Статья Надо ли учиться музыке

Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДШИ и родителей, желающих обучать своих детей музыке в школе искусств по классу "скрипка". В материале показаны:- сложности в музыкальном образовании в настоящее время;- трудности набора на струнно-смычковые инструменты в детских школах искусств;- большое внимание уделяется положительным сторонам от обучения ребенка в музыкальной школе, так называемые "интеллектуальные выгоды от музыки";- приведены примеры пропаганды струнно-смычковых ин...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАДО ЛИ УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ И КАК ПРИВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНУЮ
ШКОЛУ.

В мае перед администрацией школы встает задача - набрать учеников на следующий учебный год. Сами родители уже давно не ведут своих детей в музыкальную школу, потому что появилось много других возможностей развивать ребенка - это танцы, спорт, иностранные языки. Родители считают, что эти занятия больше пригодятся ребенку в будущем. Если педагоги сами не будут пропагандировать свой инструмент и агитировать детей, к нам никто не придет и инструментальная школа вымрет.

Ситуация, сложившаяся в области начального музыкального обучения в нашей стране, кризисная. Снизилась мотивация при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снизился общий интерес родителей к обучению детей музыке, отбор в школу практически отсутствует. А учиться музыке желательно всем без исключения. Зайдите на перемене в общеобразовательную школу, а затем в музыкальную. Посмотрите на детей. Те, кто учится музыке чуть- чуть другие. Их лица тоньше, взгляд осмысленнее и взрослее. Потому что, занятия музыкой формируют личность, облагораживают ее. Пусть ребенок не станет профессиональным музыкантом, но он научится прилично играть на инструменте (при желании), будет изучать сольфеджио, музыкальную литературу, что расширит его кругозор и обогатит внутренний мир.

Музыка - это воспитание чувств, благородства, доброты и сострадания. Доктор ШинициСузуки - знаменитый японский педагог, обучил тысячи скрипачей. Верил, что каждый ребенок обучаем, талант к музыке есть у многих детей, только его необходимо раскрыть и развить как можно раньше. Каждый малыш уникален, он идет своим темпом, маленькими шагами, преодолевая большой и сложный путь мастерства. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей составляют одну из главных частей метода Сузуки. Он вывел несколько принципов, следуя которым ребенок обязательно научится играть на скрипке: 1)активное слушание; 2) мотивация; 3) повторение; 4) пошаговый подход; 5) память; 6)словарь; 7) вовлечение родителей; 8) любовь.

Звуки скрипки зачаровывают своей простотой, эмоциональностью и восторженностью.Но ни для кого не секрет, что струнные инструменты самые сложные. Скрипачи и виолончелисты всегда играют на слух - надо найти ноту на грифе, неразмеченном ладами, и чисто сыграть ее.И поэтому отбор учеников на оркестровое отделение стоит наиболее остро. Но важнее всего, что музыка, как ничто другое, всесторонне развивает интеллект ребенка, и занятия музыкой окажутся полезными для любой профессии, выбранной ребенком в будущем.

Ребенок дошкольного возраста еще не знает, что он хочет, а что нет. Мудрость педагога музыкальной школы и родителей заключается в том, чтобы убедить малыша, что обучаться музыке - это здорово, круто.

Прежде чем ребенок придет в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка - чудесное светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что инструмент обладает своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят музыкальный инструмент тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен ребенку. Наша задача - поддержать этот интерес.

Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных КИРНАРСКАЯ Д. К. приводит 10 причин, по которым следует отдать ребенка в музыкальную школу.

«- несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет;

- несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»

- несмотря на то, что ребенку вообще некогда - английский, секция по плаванию, танцы и так далее….

Все это надо преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:

1.Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование - это квинтэссенция, апофеоз светских манер.

2.Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

3.Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные ноты, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба. Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4.Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший словесная речь. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал ни один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

5.Музыка структурирована и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого ШинициСузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Микрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6.Музыкальные занятия развивают навыки общения или коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7.Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8.Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9.Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа музыкант сразу делает несколько дел: помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребенку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10.И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолгои без особого рвения? Конечно, занимались». (Кирнарская Д.К.)

Можно добавить еще несколько причин.

