музыкальный репертуар II четверти по выбору учителя.

Тест по теме разделов.

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания.

16

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. (н.р.к.)

1

Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.

- Масленичные русские народные песни;

- хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

- «Проводы Масленицы» Н.Римского-Корсакова. И.Устюжнина;

- «Ох, что же вы, ребята, не женитеся», масленичная корильная песня с.Бутырки Репьевского района , Воронежской области (ансамбль «Воля»).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

17

18

Опера «Снегурочка».

1

Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка».

- Ария Снегурочки «С подружками …» (из пролога), «Люблю и таю» (4-е д.);

- шествие и каватина царя Берендея;

- «Пляска скоморохов»;

- заключительный хор «Свет и сила бог Ярило».

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Ролевая игра «Играем в композитора»

18

19

Океан - море синее.

2

Знакомство со вступлением к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова. Зерно-интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.

- Вступление к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова «Океан-море синее».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

19

20

Балет «Спящая красавица».

1

Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала.

- «Интродукция»;

- «Вальс»;

- кода и финал 1-го д. балета «Спящая красавица» П.Чайковского.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

20

21

В современных ритмах.

1

Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения.

- Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса, М.Цейтлиной;

- мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова;

- песня «Мы дружим с музыкой» Й.Гадна, П.Синявского;

- музыкальные темы из детской оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

21

22

Музыкальное состязание.

1

Знакомство с жанром инструментальный концерт. Мастерство исполнителей и композиторов в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.

- Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского;

- русские народные песни-заклички знакомые учащимся по II классу «Солныщко, выгляни!», «Жучик-крючик-паучок»)

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

22

23

«Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

1

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

- Тема Птички из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»;

- «Шутка» из сюиты И.-С.Баха;

- «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»;

- лютневая музыка;

- «Мелодия» П.Чайковского;

- «Каприс № 24» Н.Паганини;

- норвежская песня «Волшебный смычок»;

- песня «Музыкант» Е.Зарицкой, В.Орлова.

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

23

24

Сюита «Пер Гюнт».

1

Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Песенность, танцевальность, маршевость.

- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

24

25

«Героическая».

1

Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л. ван Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии.

- 2-я часть и финал «Героической» симфонии Л. ван Бетховена;

- «Контрданс» (фортепианная пьеса) Л. ван Бетховена;

- «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского;

- «Камаринская» П.Чайковского.

Урок закрепления знаний/ урок-путешествие

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

25

26

Обобщающий урок III четверти.

.

1

Музыкальный репертуар III четверти по выбору учителя.

Тест по теме разделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение тестового задания

26

27

Мир Бетховена.

1

Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.

Музыка Л. ван Бетховена:

- «Лунная» соната № 14;

- «К Элизе»;

- «Сурок»;

- «Весело. Грустно».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

27

28

Чудо-музыка.

1

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни.

- «Мы дружим с музыкой Й.Гайдна, П.Синявского;

- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой (или «Всюду музыка живет» Я.Дубравина).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

28

29

Острый ритм - джаза звуки.

1

Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.

- «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка» Дж. Гершвина, А.Гершвина;

- «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» (1-е д.) Дж. Гершвина;

- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

29

30

«Люблю я грусть твоих просторов».

1

Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Песня в творчестве композитора.

- «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова;

- «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет» Г.Свиридова, Б.Пастернака; - «Запевка» Г.Свиридова, И.Северянина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

30

31

Мир Прокофьева.

1

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига. Мир музыки С.Прокофьева.

- «Шествие солнца»-из 4-й ч. Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С.Прокофьева «Ала и Лоллий»;

- финал «Поход Лоллия и шествие солнца»;

- «Утро» из сюиты Э.Грига;

- «Прогулка» С.Прокофьева.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

31

32

Певцы родной природы.

1

Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

- «Мелодия» П.Чайковского;

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

- музыка (песни) по желанию учащихся.

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

32

33

Прославим радость на земле!

1

Музыка - источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта.

- Финал Симфонии № 40 В.-А.Моцарта;

- канон «Слава солнцу, слава миру» В.-А.Моцарта;

- музыка Моцарта по желанию учащихся.

Урок обобщения и систематизации знаний

итоговый

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

33

34

Радость к солнцу нас зовет.

1

Музыка - источник вдохновения и радости. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.

- Фрагмент Финала Симфонии № 9 Л.Бетховена;

- хор «Славься!» и «Патриотическая песня» М.Глинки;

-канты «Радуйся, Росско земле» и «Орле Российский»;

- «Слава солнцу!» В.-А.Моцарта;

- фрагмент х/ф «Переписывая Бетховена» (режиссер А.Холланд, 2006).

Выполнение тестового задания

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.


Класс

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

«Музыка»

Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011

  1. Музыка. 3 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011

  2. Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011

  3. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.

Презентации по урокам.

Раздаточный материал



  1. Информационно-коммуникативные средства

  1. Критская Е.Д. Музыка, 3 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

  2. Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

  3. Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

  4. Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.

  1. Наглядные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

  1. Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

  1. Технические средства обучения

  1. Музыкальные инструменты.

  2. Электронные музыкальные инструменты.

  3. Персональный компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Экспозиционный экран.

  6. DVD-проигрыватель.

  7. Микрофоны и звукоусиливающая техника.

  8. Плазменный телевизор.


  1. Учебно-практическое оборудование.

  1. Укладка для аудиовизуальных средств.

  2. Шкафы для хранения таблиц и репродукций.

  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.


© 2010-2022