- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа 3 класс
Рабочая программа 3 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурина Ю.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Образовательная область: искусство
Предмет: Музыка
Курс: «Музыка».
Класс: 3 А, Б, В
Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
Год обучения: 2015-2016 уч. год
Количество часов в год: 34 часа
Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 3-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».
Особенность по отношению к ФГОС.
Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Концепция программы.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.
3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.
Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.
Основные принципы отбора материала.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие
временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Музыка» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Система оценки достижений учащихся.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основные принципы программы:
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общепедагогические принципы и подходы:
- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности и посильности;
- принцип политехнической направленности содержания;
- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков
Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому
-
комбинированный урок.
-
урок усвоения новых знаний учащихся.
-
урок закрепления изучаемого материала.
-
урок повторения.
-
урок систематизации и обобщения нового материала.
-
урок проверки и оценки знаний.
Формы организации учебного процесса
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.
Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:
Викторины.
Карточки с заданиями, кроссворды.
Фестивали детской песни (май).
Тестирование.
Творческие проекты и презентации.
Формы организации работы с текстом:
Работа с учебником:
1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;
2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,
3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;
4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.
Логические связи предмета с другими предметами
Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
-
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;
-
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);
-
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание тем учебного курса
«Музыка» для 3 класса
№
Содержательная линия
Часы
Процент учебного времени
1
Музыка в жизни человека
6 ч.
17,5%
2
Основные закономерности музыкального искусства
22 ч.
65%
3
Музыкальная картина мира
6 ч.
17,5%
Итого:
34 часа
100%
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
УУД (деятельность учащихся)
Дата по плану
(неделя)
Дата по факту
1
Мелодия.
1
Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ П.И.Чайковского Симфонии № 4.
- Тема 2 ч. Симфонии № 4 П.Чайковского;
- «Моя Россия» Г.Струве.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
вводный
Усвоение музыкальных терминов: песня, мелодия, аккомпанемент
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара.
1
2
Природа и музыка. Звучащие картины. (н.р.к.)
1
Знакомство с жанром романс. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины.
- «Жаворонок», М.Глинка, Н.кукольник;
- «Благословляю вас, леса», П.Чайковский, А.Толстой;
- «Звонче жаворонка пенье», Н.Римский-Корсаков, А.Толстой;
- «Романс» Г.Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара с выбором солистов, по группам;
Взаимооценка и самооценка вокальной деятельности.
2
3
Виват, Россия! Наша слава - Русская держава. (к.р.к.)
1
Знакомство с жанром кант. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня.
- «Радуйся, Русская земля» -кант на заключение Ништадского мира (1721 г.;
- «Орел Российский» - кант в честь Павловской победы XVIII в.;
- «Виват!», кант;
- «Марш лейб-гвардии Преображенского полка;
- «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня;
- «В славном городе Воронеже», рекрутская протяжная песня с.Пчелиновка Воронежской области
Урок закрепления знаний / урок - путешествие
текущий
Закрепление музыкальных терминов: песенность, мелодия, песенный характер.
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара.
3
4
Кантата «Александр Невский».
1
Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.
- «Величание св. благоверному и великому князю Александру Невскому»;
- кантата «Александр Невский» С.Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские!», «Песнь об Александре Невском»;
- ««Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара.
4
5
Опера «Иван Сусанин».
1
Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики.
- опера «Иван Сусанин» М.Глинки: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься…».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие
текущий
Интонационно-образный анализ: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
5
6
Утро. Вечер.
1
Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы.
- «Утро» Э.Грига;
- «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского;
- «Заход солнца» ,Э.Григ, А.Мунк;
- «Вечерняя песня», М.Мусоргский, А.Плещеев;
- «Колыбельная», П.Чайковский.
Урок закрепления знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
6
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки.
- «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто;
- симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев;
- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;
- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра
текущий
Интонационно-образный анализ: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, аключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
7
8
В детской. Игры в игрушки. На прогулке.
1
Знакомство с пьесами вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П.И.Чайковского из «Детского альбома» и С.С.Прокофьева из «Детской музыки».
- «С няней» из цикла «Детская» М.Мусоргского;
- «Нянина сказка», «Сказочка» П.Чайковского;
- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
8
9
Обобщающий урок I четверти.
1
Музыкальный репертуар I четверти по выбору учащихся.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Выполнение тестового задания.
9
10
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».
1
Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия.
- «Ave Мария!» Ф.Шуберта, В.Скотта;
- «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.Рахманинов.
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
10
11
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».
1
Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.
- тропарь к Владимирской божьей Матери Б.Писарева;
- «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В.Шульгиной;
- песни о маме по желанию учащихся.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
11
12
Вербное воскресенье. «Вербочки».
1
История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве.
- «Вербочки» А.Блока, А.Гречанинова, Р.Глиэра;
- «Осанна» (хор) из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда Э.Л.Уэббера;
Урок закрепления знаний/ урок-игра
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
12
13
Святые земли Русской.
1
Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины.
- величание (из церковного обихода) князю Владимиру и кн. Ольге;
- «Баллада о князе Владимире», сл. А.Толстого;
- величания и песнопения о Сергии Радонежском.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
13
14
«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.
1
Знакомство с жанром былина, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов. Певец-сказитель. Гусли. Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев.
-«Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова;
- «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки (1-е д.);
- «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова: «Ой ты, темная дубравушка…» (II к.) и песня «Высота ли, высота» (IV к.);
- «Садко и Морской царь», русская былина.
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
14
15
«Лель, мой Лель…»
1
Оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка». Главные мелодии песен Садко и Леля, их жанровая принадлежность.
