Творческие задания по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Методика организации исследовательской деятельности учащихся с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки».

Эпиграф: " Музыка - могучий источник мыслей.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребенка.

Она, музыка,- ни с чем несравнимое

средство воспитания творческих сил

разума».

В.А. Сухомлинский

Введение.

В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. В наше время очень важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.

Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение индивида. Музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.

Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся в научно-исследовательской работе. Для реализации тесной деятельности очень подходит программа Д.Б. Кабалевского, по которой я работаю. Она прошла полную апробацию на протяжении многих лет и дает возможность постоянной импровизации за счет структуры и формы урока. Поэтому основной целью моей работы является не расширение, углубление и т.д., а развитие творчества, создания урока-концерта, урока-былины в рамках государственной программы.

Цели:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлимой части духовной культуры;

- развитие музыкальности каждого ребенка, а именно: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, вокальном исполнении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии моей работы:

1. Усвоение изучаемых произведений и знаний о музыке при помощи исследовательской деятельности учащихся

2. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки)

Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников.

Урок музыки, прежде всего урок искусства. Музыка - это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, на его вкус, психику. И очень важно с первых уроков начинать прививать вкус к хорошей музыке. Учеными практически доказано, что именно классическая музыка оказывает на человека благотворное влияние, воспитывает, так как несет в себе высокие идеалы - мир, добро и красоту. У школьника появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности. Зерном одаренности, являются познавательные потребности «Я хочу это знать, мне интересно это узнать, я стремлюсь это узнать».

Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, необходим подбор дополнительного репертуара для урока музыки и для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков.

Программа Кабалевского доступна и проста,

Танец, марш и песню узнаем без труда,

Чем больше музыки мы будем слушать,

Тем больше будем мы о жизни знать,

Великий композитор Кабалевский

Сумел в своей программе нам все просто рассказать.

Теперь мы знаем, музыка идет из жизни,

Она правдива, что не говори,

И песня - это летопись родной Отчизны,

А марш - история родной страны!

5 класс «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

На занятиях по этой теме рассматриваются такие литературные жанры как: стихи, сказки, басни, рассказы, кинофильмы. Рассмотрев и прочитав замечательные произведения ставится задача : научить детей слышать живую музыку на страницах книг. Для этого используются знакомые детям произведения, которые они изучали ранее на уроках литературы:

Фрагмент из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом.

Идет налево песнь заводит, на право сказку говорит.

Важно показать, как тесно связаны два вида искусства литература и музыка. Как много потеряла бы литература, если бы не было музыки, многие литературные произведения вообще не могли б появиться на свет, так как музыка является главным действующим лицом.

Для того , чтобы углубить и закрепить пройденный материал, учащимся предлагается самостоятельно выполнить два творческих задания

( по желанию самих учащихся).

1. Провести научно-исследовательскую работу - поработать с литературными текстами и найти стихотворения, где присутствует музыка.

Задание повышенной трудности.

2.***Творческая работа - Попробовать самим сочинить небольшое стихотворение, где музыка будет играть главную роль (задание повышенной трудности). В результате творческой работы появилось стихотворение ученика Гулимова Михаила. (см. приложение)

Музыка в баснях.

Для рассмотрения музыки в баснях берется известная учащимся басня

И.Крылова «Квартет», которую ребята хорошо знают из программы предмета «Родная речь».

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся, данной самой природой, дается творческое задание.

( по желанию) по двум ступеням:

1.Провести научно-исследовательскую работу - найти в книгах басни, где присутствует музыка (простое)

Задание повышенной трудности

2.*** Творческая работа - Попробовать самим сочинить небольшую басню, где будет звучать музыка (задание повышенной трудности).

Результат - одна из работ ученика 5 класса Лысов Никита. (см. приложение)

БАСНЯ.

Когда нет в музыке согласья голосов,

Не музыка получится, а рев.

Играть такую музыку не сможешь,

Даже в шутку.

Однажды скрипка, барабан и дудка

Мелодию решили сочинить

Такую, чтобы мир весь удивить.

Казалось им, что это очень просто

И каждый выбрал ноты на свой вкус

Играет каждый сам себе,

А вместе ничего не удается.

У скрипки тянется напев,

У барабана дробь быстрей

Стрелы несется,

А дудка расчирикалась, как воробей.

И каждый лишь свою игру

Считает идеальной

А на партнера - ноль вниманья.

Чтоб музыку красивую создать,

Друг друга нужно уважать и слушать,

А если каждый сам себе начнет играть,

То слушатель заткнуть захочет уши.

Аналогичное творческое задание проводится по теме : «Музыка в сказках».

