- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок по музыке
Интегрированный урок по музыке
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юдина В.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовская область»
Интегрированный урок
(музыка и литература)
«РУССКОЕ ПОЛЕ»
Авторы работы:
учитель русского языка и литературы
Жаковщикова Ю.П.,
учитель музыки
Юдина В.В.
Вольск
2010 г.
Цель урока: сформировать общие представления об истории нашей Родины.
Задачи :
-
Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока;
-
Установить связь музыки с другими видами искусства;
-
Формировать эмоциональное отношение к музыке.
(на фоне музыки)
Слайд №2
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
(C.Васильев «Россия»)
Слайд №3
Века считали:
Россия - дали,
Россия - сини,
Россия с лесами.
( М.Львов «Россия»)
Слайд №4
О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
(С.Есенин)
- Ребята, что объединяет все эти стихи?
( Они о природе, о нашей Родине, о том, что так дорого русскому человеку.)
- А что значит поле для русского человека? Почему так часто обращались художники, поэты к этому образу?
(Народ любил землю, которая давала богатые урожаи.)
- Подберите к слову «поле» слова - синонимы.
(равнина, далина, нива) Слайд №5
- Вспомните песни, посвященные полю.
Слайд №6
Исполнение песни «Поле, русское поле».
Работа над характерными навыками, над образом песни.
Слайд №7
- Какой образ видите на слайде? По своему строению эти два произведения одинаковы или различны?
( Одинаковы, потому что и в музыке, и в картине передается красота и покой).
2. А сейчас я предлагаю вам послушать произведение, написанное русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Во время звучания музыки попробуйте определить, что хотел сказать автор своей музыкой?
Слайд №8
Звучит музыка: экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской)
А.П. Бородина.
Какие чувства вызвало у вас это произведение? О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?
Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.
И называется оно "Богатырская".
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония и опера «Князь Игорь» посвящены одной теме - благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. С таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, образ русского национального характера.
Слайд №9
В первой части симфонии Бородин изобразил собрание русских богатырей.
(сопоставление картины и музыки)
Слайд №10
3. О каких событиях рассказывают нам эти картины?
Более 600 лет минуло со времени Куликовской битвы, но память о ней пережила столетия. Грандиозное сражение, происшедшее 8 сентября 1380 г. у реки Непрядвы и закончившееся сокрушительным разгромом золотоордынских войск Мамая русской ратью под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского, произвело огромное впечатление на современников. Очевидно, уже вскоре после битвы были сделаны записи о событиях 1380 г. Со временем эти записи оформились в летописные рассказы, известные в науке под общим названием «Летописная повесть о Куликовской битве.»
Бородино, Бородинское поле…Эти слова, знакомые каждому с детства, невольно вызывают в памяти героические страницы истории нашего Отечества. Здесь, у села Бородино, 26 августа 1812 года произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова дали достойный отпор войскам французского императора Наполеона. На позиции, протяженностью до 8 километров, покрытой кустами, перелесками, изрезанной речками и ручьями, почти 15 часов длилась битва, в которой участвовали более 250 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.
Спустя 129 лет, в октябре 1941 года, на священной земле Бородина советские воины повторили подвиг своих предков, задержав на Можайском направлении наступление немецко-фашистских захватчиков.
Много лет прошло с тех исторических событий, но народ помнит о них, поэты сочиняют замечательные стихи, писатели пишут рассказы, а композиторы сочиняют произведения
И сегодня мы с вами на уроке прослушаем отрывок из кантаты «Александр Невский» под названием «Мертвое поле».
(анализ произведения)
Слайд №11, 12
В шестой части -"Мертвое поле" - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей
В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием
- Почему мы помним о таких полях?
- Это поля сражения, поля памяти.
Слайд№13
Мне теперь до конца пути
Поле памяти не перейти
Облака над ним высоки
Родники над ним глубоки
Нет конца ему - полю памяти. (Р.Рождественский)
Слайд №14
Итог урока: Перед вами две картины, два поля. Какие ассоциации вызывают у вас эти картины? Что можно сказать об этих полях?
Картина Шишкина «Рожь»- ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны - великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы.
А картина В.В. Верещагина "Апофеоз войны" - это изображение смерти, уничтожения, разрушения.