11.Благотворное влияние музыки на интеллектуальное развитие детей. Ведь в процессе обучения музыки развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за интуицию, творчество, воображение, а также левое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Из этого следует, что занятия музыкой оптимизируют работу головного мозга. Музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

12.Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев, что благоприятно сказывается на умственном развитии ребенка.

13.В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и чувства ребенка. Занятия музыкой призваны помочь ему стать более уравновешенным и ответственным, разовьет его музыкальный вкус и эрудицию, что прекрасно расширит его кругозор. Главное в музыкальном образовании - научиться понимать и чувствовать музыку.

14.Малообщительные дети получат большой шанс найти друзей и работать в команде. Частые выступления на публике помогут преодолеть врожденное стеснение и сделать ребенка более общительным и готовым к успешной жизни.

А вот как сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод от музыки» профессор Чеффилдского Университета Кейти Овери:

«1.повышение уровня читательских навыков;

2.повышение уровня речевых навыков;

3.улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;

4.улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей;

5.улучшение концентрации внимания;

6.улучшение памяти;

7.улучшение моторной координации».

Для организации набора в музыкальные школы обычно проводят следующие мероприятия:

1.День открытых дверей.

2.Объявления о наборе.

3.Информационный блок в интернете с рассказом о деятельности школы.

4.Распространение рекламы в газете и на телевидении.

5.Концерты учащихся и преподавателей

6.Тесная связь с детскими садами и общеобразовательными школами.

7.Развлекательно-познавательные театрализованные лекции- концерты для маленьких слушателей и их родителей(музыкальные гостиные, «Детская филармония»).

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. Я тоже из года в год провожу агитационную работу по набору. У меня есть 3 детских сада и 3 школы, куда я прихожу со своими учениками.Мы даем небольшие концерты, рассказываем о школе, о своем инструменте. Обычно в концерте принимают участие ученики, которые сами ходили или ходят в этот детский сад и школу. Слушатели (дети, педагоги, воспитатели) видят, как вырос их воспитанник и чему научился; а для ребят-учеников - это возможность выступить, это - малая концертная площадка, на которой может играть любой ученик(хороший, плохой). Я считаю, что выступление на концерте, это одна из основных задач, которые стоят перед учеником и педагогом, и это то, ради чего мы учимся.

Раньше я ходила в детский сад с одним, двумя учениками 1 класса, мы играли все песенки, которые выучили за полгода; получалось что-то типа сольного концерта. Я рассказывала об инструменте, приглашала в школу, порой сразу прослушивала ребят из детского сада.

Сейчас эти выступления стали своеобразными музыкальными гостиными, в них принимают участие 6-10 учеников, которые играют соло и в различных ансамблях. Ребята-слушатели теперь не сидят пассивно, а принимают участие в действии: они поют под нашу музыку, хлопают, а порой и танцуют менуэт, вальс или водят хоровод. Это наиболее удачная форма агитации в музыкальную школу(интересно выступающим и зрителям).

Очень часто сюжетами для концертов становятся сказки, которые часто придумываю сама. Начинала со сказки «Про Машу» («Машенька» Невельштейна), девочка, которая шла или ехала в гости к дедушке «Старому Маку» и встречала по дороге Бабу-ягу, разных животных (у ребят младших классов много песенок про зверей), а в конце сказки дедушка устраивал праздник с песнями и танцами.

Сказки «Как звери елку искали» Надежда Притулина или «Как Хрюшу похвалили» Валерия Горбачева имеют конкретных авторов, а я только подбирала музыку под сюжет из произведений, которые играют мои ученики.

Для детей 1-3 классов общеобразовательных школ сюжеты для музыкальных гостиных более серьезные: «В стране музыкальных инструментов», «Музыкальное путешествие по странам Европы», здесь рассказываю о разных инструментах, композиторах, загадываю загадки, показываю основные элементы танцев, приглашая принять участие в танце слушателей, читаю стихи, использую слайды.Концерты становятся более зрелищными.

Обычно такие лекции - концерты провожу в декабре-январе, а за тем в апреле-мае, когда у учеников готова программа. После таких походов в детские сады и школы нельзя сказать, что дети «валом валят», но набор есть. Конечно, многое зависит от педагога. Педагог должен быть творческой личностью, чтобы к нему тянулись дети, и в классе у него было интересно заниматься.







© 2010-2022