1. Провести научно-исследовательскую работу - Найти сказку, где музыка играет главную роль. (простое)

Задание повышенной трудности

2.*** Попробовать самим сочинить сказку, где присутствует музыка

(задание повышенной трудности) (см. приложение)

По теме «Музыка и литература» творческих работ учащихся бывает много. В большинстве своем они сделаны как настоящие маленькие книжки в переплете. И не важно, хороша ли получилась сказка, басня, стих - главное, что ребенок захотел ее сочинить, проявил трудолюбие, усердие и творчество,

попробовал себя как художник, сочинитель, оформитель своей работы, а ведь большое искусство начинается с малого.

Научно-исследовательская деятельность учащихся 7-х классов по группам. Тема «Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны». Класс разделить на три группы. Каждой группе выдать карточки с заданиями.

Задание №1. Выбрать из списка песен:

1) песни, написанные до войны;

2) песни, написанные во время войны;

3) песни, написанные после войны.

Список песен:

1. А. Новиков «Дороги»

2. А. Александров «Священная война»

3. К. Листов «В землянке»

4. Э.Колмановский «Алеша»

5. В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

6. Д.Тухманов «День Победы»

7. И. Дунаевский «Моя Москва»

8. Я. Френкель «Журавли»

9. Н. Богословский «Темная ночь»

10. М. Блантер «Катюша»

11. А. Эшпай «Москвичи»

12. А. Новиков «Смуглянка»

Задание № 2. Инсценировать любую песню и подобрать к ней эпиграф из заранее заготовленного литературного текста.

Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки в 7-х классах. Подобрать стихи к указанным выше песням похожие по образу.

Тексты стихов:

1. Вячеслав Иванов

Льются звуки, печалью глубокой,

Бесконечной тоскою полны:

То рассыплются трелью высокой,

То замрут тихим всплеском волны.

Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,

Что в вас жгучую будит печаль?

Или в счастье вы веру теряете,

Иль минувшего страстно вам жаль?

2. Солдаты пели

А по земле туманы моросили

И падали на травы и леса,

Солдаты пели о России

На все, что есть на свете голоса.

В степи синели древние курганы,

Бежал дымок по желтому жнивью.

Солдаты с песней забывали раны,

Тоску и боль окопную свою.

Привет вам, синие, родные дали,

Привет березам, речкам и холмам.

Мы на войне бесстрашно умирали

За все, что мило с детства было нам.

Душа зовет к необозримой сини,

Где выше крыш зимой лежат снега.

Поют солдаты о России,

О той, что всем до боли дорога.

3. Песня о песне

Когда печаль души твоей коснется,

Когда разлука сердце обожжет,

Ты песню кликни, песня отзовется,

И песня вдруг, как милый друг придет.

И любовь, и боль, и смертный бой-

Песня все пережила с тобой,

Если, умирая, можно петь,

Я хотел бы с песней умереть.

4. Какая музыка была!

Какая музыка играла

Когда и души и тела

Война проклятая попрала!

Какая музыка во всех

Все и для всех-

Не по ранжиру

Осилим. Выстоим, спасем. Ах, не до жиру-

Быть бы живу…

5. Я бы с песни начал свой рассказ

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу столько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

6. В тот день, когда закончилась война

И все стволы палили в счет салюта

В тот час на торжестве была одна

Особая для всех минута.

В конце пути, в далекой стороне

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

7. И девчонке смуглой, что уселась

На ступеньки старого крыльца

Вдруг необъяснимо захотелось

Увидать поющего бойца.

8. Незаметно расправлялись плечи,

Прибавлялось мужества и сил

И солдат надеялся на встречу

С тем, кто эту песню сочинил.

Перед началом выполнения задания учащимся было предложено провести научно-исследовательскую работу. Найти материал о создании военных песен, биографию композиторов, узнать, где эти песни были написаны, при каких обстоятельствах. В течение исследовательской работы самими ребятами, было выделено три периода создания военных песен, которые сыграли огромную роль в победе Великой Отечественной войны:

1) песни, написанные до войны;

2) песни, написанные во время войны;

3) песни, написанные после войны

Во время научно-исследовательской работы учащиеся самостоятельно нашли картины, созданные художниками на военную тематику, что показало наглядно межпредметную связь музыки и изобразительного искусства, а также сплоченность и объединенность советских людей в борьбе против фашизма. В ходе работы были представлены портреты композиторов, пропеты песни о войне, инсценировка песен. Творческий урок, где слились воедино музыка , литература, история, изобразительное искусство, показал высокий уровень самоподготовки учащихся и огромный интерес учащихся к истории нашего государства.