- третья песня Леля («Туча со громом…», 3-е д.) из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;
-
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
15
16
Обобщающий урок II четверти.
1
Музыкальный репертуар II четверти по выбору учителя.
Тест по теме разделов.
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания.
16
17
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. (н.р.к.)
1
Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.
- Масленичные русские народные песни;
- хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
- «Проводы Масленицы» Н.Римского-Корсакова. И.Устюжнина;
- «Ох, что же вы, ребята, не женитеся», масленичная корильная песня с.Бутырки Репьевского района , Воронежской области (ансамбль «Воля»).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
17
18
Опера «Снегурочка».
1
Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка».
- Ария Снегурочки «С подружками …» (из пролога), «Люблю и таю» (4-е д.);
- шествие и каватина царя Берендея;
- «Пляска скоморохов»;
- заключительный хор «Свет и сила бог Ярило».
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Ролевая игра «Играем в композитора»
18
19
Океан - море синее.
2
Знакомство со вступлением к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова. Зерно-интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.
- Вступление к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова «Океан-море синее».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
19
20
Балет «Спящая красавица».
1
Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала.
- «Интродукция»;
- «Вальс»;
- кода и финал 1-го д. балета «Спящая красавица» П.Чайковского.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
20
21
В современных ритмах.
1
Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения.
- Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса, М.Цейтлиной;
- мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова;
- песня «Мы дружим с музыкой» Й.Гадна, П.Синявского;
- музыкальные темы из детской оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
21
22
Музыкальное состязание.
1
Знакомство с жанром инструментальный концерт. Мастерство исполнителей и композиторов в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.
- Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского;
- русские народные песни-заклички знакомые учащимся по II классу «Солныщко, выгляни!», «Жучик-крючик-паучок»)
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
22
23
«Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
1
Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
- Тема Птички из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»;
- «Шутка» из сюиты И.-С.Баха;
- «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»;
- лютневая музыка;
- «Мелодия» П.Чайковского;
- «Каприс № 24» Н.Паганини;
- норвежская песня «Волшебный смычок»;
- песня «Музыкант» Е.Зарицкой, В.Орлова.
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
23
24
Сюита «Пер Гюнт».
1
Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Песенность, танцевальность, маршевость.
- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
24
25
«Героическая».
1
Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л. ван Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии.
- 2-я часть и финал «Героической» симфонии Л. ван Бетховена;
- «Контрданс» (фортепианная пьеса) Л. ван Бетховена;
- «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского;
- «Камаринская» П.Чайковского.
Урок закрепления знаний/ урок-путешествие
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
25
26
Обобщающий урок III четверти.
.
1
Музыкальный репертуар III четверти по выбору учителя.
Тест по теме разделов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение тестового задания
26
27
Мир Бетховена.
1
Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.
Музыка Л. ван Бетховена:
- «Лунная» соната № 14;
- «К Элизе»;
- «Сурок»;
- «Весело. Грустно».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
27
28
Чудо-музыка.
1
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни.
- «Мы дружим с музыкой Й.Гайдна, П.Синявского;
- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой (или «Всюду музыка живет» Я.Дубравина).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
28
29
Острый ритм - джаза звуки.
1
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.
- «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка» Дж. Гершвина, А.Гершвина;
- «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» (1-е д.) Дж. Гершвина;
- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
29
30
«Люблю я грусть твоих просторов».
1
Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Песня в творчестве композитора.
- «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова;
- «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет» Г.Свиридова, Б.Пастернака; - «Запевка» Г.Свиридова, И.Северянина.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
30
31
Мир Прокофьева.
1
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига. Мир музыки С.Прокофьева.
- «Шествие солнца»-из 4-й ч. Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С.Прокофьева «Ала и Лоллий»;
- финал «Поход Лоллия и шествие солнца»;
- «Утро» из сюиты Э.Грига;
- «Прогулка» С.Прокофьева.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
31
32
Певцы родной природы.
1
Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
- «Мелодия» П.Чайковского;
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;
- музыка (песни) по желанию учащихся.
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
32
33
Прославим радость на земле!
1
Музыка - источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта.
- Финал Симфонии № 40 В.-А.Моцарта;
- канон «Слава солнцу, слава миру» В.-А.Моцарта;
- музыка Моцарта по желанию учащихся.
Урок обобщения и систематизации знаний
итоговый
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
33
34
Радость к солнцу нас зовет.
1
Музыка - источник вдохновения и радости. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
- Фрагмент Финала Симфонии № 9 Л.Бетховена;
- хор «Славься!» и «Патриотическая песня» М.Глинки;
-канты «Радуйся, Росско земле» и «Орле Российский»;
- «Слава солнцу!» В.-А.Моцарта;
- фрагмент х/ф «Переписывая Бетховена» (режиссер А.Холланд, 2006).
Выполнение тестового задания
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Класс
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
«Музыка»
Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка. 3 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011
-
Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.
Презентации по урокам.
Раздаточный материал
-
Информационно-коммуникативные средства
-
Критская Е.Д. Музыка, 3 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
-
Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
-
Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
-
Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.
-
Наглядные пособия
-
Портреты композиторов.
-
Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
-
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
-
Технические средства обучения
-
Музыкальные инструменты.
-
Электронные музыкальные инструменты.
-
Персональный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
DVD-проигрыватель.
-
Микрофоны и звукоусиливающая техника.
-
Плазменный телевизор.
-
Учебно-практическое оборудование.
-
Укладка для аудиовизуальных средств.
-
Шкафы для хранения таблиц и репродукций.
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.