По наблюдениям и анализу детских творческих работ видно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

Широкая интергративная основа музыки с жизнью, природой, а также с предметами художественной и познавательной деятельности - чтением, изобразительным искусством, природоведением. Это все открывает учащимся возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности - хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. Учащиеся могут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере получения знаний и накопления личного жизненного опыта. Любое исследование это получение новых знаний.

Этапы исследования:

1. Учащийся сам выбирает материал, который заинтересовал его на прошедшем уроке.

2. Учащийся сам собирает информацию, связанную с объектом исследования. Проделанная работа позволяет определить уровень знаний учащегося.

3. Найти и записать известные ему сведения об объекте исследования.

Методика творческой работы во 2 классе.

Тема урока: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость». Урок № 4.

На примере первой русской оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» учащиеся знакомятся с подвигом простого крестьянина. Для начала необходимо сравнить два утра . «Утро» в музыке норвежского композитора Э. Грига и утро в арии «Ивана Сусанина» М. Глинки. Ребята называют сходство и различие между двумя произведениями без труда. Также можно сравнить мелодию песни П. Попатенко «Скворушка прощается» и мелодию арии «Ивана Сусанина». Грустная музыка, печальная, но грусть разная. Спросить детей почему?

При анализировании и сравнении музыкальных фрагментов, у детей появляется интерес. На уроке идет не простое выучивание мелодии, а исследования ,размышления, споры, ответы на вопрос.

Задание - найти дополнительный материал об Иване Сусанине. Как показывает практика, дети с удовольствием приносят на урок материал, который они нашли в книгах, энциклопедиях, Интернете. Идет исследовательская поисковая работа. Так у ребят возникает интерес к истории. Полученные знания в дальнейшем пригодятся учащимся на уроках истории и литературы и изобразительного искусства.

Активация познавательных интересов учащихся способствует создания учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, побуждение у ребят узнавать новое, преодолевать затруднения.

При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации возникают прежде всего, под воздействием реально звучащей или слышимой внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные образы. Музыкальное мышление это специфический вид общечеловеческой способности мыслить. Закономерности мышления приобретают в музыкальной деятельности своеобразный характер в силу того, что отражения действительности происходит посредством обобщенных музыкальных образов. В основе музыкального мышления лежат музыкально слуховые действия, являющиеся комплексом взаимосвязанных музыкально-двигательных и зрительных представлений. Музыкально-слуховое представление для любого вида музыкальной деятельности играет большую роль, так как включает в себя понимании логики построения музыкального произведения, его формы, структуры и помогает эмоциональному восприятию и глубокому проникновению в художественный образ, лежащий в основе произведения. Накопление музыкально-слуховых представлений происходит на базе музыкального опыта.

Методика разучивания норвежской народной песни «Волшебный смычок» 5 класс.

1. Прочитать слова песни.

2. Попросить детей придумать музыку к этим стихам (выбрать лад, темп, ритм, характер исполнения песни ).

3. Исполнить мелодию песни по нотам.

4. Начать разучивать первые два куплета.

Пришел к нам в село музыкант старичок,

В руках музыканта волшебный смычок,

Ударил по струнам, сбежался народ,

Танцует, играет, смеется, поет.

Шел мимо богач, услыхал скрипача,

И вспыхнула зависть в душе богача,

«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,

Я дам за нее тебе хлеба амбар».

Творческое задание.

1.ответить на вопрос продаст ли свою скрипку старичок?

2.***- нарисовать окончание песни.

Как правило, вариантов окончания песни бывает несколько. Каждый из учащихся, кто сделал работу, выходит к доске, всем показывает свою работу и высказывает свою точку зрения, как закончится эта песня. В ходе исследовательской работы рассматриваются все варианты окончания песни. Но интерес в другом, как, в самой песне разрешится эта ситуация. Всем очень интересно, ребята ждут с нетерпением разучивания окончания песни.

Результат проделанной работы: каждый учащийся мог предложить свой вариант окончания песни, высказать свою точку зрения, предварительно проведя исследование, почему я так решил, попробовать убедить остальных ребят и получить оценку за работу на уроке. Такая работа способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности думать, уважительное отношение к друг другу. Чтобы выполнить задание учащийся должен уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все учащиеся думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к работе. А это самое главное.

Метод наблюдения и анализа.

Одним из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики влияния эмоционального состояния на мотивацию учения, является наблюдение. Показатели наблюдения выявляют отношение учащегося к учению. Например: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них. Общая активность на занятиях; наличие и характер отвлечений; отношение к занятию; поведение учащихся по окончанию занятий (радуются и хотят заниматься еще, задерживаются после занятий и обсуждают с учителем содержание урока, делятся своими впечатлениями, знаниями, воспоминаниями).

Рисуночная методика - слышу, вижу, рисую.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого.Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б)т щательность и аккуратность деталей рисунка - при положительном отношении, при отрицательном - рисуется нарочито небрежно.

В) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

Формальные характеристики рисунка и их анализ, выявляют эмоциональное отношение учащегося к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для него, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для учащегося личностно значимой деятельностью. Если ученик принес несколько работ по заданной теме, это свидетельствует о положительном отношении к учению.

Широко известно, что музыка оказывает на человека огромное влияние. Отмечаются особенности воздействия музыки на организм человека и его эмоциональное состояние. Под воздействием музыкальных стимулов происходит изменение сердечной деятельности, мышечной активности, электрической активности мозговых клеток, регистрируются симптомы изменения эмоционального состояния в зависимости от характера музыки. Побудительное влияние специально подобранных музыкальных произведений на активацию интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обращено внимание на постмузыкальное переживание в течение определенного времени.

С помощью методики «музыкальная комната» исследуется влияние эмоциональной ситуации на интенсивность общения и сплочения учеников. Определенные выученные музыкальные произведения такие как «Моя Москва» И. Дунаевского, «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой оказывают положительное влияние на учащихся.

Методика разучивания песни «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой.

I. Прочитать с выражением слова песни.

II. Спросить ребят, какую музыку они написали бы к этим стихам, если бы были композиторами.

III. Спросить кто такой А.П. Гайдар.

IV. Провести научно-исследовательскую работу. Найти дополнительный материал о А.П. Гайдаре, узнать какие произведения он написал. Ответить на вопрос, почему у этого человека необыкновенная биография?

V. Почему о Гайдаре композитор решил написать песню, тем самым увековечив его имя?

После проделанной исследовательской работы, выучивания всей песни, ее исполнения, а звучала она в характере военного марша, учащимся было предложено ответить на вопрос письменно:

1)какое воздействие оказала на Вас ,только что пропетая Вами песня? Что Вы почувствовали

2)что Вам захотелось сделать?

Анализ детских работ показал, что песня действительно оказала на ребят свое воздействие: «… после пропетой песни, мне захотелось быть вместе с Гайдаром на передовой, бить врагов», «… мне захотелось идти на фронт, защищать Родину», «… я представил, что скачу на коне и бью фашистов». Проделанная работа на 100% выполняет воспитательную задачу - воспитывать граждан своей страны, обращение к истории, работа по сбору материала по Гайдару, поиска его портрета, биографии, литературных произведений дает высокий процент усвоения пройденного материала на уроке. Песня запомнится ребятам надолго, проделана огромная работа, найден героический образ человека, с которого надо брать пример. Все работы учащихся хранятся в творческой папке и могут быть использованы в качестве наглядного и дидактического материала.

Методика применения игры на уроках музыки.

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей очень велико. При знакомстве с такими серьезными музыкальными жанрами как опера или балет игровые моменты на уроке помогают более доступно объяснить учащимся терминологию этих слов.

Знакомство с оперой М. коваля «Семеро козлят».

Так как опера тесно связана с литературой необходимо познакомить детей с литературным текстом.

1.Прочитать русскую народную сказку.

2.Прослушать фрагменты из оперы и найти сходство и различие литературного текста и музыкального.

3.Разучить сольные партии главных героев этой оперы.***

4.По желанию учеников выбрать действующих лиц оперы и инсценировать сказку по ролям. Каждое действующее лицо сказки должно показать танцевальные движения под музыку и раскрыть музыкальный образ героя.

5.Провести беседу со зрителями . Дать возможность самим ребятам оценить выступление своих товарищей, проанализировав, что получилось хорошо, а что плохо.

6. Нарисовать понравившегося героя оперы.

Через приемы игры, которые используются на уроке ненавязчиво, прививается любовь детей к классической музыке. Я уверена, что когда-нибудь они сами захотят посмотреть эту оперу в Большом театре и приведут туда своих родителей.

Тест №1. (6 класс)

1.Назвать русских композиторов:

а) Л.В. Бетховен

б) С.С. Прокофьев

в) П.И. Чайковский

2. Назвать советских композиторов:

а ) Э. Григ

б) Д. Шостакович

в) Ж. Бизе

3.* Назвать зарубежных композиторов и их музыкальные произведения:

а ) М.И. Глинка

б) В.А. Моцарт

в) М. Равель

Вывод: Творчество это деятельность человека, это результат труда и усилий самого человека. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследования имеют высокую ценность для современного образования. Современный учащийся должен быть компетентен при управлении знаниями, совершенствоваться, уметь меняться, расти, не стоять на месте.





© 2010-2022